Албания под властью Османской империи

редактировать

Албания находилась под властью Османской империи в разные периоды с 1479 по 1912 год. Османы впервые вошли в Албанию в 1385 году по приглашению албанского дворянина Карла Топиа, чтобы подавить силы другого албанского дворянина Балши II в битве при Савре. Санджак Албании был основан в 1420 году и контролировал в основном Центральную Албанию, в то время как османское владычество стало более консолидированным в 1479 году после падения Шкодры. Албанцы снова восстали в 1481 году, но османы окончательно контролировали Албанию к 1488 году. Османы ранее управляли некоторыми регионами Албании после битвы при Савре в 1385 году. Османы разместили гарнизоны по всей южной Албании к 1418 году и установили формальную юрисдикцию в центральной Албании к 1431 году. Несмотря на то, что османы утверждали, что правят всеми албанскими землями, большинство албанских этнических территорий все еще управлялись теми, кто был свободен от османского владычества. В 1431 году многие албанские князья, в том числе Гьердж Арианити, семья Зеневиси и Гьон Кастриоти начали войну против Османской империи, которая привела к поражению Гьон Кастриоти, но победе в 5 сражения за Гьерджа Арианити (Гьерджа Атианити - первого европейского принца, победившего османов в 5 битвах). Эти албанские победы открыли путь для прихода Скандербега в 1443 году в Крую. Независимость большинства албанских регионов сохранилась в течение 1443–1479 гг., Когда восстание возглавил Скандербег. Албанское сопротивление и война против османов продолжались 37 лет. Последними городами, захваченными османами, были Шкодер в 1479 году и Дуррес в 1501 году. Период полунезависимости начался в 1750-х годах с приходом независимых албанских пашей. В 1754 г. будет основан автономный албанский пашалик из семьи Бушати с центром в городе Шкодра, который назывался Шкодринский пашалик. Позже будет учрежден тот же автономный пашалик Берата, кульминацией которого станет албанский пашалик Али-паше Тепелена в 1787 году. Албанские пашалики закончатся в 1831 году, и последним будет пашалик Бушати. Эти полунезависимые албанские пашалики простирались бы от Боснии до Южной Греции.

Позднее, в 16-17 веках, албанцы вступят в период исламизации. Территория, которая сегодня принадлежит Республике Албания, оставалась частью Османской империи до тех пор, пока не провозгласила независимость в 1912 году во время Балканских войн.

В 1909 году, Нью-Йорк Газета The Sun опубликовала статью об Османской империи, в которой описывались подданные Османской империи, которые в целом гордились тем, что называли себя турками, но мусульманские албанцы никогда не соглашались с этим и заявляли, что они «принадлежат к другой расе».

>1 Османское владычество
  • 1.1 XVIII век
  • 1.2 XIX век
  • 2 Против младотурок
  • 3 Структура управления
    • 3.1 Административная
    • 3.2 Налогообложение
    • 3.3 Религия
  • 4 Албанский национализм
  • 5 Ссылки
  • 6 Литература
  • Османское правление
    Санджак в Албании в 1431 году. Элифбаджа шкип - албанский арабский алфавит

    Османы расширили свой контроль с Анатолии на Балканы в середине 14 века. Они вступили на европейскую территорию в 1352 году и победили сербскую армию в битве за Косово в 1389 году. Османское давление уменьшилось в 1402 году, когда турко-монгольский лидер Тимур (Тамерлан) напал на Анатолию. с востока убил султана и вызвал гражданскую войну. Когда порядок был восстановлен, османы возобновили свое продвижение на запад. В 1453 году войска султана Мехмеда II захватили Константинополь и убили последнего византийского императора.

    Правило разделение албанских земель на небольшие враждующие владения. независимые феодалы и вожди племен сделали их легкой добычей для османских армий. В 1385 г. албанский правитель Дуррес, Карл Топиа обратился к султану за поддержкой против своих соперников, дворянского рода Балшичей. Османские войска быстро вошли в Албанию по Виа Эгнатия и разбили Балша II в битве при Савре. Некоторые из албанских княжеств вскоре после 1420 года стали вассалами Османской империи. Гирокастра стал уездным городом санджака Албании в 1420 году. Круджа была основана как центр Санджака в Албании после того, как Гьердж Арианити победил османов между 1431 и 1435 годами. Османы позволили вождям албанских кланов сохранить свои позиции, правление и собственность, но они должны были платить дань, а иногда и отправлять своих сыновей в Османский двор в качестве заложников и предоставить Османской армии вспомогательные войска. Однако многие албанские кланы и княжества не признавали османскую власть и не платили дань.

    Сопротивление албанцев османам в 14 веке и особенно в 15 веке принесло им признание во всей Европе. Гьон Кастриоти из Круя был одним из лидеров албанского клана, который подчинился османскому сюзеренитету в 1425 году. Он был вынужден отправить своих четырех сыновей в столицу Османской империи для подготовки к военной службе. Младший, Георгий Кастриоти (1403–68), который впоследствии стал национальным героем албанцев, привлек внимание султана. Переименовав Искандера в ислам, молодой человек участвовал в военных экспедициях в Малую Азию и Европу. Когда Искандера назначили руководить балканским округом, он стал известен как Скандербег. После того, как османские войска под командованием Скандербега потерпели поражение в битве около Ниша на территории современной Сербии в 1443 году, Скандербег бросился к Круе и обманом заставил турецкого пашу сдать албанскую крепость. Затем Скандербег принял римский католицизм и объявил туркам священную войну.

    Кёпрюлю Мехмед-паша был самым могущественным османским великим визирем албанского происхождения

    1 марта 1444 года албанские вожди. собрались в соборе Леже вместе с князем Черногории и делегатами из Венеции и провозгласили Скандербега командующим албанским сопротивлением. Вся Албания приняла его руководство против османов, но местные лидеры сохранили контроль над своими районами. Под красным флагом с геральдической эмблемой Скандербега албанские силы численностью около 10 000-15 000 человек сдерживали османские кампании против своих земель в течение двадцати четырех лет. Трижды албанцы преодолевали осаду Круи. В 1450 году албанцы разгромили самого султана Мурада II. Позже они отбили атаки султана Мехмеда II в 1466 и 1467 годах. В 1461 году Скандербег пошел на помощь своему сюзерену, королю Неаполитанскому Альфонсу I, против королей Сицилии. Однако правительство Скандербега было нестабильным, и временами местные албанские правители сотрудничали с османами против него.

    При политической и незначительной материальной поддержке Неаполитанского королевства и Ватикан, сопротивление Османской империи продолжалось 35 лет. Круджа пал перед османами только в 1478 году, через десять лет после смерти Скандербега; Шкодер пал в 1479 году после неудачной осады в 1474 году и более сильной осады в 1478 году, закончившейся тем, что Венеция уступила Шкодру османам. Затем венецианцы эвакуировали Дуррес в 1501 году. Завоевания вызвали массовый исход албанцев в Венецию и Италию, особенно в Неаполитанское королевство, а также в Сицилию, Румынию и Египет. Большинство албанских беженцев принадлежали к православной церкви. Итальянские албанцы оказали значительное влияние на албанское национальное движение в будущие столетия, и албанские францисканские священники, большинство из которых происходили от эмигрантов в Италию, сыграли значительную роль в сохранении католицизма в северных регионах Албании. 112>

    Долгая борьба Скандербега за свободу Албании стала очень важной для албанского народа, поскольку она укрепила его солидарность, заставила его лучше осознавать свою национальную идентичность, а позже послужила большим источником вдохновения в их борьбе за национальное единство., свобода и независимость. Память о сопротивлении середины 15 века при Скандербеге по-прежнему важна для албанцев, и знамя его семьи с черным двуглавым орлом на красном поле стало флагом, под которым албанское национальное движение сплотился столетия спустя.

    После смерти Скендербега и падения Круи Османская империя получила контроль над территориями этнических албанцев и внесла много изменений.

    Албанское население постепенно начало переходить в ислам через учение бекташизма, которое давало значительные материальные преимущества в османских торговых сетях, бюрократии и армии. Многие албанцы были завербованы в янычары и Девширме, а позже, став мусульманами, они открыли свой путь для очень успешных военных и политических носителей. Например, 42 великих визиря были албанского происхождения. Самыми выдающимися албанцами во время османского владычества были: Георгий Кастриоти Скандербег, Баллабан Бадера, Коджа Давуд Паша, Хамза Кастриоти, Илджаз Ходжа, Мимар Синан, Незим Фракулла, Кёпрюлю Мехмед-паша, Али-паша, Эдхем-паша, Омер Вриони, Патрона Халил, Хаши Шехрети, Али-паша из Гусии, Ибрагим-паша из Берата, Копрюлю Фазил Ахмед, Мухаммед Али из Египта, Кара Махмуд Бушати, Кара Мурад-паша, Ахмет Курт-паша, Мустафа Бушати, Ибрагим Бушати, Седефкар Мехмед Ага.

    Албанцы также сыграли решающую роль во время османско-венецианской войны (1499–1503), Османско-венгерские войны и Османско-Габсбургские войны до обретения независимости.

    18 век

    мечеть Фетхие рядом с могилой Али-паши. Али-паша из Тепелене является одним из самых известные албанцы в истории Османской империи.

    Ослабление центральной власти в Османской империи и система тимар привели к анархии в населенных албанцами странах. В конце 18 века возникли два албанских центра власти: Шкодер при семье Бушати; и Янина, под именем Али-паша из Тепелене. Когда это соответствовало их целям, оба места сотрудничали с Высокой Портой, а когда было целесообразно бросить вызов центральному правительству, каждое действовало независимо.

    Семья Бушати доминировала в регионе Шкодер через сеть союзов с различными горными племенами. Кара Махмуд Бушати пытался основать независимое княжество и расширить земли под своим контролем, натравливая Австрию и Россию на Великую Порту. В 1785 году войска Кара Махмуда напали на черногорскую территорию, и Австрия предложила признать его правителем всей Албании, если он вступит в союз с Веной против Великой Порты. Воспользовавшись случаем, Кара Махмуд в 1788 году отправил султану глав австрийской делегации, и османы назначили его губернатором Шкодера. Однако, когда он попытался отвоевать землю у Черногории в 1796 году, он потерпел поражение и обезглавил. Брат Кара Махмуда, Ибрагим Бушати, сотрудничал с Возвышенной Портой до своей смерти в 1810 году, но его преемник, Мустафа Паша Бушати, проявил непокорность, несмотря на участие в османских военных кампаниях против Греческие революционеры и мятежные паши. Он сотрудничал с горными племенами и подчинил себе большую территорию.

    Флаг династии Бушатли (1796).

    Южнее реки Шкумбини, в основном крестьяне Тоски жили компактными деревнями при избранных правителях. Некоторые тоски, жившие в высокогорных поселениях, сохраняли свою независимость и часто избегали уплаты налогов. Однако Тоски низменностей османским властям было легко контролировать. Албанская племенная система там исчезла, и османы наложили систему военных феодальных владений, при которой султан предоставлял солдатам и кавалеристам временные земельные владения или тимары в обмен на военную службу. К XVIII веку многие военные феодальные владения фактически превратились в наследственные земельные владения экономически и политически влиятельных семей, которые выжимали богатство из своих бедных христианских и мусульманских фермеров-арендаторов. Беи, подобно вождям кланов северных гор, стали фактически независимыми правителями в своих провинциях, имели свои собственные воинские контингенты и часто вели войны друг против друга, чтобы увеличить свои земельные владения и власть. Возвышенная Порта пыталась провести политику «разделяй и властвуй», чтобы не дать местным бекам объединиться и создать угрозу самому османскому правлению, но без особого успеха.

    XIX век

    Янычары орудия с 1826 года, во время благоприятного инцидента.

    Османско-албанские отношения ухудшились в 1826 году во время правления Махмуда II, он спровоцировал пресловутую Благоприятный инцидент и последовавшие за ним беспорядки вызвали насильственный роспуск янычар, Девширме и всего балканского мусульманского руководства в Румелии, вызвав новую волну восстаний и нестабильности в постепенно ослабевающей Османской империи.

    После разгрома Бушати и Али-паши Великая Порта провела серию реформ, известных как танзимат, которые были направлены на укрепление империи путем обуздания капризных пашей. Тимары официально стали крупными индивидуальными земельными владениями, особенно в низинах. В 1835 году Великая Порта разделила населенные албанцами земли на вилайеты Янина и Румелия и направила чиновников из Константинополя для управления ими. Это вызвало серию восстаний в 1843–1844 годах, но они были подавлены османской армией.

    После 1865 года центральные власти переделили албанские земли между вилайетами Скутари, Янина и Монастир. Реформы разозлили вождей горных албанцев, которые обнаружили, что их привилегии уменьшены без видимой компенсации, и власти в конечном итоге отказались от попыток контролировать их. Однако османские войска подавили местные восстания в низинах, и условия там оставались мрачными. Религиозное разделение северных албанских племен поставило их в оппозицию. Мусульманские племена северных албанцев участвовали в османских кампаниях против христианских албанских племен, например, в 1876 году, когда они опустошили территорию, населенную католиками мирдите. Большое количество тосков эмигрировало, чтобы присоединиться к многочисленным албанским эмигрантским общинам в Румынии, Египте, Болгарии, Константинополе, на юге Италии, а затем в Соединенных Штатах.

    Против младотурков
    4 Османские вилайеты (Косово, Скутари, Монастир и Янина ) предложили сформировать албанский вилайет. Флаг, использовавшийся во время Албанское национальное пробуждение и албанские повстанцы в начале 20 века

    В 1906 году в Османской империи возникли оппозиционные группы, одна из которых превратилась в Комитет единства и прогресса, более известный как Молодые Турки, предложившие при необходимости восстановить конституционное правление в Константинополе революционным путем. В июле 1908 года, через месяц после восстания младотурков в Македонии, поддержанного албанским восстанием в Косово и Вардар Македония, переросшее в широкомасштабное восстание и мятеж в имперской армии, султан Абдул Хамид II согласился с требованиями младотурок восстановить конституционное правление. Многие албанцы участвовали в восстании младотурок, надеясь, что это даст их людям автономию в пределах империи. Младотурки сняли османский запрет на школы с албанским языком обучения и письменность на албанском языке. Как следствие, албанские интеллектуалы, собравшиеся в Манастире (современный город Битола ) в 1908 году, выбрали латинский алфавит в качестве стандартного письма. Младотурки, однако, были настроены на сохранение империи и не были заинтересованы в уступках бесчисленным националистическим группировкам внутри ее границ. После отречения Абдул Хамида II в апреле 1909 года новые власти ввели налоги, объявили партизанские отряды и националистические общества вне закона и попытались расширить контроль Константинополя над горцами северной Албании. Кроме того, младотурки легализовали бастинадо, или избиение палкой, даже за проступки, запретили ношение винтовок и отрицали наличие албанского гражданства. Новое правительство также призвало к исламской солидарности, чтобы разрушить единство албанцев, и использовало мусульманское духовенство, чтобы попытаться навязать арабский алфавит.

    Албанцы отказались подчиниться кампании младотурок по их насильственной «османизации». Новые албанские восстания начались в Косово и северных горах в начале апреля 1910 года. Османские силы подавили эти восстания через три месяца, объявили албанские организации вне закона, разоружили целые регионы, закрыли школы и издания. Черногория, готовящаяся захватить для себя земли, населенные албанцами, поддержала восстание горных племен 1911 года против режима младотурков, которое переросло в широкомасштабное восстание. Не имея возможности контролировать албанцев силой, правительство Османской империи сделало уступки в отношении школ, набора в армию и налогообложения, а также санкционировало использование латинского алфавита для албанского языка. Однако правительство отказалось объединить четыре населенных албанцами вилайета в один, албанский вилайет.

    Управляющую структуру

    В административном отношении османы разделили населенные албанцами земли между несколькими районами или вилайет. Османские власти изначально не делали упор на обращение в ислам.

    К 1479 году вся страна, за исключением Дуррес, Улцинь и Бар, находился под османским сюзеренитетом. Выдающиеся визири и паша были выходцами из Албании и были назначены на свои посты задолго до того, как большинство албанцев исповедовали ислам.

    Административное управление

    Албанские наемники в Османской армии в 1857 году.
    Подробнее о: Государственной организации

    Османский султан считал себя агентом Бога на Земле, лидером религиозное, а не национальное государство, целью которого была защита и распространение ислама. Немусульмане платили дополнительные налоги и имели более низкий статус, но они могли сохранить свою старую религию и большую часть местной автономии. Обратившись в ислам, люди из числа побежденных могли подняться до привилегированных слоев общества. В первые годы существования империи все высшие должностные лица Османской империи были рабами султана, детьми христианских подданных, выбранными в детстве за их обещание, обращенными в ислам и получившими образование для служения. Некоторые были выбраны из военнопленных, другие были отправлены в качестве подарков, а третьи были получены через девширме - дань с детей, взимаемую на балканских землях Османской империи. Многие из лучших бойцов элитной гвардии султана, янычары, были мобилизованы молодыми мальчиками из христианских албанских семей, а у высокопоставленных османских чиновников часто были албанские телохранители.

    Налогообложение

    По словам историка Зии Шкодры, Албания была развита так же, как и остальные Балканы. В горах к северу от реки Шкумбини гегские пастухи поддерживали свое самоуправляемое общество на основе кланов. Объединение кланов называлось байрак.

    . Налоги с северных племен было трудно, если вообще возможно, собирать османы из-за пересеченной местности и жестокости албанских горцев. Некоторым горным племенам удалось отстоять свою независимость на протяжении веков османского владычества, периодически вступая в партизанскую войну с османами, которые никогда не считали целесообразным их подчинять.

    До недавнего времени вожди клана Гег, или байрактары, обладали патриархальной властью, устраивали браки, посредничали в ссорах и назначали наказания. Жители северных гор Албании не признавали никаких законов, кроме Кодекса Леке Дукаджини (Кануни и Лекэ Дукагджинит ), собрания племенных законов, записанных в XIV веке римско-католическим священником.. Кодекс регулирует множество тем, в том числе кровную месть. Даже сегодня многие албанские горцы считают канон высшим законом страны.

    Религия

    Албанец Абдуррахман Абди Арнавут был одним из самых важных османских полководцев во время Война Священной лиги.

    За пять веков османского владычества албанский народ сгруппировался по религиозным, региональным и племенным признакам. Однако в начале 17 века албанцы в больших количествах приняли ислам силой в результате османской оккупации. В течение столетия мусульманская албанская община была самой большой религиозной общиной в стране, к сожалению, утратившей прежнюю полностью католическую религиозную идентичность. Албанцы в это время были разделены на две отдельные племенные и диалектные группы: геги и тоски (см. албанский язык ). В суровых северных горах пастухи гэгов жили в племенном обществе, часто полностью независимом от османского владычества. На юге мусульманские и православные тоски обрабатывали землю для мусульманских бейев, провинциальных правителей, которые часто восставали против власти султана.

    В начале 17 века многие албанцы, принявшие ислам, мигрировали в другие районы Османской империи и сделали карьеру в османских вооруженных силах и правительстве. Некоторые из них достигли влиятельных позиций в османской администрации, что поставило католическую общину в невыгодное положение, поскольку обращение в ислам было связано с многочисленными принадлежностями к высшему классу. Около тридцати албанцев дослужились до высшего визиря, главного наместника самого султана. Во второй половине 17-го века албанская семья Кёпрюлю предоставила четырех великих визирей, которые боролись с коррупцией, временно укрепили ослабивший контроль центрального правительства над хищными местными беями и одержали несколько военных побед.

    Уже в XVIII веке мистическая исламская секта, Бекташи дервишей, распространилась на земли империи, населенные албанцами. Основанный, вероятно, в конце 13 века в Анатолии, бекташизм стал официальной верой янычар в конце 16 века. Секта бекташи содержит черты, совершенно отличные от нормативного ислама, и делает упор на человеке как на отражении Божественного. Женщины в чадрах участвуют в церемониях бекташи, а участники праздника употребляют вино, несмотря на запрет алкоголя в большинстве исламских толкований шариата. Бекташи превратились в маргинальную религиозную группу на юге Албании после того, как султан распустил янычар в 1826 году. Лидеры бекташи сыграли ключевую роль в албанском националистическом движении конца 19 века.

    В 19 веке османские султаны тщетно пытались укрепить свою разрушающуюся империю, проводя серию реформ, направленных на то, чтобы обуздать непокорных местных чиновников и потушить огонь национализма среди бесчисленных народов. Однако сила национализма оказалась слишком сильной, чтобы ей противостоять.

    В настоящее время албанцы, как правило, не имеют сильной привязанности к своей разнообразной религиозной идентичности в результате примерно 50-летнего коммунистического правления, которое запретило религиозную практику. Непоправимые изменения религиозного ландшафта страны были внесены османской оккупацией, которая несет ответственность не только за физическую колонизацию страны в течение примерно пяти веков, но и за навсегда изменившиеся религиозные идентичности по сравнению с тем, что было до османской оккупации. именно в Косово.

    Албанский национализм

    В результате контактов, поддерживаемых между тосками и их родственниками, живущими или возвращающимися из-за границы, иностранные идеи начали просачиваться в Албанию.

    Ссылки
    Литература
    • Элси, Роберт (2010). Исторический словарь Албании. Лэнхэм, штат Мэриленд: Scarecrow Press (издательство Rowman Littlefield Publishing Group Incorporated). ISBN 0-8108-6188-7. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    Викискладе есть медиафайлы, связанные с Османская Албания.
    Последняя правка сделана 2021-06-11 02:57:16
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте