Королевство Алания. | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конец IX века - 1238/1239 гг. | |||||||||
Карта Алании в IX-XII веках, согласно Осетин историк Руслан Сергеевич Бзаров. | |||||||||
Статус | Царство | ||||||||
Столица | Магас | ||||||||
Общие языки | Алано-праосетинское | ||||||||
Религия | Язычество, позже христианство в 10 веке, | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
Историческая эпоха | Средние века | ||||||||
• Независимость от Хазары | Конец IX века | ||||||||
• Завоевание Монголами Алании | 1238/1239 | ||||||||
|
Алания было средневековым царством иранских алан (прото- осетин ), которое процветало на Северном Кавказе, примерно на месте Новейшая Черкесия и современная Северная Осетия – Алания, от ее независимости от хазар в конце 9 века до разрушения Мо Нашествие нголов в 1238–1239 гг. Его столицей был Магас, и он контролировал жизненно важный торговый путь через Дарьяльский проход. Царство достигло своего расцвета в 11 веке при правлении царя.
Аланы (аланы) возникли как иранское говорящее подразделение сарматов. Они были разделены нашествием гуннов на две части: европейскую и кавказскую. Кавказские аланы заняли часть Северо-Кавказской равнины и предгорья главной горной цепи от истоков реки Кубань на западе до Дарьяльского ущелья. на востоке.
Алания была важным буферным государством во время Византийско-арабских войн и Хазаро-арабских войн 8 век. Феофан Исповедник оставил подробное описание миссии Льва Исаврия в Аланию в начале VIII века. Император Юстиниан II приказал Льву подкупить лидера аланов Итаксеса, чтобы тот разорвал его «древнюю дружбу» с Королевством Абхазия, которое заключило союз с халифом Аль-Валидом I. Он пересек горные перевалы и заключил союз с аланами, но не смог вернуться в Византию через Абасгию. Хотя абхазы не пожалели средств, чтобы посадить его в тюрьму, аланы отказались передать византийского посланника его врагам. После нескольких месяцев приключений на Северном Кавказе Лев выбрался из опасной ситуации и вернулся в Константинополь.
. После того, как Лев принял императорский титул, на земли его союзников-горцев вторгся Умар II Русские силы. Хазар вождь, Барджик поспешил к ним на помощь, и в 722 году объединенная алано-хазарская армия нанесла поражение арабскому генералу. В этот период хазары возвели Схимар и несколько других крепостей в Алании. В 728 Маслама ибн Абд аль-Малик, проникнув в Врата аланов, опустошил страну аланов. Восемь лет спустя Марван ибн Мухаммад прошел через Врата, чтобы разорить форты в Алании. В 758 г., как сообщает Ибн аль-Факих, ворота удерживал другой арабский генерал,.
В результате их единой борьбы против последовательных волн захватчиков с юга, аланы Кавказа подпали под господство хазар каганата. Они оставались верными союзниками хазар в IX веке, поддерживая их против византийской коалиции во время правления хазарского царя Вениамина. По словам анонимного автора письма Шехтера, многие аланы в этот период были приверженцами иудаизма.
В конце 9 века, Алания стала независимой от хазар. В начале X века аланы попали под влияние Византийской империи из-за действий короля Абхазии Константина III на Северном Кавказе, последний послал армию на территорию алан и с византийским патриархом Николай Мистик обратил аланов в христианство. Обращение зафиксировано в письмах патриарха Николая Мистика местному архиепископу Петру, который был назначен сюда благодаря усилиям царя Абхазии Георгия II.
Когда Ибн Рустах посетил Аланию в какой-то момент между 903 и 913 годами, ее король к тому времени был христианином. Персидский путешественник прибыл в Аланию из Сарира, христианского царства, расположенного непосредственно на востоке:
Вы идете налево от царства Сарир и после трех дней пути через горы и луга прибываете в королевство Аль-Лан. Их царь в душе христианин, но весь его народ - идолопоклонники. Затем вы путешествуете в течение десяти дней среди рек и лесов, прежде чем прибудете к крепости, называемой «Воротами Аланов ». Он стоит на вершине горы, у подножия которой есть дорога; Его окружают высокие горы, и тысяча человек из числа его жителей охраняют его стены днем и ночью.
Византийцы, проводившие антихазарскую внешнюю политику, вовлекли аланов в войну против каганата во время правления хазар. правитель Аарон II, вероятно, начало 920-х гг. В этой войне аланы были разбиты, а их царь взят в плен. Согласно мусульманским источникам, таким как аль-Масуди (943/56), аланы отказались от христианства и изгнали византийских миссионеров и духовенство примерно одновременно с этими событиями. Сын Аарона женился на дочери аланского царя, и Алания снова присоединилась к хазарам, оставаясь таковой до краха каганата в 960-х годах.
После падения Хазарии аланские цари часто вступали в союз с византийцами и различными грузинскими правителями для защиты от посягательств северных степных народов. такие как печенеги и кипчаки. Джон Скилитц сообщает, что Алда из Алании после смерти своего мужа, «Георгия Абасгийского» (т. Е. Георга I из Джорджии ), получила Анакопия как морское поместье императора Романа III. Произошло это в 1033 году, когда аланы и русы разграбили берега Ширвана в современном Азербайджане. Алания не упоминается в восточнославянских летописях, но археология показывает, что аланы поддерживали торговые контакты с Русью княжеством Тмутаракань. На берегу Большого реки Егорлык в современном Ставропольском крае, непосредственно к северу от Алании, стоит каменный надгробный крест с кириллицей 1041 года. Два русских креста датируются ок. 1200 г., были обнаружены археологами в Архыз, сердце средневековой Алании.
Аланы и грузины, вероятно, сотрудничали в христианизации вайнахов и Двалы в XII и XIII веках грузинские миссионеры действовали в Алании, и отряды аланов часто использовались грузинскими монархами против своих мусульманских соседей. Алано-грузинский союз был укреплен в 1060-х годах, когда аланы напали на мусульманский Арран и разграбили Гянджу. В 1120-х годах царь Грузии Давид Строитель посетил Дариал, чтобы примирить алан с кипчаками, которым после этого было разрешено пройти через Аланию на грузинскую землю. Сын Давида, Деметра I, также путешествовал, ок. 1153 г., в Аланию в сопровождении арабского историка Ибн аль-Азрака. Альянс достиг кульминации в 1187 году, когда аланский принц Давид Сослан женился на царице Фамарь Грузинской, самой полуаланской жительнице, а их потомки правили Грузией до XIX века. Средневековые аланские принцессы также неоднократно выходили замуж за византийских и русских Рюриковичей правителей. Например, Мария Осетинка, основавшая во Владимире, была женой Всеволода Большое Гнездо и бабушкой Александра Невского.
Политическая карта Кавказского региона в 1245 годуВ конце 1230-х годов все три христианские державы - Алания, Грузия и Владимиро-Суздаль - пали перед монгольскими захватчиками. Епископ Феодор Аланский описал тяжелое положение своей метрополии в длинной эпистолярной проповеди, написанной во время правления патриарха Германа II (1222–1240). Французско-фламандский монах и путешественник Вильгельм Рубрук много раз упоминает аланов в своем путешествии 1253–1255 годов через Евразию к Великому хану, например Аланы, жившие как монгольские подданные в Крыму, Старой Астрахани, ханской столице Каракоруме, а также вольнонаемные на своей кавказской родине («аланы или аас, которые являются христианами и все еще борются с татарами »).
Войны Тимура в 14 веке нанесли последний удар Алании и уничтожили ее население. Те, кто выжил, будучи убитыми или порабощенными монголами и войсками Тимура, разделились на три группы. Одна отступила в предгорья и долины Центрального Кавказа и породила две основные осетинские группы: дигор и железный. Другая группа аланов мигрировала с кипчаками в Восточную Европу и сохранила свой язык и этническую идентичность как ясский народ до 15 века. Третья группа присоединилась к монгольской орде и вскоре исчезла из истории.
Номенклатура, которую использовали правители Алании, неизвестна. Там, где они упоминаются в исторических записях, их по-разному называют «господином», «князем», «королем», «царем», а византийцы - экзоусиократором. Примечательно, что византийцы никогда не ссылались под этим титулом на других иностранных правителей, используя вместо этого архон или экзусиаст.
В последние годы Советского Союза, когда националистические движения охватили Кавказ, многие интеллектуалы в Северо-Осетинской АССР призывали к возрождение названия «Алания». Ведущий осетинский филолог Т.А. Гурьев был главным сторонником этой идеи, настаивая на том, чтобы осетины приняли имя аланов как свое самоназвание и переименовали Северную Осетию в Аланию. Термин «Алания» быстро стал популярным в осетинской повседневной жизни благодаря названиям различных предприятий, телеканалу, политическим и общественным организациям, издательству, футбольной команде, авиакомпании и т. д. В ноябре 1994 года название «Алания» было официально добавлено к республиканскому названию (Республика Северная Осетия – Алания ).