Александр Довженко

редактировать
Советский кинорежиссер
Александр Довженко
Александр Довженко.jpg
РодилсяАлександр Петрович Довженко. (1894-09 -10) 10 сентября 1894 г.. Сосница, Сосницкий уезд, Черниговская губерния, Российская Империя (ныне Украина )
Умер25 ноября 1956 (1956-11-25) (62 года). Переделкино, Советский Союз (ныне Россия )
Место упокоенияНоводевичье кладбище, Москва
Род занятийКинорежиссер, сценарист
Годы работы1926–1956
Супруг (ы)Юлия Солнцева

Александр Петрович Довженко или Александр Петрович Довженко (украинский : Олександр Петрович Довженко, Александр Петрович Довженко; русский : Алекса́ндр Петро́вич Довже́нко, Александр Петрович Довженко; 10 сентября [OS 29 августа] 1894 - 25 ноября 1956) был украинским советским сценаристом, фильм пр oducer и директор. Его часто называют одним из важнейших первых советских кинорежиссеров, наряду с Сергеем Эйзенштейном, Дзигой Вертовым и Всеволодом Пудовкиным, а также пионером Советская теория монтажа.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Земля
    • 1.2 Обращение к Сталину
    • 1.3 Более поздние работы
  • 2 Фильмография
  • 3 Ссылки
  • 4 Дополнительная литература
  • 5 Внешние ссылки
Биография

Александр Довженко родился в селе Вюнище, расположенном в Сосницком уезде Черниговской губернии Российская Империя (ныне часть Сосницы в Черниговской области, Украина ) Петру Семеновичу Довженко и Одарке Ермолаевне Довженко. Его предками по отцовской линии были украинские казаки (чумаки ), поселившиеся в Соснице в восемнадцатом веке из соседней Полтавской губернии. Александр был седьмым из четырнадцати детей, родившихся у пары, но из-за смерти своих братьев и сестер он был самым старшим ребенком к тому времени, когда ему исполнилось одиннадцать. В конечном итоге до совершеннолетия дожили только Александр и его сестра Полина, впоследствии ставшая врачом.

Хотя его родители были необразованными, полуграмотный дедушка Довженко поощрял его учиться, в результате чего он стал учителем в 19 лет. Он избежал военной службы во время Первой мировой войны из-за болезнь сердца, но во время советско-украинской войны год прослужил в Красной Армии. В 1919 г. в Житомире попал в плен и отправлен в концлагерь. В 1920 году Довженко вступил в партию боротьбистов. Он служил помощником посла в Варшаве, а также в Берлине. Вернувшись в СССР в 1923 году, он начал иллюстрировать книги и рисовать карикатуры в Харькове.

Довженко обратился к кино в 1926 году, когда он приземлился в Одессе. Его амбициозный драйв привел к созданию его второго сценария, «Вася Реформатор» (который он также был одним из режиссеров). Он добился большего успеха в фильме «Звенигора » в 1928 году, рассказе о юном авантюристе, который становится бандитом и контрреволюционером и плохо кончает, в то время как его добродетельный брат проводит фильм, борясь за революцию. его как главного режиссера своей эпохи. Его следующая «Украинская трилогия» (Звенигора, Арсенал и Земля ) - его самые известные произведения на Западе. «Арсенал» был плохо встречен коммунистическими властями Украины, которые начали преследовать Довженко - но, к его счастью, Сталин смотрел его и любил его.

Земля

Довженко Земля получил высокую оценку как один из величайших когда-либо созданных немых фильмов. Британский кинорежиссер Карел Рейс в 2002 году попросил Британский институт кино оценить величайшие фильмы из когда-либо созданных, и он поставил Землю на второе место. В фильме коллективизация изображена в положительном свете. Его сюжет вращался вокруг попытки помещика разрушить успешный колхоз, когда он получил свой первый трактор, хотя он открывается длинным крупным планом пожилого умирающего человека, испытывающего сильное удовольствие от вкуса яблока - сцена с без очевидного политического послания, но с некоторым аспектом автобиографии. Фильм был раскритикован советскими властями. Поэт Демьян Бедный в трех колонках газеты Известия подверг критике ее "пораженчество", и Довженко был вынужден ее отредактировать.

Обращение к Сталину.

Следующий фильм Довженко, Иван, изображал днепростройского строителя и его реакцию на индустриализацию, которую затем сразу осудили за пропаганду фашизма и пантеизма. Опасаясь ареста, Довженко лично обратился к Сталину. Через день его пригласили в Кремль, где он прочитал сценарий своего следующего проекта Аэроград о защите недавно построенного города от японских лазутчиков перед аудиторией из четырех самых влиятельных людей. люди в стране - Сталин, Молотов, Киров и Ворошилов. Сталин одобрил проект, но «предложил», чтобы следующим проектом Довженко после «Аэрограда» была инсценировка биографии украинского партизана Николая Щорса.

В январе 1935 года советская киноиндустрия отметила свое пятнадцатилетие крупным фестивалем., во время которого самый известный режиссер страны Сергей Эйзенштейн, у которого были проблемы с властями и которому не давали закончить фильм в течение нескольких лет, произнес бессвязную речь, перескакивающую с одной эзотерической темы на другую.. Довженко присоединился к критике, рассмеявшись и умоляя: «Сергей Михайлович, если вы не снимете фильм хотя бы в течение года, то, пожалуйста, не снимайте его вообще... Все эти разговоры о полинезийских женщинах, все ваши незаконченные сценарии. Я с радостью обменяю на один из ваших фильмов ». В конце конференции Сталин вручил Довженко орден Ленина.

Позже Довженко снова вызвали в Кремль, и Сталин сказал ему, что он «свободный человек», которому не подчиняются ». Никаких обязательств »снять фильм о Щорсе. Он понял намек и, следуя «совету» Сталина, прервал работу над «Аэроградом» и отправил диктатору черновик сценария Шорса. Затем его вызвали к боссу советской киноиндустрии Борису Шумяцкому и сказали, что в сценарии есть серьезные политические ошибки. Его просьба о новой встрече со Сталиным была проигнорирована, поэтому он написал диктатору 26 ноября 1936 г., умоляя: «Это моя жизнь, и если я делаю это неправильно, то это связано с нехваткой таланта или развития, а не злоба. Я испытываю великую печаль за ваш отказ видеть меня ". Ответом Сталина была короткая записка Шумяцкому в декабре, в которой перечислялись пять ошибок в сценарии, в том числе то, что «Щорс получился слишком грубым и неотесанным».

Более поздняя работа

Довженко завершен. Аэроград в 1935 году. Перед его выпуском в ноябре Довженко начал работу над Щорсом. По словам Яна Лейды, работавшего в то время в советской киноиндустрии:

Щорс научил его новым трудностям выполнения предложения Сталина. За три года до его выпуска Довченко должен был передать каждое решение и каждую серию, казалось бы, бесконечной череде людей, «знающих, чего хочет Сталин». Было кошмарное интервью, несколько горькое, с самим Вождем, который начинал проявлять признаки мании величия и непогрешимости... Позже Довченко рассказал друзьям об одном пугающем прибытии в кабинет Сталина, когда он отказался разговаривать с Довченко, и Берия обвинил его в участии в националистическом заговоре.

Несколько соратников Довженко были расстреляны или отправлены в трудовые лагеря во время Большой чистки в 1937–1938 годах, в том числе его любимый оператор Данле Демуцкий, который работал с ним на Земле. Но когда, наконец, он закончил «Щорс», выпущенный в январе 1939 года, ему заплатили огромный гонорар - 100000 рублей - и наградили Сталинской премией (1941).

Во время войны Довженко написал статью и сценарий «Украина в огне», который был осужден Никитой Хрущевым и другими украинскими коммунистическими чиновниками за «прикрытие националистических настроений». Согласно докладу, направленному начальником НКВД Всеволодом Меркуловым Андрею Жданову, секретарю партии по культуре, Довженко возмутился критикой, сказав: « эти люди не могут вести войну и людей. Это мусор ». После того, как его вытащили перед ЦК, Довженко был исключен из различных официальных организаций, отрезан от коллег-художников и занялся написанием сценария о биологе Мичурине. Фильм Мичурин принес ему еще одну Сталинскую премию в 1949 году.

После нескольких лет написания, соавторства и продюсирования фильмов на киностудии «Мосфильм» в Москве., он обратился к написанию романов. За 20-летнюю карьеру Довженко лично снял всего семь фильмов.

Он был наставником молодых советских кинематографистов Ларисы Шепитько и Сергея Параджанова. Довженко умер от сердечного приступа 25 ноября 1956 года на своей даче в Переделкино. Его жена Юлия Солнцева продолжила его наследие, снимая собственные фильмы и завершая проекты, которые Довженко не мог создать.

Киностудия Довженко в Киеве была названа его именем после его смерти.

Фильмография

* под руководством Юлии Солнцевой

Список литературы
Дополнительная литература
  • Довженко, Александр (изд. Марко Каринник) (1973). Александр Довженко: Поэт как кинорежиссер, MIT Press. ISBN 0-262-04037-9
  • Кепли младший, Вэнс (1986). На государственной службе: Кино Александра Довженко, University of Wisconsin Press. ISBN 0-299-10680-2
  • Либер, Джордж О. (2002). Александр Довженко: Жизнь в советском кино, Британский институт кино. ISBN 0-85170-927-3
  • Небесио, Богдан. «Предисловие» к спецвыпуску: Кино Александра Довженко. Журнал украинистики. 19.1 (лето, 1994): стр. 2–3.
  • Перес, Гилберто (2000) Материальный призрак: фильмы и их среда, издательство Johns Hopkins University Press. ISBN 0-8018-6523-9
  • Абрамюк, Лариса (1998) Украинское барокко в кинематографическом искусстве Александра Довженко, Университет штата Огайо (UMI).
Внешний ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-10 20:58:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте