Александр Исаакович Гельман | |
---|---|
Родился | (1933-10-25) 25 октября 1933 г. (86 лет)). Дондюшаны, Королевство Румыния. (ныне Молдова ) |
Национальность | Румынский. Советский. Русский |
Знаменитые награды | Государственная премия СССР (1976) |
Супруга | Татьяна Павловна Калецкая (1937 г.р.) |
Дети | Марат Гельман (1960 г.р.) |
Александр Исаакович Гельман (русский: Алекса́ндр Исаа́кович Ге́льман; родился 25 октября 1933 года в Дондюшанах ), оригинальное имя Шуня (русский: Шу́ня), бессарабец - советский и российский драматург, писатель и сценарист.
Переживший Холокост в детстве, Гельман стал драматургом и сценаристом, проработав газетным журналистом в Ленинграде в 1960-е годы, выиграв Государственную премию СССР в 1976 году. С 1978 года проживает в Москве.
Сторонник Реформы Михаила Горбачева, Гельман был избран в Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик в 1989 году и в Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза. по рекомендации Михаила Горбачева в 1990 году, до выхода из Коммунистической партии Советского Союза менее чем через год.
Шуня (позже переименованный в Александр) Гельман родился в Дондюшанах (сейчас в Молдове ), бессарабское село, которое было частью Российской Империи до того, как было возвращено Румынии во время Гражданской войны в России и Советской аннексия в 1940 году. Его родителями были Исаак Давыдович Гельман (1904–1981) и Маня Шаевна Гельман (1910–1942). После нападения нацистов на Советский Союз в 1941 оккупационные немецкие войска депортировали семью Гельман в гетто Бершад в Приднестровье, где умерла его мать. Только Александр Гельман и его отец (из 14 депортированных) пережили марш смерти, покинув лагерь ближе к концу войны.
Гельман окончил профессиональное училище в Черновцах., Украинская ССР в 1951 г. и учился в военно-морском училище в Львове (Львов) в 1952–1954 гг. И стал офицером ВМФ, проходя службу в период с 1954 по 1960 год в составе береговой обороны Черноморского флота и на полуострове Камчатка на Советском Дальнем Востоке. Также он работал на заводах и в строительстве.
В 1966 году переехал в Ленинград, где работал журналистом городских газет «Смена» и «Строительный рабочий». В этот период он начал учиться и работать над сценарием.
В 1970 году он стал соавтором сценария (вместе с будущей женой Татьяной Павловной Калецкой). Позже он был снят как «Ночная смена». Следующий сценарий, также совместно с Татьяной, привел к фильму «Ксения, жена Федора» (Ленфильм, 1974), получившему награду на всесоюзном конкурсе.
Его карьера достигла своего пика в 1974 году в пьесе «Протокол одного заседания» («Протокол собрания»), поставленной в Ленинграде в Большом драматическом театре им. М. Горького. Георгий Товстоногов и год спустя в МХАТ у Олега Ефремова ; он был снят в 1975 году как Премия (Бонус к зарплате). На нем изображен отказ строительной бригады от надбавки к зарплате на том основании, что они чувствовали себя обманутыми плохим руководством и плохой организацией рабочего места. Признанный социологической драмой, в 1976 году режиссер Сергей Микаелян и сценарист Гельман получили Государственную премию СССР. Многие назвали «Протокол одного заседания пророческим», предвещая забастовки лета 1980 года и рабочее движение в Польше ».
Другие пьесы:« Обратная связь »(1976),« Мы, нижеподписавшиеся »(1979),« Скамейка »(1983),« Зинуля » (1984), «Последнее будущее» (2010). Борис Кагарлицкий пишет о своих пьесах (до конца 1980-х):
Гельман свободен от наивных технократических иллюзий; он знает экономическую действительность не понаслышке.... На сцене появляются настоящие люди. Вместо безликих технократов Шатрова мы видим живых производственных рабочих, которые оказываются очень разными, непохожими друг на друга, сложными, неожиданными.... Последние пьесы Гельмана... локализуют конфликт., так сказать - ограничиться небольшой группой людей. Все больше внимания уделяется поведению отдельных лиц.... Здесь нет рабочих. Это мир «начальников» низшего и среднего звена. Бюрократия. Среда, в которой честность невозможна, недостижима, искоренена. Любовь к своей работе и уверенность в своей правоте также недостижимы... Мы видим анатомию бюрократического мира, его механизмы, мафиозные узы между бюрократическими кликами, формирование «клиентуры» и все взаимоотношения. этот результат.
Избранный в Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик в 1989 году, Гельман был ярым сторонником либеральных изменений и генеральным секретарем Пакет перестройки и гласности Михаила Горбачева в 1980-е, но в интервью 1989 года Дэвиду Ремнику из The Washington Post '' охарактеризовала идею о том, что либеральный политик Борис Ельцин занял место Горбачева, «немного нелепо». Поддерживая новый курс Горбачева против его критиков, Гельман высказал мнение, что «если процессы демократизации будут остановлены, если перестройка будет отброшена, моральная смерть ждет нашу партию, партию Ленина."
. В 1990 году Горбачев лично рекомендовал Гельмана. стать членом ЦК Коммунистической партии Советского Союза, но покинул партию через несколько месяцев, не покидая Комитета, что побудило его товарищей по работе предпринять шаги по исключению его из Центрального комитета. Позже комитет. В октябрьской статье Washington Times 1991 года он описывался как «яростный антикоммунист».
Гельман был подписан в 1993 году Письмо сорока двух, опубликовано Известия открытое письмо, содержащее коллективный призыв сорока двух известных литераторов, призывающих президента России Бориса Ельцина запретить Коммунистическая партия Российской Федерации и националистические организации на волне Руси 1993 г. конституционный кризис, политическое противостояние между законодательной властью, в которой доминируют коммунисты и националисты, и президентом России.
С 2001 года он является членом общественного совета Российского еврейского конгресса.
25 октября 2008 года он получил поздравление с днем рождения от президента России Дмитрия Медведева.
В мае 2018 года Гельман присоединился к заявлению российских писателей в защиту украинского режиссера Олега Сенцова, осужденного в России.