Авиация или военно-воздушная мощь состоит из применения военной авиации, военной стратегии и стратегической теории в области воздушных боев и непосредственная поддержка с воздуха. Авиация началась с появлением пилотируемых самолетов в начале 20 века. Airpower представляет собой «сложную операционную среду, которая является предметом серьезных споров». Британская доктрина определяет авиацию как «способность проецировать энергию из воздуха и космоса, чтобы влиять на поведение людей или ход событий». Австралийский опыт авиации определяет, что военно-воздушная мощь состоит из ролей управления воздухом, удара, разведки и наблюдения и воздушной мобильности.
Военно-воздушная мощь может считаться функцией господства в воздухе и численности. Грубо говоря, боевая сторона, которая имеет 100% или почти 100% контроль над небом, имеет превосходство в воздухе; преимущество в 70–90% указывало бы на превосходство в воздухе. Разделение 50/50 - это паритет воздуха; ниже этого, можно сказать, что одна сторона не пропускает воздух или не пропускает воздух. Поскольку самолеты обычно взлетают с спроектированных аэродромов в миссиях, обычно требующих нескольких часов крейсерского полета, точное состояние превосходства в воздухе является изменчивым и менее определенным по отношению к суше или морской войне. Например, в оспариваемом воздушном пространстве непосредственно над боевым пространством, ощетинившимся зенитным оружием, может быть отказано военно-воздушным силам обеих сторон.. Кроме того, совершенно разные ситуации технологически продвинутых ВВС с одним полетом высокотехнологичных самолетов (превосходство в воздухе, но низкая вместимость) или низкотехнологичных войск, состоящих из огромного количества низкотехнологичных самолетов (например, Ан-2 ), обеспечивающие высокую пропускную способность, но низкую долгосрочную живучесть, демонстрируют, что «воздушная мощь» многогранна и сложна.
Существенный вклад в теоретические рассуждения о воздушной силе внесли Джулио Дуэ, Билли Митчелл, Джон Бойд и Джон А. Уорден III..
В начале Первой мировой войны мнения о национальных военно-воздушных силах и ценности дирижаблей разошлись. Некоторые ранние стратеги / провидцы после Первой мировой войны полагали, что одной авиации будет достаточно, чтобы поставить страны на колени. Бомбардировка Герники была ранним испытанием, которое выявило как возможности, так и ограничения. Но еще одна максима, «ни одна война никогда не выигрывалась только с помощью авиации» была поставлена под сомнение победой НАТО в Косово. Авиация использовалась для нанесения молниеносных стратегических ударов, в дополнение к наземным наступлениям, для внушения страха и снижения морального духа аналогично флоту в и создавать широкие разрушения в тылу врага. С помощью авиации припасы можно транспортировать на грузовых самолетах, что дает решающее преимущество в мобильности.
Военные и гражданские самолеты взаимодействуют множеством сложных способов, включая сбивание гражданских самолетов, ошибочно или нет; военное сопровождение гражданских самолетов; гражданские самолеты, используемые для военного транспорта, шпионажа или других целей; и / или запретные для полетов зоны, применяемые для наказания или санкционирования целевой нации. Авиация также связана с космической мощью, хотя милитаризация космоса по-прежнему регулируется международными договорами.
Развитые страны обладают постоянным преимуществом в авиации с момента появления механизированных полетов. За последние сто лет авиация в основном использовалась нацистской Германией, Соединенным Королевством, Соединенными Штатами, Советским Союзом., Япония, Италия и Франция, причем многие страны-клиенты используют самолеты, разработанные одним или несколькими эти народы. Считается, что для развития авиации необходима массовая технологическая база.