| |||||||
Основана | 29 августа 2001 г.; 19 лет назад (2001-08-29) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Начало деятельности | 15 мая 2002 г. (2002-05-15) | ||||||
Хабы | |||||||
Основные города | Международный аэропорт Атырау | ||||||
Программа для часто летающих пассажиров | Nomad Club | ||||||
Дочерние компании | FlyArystan | ||||||
Размер флота | 22 | ||||||
Пункты назначения | 64 | ||||||
Материнская компания | Sovereign Wealth Fund Самрук-Казына (51%).. Другой акционер: BAE Systems PLC (49%) | ||||||
Головной офис | Алматы, Казахстан | ||||||
Ключевые люди |
| ||||||
Веб-сайт | www.airastana.com |
Эйр Астана (Казах : Эйр Астана) является флагманским перевозчиком в Казахстане, базирующимся в Алматы. Компания выполняет регулярные, внутренние и международные рейсы по 64 маршрутам из своего основного хаба международного аэропорта Алматы и из вторичного хаба международного аэропорта имени Нурсултана Назарбаева. Это совместное предприятие казахстанского суверенного фонда благосостояния Самрук-Казына (51%) и BAE Systems PLC (49%). Он был зарегистрирован в октябре 2001 года и начал коммерческие полеты 15 мая 2002 года.
Авиационный центр Азиатско-Тихоокеанского региона в январе 2012 г. описал авиакомпанию «Эйр Астана» как «лучше за первое десятилетие» чем любой другой начинающий перевозчик ". Тем не менее, его происхождение представляет собой одну из самых интригующих и маловероятных историй, появившихся в авиационной отрасли за последнее время. Первоначально задумывавшаяся как чисто внутренняя авиакомпания, BAE Systems в середине 2001 года согласилась участвовать в предлагаемом запуске по просьбе главы государства Казахстана Нурсултана Назарбаева, чтобы для облегчения заключения контракта с воздушным радаром он тогда вел переговоры с Правительством Казахстана. Сэр Ричард Эванс, председатель BAE System в то время, сыграл ключевую роль в сделке. Однако контракт на радар так и не был реализован, и последующие изменения в высшем руководстве и стратегические обзоры в BAE Systems привели к закрытию ее офисов в Казахстане. Кроме того, несмотря на поддержку Назарбаева и ряда его ближайших советников, стартап, первоначально рассматривавшийся как иностранная организация, столкнулся с немедленным и громким сопротивлением со стороны многих элементов казахстанских СМИ и политического истеблишмента.
Несмотря на отсутствие поддержки, авиакомпания взяла на себя ответственность. При первом оперативном президенте, бывшем British Airways исполнительном Ллойд Пэкстон (до начала эксплуатации у него было несколько недолговечных сотрудников), он арендовал свои первые 3 Boeing 737s. от International Lease Finance Corporation (ILFC) и начала коммерческую деятельность 15 мая 2002 года. В конце 2003 года Fokker 50 были арендованы у Aircraft Finance Trading BV (AFT) и 3 Boeing 757 у Pegasus Leasing Corp. Он объявил о чистой прибыли в 2003 году, первом полном году работы. После банкротства предыдущего национального перевозчика Air Kazakhstan в феврале 2004 года, он быстро перешел от своей внутренней сети к ключевым международным маршрутам в Дубай, Стамбул, Москва и Пекин, затем Франкфурт и Лондон.
Проблемы с ростом на ранних этапах и разногласия по поводу планов флота и стратегии хаба привели к напряженности между акционерами и смене руководства осенью 2005 года. Питер Фостер, бывший руководитель Cathay Pacific Airways, руководившая реабилитационной группой в Philippine Airlines в 1999 году до того, как была генеральным директором Royal Brunei Airlines, была назначена президентом авиакомпании 1 октября 2005 года. Были созданы долгосрочные планы развития и структуры управления, которые с тех пор практически не изменились. Авиакомпания стабильно показывала прибыльность и входила в топ-20 самых прибыльных авиакомпаний мира с точки зрения чистой маржи в 2010, 2011 и 2012 годах по данным Airline Business и Air Finance Journal, которые заняли 20-е место в рейтинге за 2015 год. исследование финансовых рейтингов мировых авиакомпаний с рейтингом BBB-.
В статье о компенсационных программах BAE Systems (10.10.13) Financial Times заявила: «49% -ная доля BAE в казахстанской авиакомпании Астана стала одной из самых прибыльных инвестиций компании ».
До 8 декабря 2016 года« Эйр Астана »была единственной казахстанской авиакомпанией , имеющей право летать в Европейский Союз.
« Эйр Астана »была« официальной авиакомпанией ». Перевозчик ЭКСПО-2017 »и официальный перевозчик и генеральный партнер Зимней универсиады 2017, которая проходила с 29 января по 8 февраля 2017 года в Алматы.
Сегодня. Флот авиакомпании «Эйр Астана» самый молодой в Европе и состоит из 30 (по состоянию на июль 2015 года) самолетов западного производства. В результате реструктуризации парка воздушных судов и замены всех самолетов Airbus A320 и Boeing 767 средний возраст парка воздушных судов «Эйр Астана» снизился до 6 лет по состоянию на 2015 год. Компания планирует расширить свой парк до 43 лет в 2020 году. Кроме того, авиаперевозчик планирует начать полеты в США с прибытием Boeing 787 Dreamliner. В конце 2016 года парк компании пополнился первыми на постсоветском пространстве самолетами Airbus A320neo (двигатели Pratt Whitney PW1000G). В январе 2018 года компания приняла на вооружение первый Airbus A321neo на постсоветском пространстве (двигатели Pratt Whitney PW1000G-JM). В июне 2018 года флот получил второй Airbus A321neo. В декабре 2018 года флот авиакомпании пополнился самолетом Embraer 190-E2 - первым на постсоветском пространстве.
В ноябре 2018 года авиакомпания объявила о планах по запуску собственной бюджетной авиакомпании под названием FlyArystan. FlyArystan начала полеты 29 марта 2019 г., первый рейс - 1 мая 2019 г.
В сентябре 2002 г. авиакомпания открыла рейсы между Нур. -Султан и Москва с периодичностью 3 раза в неделю и ежедневные рейсы между Алматы и Москвой, выполняемые Boeing 737–700. В 2014 году количество еженедельных рейсов по маршруту Нур-Султан - Москва увеличено до 9 рейсов в неделю, а количество рейсов Алматы - Москва до 14. Авиакомпания выполняет 54 еженедельные рейсы по 11 направлениям в Россию : Алматы - Москва в исполнении Airbus A321 и Boeing 767, Нур-Султан - Москва, Алматы - С. Петербург в исполнении Airbus A320 и Нур-Султан - Новосибирск, Нур-Султан - Екатеринбург, Нур-Султан - Омск, Нур-Султан - Санкт-Петербург, Алматы - Казань и Алматы - Самара в исполнении Embraer 190.
Эйр Астана представлена в Российской Федерации в городе Москва Большой Гнездниковский переулок 1, корпус 2 (метро Тверская). Также есть касса в аэропорту Шереметьево (Терминал Е).
«Эйр Астана» укрепила свое географическое положение, расширив свою сеть, чтобы охватить все ключевые города региона ближнемагистральными рейсами. В Центральной Азии и Кавказе «Эйр Астана» предлагает услуги в Бишкек (Кыргызстан ), Ташкент (Узбекистан ), Баку (Азербайджан ), Тбилиси (Грузия ) как из Алматы, так и из Нур-Султана. Услуги в Душанбе (Таджикистан ) в настоящее время предоставляются из Алматы и будут расширены из Нур-Султана, начиная с IATA сезона навигации летом 2016 года. В 2013 году «Эйр Астана» закрыла свой последний дефицит в регионе, открыв рейсы в Киев (Украина ) из Алматы с 3 рейсами в неделю. С момента запуска услуг «Эйр Астана» быстро стала ключевым поставщиком авиаперевозок в страны Центральной Азии и Дальнего Востока из Украины.
Разветвленная региональная сеть обеспечивает доступ во все крупные города региона с помощью средне- и дальнемагистральных рейсов «Эйр Астаны» из Пекин, Сеул, Гонконг., Куала-Лумпур, Бангкок, Дели, Абу-Даби, Дубай, Стамбул, Франкфурт, Лондон и другие.
Казахстан граничит с Китаем через его юго-восточную границу с временем полета менее полутора часов до Урумчи и менее пяти часов до Пекин. Близкое расположение к хабам «Эйр Астана» позволяет осуществлять конкурентоспособные региональные рейсы в Китай. Тот факт, что ни один европейский перевозчик не выполняет рейсы в Урумчи, дает «Эйр Астане» сильное конкурентное преимущество. Западный хаб Китая обслуживается как из Алматы, так и из Нур-Султана с 11 услугами в неделю, предлагая подключение ко всей сети СНГ, а также в Куала-Лумпур, Бангкок, Дели, Стамбул, Франкфурт, Париж и другие. Ежедневные рейсы в Пекин связаны со всей сетью СНГ, а также с европейской сетью, такой как Франкфурт, Стамбул и особенно Лондон.
С 2009 по апрель 2014 года на развитие международных маршрутов авиакомпании сильно повлияли нормативные факторы. В апреле 2009 года аудит, проведенный Международной организацией гражданской авиации (ICAO ), обнаружил, что Комитет гражданской авиации Казахстана (CAC) не соблюдает требования в ключевых областях нормативного надзора. Это привело к тому, что, за исключением Air Astana, всем зарегистрированным в Казахстане авиакомпаниям запретил полеты в, из или внутри Европейского Союза Комитетом по безопасности полетов ЕС (ASC), пока запрет не был снят 8 декабря 2016 года. «Эйр Астана» была освобождена от запрета «… с учетом сделанных устных и письменных презентаций…», в частности, регистрация ее самолета в Департаменте гражданской авиации Арубы, зависимую территорию Нидерландов, и ее программу управления безопасностью операций, представленную в ASC. Тем не менее, он был включен в Приложение B ASC, ограничивая его операции в ЕС уровнем частот и флота, эксплуатируемого на момент введения запрета в июле 2009 года. ASC сняло ограничение флота в ноябре 2012 года для флота Boeing и Airbus. основан на программе обновления парка авиакомпании, но сохранил ограничение на самолеты Embraer. 10 апреля 2014 года ASC отменил ограничения по частоте на основании показателей безопасности авиакомпании, включая результаты программы мониторинга аудита безопасности иностранных авиакомпаний (SAFA), а также продолжая прозрачную коммуникацию. Это позволило авиакомпании начать планирование новых направлений в Европе и расширить ежедневные рейсы до Франкфурта из Нур-Султана, 6 еженедельных рейсов в Амстердам из Атырау и 4 еженедельных рейса в Лондон. Впоследствии авиакомпания начала выполнять рейсы между Нур-Султаном и Парижем в апреле 2015 года. В декабре 2015 года были сняты ограничения в отношении самолетов Embraer, которые последними были запрещены к въезду в ЕС, а также всех самолетов Air Astana. теперь разрешено входить в воздушное пространство ЕС.
64 маршрута «Эйр Астаны» включают большинство крупных городов Казахстана и все большее число соседних городов Центральной Азии и России. Последнее является результатом решения реализовать то, что ее менеджеры называют «расширенной стратегией внутреннего рынка», чтобы укрепить свою репутацию за высокие стандарты обслуживания и соблюдение требований безопасности полетов на растущих рынках авиаперевозок в регионе. С 2009 года он открыл рейсы в Баку, Ташкент, Урумчи, Тбилиси, Душанбе, Бишкек, Новосибирск, Самару, Екатеринбург, Санкт-Петербург, а с середины 2012 года - в Казань и Омск. Маршруты из Алматы и Нур-Султана в Киев были открыты весной 2013 года.
Рост дальних перевозок был направлен в сторону Южной и Восточной Азии, с рейсами в Дели, Сеул (выполняется совместно с Asiana Airlines ), Пекин, Бангкок, Куала-Лумпур, Гонконг (28 августа 2012 г.) и Хошимин (январь 2013 г.). Помимо существующих рейсов Алматы-Сеул, в июне 2015 года «Эйр Астана» открыла рейс из Нур-Султана в Сеул. «Эйр Астана» выполняет ежедневные рейсы из Нур-Султана в Франкфурт, три еженедельных рейса в Хитроу. и три еженедельных рейса в Париж (запущен 29 марта 2015 г.). Европейские рейсы связаны с обширными внутренними рейсами «Эйр Астаны», а также с региональными услугами на юге России, в Центральной Азии и Китае. Авиакомпания открыла беспосадочный рейс из Алматы в Тегеран, столицу Исламской Республики Иран (30 июня 2016 г.).
Эйр Астана имеет код-шеринговые соглашения со следующими авиакомпаниями:
Air Astana имеет интерлайн-соглашения со следующими авиакомпаниями:
Флот Air Astana состоит из следующих воздушных судов (по состоянию на октябрь 2020 года):
Самолеты | В эксплуатации | Заказы | Пассажиры | Примечания | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
C | Y | Всего | |||||
Airbus A320-200 | 1 | — | 16 | 132 | 148 | ||
Airbus A320neo | 4 | 2 | 16 | 132 | 148 | Поставки с конца 2016 года | |
Airbus A321-200 | 2 | — | 28 | 151 | 179 | ||
Airbus A321neo | 4 | 3 | 28 | 151 | 179 | ||
Airbus A321LR | 3 | 4 | 16 | 150 | 166 | Поставки с 2019 года | |
Boeing 767-300ER | 3 | — | 30 | 193 | 223 | ||
Boeing 787-8 | — | 3 | Поставки перенесены на начало 2023 года | ||||
Embraer 190-E2 | 5 | — | 12 | 96 | 108 | ||
Всего | 22 | 12 |
История парка Эйр Астана:
Самолеты | Всего | Представлен | Списанный | Примечания |
---|---|---|---|---|
Airbus A319-100 | 1 | 2008 | 2018 | |
Airbus A320-200 | 6 | 2008 | 2019 | |
7 | Передан дочерней компании FlyArystan | |||
Boeing 737-700 | 2 | 2002 | 2007 | |
Boeing 737-800 | 2 | 2002 | 2007 | |
Boeing 757-200 | 5 | 2003 | 2020 | |
Embraer 190 | 9 | 2011 | 2020 | |
Fokker 50 | 6 | 2004 | 2013 |
Во время 41-й ежегодной церемонии вручения награды ATW за достижения в авиационной отрасли в г. Эшингтон, округ Колумбия, 25 февраля 2015 года «Эйр Астана» была удостоена звания «Лидер рынка авиаперевозок года».
«Эйр Астана» предоставляет услуги 2-го класса, бизнес и Economy на всех самолетах и Economy Sleeper в своем парке Boeing 757. Boeing 767 и 757, а также более новый Airbus A321neo оснащены индивидуальной бортовой развлекательной системой, поставляемой RAVE в обеих каютах. На других самолетах он предлагает портативные персональные развлекательные системы (「KCTV」) в бизнес-классе на всех рейсах продолжительностью более 3 часов. Горячие блюда и алкогольные напитки предлагаются на всех рейсах бизнес-класса, эконом-класса и эконом-класса со спальным местом.
В феврале 2015 года «Эйр Астана» начала предлагать новый тип класса: эконом-спальный вагон . Пассажиры эконом-класса со спальным местом получают ряд из трех мест эконом-класса, подготовку постели ко сну, комплекты удобств для бизнес-класса и KCTV, а также различные льготы в аэропорту, включая доступ в залы ожидания бизнес-класса. В настоящее время новый продукт устанавливается исключительно на самолетах Boeing 757–200 на маршрутах из Нур-Султана в Лондон, Франкфурт и Париж, а также из Алматы в Гонконг.
The Nomad Club Программа для часто летающих пассажиров включает уровни членства Diamond, Gold, Silver и Blue и имеет взаимные соглашения с Lufthansa Miles More и Asiana Airlines Программы Asiana Club.
«Эйр Астана» недавно открыла свой зал ожидания «Шанырак», единственный зал ожидания авиакомпании в Международном аэропорту Нурсултан Назарбаев. Он назван в честь центрального элемента («короны») на крыше казахстанской юрты.
«Эйр Астана» насчитывает более 4 700 человек. Несмотря на то, что компания напрямую нанимает персонал для международных офисов, большинство сотрудников - граждане Казахстана. В нем работает более 500 пилотов, около трети из которых не казахстанцы, нанятые в основном в Европе. В 2012 году компания представила программу обучения менеджменту в Университете Крэнфилда, Англия. Экипаж авиакомпании насчитывает более 1100 бортпроводников (граждан Казахстана). В его руководстве работают казахстанцы и иностранцы.
Количество перевезенных пассажиров:
Год | Пассажиропоток |
---|---|
2006 | 1,5 м |
2007 | 2,1 м |
2008 | 2,3 м |
2009 | 2,2 м |
2010 | 2,6 м |
2011 | 3 м |
2012 | 3,3 м |
2013 | 3,7 м |
2014 | 3,8 м |
2015 | 3,9 м |
2016 | 3,7 м |
2017 | 4,2 м |
2018 | 4,3 м |
2019 | 5,1 млн |
СМИ, относящиеся к Эйр Астана на Wikimedia Commons