Воздушный суверенитет является основным правом суверенного государства регулировать использование своего воздушного пространства и обеспечение соблюдения своего собственного авиационного законодательства - в крайнем случае с использованием истребителей.
Верхний предел национального воздушного пространства не определен международным правом.
В рамках принципа коллективной защиты в мирное время члены НАТО выполняют миссии по охране воздушного пространства для защиты целостности воздушного пространства союзников. В рамках миссии самолеты используются в роли авиации быстрого реагирования для реагирования как на гражданские, так и на военные самолеты, терпящие бедствие, а также на любые самолеты, которые приближаются к воздушному пространству союзников и не могут идентифицировать себя, не могут связаться с управлением воздушным движением или не зарегистрировать полет план.
Ряд стран НАТО не могут поддерживать силы самолетов быстрого реагирования, поэтому самолеты других государств-членов обеспечивают прикрытие в Балтийском регионе. В районе Бенилюкса (Бельгия, Люксембург и Нидерланды) бельгийские и голландские военно-воздушные силы предоставляют самолеты быстрого реагирования по очереди по четыре месяца каждый.
ВВС Швейцарии предоставляет самолеты и системы для защиты суверенитета воздушного пространства Швейцарии, а также воздушное пространство Лихтенштейна.
Верховный суд США в 1946 году постановил, что владельцы частной собственности обладают исключительными правами на воздушное пространство над своей землей на высоте до 365 футов (см. США v. Causby 328 US 256, 266 (1946)).
В Соединенных Штатах миссия по обеспечению суверенитета в воздухе была переименована в «Предупреждение о суверенитете в воздухе», но в 2011 году она была переименована в «Предупреждение о воздушно-космическом управлении». львиная доля аэрокосмических контрольных миссий в США выполняется национальной гвардией подразделениями, летающими в настоящее время на F-15 Eagle и истребители F-16 Fighting Falcon.