Семейство Airbus A320neo

редактировать
Семейство авиалайнеров, ряд улучшений во всем семействе A320

Семейство A320neo. A319neo / A320neo / A321neo
A320neo logo.jpg
Двухмоторный реактивный самолет с характерными винглетами, в бело- синей окраске, на фоне голубого неба
Airbus A320neo IndiGo, крупного эксплуатанта
РольNarrow-body twin-engine реактивный авиалайнер
национального происхожденияМногонациональный
ПроизводительAirbus
Первый полет25 сентября 2014 г.
Введение25 января 2016 г. с Lufthansa
СтатусВ эксплуатации
Основные пользователиIndiGo. China Southern Airlines. Frontier Airlines. easyJet
Производство2012 - настоящее время
Построено1458 по состоянию на 30 сентября 2020 года
Стоимость программы«чуть больше 1 миллиарда евро [1,3 миллиарда долларов]» прогнозируется в 2010 году
Стоимость единицыA319neo: 101,5 млн долларов США (2018 г.). A320neo: 110,6 млн долларов США (2018 г.). A321neo: 129,5 млн долларов США (2018 г.)
Разработано на основесемейства Airbus A320

Семейство Airbus A320neo (нео для нового варианта двигателя) является созданием семейства A320 из узкофюзеляжных реактивных авиалайнеров производства Airbus. Запущенный 1 декабря 2010 года, он совершил свой первый рейс 25 сентября 2014 года и был представлен Lufthansa 25 января 2016 года. Модифицирован на Двигатели CFM LEAP-1A или Pratt Whitney PW1000G и оснащенные двигателями Sharklets в стандартной комплектации, они на 15-20% более экономичны, чем семейство A320ceo. Семейство A320neo основано на предыдущих A319, A320 и A321. По состоянию на январь 2020 года в общей сложности 7 395 самолетов семейства A320neo было заказано более чем 115 самолетов, что сделало его самым быстро продаваемым коммерческим самолетом за всю историю.

Содержание

  • 1 Разработка
    • 1.1 Новая опция двигателя
    • 1.2 Летные испытания
    • 1.3 Производство
    • 1.4 Первые операции
  • 2 варианта
    • 2.1 A319neo
    • 2.2 A320neo
      • 2.2.1 График
      • 2.2.2 Надежность
      • 2.2.3 Эффективность
      • 2.2.4 Доставка
      • 2.2.5 Военный A320MA
    • 2.3 A321neo
      • 2.3.1 Задержки доставки
      • 2.3.2 Кабина Flex
      • 2.3.3 A321LR
      • 2.3.4 A321XLR
    • 2,4 Airbus Corporate Jets
    • 2,5 Преемник
  • 3 Заказы и поставки
    • 3,1 2011
    • 3,2 2012
    • 3,3 2013
    • 3,4 2014
    • 3,5 2017
    • 3,6 2019
  • 4 История эксплуатации
  • 5 Технические характеристики
    • 5.1 Двигатели
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Разработка

Крыло Sharklet самолета A320neo. Эти «шарклеты» также являются необязательными дополнениями к классическому семейству A320.

В 2006 году Airbus запустил программу A320 Enhanced (A320E) как серию улучшений, повышение эффективности на 4–5% при большом крылышки (2%), улучшенная аэродинамика ( 1%), снижение веса и новая кабина самолета . В то время директор по продажам Airbus Джон Лихи сказал: «Кто сегодня перейдет в парк самолетов нового поколения на 5% лучше, чем А320? Особенно, если во втором поколении может произойти еще одно улучшение на 10%. Половина следующего десятилетия на основе новой технологии двигателей ».

Airbus представила устройство «Sharklet blended» законцовки крыла во время ноябрьской выставки Dubai Airshow. Установка Cer 200 кг (440 фунтов), но обеспечивает сокращение расхода топлива на 3,5% на рейсах протяженностью более 2800 км (1500 морских миль).

Новая опция двигателя

по сравнению с если переоборудовать двигатель на 15%, то совершенно новый узкофюзеляжный двигатель принес бы только на 3% больше, в то время как массовое производство волокна волокна могло бы быть намного дороже.>

На февральском авиасалоне Singapore Air Show в феврале 2010 года Airbus заявила, что его решение о запуске было запланировано на июль 2010 года авиашоу в Фарнборо. Ку решение все еще не было принято, но выбор двигателей включал CFM International LEAP -1A и Pratt Whitney PW1000G, стоимость обслуживания на 20% ниже, чем у нынешних двигателей A320.. Новые двигатели сжигают на 16% меньше топлива, хотя фактический прирост немного меньше, поскольку при установке на существующий самолет обычно теряется на 1-2%.

1 декабря 2010 года Airbus запустил производство A320neo "Новый вариант двигателя " с увеличенным запасом хода на 500 миль (930 км) или на 2 т (4400 фунтов) большей полезной нагрузкой, и планируется поставить 4000 в течение 15 лет. По прогнозам, затраты на составят «чуть более 1 миллиарда евро [1,3 миллиарда долларов]». Прейскурантная цена Neo будет на 6 миллионов долларов больше, чем у генерального директора, включая 3,5 миллиона долларов на модификации планера и около 0,9 миллиона долларов на Sharklets. A320neo был намечен к вводу в эксплуатацию в 2016 году, A321neo - через шесть месяцев, A319neo - через шесть месяцев.

Заказ 2010 года на 40 Bombardier CS300s (теперь известный как Airbus 220-300 ) и 40 вариантов от Republic Airways Holdings --шнего владельца эксклюзивного оператора A319 / 320 Frontier Airlines - подтолкнули Airbus к модернизации двигателя. Заказчики Airbus, главный операционный директор Джон Лихи решили не игнорировать CSeries и его развитие, как это делала ранее компания Boeing с Airbus, вместо этого агрессивно конкурировали с Bombardier Aerospace.

Введение было введено в октябре 2015 года. Airbus заявляет о 15-процентной экономии топлива и «более 95-процентной унификации плана нынешнего A320». Его универсальность помогла сократить задержку, связанную с крупными изменениями. В марте 2013 года выбор авиакомпаний между двумя двигателями был почти равным.

Новая дополнительная конфигурация салона «Space-Flex» увеличивает компактность задней части за счет новой конфигурации камбуза и «Смарт-Лав« модульная конструкция туалета - позволяет в полете преобразовать два туалета в один доступный туалет. Переставленная кабина позволяет связать A321neo до 20 пассажиров без «добавления сардин в банку» с более крупными модифицированными выходами Cabin-Flex, описанными ниже. на одно место снижен более чем на 20%, перестроенная кабина позволяет связать еще до девяти пассажиров для A320neo.

Первый Airbus A320neo сошел с завода в Тулузе 1 июля 2014 года, и первый полет был совершен. 2014 года.

Летные испытания

Празднование первого полета 25 сентября 2014 года с флажками из кабины

Первый полет Нео произошел 25 сентября 2014 года. Его двигатель Pratt Whitney PW1100G -JM турбовентиляторный с редуктором ('GTF') был сертифицирован Федеральным агентством . Управление авиации 19 декабря 2014 года. Через 36 месяцев A320neo и A321neo налетали около 4000 часов для сертификации двух версий силовой установки. Это примерно три четверти усилий по сертификации конструкции.

Из этих 4000 часов налетов 2250 часов были с PW GTF и 1770 часов с CFM LEAP. Программа летных испытаний должна быть завершиться в 2018 году с завершением испытаний A319neo. Изменения коснулись летных качеств, производительности и системной интеграции; они повлекли за собой перенастройку средств управления по проводам и соответствуют требованиям сертификации типа, которые развивались с 1988 года, и помогли снизить минимальные V скорости. Neo на 1,8 т тяжелее генерального директора, но взлетно-посадочные характеристики такие же, с измененным законом поворота , отрегулированным закрылками и предкрылками углы поворота и руля направления увеличены на 5 °, чтобы справиться с большей тягой.

A320neo вдвое меньше громче, чем A320 на взлете, с 85 децибел шумовой след. A321neo с двигателем LEAP имеет уровень шума при пролете 83,3 дБ, что значительно ниже, чем у более старых моделей CFM56 и V2500.

Производство

Qatar Airways A320neo, ожидающих своих двигателей.

Первый поставка сократилась до начала 2016 года. Lufthansa получила первый A320neo 20 января 2016 года. В 2017 году планировалось доставить 200 единиц, поскольку Pratt Whitney столкнулись с трудностями при наращивании производства, Airbus ожидал, что 30 самолетов будут доставлены припаркованным в ожидании двигателей. Четвертая и последняя финальная сборочная линия в Гамбурге должна была открыться в июле 2017 года; С 2019 года должно производиться 60 самолетов A320 в месяц.

С поставкой 90 A320neo к октябрю 2017 года Airbus признал, что не достигнет цели в 200 единиц, даже при большом количестве поставок в четвертом квартале. Более 40 A320neo были припаркованы без двигателей, но с учетом того, что большинство проблем с двигателями было решено к началу 2018 года, ожидалось, что более половины A320, поставленных в 2018 году, будут Neos. Ожидается, что к середине 2019 года Airbus будет печатать 60 узкофюзеляжных автомобилей в месяц, и изучает более высокие темпы производства. Airbus подтвердил планы по достижению 63 в месяц с 55 в 2018 году и изучал 70 до 75 в месяц после 2019 года, хотя Safran, один из двух партнеров по производителю LEAP CFM, не может брать на себя обязательства по увеличению области.

В феврале 2018 года после поломки в полете PW1100G с его компрессором высокого давления изменена задняя втулка, по-видимому, из-за проблем с его режущей кромкой уплотнением, EASA и Airbus заземлили несколько самолетов семейства A320neo, пока они не были оснащены запасными частями. По состоянию на февраль 2018 года двигатели PW налетали 500000 часов с момента выпуска, а 113 самолетов семейства A320neo с двигателями PW эксплуатировали восемь клиентов. Затем Airbus прекратил прием двигателей PW1100G.

Поставки A320neo с двигателем GTF возобновились в мае после того, как Pratt вернулся к оригинальной конструкции в быстром качестве решения. К концу июня Airbus ожидал, что у Airbus будет около 100 двигателей для A320neo, и намеревался поставить большинство из них во второй половине года, всего в 2018 году было передано более 800 самолетов. За первые пять месяцев 2018 года Было поставлено 69: 40% всех узкофюзеляжных двигателей и почти 80% с двигателями CFM LEAP, 22, поставленные в мае, были поровну разделены между двумя силовыми установками.

После Из-за трехмесячного перерыва ожидалось, что цель 210 поставок двигателей GTF в 2018 году будет достигнута к 30-40 годам, если Pratt не сможет ускорить производство, подвергнуть себя и Airbus штрафам за просрочку. Главный операционный директор Airbus Гийом Фори стремился покончить с "планерами", то есть планерами без двигателей, к концу 2018 года. Bernstein Research прогнозировал на 50 поставок меньше, чем планировалось, и ожидал возвращения в в 2019 году. Цели поставки могут быть выполнены с другими вариантами двигателей (neo или ceo), поскольку планировалось 210 реактивных двигателей Leap. После пика, превышающего 100, количество припаркованных в ожидании своих ТРДД самолетов сократилось до 86. 500-й самолет семейства A320neo был поставлен в октябре 2018 года.

В июле 2019 года, когда на A321neo приходилось 40% продаж, Airbus рассматривал варианты выделения дополнительных производственных мощностей на удлиненный вариант. Он признал, что наращивание производства популярной конфигурации Кабина Airbus Flex сложной сложной конфигурации. Все A321 в настоящее время собираются в Гамбурге; один из рассматриваемых вариантов - перепрофилировать сборочную линию A380 в Тулузе. В первой половине 2019 года Airbus поставил 294 самолета семейства A320 / A320neo, из которых 71 - A321neos, а 163 - A320neos (то есть на A321neos пришлось 30% поставок neo).

В январе 2020 года Airbus подтвердил, что к середине 2022 года сборочный конвейер A380 будет преобразован в оборудование для окончательной сборки A321neo с цифровым управлением из-за беспрецедентного спроса, в частности, на A321 LR и Варианты XLR. В феврале компания указала, что у нее есть четкий путь к увеличению объема производства сверх 63 в месяц, запланированных на 2021 год, и до 65 или 67 к 2023 году. В апреле Airbus снизил среднюю производительность 40 в месяц из-за влияние пандемии коронавируса 2019–2020 гг. на авиацию.

Первые операции

Lufthansa подтверждает 16% экономию топлива, но вынужден был заблокировать последний ряд сидений из-за центра тяжести проблемы

К январю 2019 года, через три года после его появления, 585 neos находились в коммерческой службе у более чем 60 операторов, во главе с IndiGo (87), Frontier Airlines (33) и Южный Китай (26). Lufthansa подтверждает экономию топлива PW на 16%, 21% на одно место в более плотной планировке 180 мест по сравнению со 168, в то время как Avianca заявляет, что ее LEAP на 15- 20% эффективнее, тише, снизить расход масла и текущее обслуживание. Первоначально запуск обоих GTF занимал 6-7 минут по сравнению с 2 минутами A320ceo, к концу 2017 года увеличился до 2-3 минут, что по-прежнему дольше, чем у генерального директора. Узкие места в производстве LEAP приводят к задержкам доставки на раннем этапе без каких-либо серьезных последствий для Avianca или AirAsia ; надежность отправки AirAsia сравнима с ее генеральным директором.

Вибрация двигателя влияет на один GTF из 50, что приводит к преждевременной замене, но запасные двигатели конкурируют с новой продукцией: в Lufthansa надежность отправки остается на прежнем уровне с момента ввода услуги и ниже целевого показателя 99,8%, коэффициент использования на 20% ниже, чем его генеральный директор. PW указывает на надежность диспетчеризации нео с двигателем GTF на уровне 99,91%, что выше, чем у других новых двигателей, а Airbus сообщает о надежности диспетчеризации 99,6%. С возобновлением поставок ожидалось, что к концу 2018 года будет менее 10моторных Neo; Airbus приближается к достижению запланированного показателя в 60 в месяц к середине 2019 года. Из 6 362 заказа 2456 предназначены для двигателей CFM LEAP (38,6%), 1869 - для двигателей Pratt Whitney GTF (29,4%) и 2037 - для двигателей, которые еще не рекомендован (32%). К 30 июня 2019 года Safran заявила, что Leap занимает 61% рынка семейства A320neo, при этом 44 авиакомпании, эксплуатирующие 454 самолета с двигателями Leap, налетали 3,3 миллиона часов.

В июле 2019 года Airbus раскрыл два внешне похожих хотя и отдельные проблемы, которые могут привести к чрезмерному увеличению наклона, одна из которых влияет на A320neo, а другую - на A321neo. Обе проблемы были обнаружены во время анализа и лабораторных испытаний и не встречались при реальной эксплуатации. Airbus решил проблему внесения временных изменений в руководство по летной эксплуатации, включая рекомендации по изменению диапазона центра тяжести, и выпустил обновленное программное обеспечение для управления полетом в 2020 году. Lufthansa ожидает обновления полета программного обеспечения 2020 года, оно заблокировано последний ряд его тяжелой кормовой компоновки 180, предлагающей только 174 места.

Варианты

Airbus предлагает три варианта семейства A320neo: A319, A320 и A321. Нео вариант для Airbus A318 не предлагался, но может быть разработан, если возникнет необходимость.

A319neo

Опытный образец A319neo в полете.

Укороченный- фюзеляж Вариант может вместить до 160 пассажиров или 140 пассажиров в двух классах, с дальностью полета до 3750 миль (6940 км) и улучшенными взлетными помощниками, в то время как его вариант ACJ может перевозить восемь пассажиров 6 750 миль (12 500 км) или 15 часов.

Qatar Airways должна была стать стартовым заказчиком, но в конце 2013 года повысила свой заказ до более крупного A320neo. С тех пор не было названо ни одного нового оператора.

Он совершил свой первый полет 31 марта 2017 года с двигателями CFM LEAP. После 500 летных часов A319neo с двигателем LEAP к 21 декабря 2018 года получил сертификат типа FAA / EASA, что позволило ему вступить в строй в первой половине 2019 года. На тот момент было 53 заказа, в том числе 17 с двигателями Leap: 12 на Avianca, четыре для неподтвержденного китайского оператора и один ACJ319neo; и 36 без выбора двигателя: восемь для Avianca, 26 для необъявленных клиентов и два ACJ319neo. По состоянию на декабрь 2018 года сертификация версии с двигателем PW1100G была нацелена на конец 2019 года, при этом тот же испытательный самолет должен быть переоборудован в течение первого квартала и пройти 200 часов летных испытаний.

Интерес к этому варианту был самым низким, с января 2019 года портфель заказов на A319neo составлял лишь небольшую часть от A220 после подтверждения заказов от JetBlue и Moxy на 60 секунд A220 каждый. Также в январе 2019 года Airbus подтвердил, что, хотя он не ожидает меньшего количества заказов из-за конкуренции A220-300, он не планирует прекращать производство A319neo.

Вариант с двигателем Pratt Whitney совершил свой первый полет на 25 апреля 2019 г. К концу ноября 2019 г. он получил сертификат типа EASA, после 90 боевых вылетов в течение 240 ч.

A320neo

Прототип Airbus A320neo Lufthansa первый совершил полет на A320neo в начале 2016 года

Хронология

Первый самолет A320neo сошел с завода Airbus в Тулузе 1 июля 2014 года. Первый полет он совершил 25 сентября 2014 года. Совместная сертификация типа от Европейское агентство по авиационной безопасности и Федеральное управление гражданской авиации были получены 24 ноября 2015 года. Спустя почти 28 лет после первого A320, 25 января 2016 года, A320neo вошел обслуживание с Lufthansa, первым заказчиком этого типа.

Надежность

Шесть месяцев спустя на Farnborough Airshow, Джон Ли сообщил, что надежность диспетчеризации восьми в эксплуатации самолетов достигла 99,7%. К концу февраля 2017 года 71 самолет A320neo выполнил 28105 рейсов, из них 134 были отменены регулярные рейсы, что составило 99,5%. Spirit Airlines сообщили о проблемах с двигателем Pratt Whitney PW1000G на четырех своего A320neos и не совершал на них полетов на высоте более 30 000 футов (9 100 м), поскольку система стравливания воздуха время от времени зависала из-за низких температур; о той же проблеме сообщил IndiGo.

Efficiency

После года эксплуатации Lufthansa подтвердила 20% -ное повышение эффективности на пассажира с количеством мест до 180, а также снижение шума и выбросов CO₂. Эксплуатанты подтверждают 15% -ную экономию расхода топлива на одно место даже с учетом увеличения веса на коротких участках, который может возрасти до 16–17% на более длинных маршрутах и ​​до 20% или более для Lufthansa с 180 пассажирами по сравнению со 168 с двумя дополнительными креслами. строк.

Поставки

К марту 2017 года 88 A320neo были доставлены 20 авиакомпаниям, 49 - с PW1000G и 39 - с CFM International LEAP -1A и флот наработал более 57 600 часов налета и 37 500 циклов (в среднем 1,5 часа); по 142 маршрутам средняя длина этапа составляет 900 морских миль (1700 км; 1000 миль), и, как и A320ceo, neo летает в среднем 8,4 блок-часов и до 10 циклов в день, а Lufthansa выполняет 45-минутные сектора из Франкфурта в Гамбург или Мюнхен, до China Southern Airlines, летающие около 6 часовых секторов. Airbus планирует поставить около 200 A320neo в 2017 году. В 2018 году новые A320neo будут стоить 49 миллионов долларов, увеличиваясь на 1-2% в год, и сдаются в аренду по цене 330 000–350 000 долларов в месяц (0,67–0,71%) из-за интенсивной эксплуатации <141.>конкуренция со стороны арендодателя и низкие финансовые затраты, в то время как недавний A320ceo сдается в аренду за 300000 долларов.

Военный A320MA

В июле 2018 года Airbus оценивал вариант A320neo для миссий ISR, в частности морского патрулирования и противолодочной войны, а также военного транспорта. Самолет сможет брать на борт / выкатить полезную нагрузку для перевозки пассажиров, военнослужащих, VIP-персон, пациентов или грузов. Самолет может быть оснащен отсеком для вооружения, системой самозащиты или детектором магнитных аномалий и может быть настроен для радиоразведки или бортового раннего предупреждения и управления.

A321neo

Прототип A321neo с исходной конфигурацией выхода из четырех пар дверей Virgin America получил первый A321neo и ввел его в эксплуатацию в мае 2017 г.

Этот вариант удлиненного фюзеляжа имеет конструктивную конструкцию усиление в шасси шасси и крыло, увеличенная нагрузка на крыло и другие незначительные изменения в связи с увеличением MTOW.

Его первым заказчиком был ILFC. Прототип Airbus A321neo, D-AVXB, впервые поднялся в воздух 9 февраля 2016 года. Три дня спустя он получил хвостовой удар и был отправлен в Тулузу на ремонт, что отложило программу сертификации на несколько недель.

Он получил сертификат типа с двигателями Pratt Whitney 15 декабря 2016 г. и одновременную сертификацию EASA и FAA для варианта с двигателем CFM Leap 1 марта 2017 г. Первый A321neo, арендованный GECAS, был доставлен в От Гамбурга до Virgin America, оборудованный 184 сиденьями и двигателями LEAP, введенный в эксплуатацию в мае 2017 года. Ожидается, что пять A321neo, арендованные у одного и того же арендодателя, будут доставлены Virgin America в 2017 году и пять - в 2018 если его покупатель Alaska Airlines сохраняет два типа флота.

Вес пустого neo на 1,8 т больше, чем у генерального директора, за счет новых двигателей и связанных с ними модификаций планера: пилонов двигателей, конструкции крыла и обтекания и были адаптированы масляные системы. При таком же максимальном весе он достигает FL310 на 30 морских миль раньше и на 4 минуты раньше, чем CEO.

На FL330 (10 000 м) ISA −2 ° C (28 ° F) и 67 т (148000 фунтов), он сжигает 2200 кг / ч (4850 фунтов / ч) на скорости 0,76 Маха / 501 узел (928 км / ч) в дальнем крейсерском режиме или 2440 кг / ч (5400 фунтов / ч) на скорости Маха. 0,80 / 527 узлов (976 км / ч) крейсерская скорость на высокой скорости. Чтобы обеспечить аналогичные взлетные характеристики, отклик по тангажу на нажатие ручки управления представляет собой команду скорости для достижения скорости вращения 3 ° / с для захвата правильного положения по тангажу, а также имеется "электронный хвостовой амортизатор", предотвращающий удар хвостом если рукоять находится менее чем на три четверти длины кормы; Дополнительная тяга, более медленное вращение и скорость отрыва требуют большей управляемости руля, а его максимальный угол отклонения увеличился с 25 ° до 30 °.

К январю 2018 года A321neo получил 1920 заказов, что превышает количество заказов на A321ceo. К этому времени на A321neo приходилось 32% всех заказов семейства A320neo, тогда как на оригинальный A321 приходилось всего 22% заказов семейства A320ceo. Растяжение, вероятно, потребует использования носовых и кормовых заглушек для сохранения его центра тяжести, но зазор удара хвостом может ограничить скорость и производительность поля поля, а также увеличить самолету могут потребоваться более мощные двигатели, а в дальнейшем бортпроводник потребует более 250 кресел.

Чтобы составить конкуренцию Boeing NMA, потребуется растянуть его на один или два ряда, концептуальный авиалайнер: его взлетная масса может увеличиться до 100 т (220 000 фунтов) за счет настройки крыла и усиления шасси, что потребует большей тяги двигателя; или он может получить более легкое и большее новое крыло, более дорогостоящее в разработке, но с той же тягой.

Задержки доставки

Hawaiian Airlines 'A321neos были доставлены с опозданием.

Как Компания Pratt Whitney столкнулась с проблемами надежности на ранних этапах работы с PW1100G, исправления при модернизации влияют на доставку. Cebu Pacific должна была добавить свои первые три A321neo к своим 40 A320ce к концу 2017 года, но согласилась отложить их; он должен был получить семь самолетов A321ceos в 2018 году, начиная с марта, для повышения качества маршрутов A320 от ограниченного по слотам аэропорта Манилы и перевода некоторых из своих международных A330 на маршруты более короткой протяженности. Air New Zealand имеет по крайней мере семь самолетов A321neo в 13 заказах семейства A320, что на 27% больше, чем A320ceos, которые в настоящее время используются на международных маршрутах на короткие расстояния, в основном в Австралию; Neos будет отложен до июля 2018 года для A320neos и сентября 2018 года для A321neos с новой, более высокой плотностью размещения, а некоторые договоры аренды A320ceo будут продлены на промежуточный период.

Первые два A321neo Hawaiian должны были быть доставлены в 2017 году перед предстоящим зимним пиковым сезоном, но были перенесены на начало 2018 года, что «расстраивает» и «раздражает» задержку, еще девять в 2018 году, в основном в первой половине. Они предназначены для открытия более тонких маршрутов на материковую часть США, нежизнеспособных с его широкофюзеляжными, такими как Портленд в Мауи, или лучше согласованных и позволяющих два маршрута к будет расширен до ежедневного обслуживания вместо сезонного, минуя его центр Гонолулу для половины флота A321neo. Они заменят последние восемь самолетов Boeing 767 Hawaiian Airlines, которые должны быть выведены из эксплуатации к концу 2018 года, оставив более половины из 18 заказанных A321neo для увеличения парка. Они также освободят некоторые гавайские A330 для вывода на международные рынки в районе Тихоокеанского побережья.

. Они хорошо подходят для маршрутов 2100–2300 миль (3 900–4 300 км) к западному побережью США, 189-местный A321neo от Hawaiian более эффективен, чем конкурирующий узкофюзеляжный самолет, и даже имеет немного меньшую стоимость на место, чем его 294-местный A330-200.

Cabin Flex

Благодаря постоянной замене второй пары дверей перед крылом (R2 / L2) на новую вторую пару выходов над крылом вместимость A321neo увеличена с 220 до 240 мест и топливная эффективность на одно место увеличена на 6%, что превышает 20% вместе с новыми двигателями и шарклетами. Модификации должны весить на 100 кг больше. Первоначально A321neos имеет конфигурацию выходных дверей A321ceo с четырьмя парами выходных дверей, пока не будет выбрана компоновка Airbus Cabin-Flex (ACF).

Третья пара дверей (R3 / L3), расположенная на корме крыльев, перемещается В кормовой части четыре шпангоута назад и могут быть заглушены для 195 мест или меньше, а один выход на крыле может быть заглушен для 165 мест или меньше. В октябре 2017 года первый A321neo ACF находился на окончательной сборке в Гамбурге. Он был развернут 5 января 2018 года и будет испытан на земле перед первым полетом в следующие недели. Он должен был быть доставлен в середине 2018 года, а с 2020 года его опциональная компоновка станет стандартной для A321neo. Первый полет он совершил 31 января 2018 года.

Максимальное количество пассажиров на выходе из ACF - 250 пассажиров, но самолет доступен. до 240 пассажиров; это может быть предложено для 244 или потенциально более, если интегрировать места бортпроводников в туалеты на внешней стене, чтобы можно было разместить дополнительные пассажирские места. EASA позволяет 244 пассажирам с «превосходящими» выходами типа C с обоих концов, двумя выходами над крылом типа III, выходом из средней части кабины типа C и отдельным допуском для индивидуальной настройки схемы кабины. FAA ограничит это число 200, поскольку выход из середины кабины будет снижен до выхода типа III: 65 для каждой двери типа C на концах плюс 70 для всех выходов типа III; Airbus добивается освобождения, чтобы увеличить его до 105 для 235 пассажиров самолета. Ниже указаны три различных конфигурации дверей.

A321LR

Arkia получил первый A321LR 13 ноября 2018 года с черной рамой лобового стекла.

В октябре 2014 года Airbus начал продавать 164-местный автомобиль массой 97 т (214 000 фунтов) максимальная взлетная масса вариант с тремя вспомогательными топливными баками, называемый A321neoLR (Long Range) с дальностью полета на 100 миль (190 км; 120 миль) больше, чем у Boeing 757 -200 169 мест, снижение стоимости поездки на 27% и стоимости места на 24%; его планировалось ввести во второй половине 2018 года, через два года после A321neo.

Airbus запустил A321LR 13 января 2015 года с Air Lease Corporation в качестве стартового заказчика, надеясь продать 1000 примеров варианта. Первоначальная компоновка из 164 мест (20 в бизнес-классе, 30 в премиум-эконом и 114 в эконом-классе) была заменена двухклассной конфигурацией на 206 мест (16 в бизнес-классе и 190 в эконом-классе). Дальность действия составляет 4000 миль (7400 км), что на 500 миль (930 км) дальше, чем у обычного 93,5-тонного MTOW A321. A321LR занимает место B757 в середине рынка. A321LR будет иметь конфигурацию Cabin Flex и должен был быть впервые поставлен в четвертом квартале 2018 года.

Сертификация нацелена на второй квартал 2018 года, программа включает тесты с одним, двумя, тремя или без дополнительных центров. танки и трансатлантический перелет 13 февраля. Испытательные полеты включали пролет с двигателем Leap на большую дальность 4100 морских миль (7600 км) по расстоянию по большому кругу, пролетел около 11 часов и что эквивалентно 162 пассажирам более 4700 морских миль (8700 км), включая встречный ветер, с пятью экипаж и 11 технических специалистов.

Airbus объявила о своей совместной сертификации FAA / EASA 2 октября 2018 года, включая ETOPS на срок до 180 минут, разрешающий любой трансатлантический маршрут. Поскольку первоначальный оператор запуска Primera Air прекратил работу, первый будет доставлен израильскому авиаперевозчику Arkia, а 120 заказов были получены от примерно 12 операторов: Norwegian, TAP Air Portugal, Air Transat, Aer Lingus, Air Astana, Air Arabia и Azores Airlines получат свои самолеты с 2019 года, а Jetstar и Peach - в 2020 году. 13 ноября 2018 года Arkia получил первый самолет A321LR, рассчитанный на 220 мест в одном классе и предназначенный для отправки в Лондон., Париж, Барселона для секторов до 5 часов или Занзибар и Сейшельские острова, заявив, что это первый узкофюзеляжный самолет, более эффективный, чем 757-300, который он эксплуатирует.

В апреле 2019 года, Американская авиакомпания JetBlue объявила о своем намерении использовать A321LR на маршрутах в Лондон из Бостона и Нью-Йорка ; авиакомпания преобразовала 13 своих заказов на A321neo в A321LR для обслуживания этих маршрутов.

A321XLR

Самолет A321XLR был представлен на Парижском авиасалоне в июне 2019 года. Он внешне похож на A321neo, с гибкой кабиной выходом с выходами над крылом.

В январе 2018 года Airbus заявила, что изучает вариант A321LR с еще более увеличенной максимальной взлетной массой, требующей усиленного шасси. Предполагалось, что с салоном меньшей плотности он пролетит почти 5 000 морских миль (9300 км). Он охватит большую часть рыночного сегмента, на который может нацелиться Boeing NMA. Предлагаемый A321XLR с дальностью полета до 4500 морских миль (8300 км) будет запущен в 2019 году и будет введен в эксплуатацию в 2021 или 2022 году. Центральный топливный бак, встроенный в фюзеляж для снижения веса, будет увеличен. По состоянию на июль 2018 года уже было обеспечено около 200–300 морских миль из целевого увеличения дальности; для достижения оставшихся 200 морских миль потребуется дополнительная работа.

В октябре 2018 года A321XLR был предложен для Air Transat и AerCap : Air Transat может достичь южной части Европы. пункты назначения, такие как Сплит, Хорватия, из Монреаля и Торонто. В ноябре Airbus сообщил, что у A321XLR максимальная взлетная масса более 100 т (220 000 фунтов) и дальность полета на 700 миль (1300 км) больше, чем у A321LR с тем же крылом и двигателями, увеличенным запасом топлива и усиленным шасси. In January 2019, Air Canada expressed interest in using narrow-body aircraft for transatlantic routes and was considering options including the A321XLR and the Boeing 737 MAX.

The A321XLR was officially launched at the Paris Air Show on 17 June 2019, with deliveries expected from 2023. Its design offers 4,700 nmi (8,700 km) of range and features a new permanent Rear Centre Tank (RCT) for more fuel, a strengthened landing gear for a 101 t (223,000 lb) MTOW, and an optimised wing trailing-edge flap to preserve take-off performance. The RCT will hold 12,900 l (3,400 US gal) of fuel, the equivalent of four 3,121 l (824 US gal) current ACTs, while it weighs like one and takes up the space of two; a forward ACT can also be fitted if necessary. As the sharklets lowered take-off and landing speeds, the switch from a double-slotted to single-slotted inboard flap will reduce complexity, weight and drag, and the FMS can set intermediate flap positions; the revised design could be applied to other Варианты A321neo.

На выставке были объявлены заказы от нескольких арендодателей и авиакомпаний, начиная с Middle East Airlines. Middle East Airlines заказала четыре самолета A321XLR, что сделало его стартовым клиентом авиакомпании. Air Lease Corporation заказала двадцать семь A321XLR вместе с двадцатью тремя другими A321neo и пятьдесят A220 - 300s. IAG назвала прейскурантную цену в 142 миллиона долларов, поскольку она взяла на себя обязательства по приобретению 28 самолетов, в том числе восьми для Iberia, шести для Aer Lingus, плюс 14 опционов. Qantas Group разместила заказ на 36 XLR для работы на маршрутах между Австралией и Азией, а также намерена стать одним из первых клиентов. American Airlines преобразовала 30 заказов A321neo в XLR и заказала еще 20 XLR. Indigo Partners также разместила заказ на 50 XLR для своих подразделений авиакомпаний, а Frontier Airlines заказала 18, в результате чего общее количество обязательств, объявленных на выставке, составило 243.

Некоторые с осторожностью относятся к потенциальному рынку: генеральный директор Lufthansa Карстен Спор считает этот вариант менее комфортным, чем широкофюзеляжные, а крупный арендодатель колеблется, ожидая, что рынок самолетов составит 400–500 единиц. Airbus утверждает, что минимальные изменения означают, что его можно использовать в качестве обычного A321neo и ALC прогнозируемого потенциала для 50 операторов на следующие пять лет. XLR требует на 10–15% больше работы, чем ACF, а сам требует на 30% больше работы, чем стандартный A321neo. Двигатели, используемые в настоящее время, создают тягу в 33 000 фунтов-сил (150 кН), и этого может быть достаточно, и для XLR требуется не более 35 000 фунтов-силы (160 кН), уже сертифицированных. XLR - это вариант с низким уровнем риска и высокой распространенностью, но более существенные обновления могут включать составное крыло или удлинение, и рынок может предпочесть более короткие оборота большему диапазону.

Вкл. 29 октября 2019 года IndiGo разместил твердый заказ на 300 самолетов семейства A320neo, состоящих из самолетов A320neo, A321neoLR и A321XLR, в результате чего общее количество заказов на самолеты семейства A320neo у IndiGo достигло 730. В ежемесячных отчетах Airbus указано 300 заказов как 87 A320neo и 213 A321neoLR / A321XLR. 3 декабря 2019 года United Airlines объявила о заказе на закупку 50 новых самолетов Airbus A321XLR, поставки которых начнутся в 2024 году, для замены своего парка Boeing 757-200. Компания United планирует использовать эти самолеты, оцененные в 7,1 млрд долларов без учета скидок, в других направлениях в Европе из своих узловых аэропортов на восточном побережье в Вашингтоне и Ньюарке, штат Нью-Джерси.

К апрелю 2020 года было получено 450 заказов на XLR от 24 покупателя. Airbus вырезал первый металл для центрального крыла, а Safran начал производство ходовой части поковок. Premium Aerotec изготовит конкретную первичную конструкцию кормового центрального топливного бака, Spirit AeroSystems построит внутренний однослотовый закрылок, произведет модифицированный нижний обтекатель обтекателя, а Collins Aerospace и Parker Aerospace разрабатывают топливные системы. К августу 2020 года Premium Aerotec начала производство заднего центрального бака для первого A321XLR в Аугсбурге, который будет передан на завод Airbus в Гамбурге в начале 2021 года.

Airbus Corporate Jets

Airbus A320neo Corporate Jet снижает скорость в Гамбурге Финкенвердер после выполнения своего первого полета

Предлагаются два варианта Airbus Corporate Jets : ACJ319neo с восемью пассажирами до 6750 морских миль / 12 500 км и ACJ320neo, перевозящего 25 до 6000 морских миль / 11 100 км. CFM LEAP или Pratt Whitney PW1100G с пониженным расходом топлива дополнительный диапазон наряду с более низким уровнем шума двигателя, в то время как высота кабины не выше 6400 футов (2000 м). Чтобы увеличить запас топлива, ACJ319neo предлагается пятью дополнительными центральными баками (ACT).

Первый ACJ320neo был поставлен в январе 2019 года, и ожидается, что поставки ACJ319neo начнутся. Несколько месяцев спустя. 25 апреля 2019 года ACJ319neo, оснащенный пятью САУ, совершил свой первый полет перед короткой тестовой кампанией и первой доставкой в ​​Германию. На следующий день самолет выполнил испытательный полет на выносливость 16 часов и 10 минут установил рекорд по самому продолжительному полету семейства A320, выполненному экипажем Airbus.

Преемник

К ноябрю 2018 г. Airbus нанимал в Тулузе и Мадриде для разработки чистого листа, преемника A320. Хотя его запуск не гарантирован, он появится в середине следующего десятилетия, после того как A321XLR и растянутый A320neo "плюс" будут конкурировать с новым среднеразмерным самолетом Boeing, который мог быть запущен уже в 2019 году. Вход в сервисное обслуживание будет определяться разработками двигателя со сверхвысоким коэффициентом двухконтурности, которые проводила Pratt Whitney при тестировании модернизации турбовентиляторного двигателя с редуктором ; Safran Aircraft Engines, наземные испытания демонстратора с 2021 г.; и Rolls-Royce Plc, ориентированная на сервисную запись 2025 Ultrafan. Планируемый объем производства - 100 узкофюзеляжных в месяц по сравнению с 60.

На авиасалоне в Дубае в ноябре 2019 г., генеральный директор Airbus Гийом Фори рассматривала возможность запуска однопроходной программы во второй половине 2020-х годов для внедрения в начале 2030-х годов.

Заказы и поставки

При запуске A320neo 1 декабря 2010 года Airbus прогнозировал «рыночный потенциал 4 000 самолетов семейства A320neo в течение следующих 15 лет». Менее чем за год, к ноябрю 2011 г. Dubai Airshow, семейство выполнило 1420 заказов и обязательств, что сделало его «самым быстро продаваемым самолетом за всю историю». К марту 2013 года, спустя немногим более двух лет после запуска, было получено 2000 заказов. Во время первой поставки самолета в январь 2016 года семья получила почти 4500 заказов от почти 80 клиентов. По состоянию на май 2017 года у него было 5052 заказа: 49 A319neo (1%), 3617 A320neo (72%) и 1386 A321neos (27%), из 1712 были оснащены CFM LEAP (34%), 1429 - PW GTF ( 28%).) и 1911 нераскрытых (38%).

Заказы и поставка A320neo (по состоянию на 30 июня 2020 г.)
20102011201220132014201520162017201820192020Всего
ЗаказыA319neo2619235-219-64784
A320neo301,081378387824583343507352192693,964
A321neo119813411833013634181554761413,397
Всего301,22647872810098877119255626722577,445
ПоставкиA319neo202
A320neo68161284391971001
A321neo2010216854344
Всего681813865611511,347

Совокупное семейство A320neo или Поставка и доставка (по состоянию на 30 июня 2020 г.)

Заказы

Поставки

2011

В начале января 2011 г. индийский бюджетный перевозчик IndiGo достиг уровня меморандум о взаимопонимании в отношении 150 самолетов A320neo и 30 самолетов A320ceos. 17 января Virgin America стала стартовым заказчиком, заказав 60 самолетов A320, в том числе 30 A320neo.

На июньском авиасалоне в Париже в июне 2011 года компания собрала 667 обязательств на сумму США. 60,9 миллиарда долларов, увеличивая доставку до 1029. Малазийский бюджетный авиаперевозчик AirAsia заказал 200 самолетов, это был самый крупный заказ на коммерческую авиацию в то время. IndiGo подтвердил свой заказ на 150 самолетов. Airbus получил заказы от GECAS, Scandinavian Airlines, TransAsia Airways, IndiGo, LAN Airlines, AirAsia, GoAir, Air Lease Corporation и Avianca.

20 июля 2011 года American Airlines объявила о движениях на 460 узкофюзеляжных самолетов. в том числе 130 A320ceo и 130 A320neo, без права заказа 100 переоборудованных 737 с CFM LEAP в ожидании подтверждения со стороны Boeing. Приказ нарушил монополию Boeing на авиакомпанию и вынудил Boeing переоборудовать двигатель 737 MAX. Европейский авиастроитель должен возместить любую разницу в цене американской, если он продает другую авиакомпанию по более низкой цене, поэтому Airbus не может предоставить конкурентоспособную цену конкуренту United Airlines, оставив его с перекошенным парком самолетов Боинг.

27 июля 2011 года Lufthansa заказала 25 A320neo и 5 A321neo. На ноябрьском авиашоу в Дубае было получено еще 130 заказов, в результате чего общее количество заказов и обязательств достигло 1420, что сделало его самым быстро продаваемым самолетом за всю историю.

2012

25 января Норвежский и Airbus подтвердили заказ на 100 A320neo. В ноябре Virgin America отложила поставки самолетов A320neo до 2020 года, сделав ILFC новым стартовым заказчиком наряду с A321neo. В декабре 2012 года Pegasus Airlines, вторая по величине авиакомпания Турции, подписала сделку по приобретению до 100 самолетов семейства A320neo, из которых 75 (57 моделей A320neo и 18 моделей A321neo) являются твердыми заказами.

2013

14 марта 2013 года Lufthansa заказала дополнительные 70 самолетов A320neo и A321neo. easyJet, которая уже эксплуатирует 195 самолетов семейства A320ceo, намеревается приобрести 100 самолетов Airbus A320neo для поставки в период с 2017 по 2022 год. В рамках сделки easyJet имеет возможность приобрести еще 100 самолетов A320neo, японский перевозчик ANA закажет A320neo и A321neo. Lion Air заказала 183. 15 марта 2013 г. Turkish Airlines заказали 82 A320 с 35 опциями, включая четыре A320neo и 53 A321neo.

2014

15 октября 2014 г. IndiGo подписал меморандум о взаимопонимании (МоВ) с Airbus на покупку 250 самолетов семейства A320neo. Сделка будет стоить более 25,5 миллиардов долларов по прейскуранту за самолет. Этот заказ также станет самым большим для авиакомпании, так как это будет наибольшее количество самолетов, когда-либо проданных европейским авиастроителем за один заказ. Ранее заказала 100 самолетов в 2005 году и еще 180 самолетов в 2011 году.

2017

15 ноября 2017 года Airbus объявил о подписании Меморандума о взаимопонимании с Indigo Partners «четыре портфельных авиакомпании по продаже 430 самолетов семейства A320neo - сделка на сумму почти 50 миллиардов долларов. 14 декабря 2017 года Delta Air Lines объявила о задействовании 100 самолетов A321neo и 100 опций, оснащенных двигателями Pratt Whitney PW1100Gs.

2019

29 октября 2019 года индийская IndiGo разместила твердый заказ на 300 самолетов семейства A320neo, что стало одним из заказов Airbus на самолет, когда-либо сделанных одним оператором. Заказ состоял из самолетов A320neo, A321neo и A321XLR. Таким образом, общее количество на самолеты семейства A320neo компании IndiGo достигло 730.

18 ноября 2019 года бюджетный заказ авиаперевозчик Air Arabia заказал 120 самолетов семейства A320neo стоимостью 14 миллиардов долларов по прейскурантным ценам: 70 A320neos и 50 самолетов A321neos / XLR, которые должны быть доставлены с 2024 года.

История эксплуатации

По состоянию на 28 февраля 2019 года 687 самолетов семейства Airbus A320neo находились на вооружении более 30 эксплуатантов, из них IndiGo эксплуатирует самый большой флот A320neo из 87 самолетов. Еще 300 самолетов были заказаны IndiGo в октябре 2019 года.

Для переоборудования для военных целей, таких как VIP-транспорт, , может потребоваться от шести до восьми месяцев. разведка, наблюдение и разведка и морской патруль для вооруженных сил Франции, Германии и Нидерландов; или страны Азиатско-Тихоокеанского региона, такие как Индонезия, Малайзия, Новая Зеландия и Филиппины.

Шестимесячный запуск A320neo позволил Airbus получить 1000 заказов до того, как Boeing объявил о MAX. К сентябрю 2018 года Airbus должен поставить 3174 A320neo по сравнению с 2999 Boeing 737 MAX до 2022 года. Техническое обслуживание семейства A320neo должно вырасти с 650 миллионов долларов в 2018 году до 3,3 миллиарда долларов в 2022 году.

Технические характеристики

Семейство Airbus
ВариантA319neoA320neoA321neo
Экипаж кабины экипажа2
2-класс кресла 140165206: 16 J @ 36 дюймов + 190 Y @ 30 дюймов
максимум 1 класс160195 @ 27 дюймов240 @ 28 дюймов
Ширина сиденья Эконом на 6 в ряд : 18 дюймов (46 см), 3,7 м (12 футов 2 дюйма) ширина кабины
Грузоподъемность27 м (950 куб футов)37 м (1300 куб футов))51 м (1800 куб. Футов)
Длина33,84 м (111,0 футов)37,57 м (123 фута 3 дюйма))44,51 м (146,0 футов)
Размах крыла35,80 м (117 футов 5 дюймов)
Высота11, 76 м (38 футов 7 дюймов)
Макс. взлетная масса 75,5 т (166 400 фунтов)79 т (174 200 фунтов)97 т (213 800 фунтов)
Макс. полезная нагрузка 17,7 т (39000 фунтов)20 т (44100 фунтов)25,5 т (56200 фунтов)
Эксплуатация пустого42,6 т (93 900 фунтов)44,3 т (97 700 фунтов)50,1 т (110 500 фунтов)
Минимальный вес40,3–40,6 т (89 000–90 000 фунтов)46,3–46,6 т (102 000–103 000 фунтов)
Топливо ёмкость26 730 л (7 060 галлонов США)32 940 л (8700 галлонов США)
Двигатели (× 2)CFM International LEAP -1A или Pratt Whitney PW1100G
Диаметр вентилятораPW1100G: 81 дюйм (206 см), LEAP-1A: 78 дюймов (198 см))
Макс. Усилие 107 кН (24100 фунтов силы)120,6 кН (27120 фунтов силы)147,3 кН (33110 фунтов силы)
СкоростьКрейсерская скорость: Мах 0,78 (450 узлов; 833 км / ч), макс.: 0,82 Маха (473 уз; 876 км / ч)
Потолок 39 100–39 800 футов (11 900–12 100 м)
Типичный диапазон6950 км / 3750 миль6500 км / 3500 миль7,400 км / 4000 морских миль
Взлет1,951 м (6400 футов)1988 м (6522 фута)
Тип ИКАОA19NA20NA21N

Примечания <27619>Двигатели

Сертификат типа
ОбозначениеДвигателиСертификацияВзлетная тягаМаксимальная продолжительная
A319- 171NPW1124G1-JM 19 августа 2019 г.10782 даН (24240 фунтов)10691 даН (24035 фунтов)
A319-151NCFM LEAP-1A24 19 августа 2019 г.10680 даН (24010 фунтов)10676 даН (24000 фунтов)
A319-153NCFM LEAP-1A26 19 августа 2019 г.12064 даН (27120 фунтов)11868 даН (26680 фунтов)
A320-271NPW1127G-JM 24 ноября 2015 г.12043 даН (27075 фунтов)11718 даН (26345 фунтов)
A320-272NPW1124G1-JM 19 августа 2019 г.10782 даН (24240 фунтов)10691 даН (24035 фунтов)
A320-273NPW1129G-JM 19 августа 2019 г.13000 даН (29245 фунтов)11719 даН (26345 фунтов))
A320-251NCFM LEAP-1A26 31 мая 2016 г.12064 даН (27120 фунтов)11868 даН (26680 фунтов)
A320-252NCFM LEAP-1A24 17 января 201810680 даН (24010 фунтов)10676 даН (24000 фунтов)
A320-253NCFM LEAP-1A29 19 августа 2019 г.13029 даН (29290 фунтов)11868 даН (26680 фунтов)
A321-271NPW1133G-JM 15 декабря 2016 г.14728 даН (33110 фунтов)14581 даН (32780 фунтов)
A321-272NPW1130G-JM 27 июня 2017 г.14728 даН (33110 фунтов)14581 даН (32780 фунтов)
A321-251NCFM LEAP-1A32 10 июля 2018 г.14305 даН (32160 фунтов)14096 даН (31690 фунтов)
A321-252NCFM LEAP-1A30 17 января 2018 г.14305 даН (32160 фунтов)14096 даН (31690 фунтов)
A321-253NCFM LEAP-1A33 10 июля 2017 г.14305 даН (32160 фунтов)14096 даН (31690 фунтов)

См. Также

  • flag Европейский Профсоюзный портал
  • Авиационный портал

Родственная разработка

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Списки по теме

Ссылки

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиа относящиеся к семейству Airbus A320neo.
На Викискладе есть материалы, связанные с Airbus A320neo.
Последняя правка сделана 2021-06-09 21:14:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте