Мухтар аль-Такафи

редактировать

Мухтар аль-Сакафи ٱلْمُخْتَار ٱبْن ٱلثَّقَفِيّ
Мухтар ибн Аби Убайд аль-Сакафи
المختار بن أبي عبيد. Png Имя Аль-Мухтара ибн Аби Убайда в арабской каллиграфии
Родился c. 622 Таиф, Хиджаз
Умер 3 апреля 687 Куфа, Ирак
Место захоронения Великая мечеть Куфы
Эра Рашидунский халифат Омейядский халифат Вторая Фитна
Известен Лидер восстания против Омейядов в Куфе
Соперник (и) Убайд Аллах ибн Зияд Абдаллах ибн аз-Зубайр
Супруг (а) Умра бинт Ну'ман ибн Башир аль-Ансари Умм Табит бинт Самура ибн Джундаб
Родители
Родственники Абдулла ибн Умар (зять)
Военная карьера
Верность Алиды Зубайриды (681–684)
Битвы / войны Вторая Фитна

Аль-Мухтар ибн Аби Убайда аль-Thaqafi ( арабский : ٱلمختار ٱبن أبي عبيد ٱلثقفي, аль-Мухтар ибн Аби'Ubayd аль-Thaqafīy. С 622 - 3 апреля 687) был про- Алид революционной основе в Куфе, который вел восстание против Омейядского халифата в 685 году и правление большей частью Ирака в течение восемнадцати месяцев во время Второй Фитны.

Мухтар родился в Таифе, в молодом возрасте переехал в Ирак и вырос в Куфе. После смерти Хусейна ибн Али, внука исламского пророка Мухаммеда, от рук армии Омейядов в битве при Кербеле в 680 году он вступил в союз с конкурирующим халифом Абдаллахом ибн аз-Зубайром в Мекке, но альянс был недолговечный. Мухтар вернулся в Куфу, где объявил Мухаммада ибн аль-Ханафийю, сына халифа Али (годы правления 656–661) и брата Хусейна, махди и имама, и призвал к созданию халифата Алидов и возмездия за убийство Хусейна.. Он захватил Куфу в октябре 685 года, изгнав губернатора Зубайрида, а позже приказал казнить тех, кто причастен к убийству Хусейна. Враждебные отношения с Ибн аль-Зубайр, в конечном счете привело к смерти Мухтара силами губернатора Zubayrid из Басры, Мусаба ибн аль-Зубайр, после четырех месяцев осады.

Хотя Мухтар потерпел поражение, его движение имело далеко идущие последствия. После его смерти его последователи сформировали радикальную шиитскую секту, позже известную как кайсаниты, которые разработали несколько новых доктрин и повлияли на более позднюю шиитскую идеологию. Мухтар повысил социальный статус мавали (местных жителей, принявших ислам), и они стали важным политическим образованием. Mawali и Кайсаниты продолжали играть значительную роль в Аббасидах революции шестьдесят лет спустя. Мухтар - фигура неоднозначная среди мусульман; осужден многими как лжепророк, но почитается шиитами из-за его поддержки Алидов. Взгляды современных историков варьируются от признания его искренним революционером до амбициозного оппортуниста.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Справочная информация
  • 2 Восстание
    • 2.1 Изгнание в Мекку
    • 2.2 Возвращение в Куфу
    • 2.3 Свержение губернатора Зубайрида
  • 3 Власть над Ираком
    • 3.1 Контрпереворот
    • 3.2 Битва при Хазире
    • 3.3 Отношения с Ибн аз-Зубайром
  • 4 Смерть
  • 5 Наследие
    • 5.1 Виды семьи Алид
    • 5.2 Современные научные взгляды
    • 5.3 Популярные ссылки
  • 6 Примечания
  • 7 ссылки
  • 8 Источники

Фон

Али перенес столицу халифата из Медины в Куфу.

Мухтар родился в Таифе в 622 году нашей эры (год, когда исламский пророк Мухаммад мигрировал в Медину ) в семье Абу Убайда аль-Сакафи, командующего мусульманской армией из племени Бану Сакиф, и Давмы бинт Амр ибн Вахб ибн Муаттиб. После смерти Мухаммеда в 632 году Абу Бакр стал халифом. Он умер два года спустя, и ему наследовал Умар, который расширил мусульманские завоевания, инициированные Абу Бакром, и отправил отца Мухтара Абу Убайда на иракский фронт. Абу Убайд был убит в битве у моста в ноябре 634 года. Мухтар, которому тогда было тринадцать лет, остался в Ираке после завоевания этого региона мусульманами и был воспитан своим дядей Саадом ибн Масуд аль-Сакафи. Умар был убит персидским рабом Абу Лу'лу'а Фирузом в 644 году, после чего его преемник Усман правил в течение двенадцати лет, прежде чем был убит повстанцами в 656 году.

После смерти Усмана Али, двоюродный брат и зять Мухаммеда, стал халифом и перенес столицу из Медины в Куфу, где Мухтар занимал небольшую должность при нем, а дядя Мухтара стал губернатором соседнего аль-Мадаина. Несколько компаньонов Мухаммеда, в том числе Муавия, губернатор Сирии, отказались признать власть Али, и война вспыхнула. Битва Siffin закончилась в тупиковой ситуации (июль 657), когда силы Али отказались драться в ответ на призывы Муавия для арбитража. Али неохотно согласился на переговоры, но фракция его сил, позже названная хариджитами, отделилась в знак протеста, осудив принятие Али арбитражем как кощунственное. Арбитраж не смог разрешить спор между Муавией и Али, и последний был впоследствии убит хариджитом в январе 661 года.

Старший сын Али Хасан стал халифом, но Муавия бросил вызов его власти и вторгся в Ирак. Когда Хасан мобилизовал свои войска, он был ранен хариджитом около аль-Мадаина и был доставлен в дом дяди Мухтара. Там Мухтар, как сообщается, рекомендовал передать Хасана Муавии в обмен на политическую услугу, но его дядя отказал ему. В августе 661 года Хасан по мирному договору отрекся от халифата в пользу Муавии, и столица была перенесена в Дамаск. За несколько лет до своей смерти Муавия назначил своего сына Язида своим преемником, тем самым основав Омейядский халифат. Назначение Язида разозлило сторонников Алида, потому что это было воспринято как нарушение мирного договора, который предусматривал, что Муавия не будет назначать преемника. О ранней жизни Мухтара известно немного, и он стал известен только в возрасте около шестидесяти лет.

Бунт

После воцарения Язида в апреле 680 года проалидские куфаны убедили Хусейна ибн Али, младшего брата ныне покойного Хасана, возглавить восстание против Язида. Впоследствии Хусейн послал своего двоюродного брата Муслима ибн Акиля для оценки политической обстановки в Куфе. Мухтар принимал Ибн Акиля в своем доме до прибытия Убайд Аллаха ибн Зияда. Последний был назначен губернатором вместо тестя Мухтара, Ну'мана ибн Башира, из-за доброжелательного отношения Ибн Башира к Ибн Акилю и его последователям. В результате подавления и политического маневра Ибн Зияда последователи Ибн Акиля начали таять, и он был вынужден объявить восстание преждевременно. Мухтара в это время в городе не было. Услышав эту новость, он попытался собрать сторонников из окрестностей Куфы, но восстание Ибн Акиля было подавлено, и он был казнен до того, как Мухтар вернулся в город. Мухтара арестовали и доставили к губернатору, но он отрицал свою причастность к восстанию. В то время как Мухтар был заключен в тюрьму, Хусейн был убит войсками Ибн Зияда в битве при Кербеле 10 октября 680 года. Мухтар был впоследствии освобожден после вмешательства Абдуллы ибн Умара, влиятельного сына второго халифа и зятя Мухтара, и приказал покинуть Куфу.

Изгнание в Мекку

К этому времени Абдаллах ибн аз-Зубайр, сын сподвижника Мухаммеда Зубайра ибн аль-Авама, тайно начал присягать в Мекке и стал контролировать весь Хиджаз (западная Аравия). Покинув Куфу, Мухтар направился в Мекку и предложил Ибн аз-Зубайру верность при условии, что с ним будут консультироваться по важным вопросам и присвоить высокий пост, от чего Ибн аз-Зубайр отказался. Затем Мухтар уехал в Таиф, и через год Ибн аз-Зубайр, убежденный своими советниками, принял дань уважения Мухтара на тех же условиях. Когда Язид отправил армию для захвата Мекки в 683 году, Мухтар участвовал в защите города. После смерти Язида в ноябре армия Омейядов отступила, и Ибн аз-Зубайр открыто провозгласил свой халифат. Люди, прибывшие из Куфы, сообщили Мухтару, что город перешел под контроль Ибн аз-Зубайра, но многие куфаны искали собственного независимого лидера. Он утверждал, что он был тем человеком, которого они искали. Находясь в Мекке, он попросил разрешения у сына Али, Мухаммада ибн аль-Ханафийи, отомстить за смерть Хусейна и обеспечить власть Ибн аль-Ханафии. Последний ответил, что не одобряет и не осуждает такую ​​акцию, но следует избегать кровопролития. Ранее он сделал то же предложение сыну Хусейна Али Зайну аль-Абидину, но получил отказ. Через пять месяцев после смерти Язида он вернулся в Куфу, не сообщив Ибн аз-Зубайру, который, как он думал, не сдержал своего обещания. В некоторых источниках утверждается, что сам Ибн аз-Зубайр отправил его в Куфу в качестве губернатора с указанием собрать силы, способные противостоять попыткам Омейядов отвоевать Ирак. Современные историки считают это маловероятным.

Вернуться в Куфу

Вид на современную Куфу, штаб-квартиру Мухтара и его Великую мечеть, где находится его могила.

В Куфе Мухтар начал вербовать людей, чтобы отомстить убийцам Хусейна, обещая им победу и удачу. В то же время Сулейман ибн Сурад, сподвижник Мухаммеда и сторонник Алида, сплотил группу куфанов, которые называли себя таввабинами, чтобы сразиться с Омейядами, чтобы искупить их неспособность поддержать Хусейна во время битвы при Кербеле. Движение Таввабин создало трудности для Мухтара. Большинство проалидских куфанов поддержали Ибн Сурада, потому что он был соратником Мухаммеда, и в результате Мухтар не смог привлечь много новобранцев. Он критиковал действия Таввабина как преждевременные и обреченные на провал, утверждая, что Ибн Сурад был стар, слаб и неопытен в военном отношении. Затем он утверждал, что был лейтенантом Ибн аль-Ханафийи, которого он называл Махди (Мессией). Он убедил многих алидских партизан, в том числе около пятисот мавали (пойте мала ; местные обращенные в ислам), что он работает по приказу Махди.

Сомневаясь в достоверности утверждений Мухтара, группа партизан Алида из Куфы отправилась в Мекку, чтобы получить подтверждение от Ибн аль-Ханафийи. Он ответил неоднозначно, что доволен каждым, кого Бог использует, чтобы отомстить врагам семьи пророка. Они истолковали это как подтверждение заявлений Мухтара и вернулись, чтобы присоединиться к нему. Чтобы убедить до сих пор неубедимого Ибрагима ибн аль-Аштара, влиятельного партизана Алидов и главу племени Нахай, Мухтар представил ему письмо, автором которого, как он утверждал, является Ибн аль-Ханафия. В нем Ибн аль-Ханафия якобы называл себя Махди и убеждал Ибн аль-Аштара поддержать Мухтара. Выразив некоторые сомнения, Ибн аль-Аштар в конце концов присоединился к нему. Письмо, вероятно, было сфабриковано, и Ибн аль-Ханафия, похоже, не принимал участия в восстании. Однако он терпеливо относился к использованию своего имени и не осуждал деятельность Мухтара. Тем не менее, когда он хотел навестить своих последователей в Куфе, его остановил слух, распространенный Мухтаром после того, как услышал эту новость, о том, что истинный Махди не умрет, если его ударит меч.

Ибн аз-Зубайр назначил Абдаллаха ибн Язида правителем Куфы в 684 году. Опасаясь Мухтара, Ибн Язид заключил его в тюрьму. Спустя некоторое время Абдулла ибн Умар заступился за Мухтара, который пообещал воздержаться от антиправительственной деятельности и был освобожден.

Свержение губернатора Зубайрида

После освобождения Мухтар возобновил революционную деятельность. Таввабины потерпели поражение от Омейядов в битве при Айн аль-Варде в январе 685 года, и большинство проалидских куфанов перешли на сторону Мухтара. Ибн аз-Зубайр заменил Ибн Язида Абдаллахом ибн Мути в качестве губернатора, чтобы сдержать ожидаемое волнение, но безрезультатно. Мухтар и его сторонники планировали свергнуть губернатора и захватить Куфу в четверг, 19 октября 685 года. Вечером 17 октября люди Мухтара столкнулись с правительственными войсками. Мухтар подал сигнал о начале восстания своим войскам, зажег костры. К вечеру среды 18 октября правительственные войска потерпели поражение. Ибн Мути скрылся, а позже с помощью Мухтара бежал в Басру. На следующее утро Мухтар принял верность куфанов в мечети на основании «Книги Бога, Сунны Пророка, мести за семью Пророка, защиты слабых и войны с грешниками».

Править Ираком

Мухтар контролировал большую часть Ирака с октября 685 года до конца 686 года.   Регион, контролируемый Абд аль-Маликом   Регион под контролем Мухтара   Регионы под контролем / влиянием Ибн аз-Зубайра    Районы, контролируемые Хариджитом

Восстание Мухтара поддержали две различные группы: арабо-племенная знать и мавали. Сначала он попытался примирить их разногласия и умиротворить обоих. Большинство государственных должностей, включая губернаторские должности в Мосуле и аль-Мадаине, были предоставлены арабам. Мавали, к которым до сих пор относились как к гражданам низшего сорта, имели право на военную добычу и армейское жалованье и позволяли ездить на лошадях. Он объявил, что любые присоединяющиеся к нему рабы- мавали будут освобождены, что привело к усилению поддержки со стороны этой группы. Его личная охрана также состояла из мавали во главе с Абу Амрой Кайсаном. Дворяне, однако, были обеспокоены его политикой по отношению к мавали. На этом этапе он контролировал большую часть Ирака и его зависимостей, в том числе Арминего, Adharbayjan, Джибала и части Jazira (Верхняя Месопотамия). Попытки его сторонников взять Басру, находившуюся под контролем Зубайрида, не увенчались успехом. К тому времени Абд аль-Малик ибн Марван принял власть Омейядов в Сирии и изо всех сил пытался восстановить контроль над потерянными провинциями.

Контрпереворот

Через год после битвы при Айн-эль-Варде армия Омейядов заняла Мосул и направилась в Куфу. Мухтар послал три тысячи всадников под командованием Язида ибн Анаса. 17 июля 686 г. они разбили армию Омейядов, вдвое превышавшую их численность, недалеко от Мосула. В тот вечер, приказав казнить всех сирийских пленников, Ибн Анас умер от болезни. Потеряв своего командира, куфаны отступили перед лицом другой армии Омейядов. В Куфе распространился слух, что силы Мухтара разбиты, а Ибн Анас убит. В ответ Мухтар направил семь тысяч подкреплений во главе с Ибн аль-Аштаром. Воспользовавшись отсутствием войск, куфанская знать, отношения которой с Мухтаром стали отчужденными из-за его фаворитизма по отношению к мавали, попыталась свергнуть Мухтара, осадив его дворец. Они обвинили его в краже их престижа:

Он и его партия отреклись от наших благочестивых предков; он соблазнил наших рабов и мавали и оседлал их, дал или обещал им долю нашего государственного дохода; таким образом он ограбил нас...

Несмотря на осаду, Мухтар смог отозвать Ибн аль-Аштара. Через три дня после отъезда из Куфы армия Ибн аль-Аштара вернулась и разгромила восстание.

Плитка в Керманшахе изображает Мухтара, наблюдающего за наказанием тех, кто причастен к убийству Хусейна ибн Али.

Уничтожив свою оппозицию, Мухтар принял карательные меры против участников битвы при Кербеле. Он казнил большинство из них, включая Умара ибн Саада и Шимра ибн Зилджаушана. Многие другие были убиты под предлогом своего прямого или косвенного участия в битве, а около десяти тысяч куфанов бежали в Басру. Были разрушены дома многих беглецов. Это еще больше уменьшило поддержку Мухтара арабами, и он стал все больше полагаться на мавали.

Битва при Хазире

Основная статья: Битва при Хазире

Через два дня после восстановления контроля над Куфой Мухтар отправил Ибн аль-Аштара с тринадцатитысячным отрядом, чтобы противостоять приближающейся армии Омейядов во главе с Ибн Зиядом. Некоторые из солдат Мухтара несли вокруг него стул, который, как они утверждали, принадлежал Али и который принесет им победу в битве. Говорят, что это была идея Мухтара. Он изобрел его, чтобы увеличить свою поддержку среди более религиозных людей, и сравнил его с Ковчегом Завета, но востоковед Юлиус Велльхаузен считает, что он не был автором этой концепции. Он позволил им нести стул, так как нуждался в их рвении. Армии встретились на берегу реки Хазир в начале августа 686 года. Армия Омейядов потерпела поражение, и многие из старших военачальников Омейядов, включая Ибн Зияда и Хусейна ибн Нумайра аль-Сакуни, были убиты. Точная дата битвы неизвестна, хотя некоторые источники называют ее 6 августа, что совпадает с 10 мухаррамом, датой смерти Хусейна. Смерть Ибн Зияда рассматривалась как исполнение обещания Мухтара отомстить убийцам Хусейна.

Отношения с Ибн аз-Зубайром

Через некоторое время после изгнания Ибн Мути Мухтар пожаловался Ибн аз-Зубайру на невыполнение своего обещания, несмотря на то, что Мухтар хорошо ему служил. Тем не менее Мухтар при необходимости предложил свою поддержку. Хотя Ибн аз-Зубайр считал Мухтара лояльным, последний отказался передать свой контроль над Куфой назначенному правителем халифа Умару ибн Абд аль-Рахману. Губернатор покинул город после того, как Мухтар дал взятку и угрожал ему.

В 686 году Мухтар симулировал предложение военной поддержки Ибн аз-Зубайру против надвигающегося нападения Омейядов на Медину с конечным намерением изгнать его. Ибн аль-Зубайр принял и запросил войска в Вади аль-Кура, долину к северу от Медины, но вместо этого Мухтар отправил три тысячи бойцов под командованием Шурахбила ибн Варса с приказом войти в Медину до дальнейшего уведомления. Тем временем Ибн аз-Зубайр отправил своего доверенного лица Аббаса ибн Сахля во главе двухтысячного отряда с инструкциями сопровождать Ибн Война и его людей в Вади-аль-Кура в ожидании сирийской армии и убить сторонников Мухтара, если они откажутся.. Ибн Варс действительно отказался и был убит вместе с большинством своих людей. Впоследствии Мухтар сообщил Ибн аль-Ханафии о своем сорванном плане захвата региона для Алида и предложил отправить еще одну армию в Медину, если Ибн аль-Ханафия уведомит жителей города о том, что Мухтар работает от его имени. Ибн аль-Ханафия отказался, сославшись на свое неприятие кровопролития. Тем не менее, Ибн аль-Зубайр, узнав о намерениях Мухтара и опасаясь проалидского восстания в Хиджазе, задержал Ибн аль-Ханафию, чтобы насильственно добиться его лояльности, надеясь, что Мухтар последует его примеру. Ибн аль-Ханафия попросил помощи у Мухтара, который впоследствии послал четырехтысячный отряд, чтобы освободить его. Это вызвало дальнейшее ухудшение отношений между Меккой и Куфой.

Смерть

Основная статья: Битвы при Мадхаре и Харуре

В 687 году Мусаб ибн аз-Зубайр, губернатор Басры и младший брат Абдаллаха ибн аз-Зубайра, совершил нападение на Куфу. Значительная часть его армии состояла из дворян куфанов, которые ранее бежали от карательных мер Мухтара. Размер армии куфанов Мухтара не определен: от трех тысяч до шестидесяти тысяч, в зависимости от источника. Куфаны отступили после своего поражения в битвах при Мадхаре, расположенном вдоль Тигра между Басрой и Куфой, и Харурой, деревней недалеко от Куфы. Затем Мусаб осадил дворец Мухтара в течение четырех месяцев. Ибн аль-Аштар, который в то время был губернатором Мосула, не пытался освободить Мухтара либо потому, что тот не был призван к действиям, либо потому, что он отказался от призыва Мухтара. В любом случае позже он присоединился к Мусабу. 3 апреля 687 г. Мухтар вышел из дворца в сопровождении девятнадцати сторонников (остальные отказались сражаться) и был убит в бою. Вскоре после этого оставшиеся партизаны Мухтара, всего около шести тысяч человек, сдались и были казнены Мусабом. Одна из жен Мухтара, Умра бинт Ну'ман ибн Башир аль-Ансари, отказалась осудить взгляды своего мужа и в результате была казнена, в то время как другая его жена осудила его и была пощажена. Рука Мухтара была отрезана и повешена на стене мечети. Его могила, как сообщается, находится внутри святыни Муслима ибн Акиля, позади Большой мечети Куфы. Однако некоторые источники утверждают, что Мусаб сжег свое тело.

Наследие

Хотя Мухтар правил менее двух лет, его идеология пережила его смерть. Именно во время его правления мавали приобрели значение, к большому неудовольствию куфанской арабской знати. Он провозгласил Мухаммада ибн аль-Ханафийю Махди и Имамом. Вероятно, это было первое упоминание Махди в истории ислама. Эта идея впоследствии стала влиятельной, особенно в шиитском исламе, где она стала одним из его центральных постулатов. Он был первым, кто представил концепцию Бада (изменение божественной воли), когда после поражения в битве при Мадхаре, за которую, как он утверждал, ему была обещана победа, он сказал, что Бог изменил его план.

Позже его последователи превратились в отдельную шиитскую секту, известную как кайсаниты. Они представили доктрины Оккультизма (Гайба) и Возвращения (Раджа) Махди. После смерти Ибн аль-Ханафийи некоторые кайсаниты считали, что он не умер, а был спрятан на горе Радва и однажды вернется, чтобы избавить мир от несправедливости. Однако большинство кайсанитов объявили своим имамом его сына Абу Хашима. Затем он передал имамата Мухаммаду ибн Али ибн Абдаллаху ибн Аббасу перед смертью. В Аббасидах использовали это в качестве инструмента пропаганды во время их революции, чтобы повысить их легитимность и обращение к про-Алид масс. Двое из сыновей Мухаммада ибн Али, ас-Саффах и аль-Мансур, в конечном итоге основали Аббасидский халифат. Описывая сходство между Мухтаром и аббасидским революционером Абу Муслимом Хорасани, который вербовал в свою армию как арабов, так и мавали и относился к ним как к равным, Велльхаузен пишет: «Если доктрина Раджа верна, то араб из Хутарнии [Мухтар] пришел к снова жизнь в Мауле [ мауле ] Хутарнии [Абу Муслиме] ".

Многие мусульмане считают Мухтара лжецом, провозгласившим себя пророком, и считают его врагом Алидов, которые использовали их имя для получения власти, и казнили убийц Хусейна, чтобы укрепить его поддержку среди проалидов. По словам Велльхаузена, хотя он явно не называл себя пророком, обвинения укоренились из-за его хвастовства и чрезмерных заявлений, которые он делал в стиле рифмованной прозы древних арабских прорицателей. Сообщается, что Мухаммад сказал: «В Такифе будет великий лжец и разрушитель». Для них лжец - Мухтар, а разрушитель - Хаджадж ибн Юсуф. Шииты, с другой стороны, считают его искренним сторонником Али и его семьи, которые отомстили за убийство Хусейна и его компании. Они утверждают, что выдвинутые против него обвинения в отношении пророчества, его роли в секте кайсанитов и его жажды власти являются пропагандой Омейядов и Зубайридов. Однако ранние шииты относились к нему враждебно, что объяснялось его отношением к Хасану и его предполагаемой некомпетентностью во время восстания Ибн Акиля. Его провозглашение Ибн аль-Ханафийи, не- фатимидского, также могло способствовать этому, поскольку большинство шиитов в более поздние времена придерживались фатимидской линии Алидов.

Виды семьи Алид

Существуют разные мнения о том, как видные члены семьи Алидов относились к Мухтару. В одном сообщении говорится, что сын Хусейна и четвертый шиитский имам, Али Зайн аль-Абидин, помолились за него после того, как увидели головы Ибн Зияда и Умара ибн Саада, в то время как в другом сообщении говорится, что он отверг дары Мухтара и назвал его лжец. Внук Хусейна, Мухаммад аль-Бакир, хвалил его: «Не проклинай аль-Мухтара, потому что он убил тех, кто убил нас, искал нашей мести, женился на наших вдовах и раздавал богатства среди нас во времена трудностей». Аль-Бакир также похвалил его, когда сын Мухтара спросил аль-Бакира о его мнении о Мухтаре. Правнук Хусейна, Джафар ас-Садик, как сообщается, сказал: «Хашимиты не расчесывали и не красили свои волосы, пока аль-Мухтар не прислал нам головы тех, кто убил аль-Хусейна». Сообщается также, что Джафар ас-Садик сказал, что Мухтар лгал о Али Зайне аль-Абидине.

Современные научные взгляды

В то время как ранние исторические источники единодушны в изображении Мухтара в негативном свете, современные историки придерживаются различных взглядов. Велльхаузен пишет, что, хотя Мухтар не называл себя пророком, он приложил все усилия, чтобы создать впечатление, что он один, и говорил так, как если бы он сидел в совете Бога. Он заключает, что Мухтар, тем не менее, был искренним человеком, который пытался искоренить социальные различия своего времени. Он также утверждает, что Мухтар делал экстравагантные заявления и использовал имя Ибн аль-Ханафийи по необходимости, поскольку он не мог достичь своей цели от своего имени. Он называет его «... одним из величайших людей исламской истории, [который] предвидел будущее». Историк Хью Кеннеди пишет, что Мухтар был революционером, который пытался создать единую коалицию куфанов, но был осажден внутренними разногласиями и разочарован семьей Алидов. Сообщается, что перед смертью Мухтар сказал:

Я один из арабов, я видел, что Ибн Зубайр захватил правящую власть в Хиджазе и что Наджда [лидер хариджитов] сделал то же самое в Ямаме и Марване в Сирии, и я не считал себя хуже других арабов. Поэтому я захватил этот регион и стал одним из них, за исключением того, что я пытался отомстить за кровь семьи Пророка, в то время как другие арабы пренебрегли этим вопросом. Я убивал всех, кто принимал участие в проливании своей крови, и продолжаю это делать до сих пор...

Ближневосточный ученый Моше Шарон описывает это как точное описание своей деятельности. С другой стороны, профессор Абдулазиз Сачедина называет его амбициозным политиком, который манипулировал религиозными чувствами простых людей в своих интересах.

Популярные ссылки

Как и в случае с Мактал-намасом, рассказывающим синтезированную версию истории Кербелы, различные Мухтар-намы, романтизирующие события жизни и движения Мухтара, были написаны в эпоху Сефевидов. Иранский телесериал « Мохтар наме», основанный на шиитской перспективе его жизни и восстания, был снят в 2009 году и получил значительную популярность.

Примечания

использованная литература

Источники

Последняя правка сделана 2023-03-21 04:29:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте