Народ акха

редактировать
Этническая группа

Аха
Изображение племени акха, 1900s.jpg Бирманское изображение акха в начале 1900-х годов
Общая численность населения
449 261
Регионы со значительной численностью населения
Мьянма, Китай, Лаос, Таиланд
Лаос 112,979
Языки
Акха, лаосский, тайский
религия
народная религия (анимизм ), буддизм
родственные этнические группы
люди хани, карены

акха - это этническая группа, живущая в небольших деревнях на возвышенностях в горах Таиланд, Мьянма, Лаос и Провинция Юньнань в Китае. Они проникли из Китая в Юго-Восточную Азию в начале 20 века. Гражданская война в Бирме и Лаосе привела к увеличению потока иммигрантов из племени акха, и сейчас в северных провинциях Таиланда Чианг Рай и Чиангмай.

проживает 80 000 человек. Акха говорят на акха, языке лолойской (йи) ветви тибето-бирманской семьи. Язык акха тесно связан с Лису, и считается, что акха, который когда-то правил равнинами Баошань и Тенгчун в Юньнани до вторжения Династия Мин в 1644 году.

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 Распределение населения и статус коренного населения
  • 3 Язык
  • 4 Деревни акха и культура
    • 4.1 Традиционная экономика
    • 4.2 Система убеждений
    • 4.3 Одежда
    • 4.4 Кухня акха
  • 5 Экономика
  • 6 Права, проблемы и активность
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешний ссылки

Происхождение

Флаг народа акха в Таиланде

Ученые соглашаются с акха, что они возникли в Китае; однако они расходятся во мнениях относительно того, была ли первоначальная родина тибетской окраиной, как утверждают акхи, или южнее и восточнее в провинции Юньнань, самой северной резиденции современной акхи. Исторически задокументированное существование отношений с шанским принцем Кенгтунг указывает на то, что акха жили в восточной Бирме еще в 1860-х годах. Впервые они прибыли в Таиланд из Бирмы на рубеже 20-го века, многие бежали от гражданской войны в Бирме, длившейся несколько десятилетий.

Распределение населения и статус коренного населения

Девушка акха в Лаосе

акха живут в деревнях в горах юго-западного Китая, восточной Мьянмы, западного Лаоса, северо-западного Вьетнама и северного Таиланда. Во всех этих странах они составляют этническое меньшинство. Население акха сегодня составляет около 400 000 человек. Уменьшение размера деревень в Таиланде с 1930-х годов было отмечено и связано с ухудшением экологической и экономической ситуации в горах.

Китайское правительство часто классифицирует акха как часть хани, официальное национальное меньшинство. Акха тесно связаны с хани, но считают себя отдельной группой и часто сопротивляются тому, чтобы подпадать под эту идентичность. В Таиланде они классифицируются как одно из шести горных племен, термин, используемый для всех различных племенных народов, которые мигрировали из Китая и Тибета за последние несколько столетий и которые теперь населяют густые леса на граничит между Таиландом, Лаосом и Бирмой. Немногие акха в Таиланде являются гражданами, и большинство из них зарегистрированы как иностранцы. Часто упоминается отсутствие политической или государственной инфраструктуры для решения проблем акха или любых других проблем коренных народов в Таиланде.

Люди, в странах которых они сейчас живут, к акха не всегда относятся или обращаются на равных. Носители тайских языков в Мьянме и Таиланде называют их «гау» или «экав» (икав / ихо), термины, которые акха считают унизительными. В Лаосе разговорный термин, используемый носителями тайского языка для обозначения акха, - это «кхо» (ко), часто перед ним стоит слово «кха», что означает «раб».

Язык

женщины акха c. 1900.

Названный его носителями «авкавдавв», что означает «язык акха », акха является тональным языком в ветви лоло / йи китайско-тибетской семьи. Подавляющее большинство людей, говорящих на языке акха, понимают диалект jeu g’oe («джер-уэй»), на котором говорят в южном Китае, Таиланде и Мьянме. Некоторые основные и систематические вариации региональных диалектов акха обсуждаются Полом Льюисом в его акха-англо-тайском словаре. Очень немногие диалекты акха не разделяют взаимопонимание. У акха нет письменности, но есть несколько конкурирующих письменностей, написанных миссионерами и другими иностранцами.

Деревни и культура акха

Деревня Мае Чан Тай в районе Маэ Суай, провинция Чианграй, Таиланд, более современная деревня. Обратите внимание на большие платформы для сушки кофе.

В связи с быстрыми социальными и экономическими изменениями в регионах, которые населяют акха, особенно с введением западных моделей капитализма, попытки продолжить многие традиционные аспекты жизни акха становятся все труднее. Несмотря на эти проблемы, люди акха с большим успехом практикуют многие элементы своей традиционной культуры.

В обществе акха отсутствует строгая классовая система, и оно считается эгалитарным. Уважение обычно проявляется в зависимости от возраста и опыта. Узы патрилинейного родства и брачного союза связывают акха внутри и между общинами. Деревенские структуры могут широко варьироваться от строго традиционных до западных, в зависимости от их близости к современным городам. Как и многие горные племена, акха строят свои деревни на возвышенностях в горах.

Жилища акха традиционно строятся из бревен, бамбука и соломы и бывают двух типов: «низкие дома», построенные на земля и «высокие дома», построенные на сваях. Полукочевые акха, по крайней мере те, кого не переселили в постоянные поселения, обычно не строят свои дома для постоянного проживания и часто перемещают свои деревни. Некоторые говорят, что это придает жилищам обманчиво хрупкий и непрочный вид, хотя они довольно хорошо построены, что доказано поколениями.

Входы во все деревни акха снабжены деревянными воротами, украшенными сложной резьбой с обеих сторон изображающие образы мужчин и женщин. Они известны как «врата духа». Он отмечает разделение между внутренней частью деревни, царством человека и домашних животных, и внешней частью, царством духов и дикой природой. Врата предназначены для отражения злых духов и соблазнения благоприятных. Резные фигурки можно увидеть на крышах домов сельских жителей в качестве второй меры по контролю над потоком духов.

Дома разделены по половому признаку, с отдельными помещениями для мужчин и общим пространством. Говорят, что это разделение имитирует функцию ворот. Еще одна важная особенность, которую можно найти в большинстве деревень акха, - высокие деревенские качели с четырьмя опорами, которые используются в ежегодных подношениях предков, связанных с плодородием риса. Качели строятся ежегодно старейшиной по имени дзоеух Мах.

Традиционная экономика

Человек акха с опиумной трубкой (1979)

Традиционная форма существования народа акха было и остается сельское хозяйство. Аха выращивают различные культуры, включая сою и овощи. Рис является наиболее важной культурой и занимает важное место в культуре и ритуалах акха. Большинство акха выращивают сухой рис, влажность которого зависит исключительно от дождя, но в некоторых деревнях было построено орошение рисовых полей. Исторически сложилось так, что в некоторых деревнях акха выращивали опий, но производство сократилось после того, как правительство Таиланда запретило его выращивание.

Акха традиционно использовали подсечно-огневое сельское хозяйство, в котором появились новые поля очищаются путем сжигания или вырубки лесов и лесных массивов. В такой системе обычно нет рынка земли. Права на землю считаются традиционными и закрепляются на протяжении многих поколений. Этот тип сельского хозяйства способствовал полукочевому статусу акха, поскольку деревни перемещаются, чтобы очистить новые сельскохозяйственные угодья с каждым последующим циклом выжигания. Правительство Таиланда запретило эту практику, сославшись на ее пагубное воздействие на окружающую среду. Акха приспособились к новым типам натурального хозяйства, но качество их земли пострадало, поскольку им больше не разрешается расширяться на новые участки. Во многих случаях химические удобрения являются единственным вариантом для повторного удобрения земли.

Помимо сельскохозяйственных работ, акха разводят домашний скот, включая свиней, кур, уток, коз, крупный рогатый скот и водяных буйволов в качестве подкормки. свой рацион и использовать для вторичных продуктов. Дети обычно пасут животных. Женщины акха собирают растения из окрестных лесов, а также яйца и насекомых, которые акха иногда едят или используют в лечебных целях. Женщины и мужчины часто ловят рыбу в местных озерах и ручьях. В некоторых деревнях сооружают пчелиные жевательные резинки в надежде, что там поселится колония и впоследствии будет собирать мед.

Аха - опытные охотники. Охота - это мужское занятие, очень популярное. Это любимое занятие и способ добыть пищу. Лаяющий олень, пожалуй, их любимая добыча. Оружие, приобретенное в крупных городах, начало заменять использование арбалетов на охоте.

Система верований

Женщина акха с ребенком (Таиланд) Муж несет стебель бананового растения, чтобы скармливать свиньям

Религия акха - захв - часто описывается как смесь анимизма и поклонения предкам, подчеркивающая связь акха с землей и их место в мире природы и круговоротах. Хотя верования и ритуалы акха включают в себя все эти элементы, акха часто отвергают случайную категоризацию своих практик как таковых, говоря, что это упрощает и уменьшает ее значение. Способ акха подчеркивает ритуалы в повседневной жизни и подчеркивает крепкие семейные узы. Этническая принадлежность акха тесно связана с религией акха. Можно сказать, что считаться акха этнически другими акхами - это значит практиковать религию акха.

Годовой ритуальный цикл состоит из девяти или двенадцати подношений предкам, ритуалов ритуала и других обрядов, таких как строительство деревенские ворота. Многие ритуалы и фестивали акха служат для поиска «благословений» (гуйвлахав) от предков, которые, согласно Энциклопедии мировых культур, «... плодородие и здоровье людей, риса и домашних животных». Убеждения акха передаются из поколения в поколение путем устного отречения. Акха верят, что существо, создавшее землю и жизнь, дало Акха «Акха Занг» (путь акха), их руководящие принципы жизни. Ахас верят, что духи и люди были рождены от одной матери и жили вместе, пока ссора не привела к их разлуке, после чего духи ушли в лес, а люди остались в деревнях. С тех пор акха верят, что духи вызывают болезни и другие нежелательные нарушения в жизни человека. Год акха делится на сезон людей (сухой) и сезон духов (влажный). Во время последнего в деревню бродят духи, поэтому их нужно изгнать как часть ежегодного подношения предков. Считается, что и люди, и рис имеют души, бегство которых вызывает болезни.

Наиболее важное и почитаемое положение в духовных вопросах акха отводится руководителю деревни, чьи ритуальные обязанности включают в себя начало ежегодного восстановления деревенские ворота и качели, а также консультирование и инструктаж деревень по важным вопросам и урегулирование споров. В деревнях акха есть специалист по производству чугуна по имени па-джи, который считается очень важным в деревне и занимает второе по значимости положение в обществе.

Возможно, самый важный праздник в году обычно известен как фестиваль свинга. Четырехдневный фестиваль Akha Swing проводится ежегодно в конце августа и приходится на 120-й день после того, как деревня засеяла рис. Акха называют фестиваль качелей, Yehkuja, что переводится как «поедание горького риса». Фраза, которая ссылается на сокращение запасов риса в прошлом году, включает надежду на то, что сезон дождей скоро будет поливать новый урожай. Фестивальные мероприятия включают ритуальные подношения духам предков семьи на алтаре предков в углу женской части дома. Подношения состоят из кусочков приготовленной еды, воды и рисового виски. Фестиваль свинга особенно важен для женщин акха, которые будут демонстрировать одежду, которую они шили весь год, и которые через украшения покажут, что они становятся старше и достигли брачного возраста. Поскольку женщины одеваются в свои лучшие традиционные одежды и украшения и исполняют традиционные танцы и песни для жителей деревни, фестиваль свинга также известен как Женский Новый год. Традиционный Новый год, приходящийся на конец декабря, известен как мужской Новый год.

Акха уделяет большое внимание генеалогии. Важная традиция включает в себя изложение мужчинами племени аха их отцовской генеалогии. Во время наиболее важных церемоний список полностью повторяется на протяжении 50 поколений до первого акха, См Ми О. Говорят, что все мужчины акха должны уметь это делать. Пересказ этой линии играет роль в табу на инцест: если акха мужского и женского пола находит общего мужского предка в течение последних шести поколений, им не разрешается вступать в брак.

У акха есть несколько наборов правил регулирующие вопросы жизни, смерти, брака и рождения. Аха традиционно выходят замуж в подростковом или в начале двадцатилетнего возраста. Полигамия разрешена. Браки могут быть деревенскими эндогамными или экзогамными. Отношения с женой и принятием жены занимают центральное место в обществе акха, где дающие жену превосходят тех, кто берет жену.

Близнецы считаются чрезвычайно зловещим явлением, когда считается, что духи вмешиваются в человеческие дела. Аха считали, что только животные могут родить более одного потомства, и поэтому считали близнецов животными. Примерно 20 лет назад они были бы убиты немедленно. По словам местных жителей Лаоса, эта практика все еще распространена, хотя правительство пытается воспрепятствовать ей. Мужчинам акха, чьи жены родили близнецов, не разрешили участвовать в охоте в течение определенного периода.

Определенные виды смерти, например смерть от тигра, считаются особенно плохими; с телами нужно обращаться и захоронить определенным образом.

Миссионеры были активны среди акха, особенно с середины 20 века. Некоторые христиане аха живут в отдельных христианских деревнях, поддерживаемых миссионерскими фондами. Хотя миссионеры могут считать многих людей акха обращенными, почти 100% практикуют некую смесь христианства и традиционных верований акха.

Одежда

Фестиваль Ксиенг Тунг, Муанг Синг, Лаос. Аха молодые девушки в приемной комиссии. По прибытии посетители будут прикреплять к блузке цветную ленту в обмен на пожертвование.

Люди акха часто известны своей очень узнаваемой одеждой. Женщины акха прядут нитку из хлопка ручным веретеном и ткут ее на ножном ткацком станке. Ткань вручную окрашена индиго. Женщины носят широкие леггинсы, короткую черную юбку с белым спорраном, расшитым бисером, свободный черный жакет с сильно расшитыми манжетами и лацканами. Женщины акха известны своим умением вышивать. В то время как традиционная одежда обычно используется для особых церемоний, более вероятно, что жители деревни акха будут одеты в традиционную одежду в районах с большим потоком туристов, особенно в Таиланде.

Головные уборы, которые носят женщины, - пожалуй, самые эффектные и сложные предметы одежды акха. Женщины акха определяют свой возраст или семейное положение по стилю головного убора. Примерно в возрасте 12 лет женщина акха меняет свою детскую шапку на девичью. Через несколько лет она начнет надевать челюсть, расшитый бисером пояс, который свисает спереди ее юбки и не дает ей взлететь на ветру. В середине подросткового возраста она начнет носить головной убор взрослой женщины. Головные уборы украшает их владелец, и каждый из них уникален. Серебряные монеты, мех обезьяны и крашеные куриные перья - вот лишь некоторые из вещей, которые могут украсить головной убор. Головные уборы различаются по подгруппам. Согласно статье о вариациях головного убора акха «Высокая мода, горный стиль»,

головной убор «Уло аха» состоит из бамбукового конуса, усыпанного бусами, серебряными шпильками и семенами, окаймленных монетами (серебряные рупии для богатые, бат для бедных), увенчанный несколькими свисающими кисточками из куриных перьев и, возможно, шерстяным помпоном. Памэ акха носит трапециевидный колпак из жеребца, покрытый серебряными заклепками с монетами на вышитых бисером боковых клапанах и длинными цепями связанных серебряных колец, свисающих вниз Ломи акха носят круглую шапку, покрытую серебряными гвоздиками и обрамленную серебряными шарами, монетами и подвесками, а замужние женщины прикрепляют трапециевидную табличку с надписью на спине. "

Кухня акха

Главный продукт кухни акха - горный рис. Помимо выращивания крупного рогатого скота, свиней и кур, а также выращивания сельскохозяйственных культур, таких как рис, кукуруза, различные овощи, перец чили и травы, часть их ингредиентов поступает из леса, собранных или добытых на охоте.

Экономика

Упаковка сушеных кофейных зерен арабика в Таиланде

Несмотря на то, что в основном они занимались натуральным хозяйством, акха долгое время занимались выращиванием урожая и торговлей за деньги. В прошлом веке хлопок и опийный мак были основными товарными культурами. Более свежие товарные культуры - это перец чили, соя, капуста и помидоры. Одна или несколько семей в деревне могут иметь небольшой магазин в своем доме, где продают такие товары, как сигареты и керосин. Странствующие торговцы, будь то жители низменностей или китайцы из Юньнани, живущие в холмах, приезжают, чтобы купить скот или товарные культуры, или продать одеяла и другие товары.

Все чаще акха оказываются, независимо от того, их просят или нет, в бизнесе туризм, в частности экотуризм. Туристы платят деревням акха плату за то, чтобы им разрешили стать свидетелями и участвовать в «повседневной» жизни акха, хотя многое из того, что они видят, часто является постановкой. Жители деревни наряжаются в свои замысловатые костюмы и берут на себя ответственность за фотографирование туристов. Помимо открытия деревни для посещения туристов, акха также продают свои изделия ручной работы, в том числе плетеные вручную корзины и даже копии своих традиционных костюмов.

Права, проблемы и активность

Вместе с представителями акха. с Эрикой-Ирен Даес, движущей силой Рабочей группы по коренным народам, в Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, 2006 г. Пожилая пара акха которое было ограблено тайской армией Раны руки в результате применения электрошока

Будучи этническим меньшинством, не имеющим легкодоступных средств правовой защиты, акха повсюду долгое время подвергались нарушениям прав

Возможно, самая важная проблема, с которой сталкиваются аха, касается их земли. Отношение акха к земле жизненно связано с продолжением культуры акха, но они редко имеют «официальные» или санкционированные государством права на землю или претензии на свою землю, поскольку права на землю считаются традиционными. Эти концепции земли расходятся с концепциями национальных государств, земли которых сейчас занимают акха. Большинство акха не являются полноправными гражданами страны, в которой они живут, и поэтому им не разрешено покупать землю на законных основаниях, хотя большинство жителей деревни аха слишком бедны, чтобы даже подумать о покупке земли.

Правозащитные группы сообщают, что несколько захватов земель акха были предприняты от имени королевы Таиланда. Первоначально полукочевой народ, аха часто переселяется председательствующим национальным правительством в постоянные деревни, после чего правительство якобы продает лесозаготовительным компаниям и другим частным корпорациям доступ к землям, ранее занимавшимся акха. Земля, на которую переселяются аха, почти всегда менее плодородна, чем их предыдущие участки. На своих новых землях акха редко могут производить достаточно еды, чтобы поддерживать себя, и часто вынуждены уезжать и искать работу за пределами деревень, тем самым разрушая свою традиционную культуру и экономику.

В Таиланде приняты законы, ограничивающие права людей на лес, в том числе Закон о лесах общин 2007 года. Согласно сети коренных народов Таиланда,

«Эти законы и постановления оказали серьезное воздействие на права коренных народов на проживание и землю. В соответствии с этими законами и постановлениями миллионы гектаров земли были объявлены заповедными и охраняемыми лесами., или охраняемые районы. Сегодня 28,78% Таиланда классифицируются как охраняемые районы. В результате тысячи фермеров, ранее живших в лесу или полагающихся на лес в качестве источника средств к существованию, были арестованы и заключены в тюрьму, а их земли конфискованы. подали против них за так называемое посягательство на государственные земли ".

Несмотря на подписание и ратификацию Конвенции о биологическом разнообразии, правительство Таиланда не изменило законы, чтобы придерживаться этих рекомендаций, подчеркивая уважение к права коренных народов и их полное и эффективное участие в управлении охраняемыми территориями и разработке политики.

Причины переселения акха различны, но Обычный ответ со стороны правительства Таиланда - сослаться на озабоченность по поводу сохранения лесов и продвижения более устойчивых методов ведения сельского хозяйства, чем подсечно-огневое земледелие, традиционно используемое акха. Участие правительства Таиланда в переселении также могло быть мотивировано соображениями национальной безопасности. По словам международного юриста по правам человека Джонатана Леви,

«акха идентифицируют с производителями опиума, которые до недавнего времени доминировали в этой части« Золотого треугольника »в Таиланде. Таиланд предпринял шаги по искоренению выращивания опиума путем переселения акха на постоянное место жительства. Однако опиум и давно укоренившиеся методы ведения сельского хозяйства являются ключом к сложной культуре акха. В то время как традиционное культивирование опия было подавлено, обработанный героин и новейшее бедствие, метамфетамин, свободно доступны из Бирмы. Таким образом, акха превратились в бедных фермеров и в во многих случаях наркоманы. По мере переселения акха они вступают в контакт с основной тайской культурой, многие женщины акха тянутся к «легким» деньгам секс-индустрии ».

У акха, как говорят, самый высокий уровень зависимости среди всех горных племен и подвергаются наибольшему риску заражения ВИЧ, СПИДом или ЗППП. Государственными и правозащитными организациями, включая Азиатско-Тихоокеанское региональное бюро ЮНЕСКО по образованию в Бангкоке и NCA в Лаосской Народно-Демократической Республике, были приняты меры по обеспечению горных племен, в том числе акха, «всесторонним неформальным образованием на уровне общины». Профилактика ВИЧ и наркомании. Кроме того, в регионе были открыты клиники детоксикации, что особенно положительно сказалось на женщинах, которые, как правило, имеют более низкий уровень зависимости, но часто несут на себе основную тяжесть компенсации своим пропавшим партнерам материально и эмоционально.

Несмотря на их По численности, акха - самые бедные из всех горных племен. Поскольку дороги обеспечивают доступность и туристов, они помогают избавиться от нищеты деревенской жизни, особенно молодому поколению, которое все чаще оказывается вовлеченным в труд за пределами деревень. Многие деревни сообщают о сокращении численности населения, поскольку многие уезжают в поисках работы в города, часто на очень длительные периоды. Многие акха жалуются на то, что молодое поколение все меньше интересуется традиционной культурой и обычаями и становится все более и более восприимчивым к внешним, господствующим культурным влияниям. По словам одного автора, там, где когда-то деревенские площади были «наполнены звуками брачных песен», теперь по радио чаще звучат поп-хиты.

Поскольку становится все труднее оставаться самодостаточным за счет сельского хозяйства, и поскольку дороги открывают деревни в города, акха вынужден бороться с иногда разрушающим воздействием туристической индустрии. Не все аха рады впускать туристов и наблюдать за деревенской жизнью. Акха часто являются объектами экотуризма, который стремится открыть отдаленные места и людей для западных туристов, чтобы они узнали о тяжелом положении людей и их опасном положении и, таким образом, расширили свое участие в борьбе. для сохранения окружающей среды и образа жизни. Он позиционируется как «ответственный туризм». Многие критикуют экотуризм как эксплуататорскую и в высшей степени ориентированную на потребителя и противоречивую деятельность, включая пагубное воздействие на окружающую среду из-за количества топлива для реактивных двигателей, сжигаемого во время полета туда и обратно, дополнительных удобств, которые должны быть построены, чтобы удовлетворить ожидания Запада., загрязнение и мусор, связанные с западным образом жизни, нарушение флоры и фауны и множество других проблем, выражаемых голосами экологов.

В то время как агентства экотуризма заявляют о своей помощи в разоблачении тяжелого положения коренных народов, многие акха считают, что их выставляют на обозрение групп экотуристов, поскольку их поощряют или заставляют носить свою самую изысканную этническую одежду и проводить церемонии. и ритуалы, которые не имеют для них значения вне контекста. Аха также участвуют в обычной туристической индустрии, продавая свои изделия ручной работы и товары местным туристам, что им часто приходится делать под финансовым принуждением. Многие из народа акха не рассматривают туризм как остановку западнического и глобализирующего давления, а скорее как принудительную коммерциализацию и коммодификацию своей культуры.

Многие Аха жалуются на миссионеров, которые приезжают в деревни, чтобы обратить их, иногда насильно, в христианство. Многие акха считают, что миссионеры обобщают или, в данном конкретном случае, «язычество» традиционной системы верований акха, унижая свои давние верования. Некоторые из претензий к миссионерам включают похищение детей акха в приюты и принудительный труд, стерилизацию женщин акха и принудительный или низкооплачиваемый труд акха на фермах. Многие правозащитные группы заявляют, что деньги, потраченные миссионерами на строительство церквей и продвижение христианского образования, можно было бы лучше потратить на помощь акха в улучшении медицинского обслуживания и санитарии, которые очень необходимы в большинстве деревень.

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-09 23:41:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте