Александр Тансман (польский : Александр Тансман (Танцман); 12 июня 1897 - 15 ноября 1986) был польским композитором и пианистом-виртуозом еврейского происхождения. Он провел свои ранние годы в своей родной Польше, но большую часть своей жизни прожил во Франции, получив французское гражданство в 1938 году. Его польская идентичность повлияла на несколько оркестровых и камерных произведений, таких как Rapsodie polonaise и Quatre Danses. полонезы и некоторые гитарные произведения, такие как Hommage à Lech Walesa и Hommage à Chopin. Его музыку часто называют преимущественно неоклассической, опирающейся на его польское еврейское наследие, а также на его французские музыкальные влияния.
Тансман родился и вырос в Польский город Лодзь в те времена, когда Польша не существовала как независимое государство, будучи частью царской России. Его родители оба были уроженцами Пинска. Его отец Мойше (Мовса) Танцман (1868–1908) умер, когда Александру было 10 лет, и его мать Хана Танцман (урожденная Гурвич, 1872–1935) воспитывала его и его старшую сестру Терезу (1895 года рождения) в одиночку.
Композитор написал следующее о своем детстве и происхождении в письме американскому исследователю в 1980 году:
Хотя он начал свое музыкальное образование в Лодзинской консерватории, его докторантура проходила в l aw в Варшавском университете. Вскоре после завершения учебы Тансман переехал в Париж, где его музыкальные идеи были приняты и поддержаны наставниками и музыкальными влияниями Игорем Стравинским и Морисом Равелем, в отличие от к более консервативному музыкальному климату в его родной Польше. Находясь в Париже, Тансман общался с группой музыкантов иностранного происхождения, известной как École de Paris ; Хотя Онеггер и Мильо пытались убедить его присоединиться к Les Six, он отказался, заявив о необходимости творческой независимости. Позже Тансман написал биографию Стравинского, которая была очень хорошо принята.
Тансман называл себя французско-польским композитором; дома он говорил по-французски и женился на французской пианистке Колетт Крас, дочери французского композитора и адмирала Жана Краса.
В 1941 году Тансман бежал из Европы, так как его еврейское происхождение подвергло его опасности с гитлеровской приход к власти. Он переехал в Лос-Анджелес, благодаря усилиям своего друга Чарли Чаплина в создании комитета визы, где он вскоре присоединился к кругу известных эмигрировавших художников, которые среди них были Стравинский, Арнольд Шенберг и другие. Тансман написал музыку как минимум к трем голливудским фильмам: Плоть и фантазия, в главной роли Барбара Стэнвик, биографический фильм о австралийском медицинском исследователе. Сестра Элизабет Кенни в главной роли Розалинд Рассел и Парижское метро в главной роли Констанс Беннетт. На церемонии вручения Оскара 1946 года он был номинирован на Оскар за лучшую музыку, озвучивание драматического или комедийного фильма для Paris Underground. (Было огромное поле из 21 номинации, и победителем стал Миклош Рожа за Spellbound.) Тансман также сочинял музыку для фильмов, снятых и выпущенных за пределами США.
Когда Александр Тансман вернулся в Париж после войны, его европейская музыкальная карьера снова началась по всей Европе, и он сочинил свои основные произведения, которые сразу же сыграли лучшие оркестры и дирижеры. Во многих работах Тансман вернулся к своим музыкальным корням, опираясь на свое еврейское и польское прошлое, чтобы создать некоторые из своих величайших произведений. В последний период своей жизни он начал восстанавливать связи с Польшей, хотя его карьера и семья держали его во Франции, где он прожил до своей смерти в Париже в 1986 году.
Сегодня Конкурс Александра Тансмана для многообещающих музыкантов проводится в его честь раз в два года на его родине в Лодзи с целью популяризации его музыки и местной культуры. Среди известных учеников Тансмана Юксель Коптагель, турецкий композитор и пианист.
Тансман был не только всемирно признанным композитором, но и пианистом-виртуозом. С 1932 по 33 год Тансман выступал перед аудиторией по всему миру, включая императора Японии Хирохито и Махатму Ганди ; он считался одним из величайших польских музыкантов. Позже он провел пять концертных туров по США, в том числе в качестве солиста Сержа Кусевицкого с Бостонским симфоническим оркестром, а также сделал успешную карьеру во Франции в качестве концертного исполнителя.
Многие музыковеды говорят, что музыка Тансмана написана во французском неоклассическом стиле его приемного дома и в польских стилях его родины, опираясь на его еврейское наследие. Уже на грани музыкальной мысли, когда он покинул Польшу (критики ставили под сомнение его хроматическое, а иногда и политональное письмо), он перенял в своей работе расширенные гармонии Равеля, а позже его сравнивали с Александр Скрябин в его отходе от условной тональности.
Тансман - один из тех польских художников, чье искусство вошло в круговорот международной художественной жизни. Именно Тансман - вместе с Шимановским, который был на пятнадцать лет старше его, - был первым художником, который переплел польскую музыку с новым языком и эстетикой 20-го века. Тансман вышел за рамки музыкальной поэтики 19 века и немецких образцов гораздо больше, чем Шимановский.
В одном из писем Тансмана говорится, что «очевидно, что я многим обязан Франции, но любой, кто когда-либо слышал мои произведения, не может сомневаться что я был, есть и буду польским композитором ». После Шопена, Тансман может быть ведущим сторонником традиционных польских форм, таких как полонез и мазурка ; они были вдохновлены и часто написаны в честь Шопена. В своих произведениях, которые варьировались от беззаботных миниатюр до виртуозных представлений, Тансман использовал традиционные польские народные темы и адаптировал их к своему характерному неоклассическому стилю. Тем не менее, он не писал прямые настройки самих народных песен, как он заявляет в радиоинтервью: «Я никогда не использовал настоящую польскую народную песню в ее первоначальной форме и не пытался ее преобразовать. популярная песня портит ее. Она должна быть сохранена в первоначальной гармонии ».
Ключевым моментом, определяющим артистическую позицию Тансмана, были его постоянно повторяющиеся попытки создать новый классический стиль. Это не означало приверженности неоклассицизму с точки зрения эстетического и стилистического воздействия в нормативном значении. Несоответствие между композиторской практикой Тансмана и основными принципами неоклассицизма можно было наблюдать в 1940-х годах, хотя более ранние признаки такого отношения присутствовали в его более ранних работах. После 1950 года, увидев анахронизм и выгорание неоклассицизма, Тансман применил более радикальные методы. Он включил некоторые достижения современного авангарда и интересовался чисто качественными характеристиками звуков. Сосуществование различных конструктивных принципов в одной форме привело к столкновению различных типов выражения, что усилило драматизм, динамику и силу представления музыки Тансмана.
Тансман написал более 300 произведений, в том числе 7 опер, 11 балетов, 6 ораторий, 80 оркестровых пьес (из них 9 симфоний) и множество произведений камерной музыки, среди которых 8 струнных квартетов, 8 концертов, около 100 пьес для фортепиано, много пьес для радио и много произведений для детей. Он также известен своими гитарными пьесами, в основном написанными для Андреса Сеговиа - в частности, «Каватина» и Сюита in modo polonico (1962), сборник польских танцев. Сеговия часто исполнял эту работу в записях и в турне; сегодня это часть стандартного репертуара. Музыку Тансмана исполняли такие музыканты, как Сеговия, Вальтер Гизекинг, Хосе Итурби, Яша Хейфец, Джейн Батори, Джозеф Сигети, Пабло Казальс, Грегор Пятигорский, Игорь Зубковский и Кристофер Паркенинг. Практически все его произведения сейчас записаны на компакт-диски. С его дискографией можно ознакомиться на его сайте: "alexandre-tansman.com"
Более полный список работ см. В биографии Тансмана из университета г. Гамбург.
Сотни композиций Тансмана включают: