Аль-Азиз Биллах

редактировать

аль-Азиз Биллах. العزيز بالله
Dinar of al-'Aziz billah, AH 366 (AD 976-977).jpg Золотой динар аль-Азиза, отчеканенный в Палестина в AH 366 (976/977 CE)
Калиф из династии Фатимидов
Правление18 декабря 975 - 13 октября 996
Предшественникаль-Муизз ли-Дин Аллах
Преемникаль-Хаким би-Амр Аллах
Родился10 мая 955
Умер13 октября 996 г. (996-10-13) (41 год)
Выпускаль-Хаким би-Амр Аллах, Ситт аль-Мульк
ФИО
Куня : Абу Мансур. Имя : Низар. Лакаб : аль-Азиз Биллах
Отецаль-Му ' изз ли-Дин Аллах
МатьДурзан (ас-Сайида аль-Муиззия)

Абу Мансур Низар (арабский : أبو منصور نزار, романизированный : Абу Мансур Низар; 10 мая 955 - 14 октября 996), известный под своим царственным именем как аль-Азиз Биллах (арабский : العزيز بالله, романизированный : ал-Азиз биʾллах, букв. «сильный Богом»), был пятым халифом из династии Фатимидов, с 975 года до своей смерти в 996 году.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Администрация и экономика
    • 1.2 Военные реформы
    • 1.3 Религиозная политика
    • 1.4 Экспансия в Сирию
      • 1.4.1 История вопроса
      • 1.4.2 Реконкиста Дамаск
      • 1.4.3 Конкурс за Алеппо
    • 1.5 Аравия и Северная Африка
  • 2 Семья
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Источники
  • 6 Дополнительная литература
История

Низар, будущий аль-Азиз Биллах, родился 10 мая 955 года, третий сын четвертого Фатимидского халифа, аль-Муизз ли-Дина Аллаха (r. 953–975). Его мать, Дурзан, обычно известная как ас-Сайида аль-Мухиззия («Госпожа аль-Муизза»), была главной наложницей аль-Муизза и, вероятно, имела бедуинское происхождение. Она была известна своим красивым певческим голосом, за что получила прозвище Taghrīd («Твиттер»). Она умерла в 995 году.

В 974 году его старший брат Абдаллах ибн аль-Муизз - который был назначенным наследником вместо Тамима - старшего из сыновей аль-Муизза - умер, и Низар нашел себя назначенным преемником своего отца (вали аль-Хахд). Однако правопреемство не было подтверждено членами династии и двора до дня, предшествовавшего смерти аль-Муизза 18 декабря 975 года. Его официальное провозглашение халифом было отложено до 9 августа 976 года.

Администрация и экономика

Согласно источникам, аль-Азиз Биллах был «высоким, с рыжими волосами и голубыми глазами, великодушным, храбрым, любящим лошадей и охоту, а также очень гуманным и терпимым по нраву». Он был отмечен своими навыками администратора, реформирования финансов государства Фатимидов, стандартизации и оптимизации оплаты труда чиновников и принятия мер по обеспечению их честности. В то же время он был известен своим экстравагантным образом жизни и одержимостью драгоценными предметами и материалами, редкими животными и деликатесами; говорят, что однажды он попросил почтовых голубей принести ему вишни из Баальбека. Экономика Египта также развивалась, и, таким образом, налоговые поступления увеличивались за счет расширения улиц и каналов и установления стабильной валюты. Общее экономическое благополучие также проявлялось в продуманной строительной программе.

Самым влиятельным чиновником на протяжении большей части его правления был Якуб ибн Киллис, который был первым в истории Фатимидов, получившим звание «визирь » в 979. За исключением двух коротких периодов, когда Ибн Киллис впал в немилость - в 979 и 984 годах - он оставался главным министром аль-Азиза до своей смерти в 991. Как и его хозяин, Ибн Киллис жил в большой роскоши, чему способствовала зарплата в 100 000 человек. золотые динары. Ибн Киллису приписывают умелое управление государственными финансами, которое обеспечивало полную казну, несмотря на огромные суммы, потраченные любящим роскошь халифом, а также за его роль покровителя литераторов и автора книги, которая кодифицированные законы Фатимидов. Напротив, его преемники недолго оставались на своем посту, и за короткий промежуток в пять лет пост визиря заняли шесть человек:, Абу'л-Фадл Джафар ибн аль-Фурат, и Иса ибн Настурус ибн Сурус.

Военные реформы

Аль-Азиз также провел крупные военные реформы. Берберы, и особенно племя Кутама, традиционно составляли основу армий Фатимидов и сыграли главную роль в захвате Ифрикии и завоевании Египта и южного Леванта при предшественниках аль-Азиза. До 970-х годов Кутама поставляла конницу с пехотой, состоящей из славян (Хакалиба ), греков (Рам ) и черных Африканские (суданские или шабидские) рабы.

Однако набеги на Левант выявили недостатки армии, основанной исключительно на Кутаме, и с 978 года аль-Азиз начал вводить наемников с исламского Востока. особенно турки и дайламиты. Принятие системы гильман имело далеко идущие последствия, поскольку турецкий гильман занял руководящие должности в государстве и начал соперничать с Кутамой за влияние, особенно когда поток новобранцев из родины Кутамы пошел на убыль. ок. 987/88. Следовательно, между двумя группами, получившими название Магхариба («жители Запада») и Машарика («жители Востока»), возник ожесточенный антагонизм, который перерастет в открытую войну после смерти аль-Азиза.

Религиозная политика

Использование христианина Ибн Нестура, а также еврея Манашши в качестве секретаря Сирии, было ярким примером терпимости Фатимидов в религиозных вопросах, что еще больше поощрялось при аль-Азизе его Мелките жена-христианка. Два из ее братьев, Орест и Арсений, были назначены Патриархом Иерусалима и митрополитом епископом Каира соответственно. Коптские христиане также извлекли выгоду из благосклонности халифа, позволив им восстановить церковь Святого Меркурия, несмотря на сопротивление мусульман, или отказавшись наказать мусульманина, обратившегося в христианство. Эта снисходительность, увенчанная назначением на высокий пост Ибн Нестура и Манашши, вызвала возмущение мусульманского населения, причем мусульманское мнение было возмущено враждебными взглядами, циркулирующими среди них. Халифа на короткое время заставили сместить двух своих министров и посадить их в тюрьму, но вскоре их несомненное мастерство обеспечило их освобождение и восстановление в должности. Антихристианская враждебность была наиболее очевидной в 996 году, когда торговцы из Амальфи подозревались в причастности к пожару, уничтожившему арсенал в Каире; во время общегородского антихристианского погрома амальфитанцы были убиты, а церкви разграблены.

Однако эта терпимость не распространялась на мусульман-суннитов, поскольку аль-Азиз следовал за пылко Исмаилит повестка дня: он воздвиг надписи, осуждающие сподвижников Пророка, отменил таравих молитвы в 982 году и инициировал празднование Фестиваль Ашура в Каире. В 991 году человек, у которого был обнаружен суннитский юридический трактат Муватта Имам Малик, был казнен.

Правление Аль-Азиза также имело культурное значение. Ибн Киллис основал университет аль-Азхар в Каире (988 г.), который впоследствии стал самым важным центром обучения в исламском мире. Точно так же в Каире была построена библиотека с 200 000 томов.

Согласно профессору Сэми С. Суэйд Фатимид миссионеры обосновались Дава в Китае во время правления Аль-Азиза.

Экспансия в Сирию

Карта раннеисламской Сирии и ее провинций в IX – X веках

В международных делах аль-Азиз сосредоточился на расширении контроля Фатимидов над Сирией, завоевание которой началось сразу после завоевания Египта Фатимидами в 969 году.

Предыстория

Владение Сирией, и особенно Палестиной, было постоянной целью внешней политики многих правителей Египта как до, так и после Фатимидов, чтобы исключить наиболее вероятные маршрут вторжения в страну держав Западной Азии. В случае с Фатимидами это движение было усилено их амбициями возглавить весь исламский мир и свергнуть Аббасидский халифат, завоевав Ирак и восточные исламские земли, что было возможно только через Сирию. В то же время баланс сил в регионе был изменен с одновременным расширением Византийской Империи на север Сирии против Хамданидов Эмирата Алеппо, кульминацией захвата Антиохии в 969 году. Фатимиды использовали византийское наступление в качестве основного элемента своей пропаганды, утверждая, что являются единственной силой, способной отстаивать джихад против угрозы "неверный ". Однако в политике Фатимидов в отношении Сирии в начале правления аль-Азиза доминировал визирь Ибн Киллис, который, согласно историку Хью Н. Кеннеди, «считал, что Фатимиды должны сосредоточиться на контроле Палестина и юг Сирии, оставив север Хамданидов и их преемников, чтобы сформировать буферное государство против византийцев, с которыми халиф должен попытаться сохранить хорошие отношения ».

Несмотря на первоначальные успехи, первоначальный Фатимид вторжение в Сирию под командованием генерала Кутамы Джафара ибн Фаллаха быстро прекратилось из-за комбинации восстаний граждан Дамаска и бедуинов племена Сирийской пустыни. В августе 971 года Фатимиды потерпели поражение в битве против бедуинов и их карматских союзников, что привело к почти полному краху контроля Фатимидов на юге Сирии и Палестины и даже к краткосрочному вторжению карматов в Египет.

Когда аль-Азиз пришел к власти, Дамаском правил турок Алптакин, который только с 300 своими собратьями-турками захватил власть, эксплуатируя непопулярность войск Кутамы Фатимидов. получил народную поддержку, восстановив порядок в городе, и держал его против Фатимидов, признавая сюзеренитет Аббасидов. Южнее Палестина находилась под контролем Фатимидов, но могущественный бедуинский вождь племени Бану Тай, Муфарридж ибн Дагфаль ибн аль-Джаррах, был против них и держал столицу провинции 228>Рамла.

Реконкиста Дамаска

«О Командующий правоверных, поддерживайте мир с византийцами, пока они поддерживают мир с вами. Будьте удовлетворены, если Хамданиды [из Алеппо] узнают вас на монетном дворе и в [пятничной] речи. Не щадите Муфарриджа ибн Дагфала ибн Джарра, [однако], если вы овладеете им ». 381>Совет Якуба ибн Киллиса аль-Азизу на смертном одре.

В 975 году аль-Азиз взял под свой контроль Банияс в попытке подчинить анти- Фатимидское волнение суннитов Мухаммеда б. Ахмад ан-Наблуси и его последователи.

В 976 году генерал Фатимидов Джавхар, завоеватель Египта, выступил против Дамаска, но после двух месяцев столкновений перед городом ему пришлось отступить в связи с прибытием карматских союзников Альптакина. Вслед за войсками Алптакина Джоухар был отброшен в Тверию, Рамлу и, наконец, Аскалон, где он был осажден. Осада длилась семнадцать месяцев и закончилась в начале 978 года согласованным соглашением, по которому была оставлена ​​вся территория от Аскалона до Дамаска и Альптакина. Только Газа оставалась под прямым контролем Фатимидов, хотя Альптакин был готов признать номинальный сюзеренитет аль-Азиза над территориями, которыми он правил. Джоухару и его людям пришлось пережить унижение, пройдя под мечом и копьем в знак своего поражения, когда они отправились из Аскалона в Египет.

Суд Фатимидов не мог принять это унизительное соглашение, которое не только сделало Египет уязвимым. чтобы атаковать, но также лишил высокопоставленных членов фатимидской элиты - включая самого Ибн Киллиса - важных владений вокруг Дамаска. В результате аль-Азиз лично вышел на поле боя и, во главе огромной армии, разбил и захватил Альптакин в августе 978 года. Карматы были подкуплены обещаниями ежегодной выплаты дани за отступление в Бахрейн, положив конец их вторжениям в Сирию. События прошлых лет также продемонстрировали Ибн Киллису опасность продолжать полагаться на Кутаму. В результате халиф неожиданно проявил милосердие к Альптакину, взяв его и его турецких последователей на службу Фатимидам. Сам Альптакин был доставлен в Каир, где он был щедро удостоен чести от халифа, чем вызвал зависть у Ибн Киллиса, отравившего Альптакина. Тем не менее, как отмечалось ранее, это событие имело огромное значение и означало серьезный отход от предыдущей практики Фатимидов; особенно в Сирии, турецкий гильман оставался влиятельным и часто занимал пост губернатора Дамаска.

Сам Дамаск был захвачен одним из лейтенантов Алптакина, Кассамом, при поддержке местного населения и городской милиции ( адат ), который хотел избежать возобновления берберской оккупации. Генерал Фатимидов аль-Фадл ибн Салих, протеже Ибн Киллиса, был послан с берберской армией против Кассама, но кроме демонстрации силы против прибрежных городов ничего не добился и отступил в Палестину. Ситуация осложнилась с прибытием Абу Таглиба, свергнутого хамданидского правителя Мосула, который связался с аль-Азизом с предложением захватить город, если они поддержат его войсками. Этому противостоял Ибн аль-Джаррах, который опасался, что Хамданид и его последователи из племени Бану Укаил, соперники тайя, не угрожают его собственному положению, особенно его владению Рамлой и его пастбищам. племя. Аль-Фадл явно вел двуличную игру, поощряя Абу Таглиба в его планах по Рамле, чтобы посеять раздор между арабскими племенами и укрепить авторитет Фатимидов; однако в августе 979 года, когда Ибн аль-Джарра напал на Абу Таглиба и его людей в Рамле, аль-Фадл пришел ему на помощь со своими собственными войсками. Абу Таглиб был взят в плен и казнен. В результате этой битвы Ибн аль-Джарра и его тайи стали главными игроками в политике власти в регионе: несмотря на признание им сюзеренитета Фатимидов, вождь тайев был практически независимым правителем и в течение десятилетий оставался постоянной помехой для правительства Фатимидов.

Фрагмент чаши с конным воином, 11 век

Дамаск продолжал сопротивляться попыткам Фатимидов захватить его, особенно при вожде Кутамы в 979/80 году, в то время как, несмотря на попытки аль-Фадла использовать Укайл для их сдерживания, тайи и их необузданные разграбления превратились в угрозу для заселенных и сельскохозяйственных районов южной Сирии: Рамла «превратился в город-призрак», по словам Кеннеди, а равнина вокруг Дамаска и регион Гаврана были настолько опустошенный, что Дамаск столкнулся с голодом, который облегчался только за счет поставок, присланных из Хомса, которым правил турок Бакджур для Хамданидов Алеппо. В результате неоднократных неудач берберских командиров захватить Дамаск и восстановить порядок в провинции, суд Фатимидов назначил турка, бывшего последователя Альптакина, командующим следующей экспедиции в Сирию. Балтакин победил Ибн аль-Джарру, который бежал на север, в Антиохию и защиту византийцев, в то время как Кассам был наконец вынужден сдать Дамаск в начале 983 года, хотя и на щедрых условиях, которые позволили ему сохранить контроль при назначенном Фатимидом губернаторе. 123>

Соревнование за Алеппо

После обеспечения правления Фатимидов в центральной и южной Сирии халиф аль-Азиз намеревался захватить и Алеппо, но Ибн Киллис остановил его при жизни. Вопрос об Алеппо был сложным, поскольку рисковал спровоцировать прямую конфронтацию с Византией. С 969 г. эмират Хамданид был данником византийцам. Его правитель Саад ад-Даула (r. 967–991), возмущался этой зависимостью, но был вынужден с ней согласиться, чтобы предотвратить полное завоевание Фатимидов. В результате его политика колебалась между двумя державами. Тем не менее, Фатимиды извлекли выгоду из слабости Хамданидов, поскольку многие сторонники Хамданидов начали поступать на службу Фатимидов. Например, он дезертировал вместе с 300 своими людьми и был назначен губернатором Акко и Кесарии.

. Самым важным из таких отступников был хамданидский губернатор Хомса, Бакджур, в 983 году. Бакджур. связался напрямую с аль-Азизом и предложил перейти на службу Фатимидов против Алеппо в обмен на губернаторство Дамаска. Привлеченный возможностью захватить не только Хомс, но, возможно, и Алеппо, аль-Азиз согласился на предложение Бакджура, несмотря на яростное сопротивление Ибн Киллиса, который был ненадолго свергнут и заключен в тюрьму в связи с неурожаем, что привело к голоду в столице.. Халиф предоставил Бакджуру армию, с которой он напал на Алеппо в сентябре. Саад ад-Даула был вынужден обратиться к византийскому императору Василию II (r. 976–1025) за помощью, который послал своего генерала Барда Фокаса Младшего, чтобы помочь Алеппо. Предупрежденный о приближении византийцев изгнанным Ибн аль-Джаррахом, Бакджур снял осаду и бежал на территорию Фатимидов. Византийцы приступили к разграблению Хомса в октябре и вернули город под контроль Хамданидов. В 987/8 г. с Византийцами было заключено семилетнее перемирие. Он предусматривал обмен пленными, признание византийского императора защитником христиан под властью Фатимидов и халифа Фатимидов защитником мусульман под контролем Византии, а также замену имени халифа Аббасидов на Халифа Фатимидов в пятничной молитве в мечети в Константинополе.

Несмотря на свою неудачу, Бакджур был назначен губернатором Дамаска аль-Азизом, и к нему присоединился Ибн аль-Джаррах. Ибн Киллис, который был освобожден и возвращен в свой кабинет всего через два месяца, немедленно начал работать против этих двоих. Бакджур постепенно стал непопулярным среди дамасцев из-за своей жестокости, и после нескольких неудачных попыток в 989 году Ибн Киллис наконец убедил аль-Азиза заменить Бакжура одним из личных гильманов визиря. Бакджур бежал в Ракку, откуда продолжил свои неудачные атаки на Алеппо. В то же время Балтакин был отправлен умиротворить бедуинские племена, совершавшие набеги на караваны хаджа, что привело к созданию гарнизона Фатимидов в Вади аль-Кура, к северу от <1972 г.>Медина.

Смерть Ибн Киллиса в 991 году освободила аль-Азиза, чтобы он занял более агрессивную позицию в вопросе Алеппо. Он немедленно уволил протеже Ибн Киллиса и назначил турка Манджутакина губернатором Дамаска. Использование Манджутакином Дамаска в качестве своей базы во время последующих кампаний показывает укрепление контроля Фатимидов в этом районе, но также, как отмечает Хью Кеннеди, изменения, которые это внесло в «политическую и экономическую географию Сирии»: учитывая продолжающуюся небезопасность Сирии. сухопутными путями из-за разграбления бедуинов Фатимиды снабжали свои силы в Сирии морем - в частности, через Триполи - и в результате главные прибрежные города стали важнее, как центры контроля и управления Фатимидов. а также торговля, возрождение которой продолжалось и в XII веке.

Манджутакин вторгся в эмират Хамданидов, разбил византийские войска под ду из Антиохии, Майкл Бурц в июне 992 г. осадил Алеппо. Однако ему не удалось с энергией продолжить осаду, и город мог легко сопротивляться, пока весной 993 года, после тринадцати месяцев кампании, Манджутакин был вынужден вернуться в Дамаск из-за отсутствия припасов. Весной 994 г. Манджутакин предпринял новое вторжение, снова победил Бурца в битве при Оронте в сентябре и снова осадил Алеппо. На этот раз блокада была намного эффективнее и вскоре вызвала острую нехватку еды, но защитники города продержались до внезапного прибытия византийского императора Василия II лично в апреле 995 года. Василий перешел Малая Азия всего за шестнадцать дней во главе армии; его внезапное прибытие и преувеличенные цифры, циркулирующие в его армии, вызвали панику в армии Фатимидов. Манджутакин сжег свой лагерь и отступил к Дамаску, не дав сражения.

Византийцы осадили Триполи, но не смогли его захватить; тем не менее, Фатимиды потеряли контроль над городом, который стал независимым под своим кади. Византийский император занял и укрепил Тартус. Сам аль-Азиз теперь готовился выступить против византийцев, начав крупномасштабные приготовления в Каире. Посольства Византии и Хамданидов с предложениями о перемирии были приняты в сентябре 995 г., но отклонены. Подготовка аль-Азиза была остановлена, когда флот, готовившийся в Каире, был уничтожен пожаром, который вызвал в городе антихристианский погром. Манджутакину было приказано отбить Тартус, но его армянский гарнизон смог отбить его атаки; а флот Фатимидов, посланный для помощи в осаде, был потерян во время шторма у побережья. Аль-Азиз умер 14 октября 996 г. перед тем, как отправиться в поход. Византийско-фатимидский конфликт продолжался при его преемнике до заключения десятилетнего перемирия в 1000 году.

Аравия и Северная Африка

Наряду с Сирией, аль-Азиз руководил расширением Фатимидов. влияние на Аравийском полуострове. Хадж - по крайней мере, те караваны, отправлявшиеся из Каира с паломниками западного исламского мира - был поставлен под контроль и защиту Фатимидов, несмотря на значительные затраты. эмиры Мекки, хотя де-факто автономны, признали сюзеренитет Фатимидов, в знак чего Фатимиды пользовались престижной привилегией ежегодно предоставлять новую обложку Каабы ( кисва ). Наконец, в 992 году Фатимиды были признаны халифами в Йемене, и даже их старые враги, карматы Бахрейна, решились признать их притязания. По словам Кеннеди, эти дипломатические победы были результатом более энергичной внешней политики, проводимой аль-Азизом, особенно после смерти Ибн Киллиса, которая укрепила его авторитет, продемонстрировав «его способность и готовность взять на себя две основные общественные обязанности: халиф, чтобы охранять хадж и вести мусульман против неверных византийцев ».

С другой стороны, Северная Африка, включая бывшее сердце Фатимидов Ифрикия, в основном игнорировалась. Действующая власть перешла к Зириду наместнику Ифрикии Булуггину ибн Зири (r. 972–984), который был утвержден в должности аль-Азизом, как и его сын аль-Мансур (r. 984–996). В 992 году аль-Азиз даже подтвердил, что сын аль-Мансура Бадис является наследником, тем самым укрепив претензии Зиридов на династическую преемственность. В самом деле, как отмечает Кеннеди, «нет ничего более поразительного, чем скорость, с которой [Фатимиды] были готовы позволить Северной Африке идти своим путем»; Помимо дипломатического обмена подарками, Зириды управляли своими владениями все более независимо от двора Фатимидов, вплоть до войны с Кутамой, бывшей опорой режима Фатимидов. Подобным же образом аль-Азиз утверждал, что признает преемственность калбидских эмиров Сицилии после этого события. Ближе к Египту губернатор Барки (Киренаика ), как известно, приносил подарки ко двору Каира, но в остальном нет никаких указаний на то, что Фатимиды осуществляли какой-либо контроль над ним.

Аль-Азиз умер 13 октября 996 года. Его сын аль-Хаким би-Амр Аллах (996-1021) сменил его на посту халифа.

Семья

Информация о супругах аль-Азиза неясна. Его старшим из оставшихся в живых детей была дочь Ситт аль-Мульк, родившаяся в 970 году. В источниках ее мать обозначена как ум-валад, что указывает на то, что в какой-то момент она также родила всех -Азиз сын, который, по-видимому, умер в младенчестве. Ее обычно отождествляют с Сайидой аль-Азизия («Госпожа Азиза»), которая часто упоминается в источниках и умерла в 995 году. В 979 году аль-Азиз женился на своей двоюродной сестре (точное родство неизвестно). У него также была третья жена, византийская греческая христианка, которая была матерью его преемника аль-Хакима.

см. Также
Ссылки
Источники
Дополнительная литература
Аль-Азиз Биллах Родился: 9 мая 955 г. Умер: 13 октября 996 г.
Регларские титулы
Предшествовал. аль-Муизз ли-Дин Аллах халиф из халифата Фатимидов. 21 декабря 975 - 13 октября 996Преемник. аль-Хаким би-Амр Аллах
Последняя правка сделана 2021-06-10 00:49:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте