Нур ад-Дин аль-Битруджи | |
---|---|
Родившийся | 12 век |
Умер | c. 1204 |
Академическое образование | |
Влияния | Авемпас, Ибн Туфаил, аз-Заркали |
Академическая работа | |
Эра | Исламский золотой век |
Основные интересы | Астрономия |
Известные работы | Китаб аль-Хайда |
Известные идеи | Первая нептолемеевская астрономическая система; физическая причина небесных движений |
Под влиянием | Гроссетест, Альберт Великий, Роджер Бэкон, Региомонтан, Коперник |
Ал-Битруджи (также пишется Нур аль-Дин ибн Исхак аль-Betrugi и Абу Исхак ибн аль-Bitrogi) (известный на Западе по латинизированному именем из Alpetragius) (умер в. 1204) был иберийско-Араб астроном и Кади в Аль-Андалусе. Аль-Бидруджи был первым астрономом, который представил нептолемеевскую астрономическую систему в качестве альтернативы моделям Птолемея с планетами, расположенными на геоцентрических сферах. Еще одним оригинальным аспектом его системы было то, что он предложил физическую причину небесных движений. Его альтернативная система распространилась по большей части Европы в 13 веке.
Кратер Альпетрагиус на Луне назван в его честь.
О его жизни почти ничего не известно, за исключением того, что его имя, вероятно, происходит от Лос-Педрочес (аль-Биравш), региона недалеко от Кордовы. Он был учеником Ибн Туфаила (Абубасера) и был современником Аверроэса.
Аль-Битруджи предложил теорию движения планет, в которой он хотел избежать как эпициклов, так и эксцентриков, а также объяснить явления, свойственные блуждающим звездам, путем сложного вращения гомоцентрических сфер. Это была модификация системы движения планет, предложенная его предшественниками Ибн Баджахом (Авемпасом) и Ибн Туфаилом (Абубасером). Ему не удалось заменить планетарную модель Птолемея, поскольку численные предсказания положения планет в его конфигурации были менее точными, чем у модели Птолемея, из-за трудности отображения эпициклической модели Птолемея на концентрические сферы Аристотеля.
На основе латинских переводов было высказано предположение, что его система является обновлением и переформулировкой системы Евдокса Книдского в сочетании с движением неподвижных звезд, разработанным аз-Заркали. Однако неизвестно, имели ли андалузские космологи доступ или знание работ Евдокса.
Одним из оригинальных аспектов системы аль-Бидруджи является его предположение о физической причине небесных движений. Он сочетает идею « импульса » (впервые предложенную Джоном Филопоном ) и концепцию шаук («желание») Абу аль-Баракат аль-Багдади, чтобы объяснить, как энергия передается от первопроходца, помещенного в 9-ю сферу. к другим сферам, объясняя переменные скорости и различные движения других сфер. Он противоречит аристотелевской идее о том, что для каждого мира существует определенная динамика, вместо этого применяя ту же динамику к подлунному и небесному мирам.
Его альтернативная система распространилась по большей части Европы в 13 веке, а споры и опровержения его идей продолжались до 16 века. Коперник цитировал свою систему в De Revolutionibus, обсуждая теории порядка нижних планет.
Аль-Битруджи написал Kitāb al-Hayʾah (Книга по теоретической астрономии / космологии, арабский, كتاب الهيئة), в котором представлена критика Альмагеста Птоломия с физической точки зрения. Он был хорошо известен в Европе между 13 и 16 веками и считался действительной альтернативой Альмагесту Птолемея в схоластических кругах.
Эта работа была переведена на латынь по Майкла Скота в 1217 году, как De motibus celorum (первый напечатанный в Вене в 1531 году). Перевод на иврит Моисеем ибн Тиббоном был сделан в 1259 году.
Существует также анонимный трактат о приливах (Эскориал, MS 1636, датированный 1192 годом), который содержит материал, по-видимому, заимствованный у аль-Битруджи.