Ogiek language

редактировать
Ogiek
УроженецКении, Танзания
РегионКинаре: Кинаре, Кения, на восточном склоне Рифт-Валли.. Согоо: Кения, южный лес Мау между реками Амала и Эвас-Нгиро.. Акиек: Танзания, южная часть региона Аруша.
Этническая принадлежностьОкиек
Носители языка79000 в Кении (перепись 2009 года). Несколько пожилых носителей в Танзании
Языковая семья нило-сахарская ?
Диалекты
  • Кинаре (вымершие)
  • Согоу (исчезающие)
  • Акиек (исчезающие)
Коды языков
ISO 639-3 oki
Glottolog okie1247
Linguasphere 04-CAA-e

Ogiek (также известный как Okiek или Akiek; произносится ) является южнонилотским языковым кластером календжинской семьи, на которой говорили или когда-то говорили огиек народы, разрозненные группы охотников-собирателей на юге Кения и Северная Танзания. Большинство, если не все говорящие на огиеке, ассимилировались с культурами окружающих народов: акиеки в северной Танзании теперь говорят на масаи, а акиеки из Кинаре, Кения, теперь говорят на гикуйу. Ндоробо - термин, который считается уничижительным, иногда используется для обозначения различных групп охотников-собирателей в этой области, включая огиек.

Содержание

  • 1 Диалекты
  • 2 См. Также
  • 3 Ссылки
  • 4 Внешние ссылки

Диалекты

Существуют три основных разновидности Ogiek, которые были задокументированы, хотя есть несколько десятков названных местных групп огиек:

  • Кинаре, на котором говорят в кенийском местечке Кинаре на восточном склоне Рифтовой долины. Диалект Кинаре вымер, и Роттланд (1982: 24-25) сообщает, что в 1976 году он нашел несколько стариков из Кинаре, женатых на женщинах кикую и интегрированных в культуру кикуйю, чьи родители жили в леса вокруг Кинаре - медогонки Огиек. Они называли себя / akié: k pa kínáre /, т.е. Огиек из Кинаре.
  • Sogoo (или Sokóò), на котором говорят в южной части леса Мау между Амала и Ивас Нг ' реки Иро (Heine 1973). Фактический статус диалекта согоо неясен. Бернд Гейне включил словарный запас Сого в свой «Vokabulare ostafrikanischer Restsprachen» (1973). Следуя указаниям Гейне, в 1977 году натолкнулся на поселение Согоу, состоящее из десяти круглых хижин, и сообщил, что ему сказали, что в непосредственной близости есть еще несколько поселений Согоо (Rottland 1982: 25). Носители согоу контактировали с кипсикий, другим календжинским народом, и могли указать на лексические различия между своим языком и кипсиги. Десять лет спустя (1992: 389) диалект согоо был классифицирован как находящийся под угрозой исчезновения. Разновидность Sogoo была зарегистрирована в районе, где проживают Kipchorng'wonek Okiek (Sogoo - это название поселения / центра). Обширные тексты естественных разговоров, записанные как в общинах Кипчорнг'вонек, так и в общинах Каплелах Окиек, доступны в публикациях доктора Коринн А. Кратц.
  • Акиек (или Акиэ), на котором говорят в Танзании в южной части Аруша регион. На акиеке говорят различные небольшие группы в степях к югу от Аруши, которая является территорией. Акиек, вероятно, вымирает, потому что многие из его носителей перешли или переходят на язык масаи. Магуайр (1948: 10) уже сообщил о высоком уровне двуязычия в масаи и заметил, что «[t] язык мосиро [название клана акиек] умирает, как и любой другой язык, кроме масаи, в стране масаи. " Однако в 1980-х Коринн Кратц и Джеймс Вудберн посетили группы Аки в Танзании во время исследования и обнаружили, что они полностью двуязычны на Аки и Масаи.

См. Также

Ссылки

  • Heine, Bernd (1973) 'Vokabulare ostafrikanischer Restsprachen', Afrika und Übersee, 57, 1, стр. 38–49.
  • Kratz, Corinne A. (1981) "Действительно ли окиеки масаи ? или Кипсиги? или Кикуйю? " Cahiers d'Etudes africaines. Vol. 79 XX: 3, pp. 355–68.
  • Кратц, Корин А. (1986) «Этническое взаимодействие, экономическая диверсификация и использование языков: отчет об исследовании с Каплелахом и Кипчорнвонеком Окиеком», Sprache und Geschichte in Африка, 7, 189–226.
  • Кратц, Корин А. (1989) «Окиекские гончары и их изделия». В кенийских горшках и горшечниках. Под редакцией Дж. Барбура и С. Вандиббы. Найроби: Издательство Оксфордского университета.
  • Кратц, Корин А. (1994) Влияние на производительность: значение, движение и опыт инициации женщин Окиек. Вашингтон, округ Колумбия: издательство Smithsonian Institution Press.
  • Кратц, Корин А. (1999) «Окиек из Кении». В собирательстве народов: энциклопедия современных охотников-собирателей. Отредактированный Ричардом Ли и Ричардом Дейли. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 220–224.
  • Кратц, Корин А. (2000) «Гендер, этническая принадлежность и социальная эстетика в вышивке бисером масаев и океков». В переосмыслении скотоводства в Африке: гендер, культура и миф о патриархальном скотоводах. Под редакцией Дороти Ходжсон. Oxford: James Currey Publisher, стр. 43–71.
  • Кратц, Корин А. (2001) «Беседы и жизни». В африканских словах, африканские голоса: критические практики в устной истории. Отредактировано Луизой Уайт, Стефаном Мишером и Дэвидом Уильямом Коэном. Блумингтон: Издательство Индианского университета, стр. 127–161.
  • Кратц, Корин А. (2002) Разыскиваемые: Коммуникация и политика репрезентации на фотографической выставке. Беркли: Калифорнийский университет Press.
  • Maguire, R.A.J. (1948) 'Il-Torobo', Tanganyika Notes and Records, 25, 1–27.
  • Роттланд, Франц (1982) Die Südnilotischen Sprachen: Beschreibung, Vergelichung und Rekonstruktion (Kölner Beiträge zur Afrikanistik vol. 7). Берлин: Дитрих Раймер. (особенно стр. 26, 138-139)
  • Соммер, Габриэле (1992) «Обзор языковой смерти в Африке», в Бренцингере, Матиас (ред.) Языковая смерть: фактические и теоретические исследования с особыми Ссылка на Восточную Африку. Берлин / Нью-Йорк: Mouton de Gruyter, pp. 301–417.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-01 08:47:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте