Альберто Уильямс (23 ноября 1862 г. - 17 июня 1952 г.) был аргентинским композитором, пианистом, педагог, дирижер.
Альберто Уильямс родился в Буэнос-Айресе в 1862 году. Его дед по материнской линии, Амансио Хасинто Алькорта, был уважаемым человеком. дипломат и экономист, композитор-любитель салонной музыки. Уильямс начал учиться игре на фортепиано в 8 лет у Педро Бека. Шесть лет спустя он поступил в Escuela de Música y Declamación (Школа музыки и декламации) в провинции Буэнос-Айрес, где он получил уроки игры на фортепиано у Луиса Хосе Бернаскони.
Он получил стипендию от правительства провинции Буэнос-Айрес в 1882 году для изучения музыкальной композиции в Парижской консерватории, где его наставляли пианисты Жорж Матиас и Шарль де Берио, и научился гармонии с Эмилем Дюраном и контрапункт с Эрнестом Гиро. Кроме того, он брал частные уроки композиции у Сезара Франка, который, очевидно, очень полюбил своего ученика.
В этот период Уильямс опубликовал свои первые пьесы для фортепиано, включая характер и салонные пьесы и танцы, а также завершил свою Primera Obertura de Concierto (Первая концертная увертюра, op. 15) для оркестра перед тем, как вернуться в Аргентину в 1889 году. По прибытии он совершил поездку по сельским пампасам и познакомился с народная музыка Аргентины. Его первое сочинение, получившее широкий успех, "El Rancho Abandonado" (Заброшенная хижина), четвертый номер фортепианной серии под названием En la Sierra (In Hill Country, op. 32, опубликовано в 1893 году), представляет собой ностальгический плач по сельской жизни. в пампасах и включает удачную цитату из народного танца Huella. В 1890-х и 1900 годах Уильямс в основном культивировал международный стиль, глубоко укоренившийся в романтических традициях. Однако после 1910 года в его композициях использовались избранные «импрессионистские» техники и более диссонирующие гармонии, но без применения модернистской (или авангардной) эстетики.
Примерно в то же время он прибегал к Аргентинские народные темы и ритмы становятся все более частыми, его фортепианная и оркестровая музыка основана на адаптации милонг и других деревенских жанров. Он основал Музыкальную консерваторию Буэнос-Айреса (позже известную как Conservatorio Williams) в 1893 году и установил франшизы во многих городах внутренней части Аргентины.
Уильямс сочинил девять симфоний, три оркестровых стихотворения, две концертные увертюры, три сонаты для скрипки и фортепиано (1905, 1906, 1907), одна для виолончели и фортепиано (1906) и Primera Sonata Argentina для фортепиано (1917). Он создал тексты для всех своих сочинений и написал множество текстов по теории музыки и другим эстетическим и историческим темам, включая несколько учебных пособий для студентов; сборник его текстов был опубликован как Versos Líricos в 1924 году. Уильямс был принят в Национальную академию изящных искусств и Национальную комиссию по культуре.
Каталог Уильямса включает 136 номеров опусов. Некоторые из наиболее известных:
Он прожил свои последние годы в окружении восхищения своих многочисленных учеников в casa del puente (дом у моста), резиденции в Мар-дель-Плата, спроектированной его сын, известный архитектор-модернист Амансио Уильямс, завершенный в 1946 году. Альберто Уильямс умер в Буэнос-Айресе в 1952 году в возрасте 89 лет.