Альфред Манесье (5 декабря 1911 года, Сент-Уэн - 1 августа 1993 г. Орлеан ) был нефигуративным французским живописцем, витражистом и дизайнером гобеленов, частью новой Парижской школы и Salon de Mai.
Манесье родился среди рыбаков и масонов. в провинции Пикардия на севере Франции. Прецедент творческой работы в семье был: дед был каменщиком, а его отец и дядя учились в Ecole des Beaux Arts в Абвиле. Отец разрешил молодому человеку поехать в Париж при условии, что он будет изучать архитектуру, что было более безопасным занятием, чем занятие живописцем. Только когда его отец, тогда оптовый торговец вином в Амьене, внезапно умер, он смог переключиться "на его любимые занятия искусством. Он поступил в архитектуру в 1929 году, переключился на искусство с Роджером Биссие в Academie Ranson в 1935 году, незадолго до смерти отца в 1936 году.
В 1937 году на Парижской международной выставке французы Правительство назначило Соню Делоне и Робер Делоне представлять авангардное искусство в транспортных центрах Парижа, таких как Air Palace и Railways Palace. Пара получила задание нанять и проживать с 50 безработными художниками в марте и апреле для создания крупного проекта площадью 19 000 квадратных футов (1800 м) произведений искусства. Среди художников были Биссьер, Жан Бертоль и Манесье, которые работали над четырьмя фресками. В следующем году он женился на художнице Терезе Симонне. В 1939 году Манесье был призван в армию в качестве технического рисовальщика. В 1940 году, ожидая рождения сына, он нашел работу батраком, чтобы поддерживать растущую семью, но к 1941 году он вернулся в Париж, чтобы участвовать в выставке Gallery Braun «20 молодых художников», которая открыла во Франции движение нефигуративного искусства. Несмотря на абстрактный стиль, основанный на том, что немцы-оккупанты считали «дегенеративными» способами, и несмотря на преподавание Манессье в антиавластной и антииндоктринационной организации «Молодая Франция», художник не подвергался цензуре или домогательствам. конец немецкой оккупации, с преподавательским составом, в который также входили Жан Базен, Жан Вилар, Жан Десайи, Андре Клеман.
Манесье оставил преподавание в 1943 году для рисования на полную ставку. В этом году он совершил трехдневный визит в монастырь траппистов в Орне. Деморализованный оккупацией и войной, в монастыре он был глубоко тронут старинной одеждой и искусством, песнопениями и поклонением, ритмами работы и тишиной монахов. «Я глубоко чувствовал космическую связь между священным пением и окружающим миром природы. Эти люди, которые пели, возможно, были немного оторваны от мира, но в их отношениях с природой была правда», - вспоминал он. «Если бы у нас была евангельская чистота примитивов, если бы мы могли смотреть на природу со всей невинностью любви, тогда, возможно, мы могли бы изобразить священное, как они. Но мы люди этого века: сломанные, взорванные». Так начался плодотворный период абстрактной живописи: «мозаичные узоры, светящиеся цвета, часто поддерживаемые толстой черной сеткой».
Между картинами он вскоре начал исследовать другие средства выражения. В 1945 году у него родилась дочь, и 34-летнему Манессье было поручено производить костюмы и декорации для постановки Мари-Анн Виктуар в Studio des Champs-Élysées. В 1947 году ему было поручено изготовить два витража для церкви Брезе. В 1949 году он изготовил гобелен для доминиканцев из Солшуара, Сена и Уаза. Эти другие средства были постоянными дополнениями к его живописи на протяжении всей его карьеры (избранные театральные работы включают установку Декамерона в Нерви Италия 1960 года с участием 340 костюмов и 18 декораций, костюмы для постановки Галилео Галилея 1963 года в Национальном народном театре, Париж; избранные витражи включают проект 1952 года в церкви Всех Святых в Базеле, проект 1957 года в часовне Святой Терезы в Норде, 1959 года в Мюнстеркирхе в Эссене, 1964 года в Сен-Жеро в Кельне и 1968 года для Парижского монастыря Soeurs de l'Assomption; избранные гобеленовые работы включают комиссию 1952 года для Французского государства, плащ благословения 1957 года для северной церкви и комиссию 1969 года для Национального центра искусств в Оттаве)
Этот последний проект в Канаде был инициирован для Manessier еще одно духовное пробуждение. Во время визита в Канаду в 1967 году, чтобы осмотреть проектируемую площадку под застройку Arts и оценить свет Оттавы, он был вдохновлен дискуссиями о больших неосвоенных территориях Канады, а также об искусстве и жизни инуитов, относительно нетронутых западной культурой: «У меня было ощущение, что я проник в нее. элементарная природа. Дно озера полно корней и разложившейся растительности, и благодаря всему этому природа возрождается. Я никогда не испытывал подобного ощущения. Я открыл для себя доисторическое измерение ».
Он был жертва автомобильной аварии в Луаре 28 июля 1993 года и скончалась через четыре дня в больнице Source в Орлеане. Его похороны прошли в церкви Сен-Сепулькр д'Аббевиль, и он был похоронен в Cimetière de Saint-Ouen на месте своего рождения.
На Викискладе есть материалы, связанные с Альфредом Манесье. |