Ака Манах

редактировать

Ака Манах - это на авестийском языке название для зороастрийца даэва «Злой разум», «Злая цель», «Злое мышление» или «Злое намерение». Ака Манах - демон чувственного желания, который был послан Ариманом, чтобы соблазнить пророка Зороастра. Его вечный противник - Воху Манах. Ака Манах - это ипостасное абстракция винительного падежа акем манах (акәм манах), «манах, созданный злом». объективацией этого пагубного влияния является демон Ака / Акем Манах, который появляется в более поздних текстах как среднеперсидский Акоман и новоперсидский Акван.

Содержание

  • 1 В Священных Писаниях
    • 1.1 В Гатах
    • 1.2 В Младшей Авесте
  • 2 В традициях и фольклоре
    • 2.1 В текстах Пехлеви
    • 2.2 В Шахнаме
  • 3 Ссылки
  • 4 Библиография

В Священных Писаниях

В Гатах

Концепция акем манах уже засвидетельствована в Гатах, древнейших текстах Зороастризм, и считается, что он был составлен самим Зороастром.

В двух из трех случаев, когда этот термин используется в этих древних текстах, акем манах является атрибутом человека. В Ясна 33.4 поэт обещает противостоять собственному «непослушанию и ака манах» через поклонение. В Ясне 47.5 ака манах - это мотивация (состояние ума), вызывающая обманные действия. В третьем случае, когда появляется этот термин, Акем Манах является собственностью даэвов, сущностей, которые в более позднем зороастризме являются демонами, а в Гатах - богами, которых следует отвергнуть. Там, в Ясне 32.3, даэвы определены как потомки не ангра майнью, а акем манах.

Связаны с акем манах, но не полностью эквивалентны ему, другие термины, выражающие аналогичные идеи. Первый - это ака маинью «злой дух» или «злой инструмент», который в Гатах противопоставляется траста маинью «щедрый дух», инструмент, с помощью которого Ахура Мазда реализовал («своими мыслями») творение.. Другой термин - ангра майнью «разрушительный дух», который в зороастрийской традиции является воплощением зла, но в Гатах - это другие абсолютные антитезы потраченного маинью.

Гатхический акем манах может также быть приравнен к ациштем манах «худшее мышление», которое отражает более позднее зороастрийское противопоставление акем манах и воу манах, «благая цель». В Ясне 32.13 обитель нечестивых - это ациштем манах.

В Младшей Авесте

В Младшей Авесте Акем Манах однозначно является демоническим существом, помощником Ангра Майнью.

В Яшт 19.46, Ака Манах, Эшма, Ази Дахака и битва Спитюра Воху Манах, Аша Вахишта и Атар за владение хваренами. Позже в том же гимне (19.96) предсказано, что Ака Манах будет сражаться с Воху Манахом при окончательном обновлении мира, когда Ака Манах, как и все другие даэвы, будет побежден.

В отчете Вендидада 19 об искушении Зороастра Ака Манах задает девяносто девять вопросов, чтобы ослабить убеждение пророка в Ахура Мазде. Зороастр не поддается уловке.

В традиции и фольклоре

В текстах пехлеви

В зороастрийских текстах IX-XII веков Акоман (среднеперсидский для Акем Манах) является вторым из существ Ахримана (MP от Angra Mainyu) (Bundahishn 1.24), созданного для противодействия созданию мира Ормуздом (Ахура Мазда). Этот ранг отражает оппозицию Акема Манаха Воху Манаху (ср. Бундахишн 30.29), который является вторым из Амеша Спента.

, а также отражает иерархию, которая отражает Амеша Спента и в котором у каждого из «щедрых бессмертных» есть соратники (хамкары), у Акомана особые отношения с «немирными» Анаштих. Акоман также близок к "похоти" или "похоти" Варуна / Варана, вместе с которым (так Денкард 3.33) был создан.

В Посланиях Задспрама (14.8) Акоман является первым среди демонов, которые пытаются ранить Зороастра до и при его рождении. Однако он был «легко побежден его собственным оружием обмана, которое было обращено против него. Вохуман, который гнался за ним к месту, коварно повернулся назад и попросил его войти в дом. Акоман подумал, что, поскольку его соперник покидал это место, его собственная работа была закончена, и, следовательно, [также ушла], ничего не достигнув ».

Акоман притупляет способность принимать праведные решения (Денкард 3.116). Он является причиной злых умыслов, и пораженный таким образом смертный ищет «грубые недостатки» в других, скрывая свои собственные (3.255). Денкард 8 приписывает плач новорожденных младенцев Акоману, рассуждая о том, что демон пугает детей ужасными образами последнего обновления мира.

Согласно Денкарду 9.30.8 (отражающему главу 7.8 Warsht-mansr Nask, утерянного авестийского текста), Акоман приводит к неспособности смертного различать добро и зло. Таким образом он вносит в мир раздор и, как следствие, физическое зло (Денкард 6). Он извращает мысли человека и делает его несчастным.

Среди всех демонов Акомана следует бояться больше всего (Денкард 9).

В Шахнаме

Акван э Див раскапывает земля вокруг Ростама, Библиотека Конгресса, 16-17 вв.

В Фирдоуси в Шахнаме Акван описывается как имеющий длинные волосы, синие глаза и голова, как у слонов, с полным ртом клыков вместо зубов.

В одной из сказок демон ловит Ростама, пока герой спит, и уносит его в небо. Затем он спрашивает Ростама, предпочел бы он, чтобы его сбросили на гору или в море. Ростам, зная, что ум демона извращен (ср. в текстах пехлеви выше), просит, чтобы его бросили на гору, и демон в ответ бросает его в море. Спасаясь от воды, Ростам восстанавливает свою лошадь и снова противостоит демону, впоследствии обезглавив его.

Другая история имеет косвенную ссылку на «Камень Аквана», предполагая, что когда-то существовали другие легенды, окружающие Акван / Акоман, которые, однако, не сохранились.

Ссылки

Библиография

Последняя правка сделана 2021-06-09 22:47:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте