Александр Винтербергер (14 августа 1834 - 23 сентября 1914) был немецким органистом и композитором. Его больше всего помнят за его связь с Ференцем Листом, в частности за его близкое участие в двух великих органных фантазиях, которые Лист написал для органа Мерзебургского собора, Фантазия и фуга на хорал «Ad nos ad salutarem undam» и Фантазия и фуга на тему БАХ.
Александр Винтербергер родился в 1834 году. Учился в Веймаре с Веймарским муниципальным органистом (1791-1870).
Хотя он также учился у Ференца Листа до 1853 года, он был во «внешнем кругу» студентов, то есть не среди них. те, с кем Лист проводил больше всего времени и был в самых близких личных отношениях. Он продемонстрировал мастерство регистрации новелл, которое в некоторых случаях он и Лист работали вместе. Винтербергер был одноклассником Юлиуса Ройбке в Берлине, и он сыграл важную роль в решении Рубке приехать в Веймар, чтобы учиться у Листа.
В 1855 году Лист инспектировал строительство нового органа в Мерзебургский собор, и решил написать (по некоторым источникам, он был заказан Винтербергером) грандиозную пьесу для официального открытия: его Фантазию и фугу на тему BACH. Дата была назначена на 26 сентября 1855 года, но к 22 сентября Fantasy еще не была готова. Вместо этого он решил, что Винтербергер представит переделанную версию Фантазии и фуги на хорале «Ad nos ad salutarem undam» (она была опубликована в 1852 году, но Лист пересматривал ее несколько раз, последний раз. в 1855 г.). Они вместе репетировали работу за несколько дней до официального открытия.
Премьера B-A-C-H Fantasy and Fugue, посвященная Винтербергеру, наконец, состоялась 13 мая 1856 года, снова в соборе Мерзебурга. В то же время Винтербергер также исполнил аранжировку Листа церковной праздничной увертюры на хорале «Ein feste Burg » («Могущественная крепость») Отто Николая.
Винтербергер совершил поездку по Нидерландам в 1856 году., получив большую похвалу за исполнение двух фантазий и фуг Листа.
31 августа 1856 года он сыграл партию органа в премьере оперы Листа «Missa solennis zur Einweihung der Basilika» в Гран (Гран-месса) торжественное открытие базилики Эстергом, проведенное композитором в присутствии императора Австрии Франца Иосифа I и его венского двора
Винтербергер устроил для органа Листа 1859 г. Прелюдия к кантате Баха Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen, первоначально написанной для фортепиано.
В 1886-87 гг. Он составил и опубликовал 12 томов технических упражнений, сочиненных Листом. Винтербергер редактировал фортепианные сонаты Бетховена с предисловием и аннотациями, издание "Musikwoche", напечатанное в Лейпциге, Bibliographische Anstalt Adolph Schumann.
Он жил в разное время в Вене, Санкт-Петербурге и Лейпциге; среди его учеников в Вене был Самуэль де Ланге младший
. Фотопортрет Александра Винтербергера работы Сергея Львовича Левицкого находится в Государственном мемориальном музее П.И. Чайковского в Клин, Россия. Он умер в 1914 году в возрасте 80 лет.
Сочинения Винтербергера включают: