Александр Куприн

редактировать

Александр Куприн
Куприн Куприн
Родился7 сентября [OS 26 Август] 1870. Наровчат, Пензенская губерния, Российская Империя
Умер25 августа 1938 (1938-08-25) (в возрасте 67). Ленинград, Советский Союз
Род занятийписатель, журналист
Жанррассказы
Литературное движениеНатурализм
Известные произведенияДуэль (1905), Яма (1915)
Знаменитые наградыПушкинская премия

Подпись

Куприн Александр Иванович (русский: Александр Иванович Куприн; 7 сентября [OS 26 августа] 1870 - 25 августа 1938) - русский писатель, наиболее известный своими романами Дуэль (1905) и Яма, а также Молох (1896), Олеся (1898), «Младший капитан Рыбников "(1906)," Изумруд "(1907) и Гранатовый браслет (1911) - по последнему снят фильм 1965 года.

Conte nts
  • 1 Биография
    • 1.1 Литературная карьера
      • 1.1.1 1901–1904
      • 1.1.2 Дуэль
      • 1.1.3 1905–1913
      • 1.1.4 The Pit. 1909–1917
    • 1.2 Годы в эмиграции
    • 1.3 Возвращение в Россию и смерть
  • 2 Частная жизнь
  • 3 Наследие
  • 4 Выберите библиографию
  • 5 Список литературы
  • 6 Цитированные источники
  • 7 Внешние ссылки
Биография

Александр Куприн родился в селе Наровчат, Пенза, в семье Ивана Ивановича Куприна, государственного служащего Пензенской губернии. и Любовь Алексеевна Куприна, урожденная Кулунчакова. Его отец был русским, его мать принадлежала к знатной семье волжских татар, потерявшей большую часть своего состояния в XIX веке. У Александра было две сестры, София (1861–1922) и Зинаида (1863–1934).

В 1871 году Иван Куприн, 37 лет, умер от холеры, а три года спустя Александр со своей мать переехала в Вдовий дом в Кудрино, Москва, время, отраженное в его сказке «Белая ложь» (1914). В 1876 году он поступил в школу-интернат Разумовского, что вызвало у него много того, что он позже назвал «детскими обидами», но также вызвало его буйный характер и сделало его популярным среди сверстников как прекрасного рассказчика.

В В 1880 году, вдохновленный победой России в русско-турецкой войне, Куприн поступил во Вторую Московскую военную гимназию, в 1882 году преобразованную в Кадетский корпус. Несколько автобиографических рассказов Куприна, например «В переломном моменте» К этому периоду относятся (1900), «Река жизни» (1906) и «Леночка» (1910). «Воспоминание о рожках в кадетском корпусе осталось со мной на всю жизнь», - писал он незадолго до смерти. Но именно там у него появился интерес к литературе и он начал писать стихи. Большинство его тридцати юношеских стихотворений относятся к 1883–1887 годам, четырем годам, когда он был в кадетском корпусе. В этот период Куприн также сделал несколько переводов иностранных стихов (среди них «Ирондели» Беранже и «Лорелей» Гейне ). По словам ученого Николая Люкера, «пожалуй, наиболее интересным из ранних стихотворений Куприна является политическая пьеса« Сны », написанная 14 апреля 1887 года, за день до вынесения приговора террористам, замышлявшим убийство Александра III в марте того же года ».

Осенью 1888 года Куприн покинул кадетский корпус и поступил в Александровскую военную академию в Москве. Летом 1890 года он окончил Академию в звании младшего лейтенанта и был отправлен в 46-й Днепровский пехотный полк (выбранный им наугад), дислоцированный в Проскуров (ныне Хмельницкий), где он провел следующие четыре года.

Литературная карьера

Куприн в начале 1890-х гг.

В 1889 году Александр Куприн встретил Лиодора Пальмина, известного поэта, который организовал публикацию в Русская сатирическая листовка его дебютного рассказа «Последний дебют », основанного на жизненном происшествии, самоубийстве путем отравления на сцене певицы Евлали Кадминой в 1881 году, трагедии, которая также вдохновила Ивана Сказка Тургенева "Клара Милич". Между появлением «Последнего дебюта» и публикацией его второй сказки «Психея» в декабре 1892 года прошло около трех лет. Как и последовавший за ним «В лунную ночь », в пьесе были обнаружены аберрации сумасшедший ум, исследующий тонкую грань между фантазией и реальностью.

За несколько лет военной службы Куприн был опубликован небольшой роман В темноте (1893) и несколько рассказов, в основном искусные исследования ненормальных состояний души («Славянская душа», «Безумие» и «Забытый поцелуй», все 1894). Только «Исследование » (1894), его первая публикация, вызвавшая критические замечания, была посвящена армии, положив начало серии рассказов на русскую армию: «Место для сна» (1897), «Ночная смена» (1899 г.), «Прапорщик» (1897 г.), «Миссия» (1901 г.), результатом которых стало его самое известное произведение «Дуэль». Помимо растущего недовольства армейской жизнью, публикация «Следствия», вероятно, была главной причиной отставки Куприна летом 1894 года. «Не может быть никаких сомнений в том, что появление такой работы, написанной офицером и подписанной с его полным именем, имело бы для него неприятные последствия ", - утверждает Люкер.

После ухода со службы, без каких-либо определенных планов на будущее или" каких-либо знаний, академических или практических "(согласно" Автобиография ») Куприн отправился в пятилетнее путешествие по Юго-Западу страны. Он пробовал разные виды работы, включая стоматологическую помощь, межевание, актерское мастерство, артист цирка, певец псалмов, врач, охотник, рыбак и т. Д., Все это впоследствии нашло отражение в его художественной литературе. Все это время он занимался самообразованием и много читал, Глеб Успенский с его этюдами стал его любимым автором.

Летом 1894 года Куприн приехал в Киев а к сентябрю начал работать в местных газетах «Киевское слово», «Жизнь и искусство», а позже Киевлянин. Он считал, что для хорошего журналиста необходимы «безумное мужество, смелость, широта взглядов и потрясающая память», которыми он сам обладал в полной мере. Часто путешествуя по Юго-Западу России, он сотрудничал с газетами Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Царицына, Таганрога и <50.>Одесса.

Наряду с фельетами и летописями Куприн писал небольшие зарисовки, исследуя определенные среды или изображая людей определенных занятий или обстоятельств, собранные позже в коллекцию. В марте 1896 г. восемь таких очерков были опубликованы в небольшом издании «Киевские типы» - первой книге Куприна. В октябре 1897 г. вышел его второй сборник «Миниатюры», один из самых известных его цирковых рассказов «Аллез!», Получивший высокую оценку Льва Толстого. В 1905 году Куприн охарактеризовал миниатюры как «первые детские шаги по пути литературы»; они определенно ознаменовали дальнейший этап его становления как писателя, как и его «Промышленные зарисовки», сделанные в 1896–1899 годах после его посещения Донбасса области.

В 1896 году Русское Богатство опубликовало Молох, первый крупный труд Куприна, критикующий стремительно растущий российский капитализм и отражение растущих промышленных беспорядков в стране. С тех пор он лишь дважды ненадолго возвращался к этой теме - в «Мутне» (1897) и «В недрах земли» (1899). «На этом основании можно сделать вывод, что его забота о промышленных рабочих в Молохе была не более чем преходящей фазой», - полагает Люкер.

В 1897 году Куприн поехал на Волынь работать там в качестве управляющего имением, затем поехал в Полесье на юге Белоруссии, где помогал выращивать махорку. «Здесь я впитал свои самые сильные, благородные, обширные и плодотворные впечатления... и познал русский язык и пейзажи», - вспоминал он в 1920 году. Три рассказа его незаконченного «Полесского цикла» - «Задворки», много знаменитое любовное произведение «Олеся» и рассказ ужасов «Оборотень» - были опубликованы между 1898 и 1901 годами. Молох и Олеся много сделали для того, чтобы Куприн укрепил свою литературную репутацию. В сентябре 1901 года Виктор Миролюбов, редактор Журнала для Всех, пригласил Куприна присоединиться к этому популярному петербургскому ежемесячнику, и в декабре он переехал в столицу.

1901 –1904

В Петербурге Куприн оказался в центре русской культурной жизни. Он подружился с Антоном Чеховым, с которым он регулярно переписывался вплоть до смерти последнего в 1904 году, часто обращаясь к нему за советом. Дружба Куприна с Иваном Буниным продлилась почти сорок лет, продолжаясь в эмиграции. Другой важной фигурой для Куприна был ученый и критик Федор Батюшков из Мира Божий ; 150 букв, которые дошли до нас, представляют собой незначительную часть их обширной корреспонденции. Позже Куприн выразил огромную благодарность Виктору Миролюбову, который, как и Максим Горький, оказал сильное влияние на его карьеру.

Федор Шаляпин и Александр Куприн

В 1901 году Куприн присоединился к Московской Среде (среда). литературное общество, основанное в 1899 г. Николаем Телешовым и объединяющее в основном молодых писателей-реалистов, среди которых были Горький, Бунин и Леонид Андреев. В феврале 1902 года Куприн женился на Марии Карловне Давыдовой, приемной дочери Александра Давыдовой, редактора «Мира Божий». Последний умер в том же году, Мария Карловна взяла на себя издание, и вскоре Куприн покинул «Журнал для Всех», чтобы возглавить художественный отдел журнала, который редактировала его жена.

В феврале 1903 г. основанное Горьким «Знанье» ( Знание) опубликовал сборник из восьми сказок Куприна, среди них «Допрос» и Молох. Лев Толстой похвалил сборник за его яркий язык, и критики были почти единодушны в их одобрении, указав на близость Куприна в темы и техника к Чехову и Горькому. Ангел Богданович из Мира Божий (который в 1897 году нелестно писал о Молохе) теперь хвалил компактный стиль Куприна и его способность передавать чувство искрометной жизнерадостности. Сам Горький, писавший Телешову в марте 1903 года, поставил Куприна третьим русским писателем после Чехова и Андреева.

Несмотря на литературный успех, первые годы Куприна в Петербурге были напряженными. Работа в журнале оставляла ему мало времени для собственного писательского мастерства, а когда его работы действительно появились в «Мир Божий», по слухам, он обязан своим успехом своим семейным связям. «Жизнь тяжелая: скандалы, сплетни, зависть, ненависть... Мне очень одиноко и грустно», - признался он одному из своих киевских друзей в письме.

Куприн писал меньше между 1902 и 1905 годами, чем он в провинции, но, по словам Люкера, «если количество его сочинений сократится - всего около двадцати рассказов, - его качество будет несравненно выше... Теперь, более осознавая очевидные контрасты, преобладающие в российском обществе, он обратил свое внимание к участи «маленького человека», следуя лучшим традициям русской литературы ». Среди заметных рассказов были «В цирке» (1902 г.), воспетые Чеховым и Толстым, «Болото» (1902 г.), тематически связанное с циклом Полесья, и «Еврейка» (1904 г.), демонстрирующие глубокую симпатию Куприна к этому преследуемому меньшинству. в российском обществе во времена, когда погромы были обычным явлением на Юго-Западе России. Другие темы прозы Куприна этого периода включают лицемерие («Спокойная жизнь», 1904; «Хорошая компания», 1905), фанатизм («Корь», 1904) и вырождение праздного класса («Первосвященник», 1905 г.

Дуэль

В 1904 году Куприн начал работать над Дуэль. Этот роман, задуманный на втором году службы в армии и комментирующий «ужасы и скуку армейской жизни», был опубликован 3 мая 1905 года. Создание этого романа стало для Куприна катарсическим опытом. «Я должен освободиться от тяжелого груза впечатлений, накопленных за годы военной службы. Я назову этот роман Дуэлью, потому что это будет моя дуэль... с царским войском. Армия калечит душу, уничтожает все лучшие порывы человека и унижают человеческое достоинство... Я должен написать обо всем, что я знал и видел. И своим романом я вызову царскую армию на дуэль ", - сообщил он жене в письме.

Дуэль стала литературной сенсацией года в России. В 1905 году было продано около 45,5 тысяч экземпляров, огромное количество для начала 1900-х годов. Споры, вызванные этим романом, продолжались до 1917 года. Критики левых приветствовали «Дуэль» как «еще один гвоздь в гроб автократии», в то время как их консервативные коллеги осуждали ее как «вероломное нападение на правящий порядок». Один офицер даже вызвал Куприна на дуэль через петербургскую газету, а в 1905 году группа из двадцати офицеров прислала Куприну письмо с благодарностью. Дуэль, по словам Люкера, ознаменовала «вершину карьеры Куприна... обеспечившая ему бессмертие в анналах русской литературы».

1905–1913

Куприн в Гатчине ( карикатура из 1910-х годов)

После революции 1905 года Курпин стал открыто критиковать режим. Он установил связи с моряками Черноморского флота в Севастополе и даже пытался записаться на линкор «Потемкин», поднявший мятеж в июне 1905 года. Считается политически неблагонадежным., он находился под наблюдением тайной полиции. В «Событиях в Севастополе» он описал гибель крейсера «Очаков», свидетелем которой стал Куприн в Балаклаве. Его более поздний рассказ «Гусеница» (1918) показывает, что он помог спасти нескольких моряков, сбежавших с пылающего крейсера. Командующий Черноморским флотом адмирал Григорий Чухнин, которого обычно считают виновным в трагедии, приказал Куприну покинуть Севастополь в течение 48 часов и возбудил уголовное дело о клевете. В июне 1906 года на Чухнина было совершено покушение, но дело не было закрыто, а два года спустя в Житомире Куприн был приговорен к штрафу и десяти дням домашнего ареста.

Среди наиболее известных его рассказов середины 1900-х годов были: Сны »,« Тост »,« Искусство »и« Убийца », последний поднимает тему насилия, охватившего тогда Россию. «Младший капитан Рыбников » (1906), повествующий о японском шпионе, выдавшем себя за русского офицера, получил высокую оценку Горького. Много обсуждались «Оскорбление» (1906) и «Гамбринус» (1907), эмоциональное обобщение многих мотивов его письма после 1905 года, перекликающееся с декламационным тоном «событий в Севастополе», согласно Люкеру.

С 1905 г. Куприн снова занялся многочисленными нелитературными областями. Он выдвинул себя избирателем в первую Государственную Думу по городу Петербургу. В 1909–1910 годах он совершил полет на воздушном шаре с известным спортсменом Сергеем Уточкиным, затем отправился в глубины Черного моря водолазом и сопровождал летчика Ивана Заикина в его самолетных поездках. В 1907 году он развелся с первой женой и женился на Елизавете Гейнрих (1882–1943), которая в 1908 году родила дочь Ксению.

В 1908 году отношения Куприна с Горьким испортились, и он ушел из Знанья. В том же году был опубликован рассказ «Морская болезнь», рассказывающий об изнасиловании героини социал-демократа и показывающий ее революционного мужа в неблагоприятном свете, что Горький расценил как преднамеренное оскорбление русских социалистов. Среди других произведений Куприна этого периода - «Изумруд» (1907 г.), самый известный из его рассказов о животных, «Суламифь» (1908 г.), ода «вечной любви», основанная на Песне песней, автобиографическая «Леночка» (1910) и Гранатовый браслет (1911), его знаменитая повесть «Обреченный романтизм», где безнадежная любовь находит свой тихо трагический апофеоз. «Лестригоны» (1907–1911), очерки о рыбаках Балаклавы, - лирическая песнь простой жизни и эпическое прославление достоинств ее простого народа. В октябре 1909 г. Куприн был удостоен Пушкинской премии совместно с Буниным.

Яма. 1909–1917

В 1908 году Куприн приступил к работе над Ямой, своим самым амбициозным и противоречивым произведением. Первая часть этого романистического исследования проституции появилась в 1909 году, вторая - в 1914 году, а третья - в 1915 году. Как оказалось, первая часть вызвала широкую полемику, части II и III были встречены почти всеобщим безразличием. Куприн, который, по-видимому, не мог решить, должен ли его роман быть документальным или художественным, либо колебался между ними, либо пытался искусственно их соединить. «Он более успешен в документальном ключе, и поэтому Часть I с подробностями жизни в борделе, безусловно, лучшая», - утверждает Люкер. Роман подвергся критике со стороны некоторых российских критиков и авторов (в том числе Льва Толстого) за чрезмерный натурализм ; среди тех, кто ею восхищался, была молодая Нина Берберова.

Куприн и его жена во время Первой мировой войны

«Яма» была последней крупной работой Куприна, и для многих она означала упадок его творческих способностей. Его самые известные рассказы 1912–1914 гг. - «Черная молния» и «Анафема», а его визит на юг Франции в период с апреля по июль 1912 г. привел к созданию «Лазурного берега», двадцати эскизов, образующих цикл путешествий. впечатления. В 1911 году он переехал с семьей в Гатчину, недалеко от Санкт-Петербурга.

Когда Первая мировая война разразилась, Куприн открыл военный госпиталь в своем доме в Гатчине, затем посетил города на Западном фронте. К концу 1914 года он обратился через прессу с просьбой о деньгах для раненых, а в декабре отклонил идею празднования 25-летия своей литературной карьеры. В качестве офицера запаса он был призван в ноябре 1914 г. и командовал пехотной ротой в Финляндии до мая 1915 г., когда был уволен по состоянию здоровья. По этой причине он не смог стать военным корреспондентом, к чему он стремился во время русско-японской войны 1904–1905 годов. Среди немногих его рассказов, отражающих войну, наиболее заметными были его сатиры («Гога Веселов», «Канталупы», «Папа», «Груня»), обрушивающиеся на циников, сколотивших состояние на недовольстве народа.

Февральская революция застала Куприна в Хельсинки, куда он обратился за медицинской помощью. Вернувшись в Гатчину, он выразил энтузиазм по поводу краха царизма в серии статей и в мае начал редактировать газету «Свободная Россия» Партии социалистов-революционеров. также «Вольность» и «Петроградский листок». Приветствуя свободу, принесенную Февральской революцией, он предвидел крайности, которые могут принести дальнейшие потрясения, и предостерег против того, чтобы Россия погрузилась в оргию кровопролития.

Октябрьская революция мало что сделала для прояснения предположений Куприна. политическая позиция. В статьях, которые он писал в различных газетах до середины 1918 года, в том числе «Петроградское Эхо», «Вечернее слово» и «Заря», его отношение к новому режиму оставалось двойственным. Он признал историческое значение большевистской революции и восхищался Лениным как «честным и мужественным человеком», заявляя, что «большевизм представляет собой великую, чистую, бескорыстную доктрину, которая неизбежна для человечества». Тем не менее, работая недолго с Максимом Горьким в издательстве Мировая литература, он критиковал продразверстку и политику военного коммунизма, утверждая, что большевики угрожали русской культуре и что их недостаточное знание страны принесло страдания крестьянам. В июне 1918 года Куприн был ненадолго арестован за статью в газете «Молва» («Слух), критикующую режим. Один из его рассказов 1918 года («Гусеница») восхваляет героизм женщин-революционерок, другой («Призрак Гатчины») - антибольшевистский рассказ о тирании новых хозяев России.

В конце концов. 1918 г. Куприн разработал подробный план Земли, газету, разработанную специально для крестьян. Предложенная им программа заключалась в помощи правительству в радикальном преобразовании сельской жизни в направлении, не противоречащем принципам коммунизма. Поддержанный Горьким и одобренный Лениным, встречавшимся с Куприным 25 декабря 1918 года, проект так и остался нереализованным.

Годы в эмиграции

Куприн в 1910-е годы

16 октября 1919 г. Гатчину взяла Белая армия во главе с генералом Николаем Юденичем. Две недели Куприн редактировал «Приневский край», газету, издаваемую штабом армии Юденича. В октябре, когда белые отступили на запад, Куприн отправился с ними в Ямбург, где присоединился к своей жене и дочери. Через Нарву семья достигла Ревеля в Эстонии, а в декабре уехала в Финляндию. Через полгода в Хельсинки они отплыли во Францию ​​и прибыли в Париж в начале июля 1920 года.

Следующие семнадцать лет в Париже видели упадок творческих способностей Куприна и его склонность к алкоголизму. Опечаленный разлукой с Россией, он стал одиноким и замкнутым. Бедность семьи усугубила положение. «Я остался голым... и нищим, как бездомный старый пес», - писал Куприн Ивану Заикину, старому другу. Все это вместе мешало ему писать. «Чем талантливее человек, тем труднее ему жить без России», - сказал Куприн репортеру в 1925 году.

Ностальгия Куприна объясняет ретроспективное качество его работы в эмиграции. Он вернулся к знакомым темам из своих более ранних работ и остановился на личном опыте, связавшем его с родиной, которую он потерял. Его визит на юго-запад Франции в 1925 году вдохновил на создание «Багровой крови» (1926), красочного рассказа о корриде в Байонне, за которым в 1927 году последовали «Благословенный Юг», четыре наброска на Гасконь и Верхние Пиренеи. Затем последовали преимущественно городские зарисовки, сделанные в Югославии - результат визита Куприна в Белград в 1928 году для участия в конференции русских писателей в эмиграции. Три главные работы парижских лет Куприна: «Колесо времени» (13 эскизов, стилизованных под роман, 1929 г.), автобиографические «Юнкерс» (1932 г.) и романтическая «Жанетта» (1933 г.), в которых рассказывается о привязанности пожилого профессора к маленькой девочке. его окрестности.

Возвращение в Россию и смерть

Могила Александра Куприна

К 1930 году семья Куприна была в бедности и в долгах. Его литературные гонорары были скудными, его парижские годы преследовали пьянство, после 1932 года его зрение начало ухудшаться, а почерк ухудшился. Попытки его жены открыть переплетный магазин и библиотеку для эмигрантов обернулись финансовыми катастрофами. Возвращение в Советский Союз было единственным решением материальных и психологических проблем Куприна. В конце 1936 года он наконец решил подать заявление на визу. 29 мая 1937 года, проводимые только дочерью, Куприны выехали с Северного вокзала в Москву. 31 мая их там встретили представители писательских организаций и разместили в гостинице «Метрополь». В начале июня они переехали на дачу, принадлежащую Советскому Союзу писателей, в Голицыно, под Москвой, где Куприн получил медицинскую помощь и отдыхал до зимы. В середине декабря он и его жена переехали в квартиру в Ленинграде.

Годы в Париже подорвали его здоровье и превратили в старика. Трагическую перемену заметил писатель Николай Телешов, его друг начала 1900-х годов. Посетив Куприна вскоре после его приезда, Телешов нашел его растерянным, бессвязным и жалким. «Он уехал из России... физически очень крепкий и сильный, - писал он позже, - но вернулся исхудавшим... немощным, безвольным инвалидом. Это уже не Куприн, этот выдающийся талантливый человек - это было что-то... слабый, грустный и явно умирающий ". Позже Бунин утверждал, что роль Куприна была чисто пассивной: «Он не поехал в Россию - его увезли туда, очень больным, уже во втором детстве», - писал он.

Возвращение Куприна позволило опубликовать его работы в Советский Союз, но после этого практически ничего нового он не написал. В июне 1937 г., к первой годовщине смерти Горького в июне Известия опубликовали «Фрагменты воспоминаний» Куприна. В октябре вышел скетч «Моя Родная Москва». Общая реакция писателя на происходящее вокруг была далека от эйфории. В своем рассказе о последних месяцах жизни Куприна писательница Лидия Норд нарисовала разочаровавшегося старика, который чувствовал себя чужим в родной стране.

В январе 1938 года здоровье Куприна ухудшилось. К июлю его состояние было тяжелым; уже страдая заболеванием почек и склерозом, у него развился рак пищевода. Хирургия мало помогла. Александр Куприн умер 25 августа 1938 г. и был похоронен на Волковом кладбище Литературных мостках в Ленинграде двумя днями позже.

Частная жизнь
Лиза Гейнрих в 1909 году

В феврале 1902 года Куприн женился на Марии Карловне Давыдовой (1881–1966), приемной дочери Александры Давыдовой, вдовы директора Санкт-Петербургской консерватории, которая после нее После смерти мужа в 1889 г. стал редактором журнала Мир Божий. Когда она умерла в 1902 году, Мария Карловна заняла его, и вскоре Куприн стал заведовать художественным отделом дневника своей жены. У них была одна дочь Лидия (1903–1924).

В середине 1900-х их отношения ухудшились, главной причиной было злоупотребление алкоголем Куприна. Однажды, возмущенная его поведением в компании пьяниц и проституток, которых он приводил к ним на дачу, Мария Карловна разбила графин над его головой. Другой случай, когда во время некрасивой ссоры он попытался поджечь ее платье, оказался для них последним: в 1907 году пара развелась. Позднее Мария Давыдова вышла замуж за советского дипломата Николая Иорданского; в 1966 году вышла ее книга воспоминаний «Годы молодости» (Годы молодости, 1966).

Второй женой Курпина была Елизавета Гейнрих (1882–1942), дочь венгерской революционерки Мориц Ротони-Гейнрих, воспитывался в семье Дмитрия Мамина-Сибиряка, мужа ее сестры Марии. В начале 1900-х она была сестрой милосердия, позже гувернанткой Лидии и хорошей подругой Александры Давыдовой. В 1907 году пара поженилась и поселилась в Гатчине. В 1908 году у них родилась дочь Ксения. Вторая дочь Зинаида родилась в 1909 году и умерла от пневмонии в 1912 году. После возвращения Куприна в Россию Елизавета Куприна-Гейнрих посвятила себя составлению и изданию литературного наследия своего мужа. Она покончила жизнь самоубийством в 1942 году, во время блокады Ленинграда.

Ксения Куприна (1908–1981), в конце 1920-х годов стала моделью Пола Пуаре, а затем актрисой, которая, как Кисса Куприн,, снялся в 11 фильмах, начиная с Le Diable au cœur (1927) Марселя Л'Эербье. После возвращения в СССР в 1958 году работала актрисой театра, переводчиком, автором и сценаристом. Ее книга воспоминаний «Мой отец Куприн» вышла в 1978 году.

Наследие

По словам Николая Люкера,

Место Куприна в истории русской литературы имеет большое значение., если не уникальный. Родился в эпоху, омраченную великим русским романом, достигшего своего апогея в 1860-х годах. он обратился к рассказу как к жанру, соответствующему как его собственному неугомонному темпераменту, так и многочисленным занятиям его поколения... Со своими современниками Чеховым, Горьким и Буниным. он довел жанр рассказа до беспрецедентного русского расцвета. То, что он уступал сдержанности Чехову, убежденности Горькому и тонкости Бунину, Куприн компенсировал темпом повествования, построением сюжета и богатством темы. Эти последние качества в сочетании с его неизменным интересом к человеческой душе делают его очень читабельным и сегодня.

Прославленный благодаря роману Дуэль (1905), Куприн получил высокую оценку со стороны коллег-писателей, в том числе Антон Чехов, Максим Горький, Леонид Андреев, лауреат Нобелевской премии Иван Бунин и Лев Толстой, приветствовавшие его истинный преемник Чехова. Хотя он жил в эпоху, когда писатели были увлечены литературными экспериментами, Куприн не искал новшеств и писал только о том, что пережил сам, а его герои - следующее поколение после чеховских пессимистов. Владимир Набоков назвал его «русским Киплингом » за рассказы о жалких искателях приключений, которые часто бывают «невротичными и ранимыми». На протяжении всего ХХ века Александр Куприн оставался «одним из самых читаемых классиков русской литературы» со многими фильмами, основанными на его произведениях, отчасти благодаря «его ярким историям из жизни простых людей и несчастной любви, его описаниям военных. и публичные дома, что сделало его писателем на все времена и во все времена ".

A малая планета 3618 Куприн, открытая советским астрономом Николаем Степановичем Черных в 1979 году, названа в честь его.

Избранная библиография
  • Последний дебют (Последний дебют) (1889)
  • Суламифь: Античный роман
  • «Психея» (Психея, 1892; в 1929 году переведено как «Психея».
  • "В лунную ночь »(Лунной ночи, 1893)
  • В темноте (Впотьмах, 1893)
  • "Допрос »(Дознание, 1894)
  • Киевские Типы (Киевские Типы, 1896, собрание этюдов)
  • Молох (1896)
  • Миниатюры (1897, корот. сборник рассказов)
  • Олеся (1898)
  • «В цирке» (В Цирке, 1902)
  • «В цирке» Конокрады »(1903)
  • Дуэль (Поединок, 1905; переведено как Дуэль в 1916 г.)
  • «Река Жизни» (Река Жизни, 1906)
  • "Младший капитан Рыбников »(1906)
  • Яма (Яма, 1909 г. –1915)
  • Гранатовый браслет (Гранатовый браслет, 1911)
  • Колесо времени (Колесо времени, 1929)
  • Юнкерс (Юнкера, написано 1928–1932, опубликовано 1933), автобиографический роман
Литература
Цитированные источники
Внешние ссылки
Wikisource содержит оригинальные работы написано или о:. Александр Куприн
Викискладе есть медиа, связанные с Александр Куприн.
Последняя правка сделана 2021-06-10 20:06:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте