Алан Ф. Блэквелл (родился в 1962 г.), новозеландско-британский ученый в области когнитивных исследований и профессор компьютерной лаборатории, Кембриджский университет, известный своими работами по графическому представлению, моделированию данных и языков, инвестиционному моделированию и разработке программного обеспечения для конечных пользователей.
Родился в Веллингтоне, Новая Зеландия, Блэквелл учился в Колледже Ньюлендс и получил степень бакалавра электронной инженерии в Оклендском университете, а также изучал сравнительное религиоведение и средневековую историю в Университете Мэсси. Впоследствии он получил степень магистра компьютерных наук в Веллингтонском университете Виктории, а затем докторскую степень в области психологии в Кембриджском университете.
После получения степени магистра Блэквелл начал работает в новозеландской софтверной компании Progeni Systems Limited. В Великобритании он работал системным аналитиком в компании Cambridge Consultants Limited, где разрабатывал системы диагностики и шифрования в реальном времени. Позже он перешел в Hitachi, где работал в ее Европейском центре программного обеспечения. В конце 1990-х он присоединился к компьютерной лаборатории в Кембридже и стал читателем в Кембриджском университете, факультет нейробиологии.
Исследовательский интерес Блэквелла находится в области построения и применения «моделей человеческого поведения при взаимодействии с технологиями». Блэквелл объяснил, что «эти модели принимают различные формы, не все из которых основаны на нейробиологии, но я особенно интересуюсь нейроэкономическими моделями формирования и использования абстракции. Эта теоретическая база широко применима к разработке новых технологий, включая программное обеспечение, которое является программируемые и настраиваемые конечными пользователями, а также использование отечественных технологий ».
В 1990-х годах Блэквелл начал свои академические исследования в области графического представления и рассуждений. Вместе с Юрием Энгельгардтом он исследовал его историю и разработал «таксономию таксономии диаграмм» (1998 г.) и «мета-таксономию для исследования диаграмм» (2002 г.). В 2001 году он редактировал публикацию Springer «Thinking with Diagrams». Во введении он описал, что диаграмма играет важную роль в представлении проблемы:
Одним из центральных выводов, предложенных когнитивной науке в результате исследований искусственного интеллекта, является важность представления проблемы при создании эффективных реализаций интеллектуального поведения. В экспериментальной психологии это находит отражение в исследованиях, демонстрирующих, что форма, в которой представлена проблема, может сделать структурно идентичные проблемы либо очень легкими, либо очень трудными для решения. По этой причине диаграммы являются интересным артефактом - их цель состоит исключительно в изменении представления проблемных ситуаций.
Согласно Блэквеллу, многие вопросы о диаграммах остаются открытыми. Одна из причин - это статус между лингвистикой и теорией восприятия:
диаграммы нелегко поддаются методам, которые использовались для исследования других разновидностей человеческих отметин. Они не являются лингвистическими в отличие от устной речи и письменного текста. Они также не являются графическими изображениями. Это означает, что ни лингвистических, ни перцептивных теорий недостаточно, чтобы полностью объяснить их преимущества и приложения.
В конце 1990-х Блэквелл также написал руководство по когнитивным аспектам обозначений с Томасом Р.Г. Зеленый.
Статьи, выборка: