Эксский собор

редактировать
Собор Экс. Собор Сен-Совер д'Экс-ан-Прованс
Собор Экс-ан-Прованса Сен-Совер 1 20061227. jpg Собор Экс
Религия
Принадлежность Римско-католическая
Провинция Архиепископия Экс-ан-Прованса и Арля
Церковный или организационный статус Собор
СтатусДействует
Местоположение
МестоположениеЭкс-ан-Прованс, Франция Франция
Географические координаты 43 ° 31′55 ″ N 5 ° 26'50 ″ E / 43,53194 ° N, 5,44722 ° E / 43,53194; 5,44722 Координаты : 43 ° 31′55 ″ N 5 ° 26′50 ″ E / 43,53194 ° N 5,44722 ° E / 43,53194; 5.44722
Архитектура
ТипЦерковь
Стиль Романский, Готический
ЗаложенXII век
Завершено16 век
Технические характеристики
Длина70 метров (230 футов)
Ширина46 метров (151 фут)
Веб-сайт
Официальный сайт Кафедральный собор

Экс-собор (французский : Cathédrale Saint-Sauveur d'Aix-en-Provence) в Экс-ан-Прованс на юге Франции - это римско-католическая церковь и резиденция архиепископа Экс-ан-Прованса и Арля. Собор построен на месте римского форума Экс. Построенный и перестроенный с 12 по 19 века, он включает элементы романского, готического и неоготического, а также римские колонны и части баптистерий христианской церкви VI века. Это национальный памятник Франции.

Содержание
  • 1 Происхождение собора
    • 1.1 Легенды о его происхождении
  • 2 Строительство собора
    • 2.1 Фасад и колокольня
    • 2.2 Резные двери
    • 2.3 Баптистерий
    • 2.4 Монастырь
    • 2.5 Орган
    • 2.6 Неоготический декор
  • 3 Художественные произведения в соборе
    • 3.1 Триптих Николаса Фромана «Неопалимая Купина»
    • 3.2 Алтарь семьи Айгоси
  • 4 Собор Экс в художественной литературе
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Происхождение собора

Легенды о его происхождении

Собор расположен на маршруте римской дороги, Via Aurelia. Фрагмент римской стены и колонны баптистерия, похоже, являются источником легенды о том, что церковь была построена на вершине римского храма, посвященного Аполлону. Историк Питтон (1668) утверждал, что храм был посвящен богу солнца, основывая свое заявление на обнаружении ноги статуи, обнаруженной на этом месте.

Согласно христианской традиции, первая церковь на этом месте был основан святой Максимин Эксский, который прибыл в Прованс из Вифании, деревни около Иерусалима, с Марией Магдалиной на лодке Лазаря. Максимин построил скромную часовню на месте нынешнего собора и посвятил ее Святому Спасителю (le Saint Sauveur).

Во время вторжения сарацинов в 8-м и 9-м веках первоначальная часовня Сен-Совер была разрушена.

Строительство собора
Статуя святого Петра в соборной обители

Около 500 года при епископе Василисе группа епископских зданий была построена на вершине старого римского форума, в том числе часовня, баптистерий и несколько других помещений.

В начале XII века на том же месте была построена новая церковь с романскими стенами, несущими три пролета широкого единственного нефа, составлявшего приходская церковь, посвященная Деве Марии (Notre Dame de la Sède).

Второй неф, посвященный святому Максимину, был построен примерно в 1165–1177 годах как церковь канонов и располагался между первым нефом и баптистерием. Хор этой церкви заканчивался плоской чевет стеной, которая соединялась дверью с Сент-Шапель, частью первоначальных епископских построек VI века. Часовня была перестроена в XII веке, а когда был добавлен готический неф, он вошел в состав собора и стал часовней Спасителя. Он был разрушен в 1808 году.

В конце 12-го и начале 13-го веков Экс стал столицей Прованса, а население и значение города быстро росли. Начали поступать религиозные ордена; сначала францисканцы, затем доминиканцы, кармелиты и августинцы, строившие новые церкви, монастыри и монастыри.

Строительство собора сопровождалось ростом значения Экс. Два новых крыла трансепта, построенные в готическом стиле, были начаты примерно в 1285–1290 годах и завершены в 1316 году. Постепенно старая романская церковь была преобразована в готический собор.

Строительство новой церкви было прервано Черной смертью, а затем Столетней войной. Работы не возобновлялись 130 лет, до 1472 года, когда была построена последняя бухта. На создание фасада ушло еще тридцать лет, а последние статуи были установлены только в 1513 году, в начале Возрождения.

Фасад и колокольня

Интерьер собора Экс

Первоначальный романский фасад Нефа Святой Марии был разрушен в 15 веке и заменен новым готическим фасадом и колокольней.

На среднем уровне фасада представлены четыре статуи Жана Моне, выполненные в 1512–1513 годах: Святой Митр (несущий голову); Святая Мария Магдалина, (несущая флягу духов); мальчик-епископ Святой Людовик Тулузский (ум. 1297), брат Роберта Неаполитанского, графа Прованса 1309–1343; и другой Сент-Людовик, король Франции Людовик IX (ум. 1270), его двоюродный дед.

Якотин Папроче из Пикардии изваял на фасаде десять маленьких пророков и двадцать херувимов (1484). Пьер Суке создал две статуи на верхнем уровне, представляющие первых двух епископов Экс, традиционно называемых Максимином и Сидонием.

Центральным элементом фасада является «Святой Михаил, сокрушающий дракона» (1507 г.), работы Жана Помье, из Бургундии.

На фасаде изначально также находились двенадцать статуй апостолов и шесть статуй на tympanum, которые были разрушены во время Французской революции.

Резные двери

Фотография 1949 года, показывающая открытые двери Портал собора Экс

Двери собора были заказаны глава в 1505 году, и были вырезаны из орехового дерева братьями Раймондом и Жаном Болхит из Экс и тулонским скульптором Жаном Гираманом.

Двери украшены четырьмя рельефными фигурами главных пророков Ветхого Завета (Исайя, Иезекииль, Даниил и Иеремия ).

Над пророками изображены двенадцать Сивилов, языческих предсказателей древности, которых средневековые христианские ученые чествовали за предсказание рождения, смерти и воскресения Христа.

Фигуры обрамлены гирляндами из гранатов и желудей, гроздьями винограда, символами Евхаристии, львом, драконом и другими фантастическими животными: заливным (другой вид дракона) и василиск, петух со змеиным хвостом, символизирующий битву между добром и злом.

Баптистерий

Баптистерий собора Экс (6 век). Колонны, вероятно, принадлежат римскому храму, стоявшему на том же месте.

Баптистерий был построен в начале VI века, примерно в то же время, что и аналогичные баптистерии в Соборе Фрежюса и Собор Рие в Провансе, в Альбенге в Лигурии и в Джемиле, Алжире. От этого периода сохранились только восьмиугольный бассейн для крещения и нижняя часть стен. Остальные стены и купол были перестроены в эпоху Возрождения. Через смотровое отверстие в полу открываются основания портиков римского форума под баптистерием.

Монастырь

Баптистерий, вид из Монастыря

Монастырь использовался канониками, священниками, которые служили епископу и управляли церковной собственностью. Он был построен в конце 12 века, в то время, когда каноники призывали к более строгой и более монашеской общинной жизни.

Монастырь был построен на старой римской площади, датируемой I веком нашей эры. Галереи были бревенчатыми, а не сводчатыми, поэтому пары колонн в аркадах, которые их поддерживают, тонкие и изящные.

Четыре колонны по углам обители украшены резьбой с изображениями четырех евангелистов: ангела Св. Мэтью ; лев для св. Марк ; бык для св. Люк ; и орел на св. Иоанна.

Капители колонн на западе и севере украшены сценами из Нового и Ветхого Заветов, а также статуей св. Петр. Мраморная плита в западной галерее, надпись на которой стерлась, может быть гробницей Василия, епископа Эксского в 500 г. и строителя первого собора.

Орган

Готический хор (12-й век) столетия)

Небольшой орган был помещен сбоку на трибуне канонического хора над киосками примерно в 1513 году. Он был построен братом Пьером Перрини, с сундуком Жана Гирамана и ставнями, расписанными Жаном де Труа. В 1612 году напротив малого органа был установлен орган большего размера, созданный Пьером Маршаном. В 1750 году этот орган был заменен нынешним «зеленым и золотым органом», построенным между 1743 и 1746 годами братом Жан-Эспри Иснаром, доминиканцем из монастыря Тараскона, который построил несколько других известных органов в Провансе, в том числе в базилике Сен-Максимен. Для симметрии идентичный, но ложный ящик для органов был построен на противоположной стороне, где был маленький орган. Новый орган был реконструирован внутри оригинального сундука в 1855 году и отремонтирован в 1867 и 1983 годах.

Неоготический декор

Роспись и скульптурное оформление в неоготическом стиле было добавлено к нефу между 1857 и 1862. Работы выполнял Ревуаль, архитектор епархии, который контактировал с Виолле-ле-Дюк и его партнерами по реставрации Сент-Шапель в Париже, который происходило примерно в то же время. Другое украшение XIX века - главный алтарь с двумя ангелами из позолоченного дерева, выполненный в стиле ампир (1805 г.).

Произведения искусства в соборе
Триптих Неопалимой купины - Николас Фроман Боковые панели триптиха: король Рене (слева) и королева Жанна (справа)

Неопалимая купина Триптих Николаса Фромана

Другие известные работы в соборе включают:

  • Христос на кресте с Девой Скорбящей, Святые Петр и Святой Антуан, (1640), Жан Дарет (отец), в Часовне Святого Сердца;
  • Тайная вечеря, (1668) Жана Дарэ (fils), в южной части трансепта;
  • Неверие Святого Томаса, работы фламандского художника Луи Финсона ( 1613) в нижней части готического нефа;
  • Набор из семнадцати гобеленов с изображением жизни Христа, купленных в 1656 году капитулом по наследству от архиепископа Мишеля Мазарини. Гобелены были среди двадцати шести, первоначально сотканных в 1511 году для Кентерберийского собора в Англии, и украшали там хор до 1642 года, когда они были сняты во время гражданской войны в Англии. Они направились в Париж, где были куплены капитулом и помещены в хор собора. Гобелены были украдены во время Французской революции, но выкуплены архиепископом Экс-ан-Прованса и Арля. В 1977 году первые девять гобеленов были украдены и не были восстановлены.

Алтарь семьи Айгоси

Алтарь семьи Айгоси

Каменный алтарь, первоначально установленный в церкви кармелитов в Эксе., был помещен в собор в 1823 году. На левой стороне надпись: «Anne, la glorieuse mère de la Vierge Marie, est vénérée dans la présente chapelle. la presente année du Seigneur 1470, la chapelle est achevée par la grâce de Dieu, le 28 janvier ". («В этой часовне почитают славную мать Девы Марии Анну. Дворянин Урбайн Айгози проявляет здесь высшую любовь. В 1470 году от Рождества Христова часовня завершена по милости Божьей 28 января.. ")

Этот памятник включает:

  • жертвенник, увенчанный ложной скинией, на краю которой изображен герб Урбайна Айгоси (или Айгоси);
  • скиния украшенный фигурой Христа с надписью «Смотри, смертный, тебе доставлена ​​такая жертва»;
  • a ретабль из камня с шестью фигурами: Святая Анна с Дева Мария, держащая младенца Иисуса; Святой Морис в доспехах 15 века; Св. Маргарита Антиохийская с драконом; и Христос на кресте. Статуи Богородицы и Св. Иоанна, тоже когда-то входившего в этот алтарь, выставлены в Музее Гране. Скульптор алтаря, Одине Стефани, был родом из Камбре и работал в Эксе и его регионе между 1446 и 1476 годами.
Собор Экс в художественной литературе
Примечания
Ссылки
  • Буяла д'Арно, Андре, 1964: Évocation du vieil Aix -ен-Прованс. Éditions de Minuit.
  • Кост, Пьер и др., 1982, 1988: La Cathédrale Saint-Sauveur d'Aix-en-Provence. Édisud: Aix-en-Provence.
  • Pitton, J.-S., 1668: Annales de la sainte église d'Aix. Лион.
  • Ру-Альферан, Амбруаз, 1846: Les Rues d'Aix.
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы по теме Собор Экс.
Последняя правка сделана 2021-06-09 22:09:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте