Александр Кожев | |
---|---|
Родился | Александр Владимирович Кожевников. (1902-04-28) 28 апреля 1902. Москва, Российская Империя |
Умер | 4 июня 1968 (1968-06-04) (66 лет). Брюссель, Бельгия |
Alma mater | Берлинский университет. Гейдельбергский университет |
Эпоха | Философия ХХ века |
Регион | Западная философия |
Школа | |
Институты | École pratique des hautes études |
Основные интересы | История философии |
Известные идеи | Субъекты желания |
Влияния | |
Влияние | |
Александр Кожев (, французский: ; 28 апреля 1902 - 4 июня 1968) родился в России, французский философ и государственный деятель, чьи философские семинары оказали огромное влияние на французскую философию 20-го века, в частности через его интеграцию гегелевских концепций в континентальную философию двадцатого века. Как государственный деятель во французском правительстве, он сыграл важную роль в формировании Европейского Союза.
Кожев родился Александр Владимирович Кожевников (Русский : Алекса́ндр Влади́мирович Коже́вников, IPA:, о работах которого он напишет влиятельное эссе в 1936 году. Он получил образование в Берлинском университете и Гейдельберге. Германия. В 1926 году в Гейдельберге он завершил кандидатскую диссертацию о взглядах русского религиозного философа Владимира Соловьева на союз Бога и человека во Христе под руководством Карла Ясперса. Его диссертация называлась «Религиозная философия Владимира Соловьева» («Религиозная философия Владимира Соловьева»).
Ранние влияния включали философа Мартина Хайдеггера и историка науки Александра Койре. Кожев провел большую часть своей жизни во Франции и с 1933 по 1939 год прочитал в Париже цикл лекций по Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю Феноменология духа. После Второй мировой войны Кожев работал в Министерстве экономики Франции в качестве одного из главных планировщиков Европейского общего рынка.
. Кожев изучал и использовал санскрит, китайский, тибетский, латинский и классический языки. Греческий. Он также свободно говорил на французском, немецком, русском и английском языках.
Кожев умер в Брюсселе в 1968 году, вскоре после выступления на Европейском экономическом сообществе (ныне Европейский Союз ) от имени правительства Франции.
Хотя Кожев и не был ортодоксом марксистом, он был известен как влиятельный и своеобразный интерпретатор Гегеля, читавший его через призму обоих Карла Маркса и Мартин Хайдеггер. Известный тезис конец истории выдвинул идею о том, что идеологическая история в ограниченном смысле закончилась Французской революцией и режимом Наполеона. и что больше не было необходимости в насильственной борьбе за установление «рационального верховенства режима прав и равного признания». Конец истории Кожева отличается от более позднего одноименного тезиса Фрэнсиса Фукуямы тем, что он указывает как на социалистическо-капиталистический синтез, так и на триумф либерального капитализм. Марк Лилла отмечает, что Кожев отверг преобладающую среди европейских интеллектуалов концепцию 1930-х годов о том, что капитализм и демократия были неудавшимися артефактами Просвещения, которые будут уничтожены либо коммунизмом, либо фашизм. Напротив, будучи первоначально несколько более симпатичным к Советскому Союзу, чем к Соединенным Штатам, Кожев посвятил большую часть своих мыслей защите западноевропейской автономии, особенно Франции, от господства либо Советского Союза, либо Соединенных Штатов. Он считал, что капиталистические Соединенные Штаты представляют право-гегельянство, в то время как государственно-социалистический Советский Союз представляет левогегельянство. Таким образом, победа любой из сторон, как он утверждал, приведет к тому, что Лилла описывает как «рационально организованную бюрократию без классовых различий».
Некоторые из наиболее важных лекций Кожева о Гегеле были опубликованы на английском языке в ставшем теперь классическим языке. Введение в чтение Гегеля: лекции по феноменологии духа в 1947 году. Его интерпретация Гегеля была одной из самых влиятельных в прошлом веке. Его лекции посещала небольшая, но влиятельная группа интеллектуалов, в том числе Раймон Кено, Жорж Батай, Морис Мерло-Понти, Андре Бретон, Жак Лакан, Раймон Арон, Мишель Лейрис, Генри Корбин и Эрик Вейль. Его интерпретация диалектики господина и раба оказала большое влияние на теорию Жака Лакана зеркальной стадии. Другие французские мыслители, признавшие его влияние на их мысли, включают постструктуралистов философов Мишеля Фуко и Жака Деррида.
переписку Кожева с Лео Штраусом был опубликован вместе с критикой Кожева комментария Штрауса к книге Ксенофонта Иеро (см. ниже об их дружбе и спорах). В 1950-х годах Кожев также встретился с правым теоретиком права Карлом Шмиттом, чью «Концепцию политического» он неявно критиковал в своем анализе текста Гегеля «Власть и рабство». Другим близким другом был философ-иезуит-гегелевец Гастон Фессар.
В дополнение к его лекциям по феноменологии духа, другие публикации Кожева включают малоизвестную книгу о Иммануиле Канте и статьи о взаимосвязи между гегельянская и марксистская мысль и христианство. Его книга 1943 года Esquisse d'une феноменология права, опубликованная посмертно в 1981 году, противопоставляет аристократические и буржуазные взгляды правых. Le Concept, le temps et le discours - экстраполяция гегелевского представления о том, что мудрость становится возможной только в полноту времени. Ответ Кожева Штраусу, который оспаривал это понятие, можно найти в статье Кожева «Император Юлиан и его искусство письма».
Кожев также подвергает сомнению интерпретацию Штрауса классических произведений в объемном «Esquisse d'une histoire» raisonnée de la pensée païenne, которая охватывает досократических философов Платона и Аристотеля и неоплатонизма. Хотя первый том предыдущей работы все еще был опубликован при его жизни, большинство его сочинений оставались неопубликованными до недавнего времени. Они становятся предметом повышенного внимания ученых. К настоящему времени опубликованы два оставшихся тома Esquisse d'une histoire raisonnée de la pensée païenne (1952), Outline of a Phenomenology of Right (1943), L'idée du déterminisme dans la Physique classique et dans современное телосложение (1932), Le Concept, Le Temps et Le Discours (1952), L'Athéisme (1931) и понятие авторитета (1942). Некоторые из его более коротких текстов также привлекают все большее внимание, а некоторые из них также публикуются в виде книг.
Кожев имел тесную и давнюю дружбу со Штраусом, которая началась, когда они были студентами философии в Берлине. Эти двое разделяли глубокое философское уважение друг к другу. Кожев позже напишет, что он «никогда бы не узнал [...], что такое философия» без Штрауса. В 1930-х годах они начали дискуссию об отношении философии к политике, которая завершилась ответом Кожева на «О тирании» Штрауса. Кожев, высокопоставленный государственный деятель во французском правительстве, утверждал, что философы должны принимать активное участие в формировании политических событий. С другой стороны, Штраус считал, что философия и политика принципиально противоположны и что философы не должны играть существенной роли в политике, отмечая катастрофические результаты Платона в Сиракузах. Философы должны влиять на политику только в той мере, в какой они могут гарантировать, что философское размышление останется свободным от соблазна и принуждения властью. Несмотря на эти дебаты, Штраус и Кожев остались друзьями. Фактически, Штраус отправлял своих лучших учеников в Париж, чтобы они закончили учебу под личным руководством Кожева. Среди них были Аллан Блум, который пытался сделать работы Кожева доступными на английском языке и опубликовал первое издание лекций Кожева на английском языке, и Стэнли Розен.
В 1999 году Le Monde опубликовал статью, в которой сообщалось, что документ французской разведки показал, что Кожев шпионил в пользу Советов с целью более тридцати лет. Утверждения этого документа и даже его существование оспариваются, и он никогда не был опубликован. Сторонники Кожева склонны полагать, что, если это было правдой, это, вероятно, было несущественным, поскольку шпионаж как таковой и результатом его мании величия личности, претензии на то, чтобы быть философом в конце истории, влияющим на ход мировых событий.
В любом случае, вклад Кожева в международную экономическую политику Франции был более чем значительным. Хотя Кожев часто называл себя сталинистом, он в значительной степени относился к Советскому Союзу с презрением, называя его социальную политику катастрофической, а его заявления о том, что он действительно бесклассовое государство, смехотворными. Цинизм Кожева по отношению к традиционному марксизму как устаревшей философии в промышленно развитых капиталистических странах побудил его зайти так далеко, что он идиосинкразически назвал капиталиста Генри Форда «единственным великим подлинным марксистом в мире. двадцатое столетие". Он специально и неоднократно называл Советский Союз единственной страной, в которой все еще существовал капитализм XIX века. Его сталинизм был довольно ироничным, но он серьезно относился к сталинизму до такой степени, что он рассматривал утопию Советского Союза при Сталине и готовность очистить неподдерживающие элементы в населении как свидетельство желания положить конец истории и как повторение Царства террора Французской революции.
В комментарии к Фрэнсису Фукуяме «Конец» «Истории и последнего человека», Роджер Скратон называет Кожева «ненавидящим жизнь русским в душе, самопровозглашенным сталинистом и государственным служащим, сыгравшим ведущую закулисную роль в устанавливающий как Генеральное соглашение по тарифам и торговле, так и Европейское экономическое сообщество », и заявляет, что Кожев был« опасным психопатом ».