Александр Ват. Александр Чват | |
---|---|
Портрет Александра Вата до 1967 года | |
Родился | 1 Май 1900. Варшава |
Умер | 29 июля 1967. Антоний, Франция |
Александр Ват был псевдонимом Александра Чвата ( 1 мая 1900 - 29 июля 1967), польский поэт, писатель, теоретик искусства, меморист и один из предшественников польского футуризма движения в начале 1920-х гг. один из крупнейших польских писателей середины 20 века. В 1959 году он эмигрировал во Францию , а в 1963 году переехал в Соединенные Штаты, где работал в Центре славянских и восточноевропейских исследований Калифорнийского университета в Беркли.
Александр Чват родился 1 мая 1900 года в Варшаве, в то время находившейся под властью России, в устойчивой и процветающей еврейской семья. Его отец, Бронислав, был религиозным евреем, чьим первым языком был идиш. Он позволил своим детям получить гуманитарное образование. Его семья интересовалась польской литературой и драматическим искусством, и одна из его сестер, Северина Бронишувна (13 июля 1891 - 28 июня 1982), была актрисой.
После короткой службы в Польской армии окончил филологический факультет Варшавского университета, где изучал философию, психологию и логику. В 1919 году он был среди молодых поэтов, провозгласивших появление новой, футуристической поэзии. В следующем году он опубликовал свой первый сборник стихов под названием JA z jednej strony i Ja z other strony mopsożelaznego piecyka (буквально: «Я по обе стороны от железной печи мопсов»), который приобрел большую популярность среди сторонников нового тенденции в литературе эпохи. В 1927 году он выпустил сборник рассказов «Люцифер безработный» («Безроботный Люцифер» по-польски). До 1922 года он был одним из создателей влиятельного ежемесячного журнала Nowa Sztuka (Новое искусство; появилось в 1921-22 гг.), За которым последовали Almanachy Nowej Sztuki (Альманах нового искусства) и «набирающий популярность коммунистический журнал» Miesięcznik literacki (Литературный ежемесячный журнал). Он участвовал в распространении работ Владимира Маяковского и футуризма в целом по всей Польше, прежде чем стал сторонником коммунизма.
. До 1931 года он был основным автором к марксистскому Tygodnik literacki (Литературный еженедельник). С 1933 года до начала Второй мировой войны в 1939 году он был также литературным директором Gebethner Wolff, крупнейшей и самой известной польской типографии того времени.
После нацистского вторжения в Польшу в 1939 он переехал в Львов, который затем находился под советской оккупацией. Несмотря на свои симпатии к коммунизму, он был арестован НКВД в 1940 году. Он содержался под стражей последовательно в бывшей Замарстиновской военной тюрьме во Львове, затем в Киеве, в Лубянской тюрьме НКВД в Москве и, наконец, в Саратове.
Освобожден из тюрьмы в ноябре 1941 г. по условиям общей амнистии для поляков, вызванной нацисты вторжение в Советский Союз, он был сослан в Казахстан вместе со своей женой Паулиной, также известной как Ола Ватова (26 апреля 1903 - 9 февраля 1991), и их 9-летний сын Анджей. Во время войны один из его братьев был убит в Треблинке.
В 1946 году Вату разрешили вернуться в Польшу во время перемещения польского населения (1944–46) вместе с большинством польских граждан, изгнанных с территорий Польши, аннексированных Советским Союзом. Он был назначен главным редактором Государственного издательского института (ГИП). Однако он «отвернулся от коммунизма после заключения советской тайной полиции и стал громогласным борцом за демократию». Коммунистические власти Польши, поддерживаемые Советским Союзом, считали его ненадежным, поэтому он был отстранен от занимаемой должности и ему не разрешили публиковать свои собственные работы. Он посвятил много времени переводу нескольких классических произведений английской, французской, немецкой и русской литературы на польский.
В 1953 году Уот перенес инсульт, положивший начало неизлечимому психосоматическому заболеванию, которое с тех пор причинил ему острую физическую боль и состояние гнетущей тревоги.
После политической оттепели, вызванной процессом Никиты Хрущева де- Сталинизация, Ват вернулся к общественной жизни в 1957 году.
В 1959 году он эмигрировал во Францию и поселился в Париже. В 1963 году он получил приглашение преподавать славянскую литературу в Центре славянских и восточноевропейских исследований Калифорнийского университета в Беркли. С начала 1964 года по июнь 1965 года Уот работал в Беркли. Там он записал серию бесед с Чеславом Милошем о своей жизни, которую он считал своего рода «разговорным дневником», опубликованным посмертно под названием «Мой век».
Ват покончил жизнь самоубийством. 29 июля 1967 г. в своем доме в Антонии, Франция. Болезнь, от которой он страдал в течение четырнадцати лет, обычно называют причиной его последнего поступка, но биограф Томаш Венцлова видит волну восточноевропейского антисемитизма, последовавшая за Шестидневной войной в качестве триггера. В юности Ват долго думал о том, чтобы закончить свою жизнь, не дожив до двадцати пяти лет, что он считал последним моментом перед наступлением неизбежного психического окостенения.
У Ват был глубоко противоречивая религиозная идентичность: сын еврейского ученого, он развил атеистическое мировоззрение еще мальчиком из-за его обширного чтения, но обратился в католицизм во время пребывания в советских тюрьмах. Его последним желанием было быть похороненным на христианском кладбище в Израиле.
Части литературного архива Вата, включая аудиозаписи интервью с Чеславом Милошем, которые были отредактированы в Moj Wiek (переведенный на английский Ричардом Лурье как My Century) хранятся в Библиотеке редких книг и рукописей Бейнеке Йельского университета.
Документы Александра Вата. General Collectio n, Библиотека редких книг и рукописей Бейнеке, Йельский университет.