Александр Островский

редактировать
Александр Островский
Александр Островский Василий Перов Александр Островский от Василий Перов
РодилсяАлександр Николаевич Островский. Александр Николаевич Островский. 12 апреля [OS 31 марта] 1823. Москва, Российская Империя
Умер14 июня [ОС 2 июня] 1886 (63 года). Щелыково, Костромская губерния, Российская Империя
Род занятийДраматургПереводчик
НациональностьРусский
ПериодXIX век
ЖанрКомедияТрагедия
Известные произведенияНа всякого мудреца хватит глупости. Гроза

Александр Николаевич Островский (русский : Алекса́ндр Никола́евич Остро́вский; 12 апреля [OS 31 марта] 1823 г., в Москва, русский Империя - 14 июня [OS 2 июня] 1886 года, село Щелыково, Костромская губерния, Российская Империя). Русский драматург, обычно считающийся Величайший представитель русского реалистического периода. Автор 47 оригинальных пьес Островский «практически в одиночку создал русский национальный репертуар». Его драмы - одни из самых читаемых и часто исполняемых сценических произведений в России.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Литературная карьера
      • 1.1.1 1850–1853
      • 1.1.2 1854–1856
      • 1.1.3 Годы современника
      • 1.1.4 1858–1867
      • 1.1.5 Проблемы с цензурой
    • 1.2 1867–1874
    • 1.3 1874–1880
      • 1.3.1 Островский и реформа русского театра
    • 1.4 Последние годы
  • 2 Личная жизнь
  • 3 Музыкальные адаптации
  • 4 Наследие
  • 5 Примечания
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки

Биография

Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 года в Замоскворечье области Москвы в семье юриста, получившего религиозное образование Николая Федоровича Островского. Судя по всему, предки Николая были выходцами из села Остров Нерехтинского района Костромской губернии, отсюда и фамилия. По другой версии, Островские имели польское и литовское происхождение, но, поскольку все костромские архивы погибли в результате пожара в конце 19 века, этот вопрос остался нерешенным. Позднее Николай Островский стал высокопоставленным государственным чиновником и в этом качестве в 1839 году получил дворянский титул с соответствующими привилегиями. Его первая жена и мать Александра, Любовь Ивановна Саввина, происходила из семьи священнослужителя. Некоторое время семья жила на съемной квартире в Замоскворечье. Тогда Николай Федорович купил себе участок земли в Монетчиках и построил на нем дом. В начале 1826 года семья переехала туда.

Первая гимназия Москвы, где учился Островский

У Александра было трое братьев и сестер, сестра Наталья и братья Михаил и Сергей. Первая была его главной спутницей в детстве, и именно от нее и ее подружек мальчик научился таким нечеловеческим вещам, как шитье и вязание. Няня Авдотья Кутузова тоже сыграла немаловажную роль в его воспитании. Островский настаивал на том, что именно сказки, которые она ему рассказывала, вдохновили его Снегурочку, одну из его самых популярных пьес.

В 1831 году умерла мать Островского. В 1834 году Николай Федорович продал дом Монетчиков, купил два новых, на Житной улице, а через два года женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дворянке русского шведского происхождения. Она изменила патриархальный уклад их дома в Замоскворечье, сделав его похожим на европейский особняк, и позаботилась о том, чтобы их пасынки получали качественное образование. У Эмилии Андреевны было четверо собственных детей, один из которых, Петр Островский, впоследствии стал хорошим другом Александра. Она знала несколько европейских языков, играла на фортепиано и научила Александра читать ноты.

В 1840 году Островский окончил Первую московскую гимназию и поступил в Московский университет на учебу. юриспруденция, где среди его наставников были такие выдающиеся ученые того времени, как профессора Петр Редькин, Тимофей Грановский и Михаил Погодин. Вскоре семья переехала в дом на реке Яузе, принадлежащий брату его мачехи Ивану Тессину. Именно тогда Островский начал писать стихи, этюды и изредка пьесы (ни одна из последних не сохранилась) и к концу второго курса стал театральным энтузиастом, проводя много вечеров в Московском Петровском театре. В мае 1843 года Островский провалил экзамены по римскому праву и покинул университет, чтобы поступить в Московский суд сознания в качестве клерка. В 1845 году он был переведен в Коммерческий суд, который специализировался в основном на делах, связанных со взяточничеством и коррупцией. «Если бы не такой неприятный случай, не было бы такой пьесы, как Выгодное положение », - отмечал впоследствии Островский. В 1851 году Островский принял решение полностью посвятить себя литературе и театру.

Литературная карьера

В середине 40-х годов XIX века Островский написал множество зарисовок и сцен, вдохновленных жизнью замоскворечской купеческой общины, и сделал набросок. по пьесе «Банкрот». Отрывок из этой комедии («Сцены из комедии« Банкрот ») был опубликован в № 7 за 1847 год в« Московском городском листе »в сотрудничестве с актером и второстепенным драматургом Дмитрием Горевым. написана одна сцена из него. Также в «Листоке» появились (без подписи) «Картины московской жизни» и «Картина семейного счастья», два набора сцен, которые позже были опубликованы в «Современнике» (№ 4, 1856 г.) под заголовком. Семейная картина (Семейная картина). Островский считал это своим первым оригинальным произведением и отправной точкой своей литературной карьеры.

14 февраля 1847 г. Островский дебютировал в доме университетского профессора и литературоведа Степана Шевырёва, с чтениями из "Картинок". Публика, в которую входили Алексей Хомяков и несколько сотрудников «Листока», отзывались положительно, и Шевырев, и Хомяков говорили о появлении нового крупного таланта в русской литературе. 27 августа 1851 г. «Картина семейного счастья» (которая, как сообщается, была одобрена, среди прочего, Николаем Гоголем ) была запрещена к выпуску Императорскими театрами. «Судя по этим сценам, московские купцы только обманывают покупателей и пьют, пока их жены изменяют им», - писал цензор М. Гедеонов.

В декабре 1849 г. банкрот закончился. Первой аудиенцией Островского стал его университетский друг Алексей Писемский, который восторженно приветствовал ее. Актер Пров Садовский, охарактеризовавший комедию как «разоблачение», начал декламировать отрывки из нее, в частности, в салоне графини Ростопчиной, куда часто заходили молодые авторы вроде Борис Алмазов, Николай Берг, Лев Мей и Евгений Эдельсон, друзья Островского по университетским годам. Все они вскоре приняли приглашение Михаила Погодина и присоединились к Москвитянину, чтобы сформировать там так называемую «молодежную фракцию». Аполлон Григорьев, неформальный лидер группы, начал активно продвигать Островского как движущую силу того, что он считал «новой, аутентичной русской литературой».

Так называемая «русская литература». Кружок Островского »объединил и многих его нелитературных друзей, среди которых актер Пров Садовский, музыкант и фольклорист Тертий Филиппов, купец Иван Шанин, сапожник Сергей Волков, учитель Дьяков и Иоасаф Железнов, a Казак из Уральский, всех привлекала идея русского национального возрождения (народности). Именно тогда Островский, первоначально западник, начал дрейфовать в сторону славянофилов. В салоне «Ростопчина» он впервые встретил молодого Ивана Тургенева и ветерана русского каменщика Юрия Бартенева. К этому времени Островский жил со своей гражданской женой Агафьей Ивановой, с которой он впервые познакомился и сблизился в конце 1840-х годов.

1850–1853

Константин Рыбаков (в роли Большова) и Владимир Макшеев (в роли Рисположенского).) в "Семейном деле Островского". Малый театр, 1892 г.

Окончательно одобренный цензурой «Банкрот» появился в мартовском номере Москвитянина под новым названием Дело семейное - сами разберемся (Свои люди - сочтёмся!). Пьеса, изображающая грубых, невежественных и самодовольных московских купцов, мгновенно сделала Островского известным в городе. Императорские театры сразу запретили его выпускать (запрет снимут через десять лет) и даже заставили российскую тайную полицию поставить автора под пристальное наблюдение. Островский пробовал свои силы в качестве переводчика Уильяма Шекспира, но его версия 1852 года Укрощение строптивой (Укрощение злой жены, Укрощение злой жены) была запрещена как Что ж, цензор Нордстом, обнаружив в нем более ста «грубых» слов и фраз, объявил перевод «верным духу оригинала, совершенно неприличным и совершенно неприемлемым для русского театра». Островский нашел утешение в творчестве Москвитянина и дебютировал там как критик, дав положительную рецензию на Муфф Алексея Писемского.

Второй пьесой Островского была одноактная пьеса Утро молодого человека (Утро молодого человека, 1850), частично основанное на его ранней пьесе «Судебное дело» (Исковое прошение; еще один акт последнего позже будет развиваться в «Картина семейного счастья»). Продолжение, психологическое произведение в стиле Альфреда де Мюссе под названием «Случай-сюрприз» (Неожиданный случай, 1850), появилось в альманахе «Комета». Михаил Погодин не был впечатлен, и Современник 'Иван Панаев ответил едкой рецензией, пародируя то, что он считал банальными, несущественными диалогами его персонажей. Вторая полнометражная пьеса Островского, Бедная невеста, появилась в №4, 1852 Москвитянина. Цензоры дали разрешение только через полгода, но так исказили текст, что Островский потерял всякий интерес и попросил Малого инспектора Алексея Верстовского забыть об этом и дождаться выхода следующей пьесы, над которой он уже работал..

Мелодраматический Оставайся в своих санях (Не в свои сани не садись, 1852), менее дерзкий, чем «Семейное дело», и не такой амбициозный, как «Бедная невеста», был опубликован в Москвитянине и стала первой пьесой Островского, вышедшей на сцену Малого театра. Премьера состоялась в начале следующего года, имела большой успех и была восторженно встречена даже недоброжелателями Островского, такими как Василий Боткин. С Любовью Никулиной-Косицкой в главной роли, спектакль, по словам Лакшина, ознаменовал рождение того, что впоследствии будет называться «Театром Островского, истинным союзом драмы и актеров». В первый сезон спектакль был показан в 12 спектаклях в Малом и столько же раз в Большом театре.

. В начале февраля 1853 года Островский впервые приехал в Санкт-Петербург, где его тепло принял Александр Гедеонов., директор Императорских театров. 12 февраля 1853 года в Санкт-Петербургском цирковом театре состоялась премьера спектакля «Утро юноши», а 19 февраля «Пребывание в собственных санях» впервые поставил Александринский театр. Царь Николай I пришел на спектакль и произвел большое впечатление, в первую очередь его «назидательным» финалом. Он понял, что идея спектакля состоит в том, что «дети должны следовать совету родителей, иначе все пойдет не так» и, обращаясь к Гедеонову и его собственному окружению, произнес: «Немногое было пьес, которые доставили бы мне столько удовольствия., "добавив по-французски:" Се n'est phis une пьеса, c'est une lecon "(Это не пьеса, а урок). На следующий день царь привел в театр свою семью. Однако Островскому пришлось покинуть столицу до премьеры пьесы, узнав о тяжелой болезни отца. К тому времени, как он вернулся домой, Николай Федорович был мертв.

В августе 1863 года «Бедная невеста» с успехом была поставлена ​​в Малом театре с Екатериной Васильевой в роли Марьи Андреевны. В том же месяце Островский приступил к работе над своей следующей пьесой «Бедность не порок» Бедность не порок и закончил ее всего за два месяца, чтобы поставить Малый театр в пользу Пров Садовского, сыгравшего «добродетельного пьяницу». Любим Торцов. Бедность не порок, воспроизводящий атмосферу старого русского народного карнавала, святки, лишенный социальной осведомленности банкрота, но высветивший конфликт между славянофилами и западниками, высмеянными последними автор. Он стал популярным в Москве и вызвал восторженную рецензию Аполлона Григорьева под названием «Шаг в сторону, идет Любим Торцов». Однако в Санкт-Петербурге его раскритиковали Отечественные записки Краевского (где Любима называли «пьяным хамом») и анонимный обозреватель Современник, оказавшийся молодым Николай Чернышевский.

Рост славы Островского в обоих крупных городах был быстрым, но уже сформировалась серьезная оппозиция, особенно среди московских актеров, в том числе Михаил Щепкин, Дмитрий Ленский, Сергей Шумский и Иван Самарин. Другим влиятельным хулителем был поэт Николай Щербина. «Какие персонажи, на каком языке!.. Только в кабаках и непристойных домах люди так говорят и ведут себя. Кто-то возразит, что такое бывает в реальной жизни. Но мы видим все доброе. из вещей, которые нас окружают, не все из них можно поставить на сцену. В конце концов, это театр, а не какое-то рыночное представление или задний двор, где можно высыпать мусор », - пожаловался Ленский в письме другу. Тем не менее, Малый стал вторым домом для Островского, и теперь он проводил здесь все больше и больше времени, часто ночевал.

1854–1856

К 1854 году Россия была глубоко вовлечена. в Крымской войне. Испытывая тошноту из-за волны того, что он считал индуцированным правительством «трубным патриотизмом», Островский стал замкнутым и у него появилось желание исследовать свои собственные «национальные корни». «Культ простоты теперь стал его манией», - писал биограф Лакшин. Еще ближе он сдвинулся к славянофильскому учению в своей следующей пьесе Не живи, как хочешь (Не живи, как хочется, 1854), изображающей Масленицу языческий народный карнавал, как отмечается в Москве 18 века. Реакция на спектакль, премьера которого состоялась в Малом 3 декабря 1854 г., с Корнелым Полтавцевым в роли Петра, была теплой. Одни сочли это недостаточно смелым, другие - слишком откровенным. «Я ожидал, что новая пьеса Островского вызовет большой резонанс у публики, но ей удалось вызвать лишь негативизм среди критиков, которые, к сожалению, на этот раз оказались правы. Печально видеть такого талантливого человека, как Островский. - снисходительный, распространяющий грязь. Как только мыло стало его злейшим врагом, к нему никогда нельзя подойти с советом, любая критика, которую он видит как удар по его «простоте». Худшее, что может случиться с автором, - это когда он сам среди тех, кто считает его полубогом », - писала писательница София Энгельгардт Александру Дружинину. Лев Толстой был среди тех немногих, кому это нравилось. Спектакль был показан всего четыре раза в Москве и трижды в Александринке в Санкт-Петербурге, прежде чем был исключен из репертуара обоих театров.

Между тем поиски «простоты» Островского оказались заразительны. «[Русские] авторы почерпнули из успеха« Саней »и решили, что пора выступить со всем« естественным ». К сожалению, их натурализм вращается вокруг тех же разговоров, той же« сермяга <«Шубы, которые сейчас наводняют нашу театральную сцену», - сетовал Верстовский в письме Гедеонову в декабре 1854 года. Вероятно, это был первый раз, когда к творчеству Островского было применено словосочетание «шуба сермяги», клише, преследовавшее его всю оставшуюся жизнь.

В феврале 1855 года царь Николай I умер, и слово «оттепель», впервые использованный в политическом смысле Федором Тютчевым, вошел в лексикон российской культурной элиты. Современник Николая Некрасова и Колокол Александра Герцена начали набирать популярность. Островский, хотя и опасался радикализма, не мог не отреагировать на это новое развитие событий. В декабре 1855 года он закончил Похмелье на чужом пиру похмелье с участием старого благородного учителя Иванова в качестве главного героя, а также Тита Титыча, грубого типа семейного диктатора, для которого Островский придумал термин «самодур», который прижился. мгновенно. «Для Островского слово« самодур »стало тем, чем« нигилист »для Тургенева или« обломовщина »для Гончарова », - заметил биограф Лакшин. Премьера спектакля в Москве состоялась 9 января 1856 года с Пров Садовским в роли Тита Титыча и имела огромный успех. 1855 и 1856 годы были годами, когда некогда знаменитый кружок Островского распался, и Тертий Филиппов присоединился к прославянофилу Русская беседа и Аполлон Григорьев отбыли во Францию.

Современник

15 февраля В 1856 г. шесть авторов «Современника» (за исключением Некрасова, который в тот день был нездоров) посетили мастерскую фотографа Сергея Левицкого, чтобы посидеть на фотосессии. Островский крайне прав.

Команда Николая Некрасова давно обсуждает перспективы соблазнения Островского от Москвитянина до Современника, и в конце 1855 года он совершил поездку в Санкт-Петербург, чтобы проводить большую часть времени с ним. Авторы этого журнала поражают дружбой с молодым Львом Толстым. Некрасов уговорил Островского подписать четырехлетний контракт и опубликовал свою первую пьесу «Картины семейного счастья» под новым названием «Семейная картина», как она стала известна с тех пор.

В 1856 г. великий князь Константин предложил нескольким русским писателям посетить различные регионы России и предоставить авторитетные отчеты о промышленной и повседневной жизни там, первоначально с целью сбора некоторых основных данных, необходимых для реформирования системы набора в ВМФ России. Островский (которому пришлось попросить специального разрешения, чтобы быть добавленным в качестве добровольца к списку восьми) путешествовал от истоков Волги до Нижнего Новгорода и, помимо сбора запрошенная информация, составлен словарь местных терминов, касающихся мореплавания, судостроения и рыболовства. Впервые в жизни он встретился с провинциальной русской интеллигенцией, людьми, которые знали реальную жизнь и имели твердое мнение о ней. Путешествие по бедным, часто опустошенным районам произвело сильное впечатление на автора, который до этого хорошо знал жизнь купцов, государственных чиновников и мелких дворян.

Поездка была омрачена двумя инцидентами. В мае 1856 года, когда в обоих крупных городах против него выдвинули обвинения в плагиате, основанные на обвинениях его бывшего соавтора Горева, Островскому пришлось предоставить свой собственный отчет об истории семейного дела для Московского Вестника и Современника. Некрасов его поддержал; кроме того, интерес русской прессы к Гореву угас в тот момент, когда он опубликовал свою пьесу «Здесь и там», что привело к катастрофическим последствиям. (Сплошь да рядом, Отечественные записки, № 56, 1856). Затем в Калязине экипаж Островского перевернулся. Он провел два месяца в постели со сломанной ногой и был вынужден вернуться домой для дальнейшего лечения. Несмотря на призывы Ивана Панаева начать писать, он вернулся в Верхнюю Волгу весной 1857 года и возобновил свое путешествие, посетив Рыбинск, Углич и . Нижний Новгород летом. В конце концов «Морской сборник» опубликовал только один доклад Островского. Поскольку этот журнал, увлеченный цифрами и фактами, опускал детали, которые он считал «слишком художественными», автор решил полностью отказаться от проекта. Именно в этой поездке у Островского возникла идея написать серию пьес «Ночи на Волге». Проект так и не был реализован, но многочисленные реальные истории, собранные во время этого путешествия, будут использованы в более поздних пьесах, в частности, в The Storm. На основе этого материала - исторические драмы 1860-х годов «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Лжедмитрий», «Василий Шуйский и Василиса Мелентьева», а также комедия «Воевода». После поездки на Волгу Островский полностью потерял интерес к дилемме «славянофил или западник» и начал углублять понимание русского народа и России в целом.

В 1857 году был выпущен фильм «Выгодное положение». (Доходное место), исключительно высоко оцененный Львом Толстым. «Это колоссальная по глубине, силе и актуальности вещь и этот безупречно реальный персонаж, Юсов», - написал последний в письме. Пьеса не имела ничего общего с радикальными идеями, пропагандируемыми «Современником», но к этому времени, по словам Лакшина, у Островского выработался иной подход к своему искусству: «Стоило ли вести войну против взяточников, когда они только участвуют? образа жизни, где коррупция служит скрытым механизмом? Разве не было бы более интригующим попытаться проникнуть под кожу этих людей, узнать, как работает их особый вид морали, выявить логику, которая помогает им находить оправдания для самих себя?" Островский полностью отвергал дидактику. «Чтобы утверждение истины было эффективным и делало людей мудрее, оно должно проходить через душу самого высокого качества, душу художника», - утверждал он.

Премьера «Доходной позиции», запланированная на 20 декабря 1857 г. он был отменен в одиннадцатый час, поскольку цензоры назвали его «опусом, высмеивающим государственных чиновников». С другой стороны, полицейское наблюдение за Островским было наконец прекращено, о чем начальник местной полиции лично сообщил автору, посетив его в его доме. В сентябре (через семь месяцев после того, как он был запрещен во второй раз) «Семейная картина», наконец, была признана допущенной к постановке Императорских театров. В том же 1857 году вышла «Праздничный сон - до обеда», первая часть трилогии Бальзамининова (части вторая и третья, «Две собаки борются», «Третье - подальше» и «Все, что ищи, найдешь». последовал в 1861 г.).

1858–1867

Портрет Островского Сергея Левицкого, 1856

В 1858 году вышла повесть «Не сошлись характерами». Подзаголовок «Картина московской жизни», рассказывающий историю бедного дворянина, который женится на богатой купчихе только для того, чтобы ужаснуться ее скупости, был не из лучших произведений Островского. Гораздо более значимой была его следующая работа, Протеже госпожи (Воспитанница, 1859), продолжающая тему «деградации дворянства» и написанная во время его трехнедельного визита в Санкт-Петербург в 1858 году. была запрещена к постановке 23 октября того же года Александром Тимашевым после того, как цензор в его репортаже поставил вопрос: «Неужели мы должны уступить место пьесе, демонстрирующей такую ​​аморальность в повседневной жизни русских помещиков?»

В 1859 году граф Григорий Кушелев-Безбородко выпустил первое издание Сочинений А.Н. Островского в двух томах. Цензурированный не кем иным, как Иваном Гончаровым (который помог попасть в сборник «Семейного дела»), он вдохновил Николая Добролюбова на написание первого из двух своих знаменитых эссе, в котором Островский приветствовал: « луч света в царстве тьмы ". В ноябре 1859 года автор посетил Добролюбова, чтобы поблагодарить его лично за то, что он считал первым в истории должным анализом его работы. «Оглядываясь назад, нельзя не увидеть полемический характер двух статей [Добролюбова]. Островский не был ни сатириком, ни даже юмористом. Его заботила объективность в изображении жизни... и даже среди самых уродливых вещей он удалось найти красоту », - писал спустя полвека критик П. Морозов. Сам Островский считал своим долгом просто изобразить русского человека таким, каким он его видел. «Чтобы иметь право исправлять чужие заблуждения, нужно ясно видеть и хорошие стороны людей», - утверждал он.

В 1860 году вышла еще одна пьеса, вдохновленная путешествием Островского по Волге, Шторм, трагическая история несчастной замужней Катерины, в которой преобладает мотив надвигающегося урагана, который никогда не наступит, последний интерпретируется Добролюбовым как метафора социальных изменений, в которых сейчас остро нуждалось российское общество. Чтобы помочь спектаклю преодолеть цензурный барьер, Островский съездил в столицу и с трудом пытался объяснить цензору Нордстрему, что Кабаниха (мерзкая свекровь Катерины) не была карикатурой на покойного царя Николая I. Премьера «Шторма» состоялась 16 ноября 1859 г., в пользу актера Сергея Васильева и вызвавшего огромное признание публики.

Островского сильно расстроила моральная обстановка в обоих главных императорских театрах (Александринка в в частности, коррумпированные своей близостью к Суду), которая, казалось, выявляла худшее в их актерах. Одним из немногих исключений был Александр Мартынов, которым Островский восхищался и уважал. Весной 1860 года Мартынов, неизлечимо больной туберкулезом, отправился в путешествие в Одессу, и Островский согласился последовать за ним в качестве товарища. По дороге домой в Харькове актер скончался. «С Мартыновым я потерял все, что когда-либо было в петербургском театре», - писал Островский в письме Панаеву.

В 1861 году Островский закончил «Что ни ищи, то найдешь» (За чем пойдёшь, то и найдёшь), заключительную часть трилогии Бальзаминова (восхваляемую, в том числе, Достоевским), и историческую драму в стихах «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», которую он писал шесть лет. В 1862 году царь выразил свое одобрение, подарив автору золотое кольцо, которое несколько расстроило Островского, который увидел в нем скудную награду за все старания, которые ему пришлось пройти с цензурой. Через год Минина забанили без объяснения причин. Ходили слухи, что Январское восстание в Польше было причиной, заставившей власти опасаться, что пьеса может «взволновать публику», либо против поляков, либо в их пользу.

Весной 1862 г. Островский уехал за границу, чтобы посетить Германию, Австрию, Италию, Францию ​​ и Англию <281.>, и вернулся с острым ощущением контраста между двумя разными временными планами, в которых жили Россия и Европа. В Лондоне Островский посетил Александра Герцена, хотя об этом факте стало известно только спустя годы из воспоминаний его товарища и личного секретаря Ивана Горбунова. В августе 1862 года он вернулся в Россию, полный новых идей, и к концу года закончил Грех и скорбь общие для всех (Грех да беда на кого не живёт). Опубликованная принадлежащим братьям Достоевским журналом Время, это была драма с сильными персонажами, основанная на реальной истории, рассказанной автором одним из его друзей-купцов. Осенью 1863 года Островский закончил «Тяжёлые дни», продолжение «Похмелья», рассказывая историю отсталых русских провинций, где царит невежество. За ним последовали Джокеры (Шутники, 1864) и Глубина (Пучина, 1865), завершившая цикл Замоскворечья. Одна из экспериментальных пьес Островского (больше роман, чем пьеса, созданная по недавно переведенной «Тридцати годам» Виктора Дюканжа ), она подверглась жесткой цензуре и не имела большого успеха на сцене. В 1865 году, в сопровождении снова Иван Горбунов, Островский совершил еще одно путешествие вниз по реке Волге.

Проблемы с цензурой

По репутации середины 1860-х годов Островского в качестве ведущего драматурга России стал неоспоримым. Две его пьесы - «Буря, грех и горе» - удостоены престижной Уваровской премии. Однако, будучи человеком театра, он все больше и больше разочаровывался в том, что его пьесы запрещались одна за другой. Он сказал:

Писатель в России находится в очень своеобразном положении. Как только пьеса закончена, он снова садится, на этот раз, чтобы составить мольбу: «Я считаю своей честью представить такую-то пьесу режиссерам и смиренно умоляю их принять ее» и т. Д. И т. Д. Пройдя цензуру, пробивается в Литературно-театральный комитет. Можно ли представить подобное где-нибудь за границей? Везде спектакль любого достоинства был бы принят любым театром. Вместо того, чтобы писать петиции, автор предпочел бы получать петиции, когда режиссеры просили его работу, а затем давали ей зеленый свет. Здесь, в России, написать пьесу - только полдела: главное - протащить ее через всякие невзгоды.

Щелыковский дом Островского, ныне музей

Царь Александр II был заядлый театрал, но предпочитал балет и французский водевиль. «Островский - талантливый человек, но его пьесы для меня невыносимы. Я прихожу в театр отдохнуть от тяжелой работы, ожидая, что меня развлечет, но пьесы Островского оставляют меня подавленным и обезумевшим», - посетовал царь, по словам актера Федор Бурдин. После того, как сильно искалеченный Минин вернулся на сцену Императорских театров, Островский последовал за другими историческими драмами: «Воевода» (1866 г.), «Лжедмитрий и Василий Шуйский» (1866 г.) и «Тушино» (1867 г.). В 1867 году Степан Гедеонов (чиновник, который когда-то помогал ему с «Салазками») стал директором Императорских театров и всего за шесть недель Островский написал «Василису Мелентьеву» по сценарию Гедеонова. Но в 3-м отделе заподозрили политическую подрывную деятельность, Гедеонов не смог оказать финансовой поддержки, и проект провалился.

Еще в 1846–1847 годах отец Островского приобрел четыре поместья, крупнейшим из которых было Щелыково Костромской губернии, 18-е. особняк, построенный капитаном Михаилом Кутузовым. После смерти Николая Островского Александр с братом Михаилом купили имение в 1867 году у мачехи. «Наконец-то я смогу... вырваться из душераздирающего театрального рабства, которое поглотило лучшие годы моей жизни», - написал он в письме. Он построил маслозавод, разбил сад, и хотя вскоре стало ясно, что этот новый образ жизни не сделает его богаче, именно здесь Островский проводил свои самые счастливые дни, принимая гостей и наслаждаясь приступами вдохновения для новых пьесы. Он называл Щелыково «Костромской Швейцарией» и настаивал, что такой красоты он никогда не видел даже в Италии.

1867–1874

Константин Станиславский и Василий Качалов в МХАТ Спектакль «На всякого мудреца хватит глупости», 1910 год.

К 1867 году Островский впал в депрессию, чувствуя себя никчемным и одиноким. «Тушино» (1867 г.), отвергнутое всеми крупными журналами, могло быть издано только скромным Всеемирным трудом. После покушения на Дмитрия Каракозова многие высокопоставленные друзья Островского лишились своих постов. Чтобы свести концы с концами, он обратился к переводам и написанию либретто. Все изменилось, когда Некрасов возглавил Отечественные записки. Островский был тепло встречен и дебютировал там в ноябре 1868 года с опереттой Достаточно глупости в каждом мудреце (На всякого мудреца довольно простоты).

Воспользовавшись репликами своего «злейшего врага» прибывший из Франции, чтобы покорить Петербург и вытеснить пьесы Островского из репертуара театров, он написал «Иван-царевич», ироническую сказку, в которой русский фольклорный сюжет смешан с современной пародией и фарсом. Отсутствие финансирования вынудило Островского отказаться от проекта, но вскоре идея была возрождена в брошюре «Достаточно глупости на каждого мудреца», написанной на современном языке, но действие которой происходит в былой Москве. За ним последовал Горячее сердце (Горячее сердце, 1869), отчасти детектив, отчасти наивная сказка, отчасти современный памфлет, нацеленный на московских торговцев, покупающих огромные участки земли у аристократов. Главный герой Хлынов сильно походил на московского торговца-миллионера М.А.Хлудова, прославившегося своими причудливыми проектами и шалостями. Премьера «Пламенного сердца» в Малом 15 января 1869 г. (бенефис Пров Садовского, сыгравшего Курослепова) была триумфальной.

Также в 1869 г. вышли «Деньги на сжигание» (Бешеные деньги), отражающие интерес автора. в (и также осторожно) в новом формирующемся классе капиталистических предпринимателей, «практичных людей», как их стали называть в России. Сам Островский был очень непрактичным, даже если ему нравилось притворяться иначе. «Издатели - мошенники и пьют мою кровь», - говорил он. «Некрасов открыто смеялся надо мной и называл меня альтруистом. Он сказал, что ни один литератор не будет продавать свои работы так дешево, как я», - сетовал Островский в письме. Некрасов (плативший ему 200 рублей за номер, что считалось хорошей ценой) пытался помочь Островскому в издательском деле. «Но так сложилось, что в конце концов [Островский] всегда терял деньги... и постоянно находился на грани банкротства», - написал Лакшин. Каждая из его новых пьес одновременно отправлялась в Малый театр и Отечественные записки. Иногда публикация предшествовала премьере: так было с Лес (Лес, 1871), рассказом актеров, путешествующих из Вологда в Керчь, высмеивающим отсталость русской провинции того времени.

М. Садовский и Н. Рыбаков в лесу, 1872 г.

Регулярно посещая Петербург, Островский наслаждался вечеринками, которые Некрасов устраивал в стиле «Современника», но при всех острых ощущениях от встреч с такими людьми, как Глеб Успенский и Николай Михайловский, в столице ему было не по себе. Одна из пьес, которые имели успех в Москве, но потерпели неудачу в Петербурге, "Пылающее сердце" из-за низкого качества постановки. В январе 1872 года Александр II неожиданно посетил Александринку на просмотр Не всё коту масленница (Не всё коту масленница, 1871) и не проявил энтузиазма. Попытки Гедеонова добиться предоставления Островскому персональной пенсии в ознаменование 25-летия его литературной карьеры ни к чему не привели. Юбилейная премьера пьесы «Лжедмитрий и Василий Шуйский» (впервые опубликованная в 1866 году) на сцене Мариинского 17 февраля 1872 года не оправдала ожиданий. «Костюмы потрясли всех своей грубостью, декорации выглядели так, как будто они были привезены с кукольного спектакля Берга, и все пахло небрежностью по отношению к русскому театру и русским талантам», - писал «Гражданин». Церемония, прошедшая за сценой, была скромной, на ней присутствовали только актеры театра и режиссер Александр Яблочкин. Разочарованный, Островский вернулся в Москву, где он Пути почитался как ветеран драматургии и руководитель Общества русских драматургов. Здесь праздник был пышным и продолжительным. «Островский для Москвы стал тем, что Папа означает для Рима», - писал Иван Гончаров.

В 1872 году был выпущен комикс «Комик семнадцатого столетия», написанный к 200-летию русского театра. Пьеса вскоре была забыта, но спустя десятилетия Марина Цветаева оценила ее как «образцовую в языке». Годом позже вышла одна из самых необычных пьес Островского «Снегурочка» - Снегурочка, основанная на мифе о царстве Берендей с его благородным царем, поэтом и художником. Лев Толстой и Некрасов оба ненавидели эксперимент (поэтому его пришлось опубликовать в Вестнике Европы ), и московская премьера вызвала вялую реакцию. Но музыкальное сообщество было в восторге, и Петр Чайковский написал музыку для постановки всего за три недели. Позже Римский-Корсаков создал одноименную оперу, сохранив большую часть исходного текста в либретто.

1874–1880 гг.

В начале 1870-х годов пьесы Островского стали более экспериментальные, не имели большого успеха на сцене и более или менее не нравились критикам. «Бессилие творческой мысли» - название статьи Николая Шелгунова в журнале Дело отражало общее настроение. Если раньше Островского критиковали за то, что он слишком эпичен и мало обращал внимания на формы, Поздняя любовь (Поздняя любовь, 1873) и Волки и овцы (Волки и овцы, 1875) с их совершенным внутренним механизмом действия и техническим блеском, считались слишком "французскими по структуре". «Я в растерянности, меня ругают со всех сторон за мою работу, в которой я был абсолютно честен», - жаловался Островский Некрасову в письме от 8 марта 1874 года.

Большинство более поздних пьес Островского было основано на истории из реальной жизни. «Все мои сюжеты заимствованы, они придуманы самой жизнью. Драматург не придумывает рассказов, а пишет о том, что произошло или могло произойти», - сказал Островский драматургу Дмитрий Аверкиев. «Волки и Овцы» рассказали историю реального судебного дела, связанного с осуждением игуменства Митрофании (баронессы Прасковьи Розен в реальной жизни), против которой в октябре 1874 года был предъявлен иск за мошенничество. Островский видел в истории этой женщины (в пьесе Мурзавецкой) необычную смесь необычайных личных амбиций и религиозного лицемерия человека, которого он описал как «русский тартюф в платье». Последняя жертва (1877) рассказывала правду об актрисе Юлии Линской, которая покинула сцену, чтобы выйти замуж за богатого человека, стала богатой вдовой и, оставшись без гроша из-за своего молодого любовника, умерла в бедности.

Без приданого (Бесприданница, 1878) основан на уголовном деле об убийстве из ревности, которое происходило в Кинешемском суде, где когда-то работал Островский и который он с тех пор часто посещал. Это осталось незамеченным и только в ретроспективе рассматривается как предшественник аналогичного направления работы Чекова. Написанный специально для молодой актрисы Александринки Марии Савиной, он имел больший успех в Петербурге, чем в Москве. Возрожденная Верой Комиссаржевской после смерти автора пьеса, по словам Лакшина, «остается вневременным напоминанием о том, насколько глубока пропасть между двумя сторонами успеха - художественной и общественной».

Осенью 1877 года Островский покинул свой старый дом на Никола-Воробине и поселился в шикарной уютной квартире в доме на Пречистенке. Несмотря на немилость критики, Островского, большого авторитета и патриарха театра, постоянно посещали молодые авторы, прося его совета и оценки. Он открыл для себя несколько новых драматургов, среди них Николай Соловьев, монах и одаренный драматург (рекомендованный ему Константин Леонтьев ), ставший соавтором «Женитьбы Белугина» (Женитьба Белугина, переработка пьесы Соловьева). Кого можно было ожидать?) И еще две пьесы. Островский теперь проводил большую часть своего времени в своей комнате за письмом, чувствуя все возрастающее давление из-за растущих финансовых потребностей его семьи. «Два или три месяца свободы от работы и размышлений мне очень помогли бы, но это немыслимо, и, как вечный еврей, я обречен идти все дальше, дальше и дальше», - писал он в 1879 году. Люди, которые навещали его в Москве в 1879 году. его последние годы были в ужасе от того, насколько измученным он выглядел.

Островский и реформа русского театра

В 1874 году Островский стал соучредителем Общества русского драматического искусства и оперных композиторов, которое занималось в основном юридическими вопросами и оказал финансовую поддержку авторам, пишущим для театра. Общество публиковало пьесы, организовывало спектакли и оказало большое влияние на развитие русского театра. До этого, в 1865 году, Островский инициировал создание Кружка художников, кружка и неформальной драматической школы. Потрясенный глубоким кризисом, который пережил русский театр в 1870-х годах, Островский разработал глубокий план его радикальной реформы. В 1881 году он приехал в Петербург с двумя докладами: «О состоянии современного драматического искусства в России» и «О нуждах Императорского театра», и министр И.И. Воронцов-Дашков пригласил Островского войти в особую правительственную комиссию. Большинство его предложений было проигнорировано, но, по крайней мере, одна идея об основании в Москве первого независимого театра понравилась царю и (даже если московский проект провалился) вскоре частные театры начали открываться по всей России.

В декабре 1885 года Островский был назначен директором репертуара Императорских театров. Несколько месяцев он был занят осмотром постановок, переговорами, попытками осуществить реформы, над которыми он думал годами. Движимый идеей «сделать театр домом мыслящего человека», Островский пригласил к работе над репертуарами университетских профессоров Николая Стороженко и Николая Тихонравова, а также драматурга Николая Чаева. Он помогал новым авторам, увольнял неадекватных чиновников и пытался бороться с всепроникающей коррупцией. По словам биографа Анны Журавлевой, Островский в последние годы своей жизни имел все основания писать, как и он: «В других искусствах есть школы, академии, наставники на высшем уровне... В русской драме есть только я. Я - все: академия, покровитель и покровитель ».

Последние годы

Островский в 1885 году

Осенью 1883 года Островский совершил поездку на Кавказ. Щедрый прием, оказанный ему в Джорджии, тронул его до слез. Освеженный и полный новых надежд, Островский вернулся и быстро закончил «Без вины виноватые». Однако, вернувшись домой, он снова оказался в затруднительном финансовом положении. «Я на грани, выхода нет: Мария Васильевна больна, все эти переживания окончательно сломили меня, мое сердце трепещет, я часто падаю в обморок. Ни один из театров мне не платит, и я в долгу», - написал он. Федор Бурдин.

В начале 1884 года Островскому наконец была назначена персональная пенсия от двора, о чем он просил 15 лет назад, но получил отказ. Михаил Островский, ныне один из министров Александра и член Государственного Совета Императорской России, рассказал царю о финансовых трудностях своего брата, и проблема была решена в мгновение ока. Однако чувства Островского были смешанными: 3 тысячи рублей в год - это небольшая сумма, и в том, как она была получена, тоже присутствовал оттенок унижения. Еще 5 марта 1884 года Островский пришел во дворец к Александру III и имел 15-минутную беседу с монархом. Царь спросил, почему автор выбрал именно такого героя для пьесы о сутенере «Красавец-мужчина». «Таков дух нашего времени», - просто ответил Островский.

28 мая 1886 года Островский выехал в Щелыково, чувствуя себя уже очень больным. Находясь в гостинице, он перенес тяжелый приступ астмы. Его состояние начало быстро ухудшаться; он провел свои последние дни в сильной боли, не имея возможности пошевелиться. 2 июня Островский скончался в своем доме от грудной жабы, когда за письменным столом переводил Уильяма Шекспира Антоний и Клеопатра.

Александр Островский был похоронен на местном кладбище в г. Николо-Бережки. Только близкие родственники, пара старых друзей, драматург Николай Кропачев и А.А. Майков (его коллега по театральному отделу и племянник Аполлона Майкова ) присутствовали. Церемония прошла скромно и скромно. Планы брата Михаила перенести гроб на Московское Новодевичье кладбище так и остались невыполненными. «Жизнь Островского была тяжелой, полной раздоров, внутренних страданий и тяжелого труда. Но он прожил ее так, как писал о ней, оставаясь верным простым идеалам: родной земле, чистым чувствам, добру в людях и источнику счастья и мучений в его жизнь, театр », - писал Лакшин.

Частная жизнь

В 1847 году Островский познакомился с Агафьей Ивановной, 24-летней женщиной из низшего среднего класса, которая жила на Яузе район, и стал к ней близок. О ней ничего не известно, кроме того, что ее сестру звали Наталья Ивановна Беленкова (но это второе имя могло принадлежать ее мужу). По словам Лакшин, есть большая вероятность, что ее родители были бывшими крепостными; в таком случае ее фамилия наверняка была бы Иванова.

Несмотря на решительное возражение отца, в середине 1849 г. Островский, когда семья отсутствовала, взял Агафью в дом в качестве своего гражданского партнера. О браке не могло быть и речи, а Гаша (как ее называли) никогда этого не требовала. Островский, очевидно, не ожидал, что эти отношения будут длительными, но это доказало обратное, и Гаша оставался с ним до своей смерти в 1867 году. Плохо образованная, но талантливая и умная женщина, она глубоко знала жизнь низших слоев общества и, конечно же, оказал некоторое влияние на драматурга.

Осенью 1859 года, работая над «Грозой», Островский провел некоторое время в подмосковных Давыдково и Иваньково, где собирались актеры. Именно там он завязал романтические отношения с актрисой Любовью Никулиной-Косицкой, которую он, видимо, имел в виду как Катерину. Судя по сохранившимся письмам Косицкой, Островский был безумно влюблен, обещая «вознести» ее «на пьедестал»; она выразила оговорки, напомнив своему любовнику о его обязанностях по отношению к его гражданскому партнеру. После двух лет неуверенности сделал предложение Островский, но Косицкая его отклонила. К этому времени она была влюблена в своего молодого последователя Соколова, сына яркого купца, который сначала промотал свои деньги, а затем стал тратить ее. Вся эта история оказалась для Островского болезненным и унизительным опытом.

В начале 1860-х Островский познакомился с Марией Васильевной Васильевой, актрисой Малого театра, с которой он сблизился в 1864 году. В канун Нового года она родила в детстве Александр. В августе 1866 года родился Михаил; в конце 1867 года родилась дочь Мария. 12 февраля 1869 года Островский и Васильева поженились.

Музыкальные адаптации

Некоторые пьесы Островского были превращены в оперы. Спектакль Буря (Гроза) послужил вдохновением для создания оперы Леоша Яначека Кана Кабанова. Самая известная русская опера по пьесе Островского - «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова Снегурочка. Чайковский также написал эпизодическую музыку к этой пьесе. Островский известен за пределами русскоязычных стран во многом благодаря этим двум работам.

Его комедия 1854 года Не живи как хочешь была адаптирована как трагическая опера Сила дьявола (премьера 1871 года) Александра Серова. Историческая драма «Воевода» (Сон на Волге) была преобразована в две оперы: одну Петр Чайковский (as Воевода ), а затем другую Антон Аренский под названием Сон на Волге. Позднее Чайковский также написал эпизодическую музыку к сцене из спектакля.

Наследие

Статуя Островского у Малого театра, скульптор Николай Андреев

Александр Островский считается одним из самых значительных русских драматургов XIX века. ему приписывают привнесение драматического реализма на сцену русского театра. Его самые известные пьесы, в которых он скрупулезно изображал российское общество своего времени, уделяя особое внимание нравам и нравам недавно появившегося купеческого сословия, были чрезвычайно популярны при его жизни и остаются неотъемлемой частью русского репертуара. Их ценят за их умелое описание и использование диалекта.

Островский написал 47 оригинальных пьес с участием 728 персонажей, «это собственное слово, где некоторые фигуры могут показаться похожими, но нет двух одинаковых, "По словам Ю. Холодова. «Мир Островского был необычайно разнообразен, как и его набор форматов: он писал драмы, исторические хроники, сцены из московской жизни, весеннюю сказку и драматический этюд... Его наследие можно было рассматривать как одну бесконечную пьесу, поставленную на одной сцене, Россия последних трех веков », - продолжил критик. Его работы разделили критиков, и если Аполлон Григорьев восхищался их оригинальностью, а Николай Добролюбов хвалил их социальную прямолинейность, некоторые (например, Николай Чернышевский) критиковали автора за сентиментальность и сентиментальность в отношении патриархальных привычек и обычаев. Политически нейтральные критики и особенно театральное сообщество любили его работы, и лучшие звезды российской эстрады, такие как Садовский, С. Васильев, Степанов, Косицкая и Бороздина, были полностью на его стороне.

Некоторые ученые выразили сомнения в том, что к существованию настоящего листка бумаги, на котором Николай Гоголь якобы нацарапал слова ободрения в адрес молодого драматурга, но, оглядываясь назад, большинство из них согласились, что независимо от этого Островский стал прямым наследником Гоголевского традиции реализма, гуманизма и близости к народной культуре и языку. Островскому были чужды пастельные тона и оттенки, тонкость была не его. Критики сравнивали его сцены с картинами Павла Федотова. Его сочность, естественная яркость, драматизм, сильные эмоции, яркий юмор и незабываемые, богато нарисованные персонажи. Островский считался мастером языка. Еще в 1859 году Николай Добролюбов (в своем эссе «Царство тьмы») заметил, что многие придуманные им фразы были с энтузиазмом приняты людьми и стали народными поговорками, частью разговоров в простонародье. «Такого славного, со вкусом и ясного русского языка до Островского не было ни у кого», - писал Тургенев.

Мастера реалистической драмы, Островского хвалили за его понимание психологии русского народа, и многие из его хорошо прорисованные персонажи - фавориты российских актеров и зрителей. В то время как международное признание его таланта было ограничено трудностями перевода его в значительной степени идиоматического диалога, его вклад остается центральным в развитии современной русской драмы.

Островский никогда не вел дневников, в своих письмах и обсуждал только практические вопросы. никогда не предполагал их сохранения. В 1879 году он сказал в интервью «Русской старине»: «Я давно мечтал, как все-таки заведу книгу воспоминаний и немного расслаблюсь, развлекаясь, но теперь я точно знаю, что это будет. остаюсь не более чем мечтой. Чтобы привести в порядок свои воспоминания, мне нужен покой и покой - две вещи, которых у меня нет и никогда не будет ». Большинство писем Островского исчезло. В Щелыково по неосторожности уничтожена огромная масса документов. Первые академические труды, посвященные Островскому и его наследию, стали появляться только в советское время через ученых Н. Кашина, Н. Долгова, А. Ревякина, А. Лотмана, Э. Холодова и В. Лакшина. Согласно последнему, в его биографии остается много пробелов, неподтвержденных дат и неподтвержденных фактов.

В отличие от произведений его современников Толстого, Достоевского и Тургенева, произведения Островского мало известны за пределами русскоязычных стран. Два достаточно хорошо известных на Западе стали таковыми в основном потому, что были адаптированы для опер: «Катя Кабанова » (по мотивам Гроза ) и «Снег. Дева "Римского-Корсакова. Островский писал в основном о консервативной «старой России», о традиционном русском обществе - о повседневной жизни купцов и бедных городских жителей - о предметах, которые, казалось, мало интересовали Запад.

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Wikisource содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Островский Александр Николаевич.

Последняя правка сделана 2021-06-10 21:15:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте