Алан Дандес (8 сентября, 1934 - 30 марта 2005) был фольклористом в Калифорнийском университете в Беркли. Он был описан как «широко известный как помощь в формировании современного фольклористического образования» и «один из самых уважаемых и влиятельных фольклористов в мире». Он написал 12 книг, как академических, так и популярных, и отредактировал или написал в соавторстве еще два десятка.. Одна из его самых известных статей называлась «Видеть - значит верить», в которой он указал, что американцы ценят зрение больше, чем другие чувства.
Он ввел понятие «алломотив» (созданное по аналогии с «алломорф », чтобы дополнить концепцию «motifeme » (ср. «) морфема "), введенная Кеннетом Л. Пайком ) для использования при анализе структур сказок с точки зрения выявленных в них мотивов.
Дандес посещал Йельский университет, где изучал английский язык. Уверенный, что по завершении учебы он будет призван в армию, Дандес присоединился к ROTC и прошел подготовку, чтобы стать офицером морской связи. Когда выяснилось, что на корабле, на котором его должны были отправить, находящемся в Неаполитанском заливе, уже есть офицер связи, Дундес спросил, что еще может понадобиться этому кораблю, не желая отказываться от такого выбора. назначение. Затем он провел два года, обслуживая артиллерийские орудия на корабле в Средиземном море. По окончании службы Дандес поступил в Университет Индианы, чтобы получить степень доктора философии фольклора. В Индиане он учился у отца американского фольклора Ричарда Дорсона. Он быстро зарекомендовал себя как сила, с которой нужно считаться в области фольклористики. Он очень быстро получил степень и перешел на преподавательскую должность в Канзасский университет, где пробыл всего год, прежде чем ему предложили должность в Калифорнийском университете, Беркли антропология. кафедра преподавания фольклора. Дандес занимал эту должность 42 года, вплоть до своей смерти в 2005 году.
Известный неофициально «как профессор-шутник» в Калифорнийском университете в Беркли, его классы были очень популярны, сочетая в себе «обучение» с «непреодолимым остроумием и стилем». В этом вводном курсе студенты познакомились со многими различными формами фольклора, от мифа, легенды и сказки до пословиц и загадки до шутки, игры и (сленг) на народные верования и кулинарные пути. Заключительный проект этого курса требовал, чтобы каждый студент собрал, определил и проанализировал 40 предметов фольклора. Весь этот материал (около 500 000 наименований) размещен и каталогизирован в каталоге. Дандес также преподавал в бакалавриате курсы американского фольклора и психоаналитических подходов к фольклору (его любимый подход) в дополнение к семинарам для выпускников по истории фольклористики с международной точки зрения, а также по истории и развитию теории фольклора.
Дандес часто произносил вступительную речь для программы ориентации новых студентов в Калифорнийском университете в Беркли (CalSO) во время летних ориентационных программ, включая анекдоты и рассказы.
Сильно самоуверен, Дандес был отнюдь не прочь полемика, которую часто вызывали его теории. Он часто имел дело с фольклором как выражением бессознательных желаний и тревог и считал, что, если люди сильно реагируют на то, что он должен сказать, он, вероятно, задевал нерв и, вероятно, что-то понимал. Некоторые из его наиболее противоречивых работ включали в себя изучение Нового Завета и Корана как фольклора.
Однако из всех его статей именно та, которая принесла ему смерть угроз был «В конечную зону для приземления», исследование с помощью психоанализа того, что, как он утверждал, было гомоэротическим подтекстом, присущим терминологии и ритуалам, окружающим американский футбол. В 1980 году Дандес был приглашен выступить с президентской речью на ежегодном собрании Американского фольклорного общества. Его презентация, позже опубликованная в виде монографии под названием «Жизнь похожа на лестницу в курятнике», использует народную речь, обычаи, материальную культуру и т.д., стремясь продемонстрировать анально-эротическую фиксацию в немецком национальном характере. Реакция на эту статью была невероятно сильной, и из-за нее Дандес отказался присутствовать на ежегодном собрании AFS в течение следующих 20 лет. Когда он, наконец, присутствовал снова, в 2004 году, он снова выступил с речью на пленарном заседании, на этот раз осудив своих товарищей по фольклору за слабость в теории. По его мнению, представление данных, каким бы тщательным оно ни было, бесполезно без развития и применения теории к этим данным. Недостаточно просто собрать, нужно что-то делать с тем, что собрал. В 2012 году лингвист Анатолий Стефанович назвал Дундеса причиной все еще распространенного «стереотипа о Германии как культуре, влюбленной в экскременты», но назвал свою монографию «неструктурированной, плохо аргументированной и ненадежной» и «методологически ошибочной, потому что он только искал доказательства, подтверждающие его теорию, а не - как это должен делать фольклорист - свидетельство против его теории ».
Дундес яростно защищал важность дисциплины фольклористики на протяжении всей своей карьеры. Ближе к концу жизни он получил конверт с чеком от бывшего студента, который он попросил свою жену открыть. Она прочитала цифру как 1000 долларов. Фактически, чек был на 1000000 долларов. Эти деньги позволили Дандесу присвоить университету звание выдающегося профессора фольклористики, тем самым гарантируя, что после выхода на пенсию на факультете не будет оставлен фольклор.
Бывший студент и благотворитель пожелал остаться неизвестным. Очевидно, он или она позвонили в университет до пожертвования, чтобы узнать, преподает ли Дундес, или, как сказал Дандес, «чтобы узнать, жив ли я еще». Студент упомянул, что он или она намеревался отправить чек, но Дандес сказал, что не уверен, что студент выполнит его.
Чек выписан университету, сказал Дандес, но с инструкциями, что он может использовать его любым способом, который сочтет нужным.
«Я мог бы просто отвезти всех своих студентов на Фиджи и устроить чертовски веселую вечеринку», - сказал он.
Вместо этого профессор решил вложить деньги в изучение фольклора. Эти деньги финансируют звание заслуженного профессора фольклористики и помогают финансировать фольклорные архивы университета и предоставляют гранты для студентов-фольклористов.
Незадолго до своей смерти режиссер взял интервью у Дандеса Брайан Флемминг за документальный фильм Бог, которого не было. Он широко рассказал о 22-балльной шкале лорда Рэглана из его книги «Герой» 1936 года, в которой он ранжирует фигуры, обладающие подобными божественными атрибутами. Расширенное интервью есть на DVD версии документального фильма.
Прежде чем можно будет полностью понять термин «фольклористика», необходимо понять, что термины «народ» и «предания» определяются по-разному. В то время как некоторые используют слово народ для обозначения только крестьян или отдаленных культур, Алан Дандес из Калифорнийского университета в Беркли называет это определение «ошибочным и узким представлением народа как неграмотного в грамотном обществе» ( Деволюционное помещение, 13).
Дундесу часто приписывают популяризацию фольклористики как термина, обозначающего конкретную область академических исследований, и вместо этого он применяет то, что он называет «современным» гибким социальным определением народа: два или более человека, обладающих какой-либо чертой общие и выражают свою общую идентичность через традиции. Дандес лучше всего объясняет этот момент в своем эссе Деволюционная предпосылка в теории фольклора (1969):
С этим расширенным социальным определением народа также возник более широкий взгляд на материал, который считается фольклором, который включает, как указывает Уильям Уилсон, «Вещи, которые люди делают с помощью слов (словесные знания), вещи, которые они делают своими руками (материальные знания), и вещи, которые они создают своими действиями (традиционные знания)» (2006, 85).
Еще одно следствие этого более широкого определения термина «народ», согласно Дандесу, состоит в том, что фольклорная работа является интерпретативной и научной, а не описательной или посвящена исключительно сохранению фольклора. В сборнике своих академических работ 1978 г. «Очерки фольклористики» Дундес заявляет в своем предисловии: «Фольклористика - это научное изучение фольклора, так же как лингвистика - это научное изучение языка. [...] Это подразумевает строгую интеллектуальную дисциплину с некоторой попыткой применить теорию и метод к материалам фольклора »(vii). Другими словами, Дандес выступает за использование фольклористики в качестве предпочтительного термина для академической дисциплины, посвященной изучению фольклора.
По словам Дундеса, фольклористическое творчество, вероятно, продолжит играть важную роль в будущем. Дандес пишет: «Фольклор универсален: всегда был фольклор и, по всей видимости, всегда будет фольклор. Пока люди взаимодействуют и в ходе этого используют традиционные формы общения, фольклористы будут иметь прекрасные возможности для изучения фольклора »(Devolutionary Premise, 19). По словам фольклориста Уильяма А. Уилсона, «изучение фольклора - это не просто приятное времяпрепровождение, полезное в первую очередь для короткого досуга. Скорее, это центральное и решающее значение в наших попытках понять наше собственное поведение и поведение наших собратьев »(2006, 203).
Дандес был удостоен чести сочинения, составленные в его честь как фестивальный сбор в 2018 году.
Родился в Нью-Йорке 8 сентября 1934 года, он познакомился со своей женой Кэролайн во время посещения Йельский университет. Они были женаты 48 лет ". и имел сына (Дэвида), двух дочерей (Лорен и Элисон) и шести внуков. ",
Дандес потерял сознание и умер во время проведения семинара для выпускников.