Алсифрон , или Минутный философ - это философский диалог ирландского философа XVIII века Джорджа Беркли, в котором Беркли опроверг аргументы вольнодумцев, таких как Мандевиль и Шефтсбери, против христианской религии. Впервые он был опубликован в 1732 году.
Диалог в основном ведется между четырьмя персонажами, вольнодумцами Алсифроном и Лисиклом, представителем Беркли Евфранором и Крито, представителем традиционного христианства. В основном молчаливого рассказчика диалога зовут Дион.
Работа содержит два особо примечательных раздела:
В более поздней работе (впервые опубликованной в 1733 году) Беркли привел работу Альберто Радикати как доказательство того, что взгляды, отстаиваемые персонажем Лисиком, не были чрезмерно преувеличенными (пункт 5).
Работа выражает оппозицию Беркли католицизму. В нем он предположил, что свободомыслие, нанося ущерб протестантизму, сделает Англию открытой для обращения римско-католических миссионеров. В 1742 году католическая церковь отреагировала на антикатолические взгляды произведения, поместив его в Указатель запрещенных книг, где он оставался до отмены Указателя в 1966 году.
Первоначально он был опубликован анонимно под полным названием «Алсифрон: или минутный философ». В семи диалогах. Содержащий извинения за христианскую религию против тех, кого называют вольнодумцами, напечатано в Лондоне Дж. Тонсоном в 2-х томах. Второй том содержит его Очерк новой теории зрения, и поэтому он не был очень анонимным. Посмертное издание 1755 года было первым, в котором имя Беркли было автором. Книга была начата, когда Беркли жил на Уайтхолл Фарм, Род-Айленд, а затем закончена, когда он вернулся в Лондон в 1731 году.
Книга подверглась критике в письме в Daily Postboy (сентябрь 1732 г.), на которое Беркли ответил в своей «Теории зрения» (1733 г.). Питер Браун, епископ Корк, ответил Беркли в своей Божественной аналогии (1733). Бернар Мандевиль ответил в памфлете, озаглавленном «Письмо к Диону» (1732 г.). Лорд Херви протестовал против рационализма Алсифрона в своих замечаниях о минутном философе (1732). Философская критика Фрэнсиса Хатченсона появилась в четвертом издании его «Исследования происхождения наших представлений о красоте и добродетели» (1738). Американский священник Сэмюэл Джонсон написал более отзывчивую рецензию в Elementa Philosophica (1752 г.).