Александр Форд | |
---|---|
![]() | |
Родился | Моши Лифшиц. (1908-11-24) 24 ноября, 1908. Киев, Российская Империя |
Умер | 4 апреля 1980 (1980-04-04) (71 год). Неаполь, Флорида, United Штаты |
Национальность | поляк |
Род занятий | Кинорежиссер |
Известен | Глава подконтрольного правительству Film Polski |
Александр Форд (родился Моши Лифшиц ; 24 ноября 1908 г. в Киеве, Российская Империя - 4 апреля 1980 г. в Неаполе, Флорида, США) был польским кинорежиссер ; и руководитель съемочной группы Польской Народной армии в Советском Союзе во время Второй мировой войны. После войны он был назначен директором компании Film Polski.
В 1948 году он был назначен профессором Национальной киношколы в Лодзи (Państwowa Wyższa Szkoła Filmowa). Роман Полански был среди его учеников. Еще одним из протеже Форда был польский кинорежиссер Анджей Вайда. После антисемитской чистки в коммунистической партии Польши в 1968 году Форд эмигрировал в Израиль, а оттуда через Германию и Данию в Соединенные Штаты. Он покончил жизнь самоубийством в 1980 году в Неаполе, Флорида.
Форд снял свой первый художественный фильм «Талисман» в 1930 году после года создания короткометражных немых фильмов. Он не использовал звук до Легиона улиц (1932). Когда началась Вторая мировая война, Форд сбежал в Советский Союз и тесно сотрудничал с ним, чтобы создать киностудию для поддерживаемой Советским Союзом Народной армии Польши в СССР. Подразделение называлось Czołówka Filmowa Ludowego Wojska Polskiego (или просто Czołówka; острие).
После войны Форд был назначен главой подконтрольного правительству Film Polski и имел огромное влияние на вся киноиндустрия страны. В процессе накопления власти он передал секретной полиции НКВД своего коллегу-режиссера Ежи Габрельского, постоянно обвинив его в «реакционных» и «антисемитских» взглядах, что привело к аресту и пыткам Габрельского. Форд и группа его коллег из Коммунистической партии Польши восстановили большую часть инфраструктуры кинопроизводства в стране. Роман Полански писал о них в своей биографии: «Среди них были очень компетентные люди, в частности, Александр Форд, ветеран партии, который тогда был ортодоксальным сталинистом. […] Настоящий В послевоенный период влиятельным брокером был сам Форд, который основал свою небольшую империю кино ». В течение следующих двадцати лет Форд работал профессором государственной национальной киношколы в Лодзи (Państwowa Wyższa Szkoła Filmowa). Его, пожалуй, больше всего помнят по режиссуре первого послевоенного документального фильма Майданек - cmentarzysko Europy (Майданек - кладбище Европы) и художественного фильма Рыцари Тевтонского ордена (1960) по роману одноименное имя польского писателя Генрика Сенкевича.
Форд, самопровозглашенный коммунист, использовал свои фильмы для «выражения социальных сообщений на экране», как и в своих документальных фильмах: отмеченный наградами Legion ulicy, (The Street Legion, 1932), «Дети должны смеяться» (1936) и послевоенный восьмой день недели (1958), отвергнутые цензорами коммунистической партии во время Польского октября. Форд продолжал снимать фильмы в Польше до польского политического кризиса 1968 года. Обвиненный в антисоциалистической деятельности и исключенный из коммунистической партии, Форд эмигрировал в Израиль, где прожил следующие два года. Позже он переехал в Данию и в конце концов поселился в Соединенных Штатах. Форд снял еще два художественных фильма, оба из которых были коммерческими и провальными. В 1973 году он снял экранизацию романа Александра Солженицына В круге первом, датско-шведской постановки, повествующей об ужасах советского ГУЛАГа. В 1975 году он снял [de ], англоязычный израильско-немецкий совместный фильм, основанный на героической истории Dr. Януш Корчак. Занесенный в черный список польским коммунистическим правительством как политический перебежчик, Форд перестал быть личностью в современных дискуссиях и анализе польского кинопроизводства. Он покончил жизнь самоубийством в отеле во Флориде 4 апреля 1980 года.