| |||||||
Основана | 1946 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Прекращена деятельность | 1976 | ||||||
Хабы | Сайгон, Южный Вьетнам. Вьентьян, Королевство Лаос. Удорн, Таиланд | ||||||
Размер флота | 80+ | ||||||
Пункты назначения | 2 (?) | ||||||
Материнская компания | American Airdale Corporation | ||||||
Штаб-квартира | Вашингтон, округ Колумбия |
Air America - американская пассажирская и грузовая авиакомпания, основанная в 1946 году и тайно принадлежащая и управляемая Центральным разведывательным управлением. (ЦРУ) с 1950 по 1976 год. Оно поставляло и поддерживало секретные операции в Юго-Восточной Азии во время войны во Вьетнаме.
В середине 1980-х годов название Air America было возрождено регулярной пассажирской авиакомпанией, базирующейся в Лос-Анджелес, который выполнял рейсы в Балтимор, Детройт, Гонолулу и Лондон, штат Джорджия Twick Airport в Великобритании, а также в Лос-Анджелесе с Lockheed L-1011 TriStar широкофюзеляжными лайнерами. Эта версия Air America ранее эксплуатировала самолеты L-1011 как Total Air. Другая американская авиакомпания, которая использовала название Air America, в начале 1950-х годов выполняла регулярные пассажирские рейсы в Чикаго, Канзас-Сити, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Окленд и другие города США. Совсем недавно небольшой чартерный авиаперевозчик, базирующийся в Пуэрто-Рико, эксплуатировал Beechcraft King Air, Britten-Norman BN-2 Islander и Piper Aztec двухвинтовой самолет использовал название Air America в 2015-2016 гг.
CAT была создана Клэр Ченно и Уайтингом Уиллауэром в 1946 году в качестве воздушного транспорта Китайского национального управления по оказанию помощи и реабилитации (CNRRA) для доставки грузов и продовольствия по воздуху в разрушенный войной Китай. Вскоре он был задействован для поддержки Чан Кайши и его гоминьдановских сил в гражданской войне между ними и коммунистами при Мао Цзэдуне. Многие из его первых пилотов были ветеранами боевых групп Шено времен Второй мировой войны, широко известных как Летающие тигры. К 1950 году, после поражения войск Чанга и их отступления на Тайвань, авиакомпания столкнулась с финансовыми трудностями. В августе 1950 года ЦРУ выкупило Chennault and Willauer, продолжая работать как CAT, до 1959 года, когда оно изменило свое название на Air America.
Девизом Air America было «Все, в любом месте, в любое время, профессионально». Самолеты Air America, включая Curtiss C-46 Commando, Pilatus PC-6 Porter, de Havilland Canada DHC-4 Caribou, Lockheed C- 130 Hercules и Fairchild C-123 Provider, а также UH-34D, Bell 204 B, Bell 205, и вертолеты Boeing CH-47 C Chinook, доставившие различные грузы в такие страны, как Республика Вьетнам, Королевство Лаос и Камбоджа. Он действовал с баз в этих странах, а также с баз в Таиланде и так далеко, как Тайвань и Япония. Он также иногда выполнял сверхсекретные миссии в Бирму и Китайскую Народную Республику.
С 1959 по 1962 год авиакомпания оказывала прямую и косвенную поддержку Спецназ США «Двусторонний», «Хотфут» и «Уайт Стар », которые тренировали регулярные Королевские вооруженные силы Лаоса. После 1962 года аналогичная операция, известная как проект 404, направила в посольство США многочисленных атташе армии США (ARMA) и воздушных атташе (AIRA).>в Вьентьяне.
С 1962 по 1975 годы Air America вводила и выводила американский персонал, обеспечивала материально-техническую поддержку Королевской лаосской армии, армии хмонгов под командованием Королевской лаосской армии Генерал-майор Ван Пао и комбатант тайских добровольцев перевозили беженцев и выполняли миссии фоторазведки, которые обеспечивали разведывательную информацию о деятельности Вьетконга. Его корабли с гражданской маркировкой часто использовались под контролем Седьмого / Тринадцатого ВВС для выполнения поисково-спасательных миссий американских пилотов, сбитых по всей Юго-Восточной Азии. Пилоты Air America были единственными известными частными корпоративными служащими США, которые использовали в боевых условиях военные самолеты, не сертифицированные Федеральным авиационным управлением.
К середине 1970 года у авиакомпании было два десятка двухмоторных транспортных самолетов, а также самолеты Boeing 727 и Boeing 747 плюс два десятка самолетов с неподвижным крылом самолет с коротким взлетом и посадкой в дополнение к 30 вертолетам, предназначенным для операций в Бирме, Камбодже, Таиланде и Лаосе. В Лаосе, Вьетнаме и Таиланде работало более 300 пилотов, вторых пилотов, летных механиков и специалистов по авиаперевозкам. В 1970 году Air America доставила в Лаос 46 миллионов фунтов (21 000 метрических тонн) продуктов питания. В том же году налет вертолета составил более 4000 часов в месяц.
Air America Pilatus PC-6 PorterAir America управлял гражданскими лицами, дипломатами, шпионами, беженцами, коммандос, диверсионными группами, врачами, жертвы войны, сотрудники правоохранительных органов по борьбе с наркотиками и даже посещения VIP-персон, таких как Ричард Никсон по всей Юго-Восточной Азии. Его нечеловеческие пассажиры иногда были еще более причудливыми. Например, часть операций по поддержке ЦРУ в Лаосе включала материально-техническую поддержку местных племен, сражающихся с силами Северного Вьетнама и Патет Лао, их местными противниками. Политика принудительной урбанизации, такая как широкое применение Agent Orange на вьетнамских сельскохозяйственных угодьях, привела к нарушению местного производства продуктов питания, поэтому приходилось доставлять тысячи тонн продуктов питания, в том числе живого куры, свиньи, буйволы и крупный рогатый скот. Помимо пищевых продуктов (известных как «рисовые капельки»), возникли логистические требования для самой войны, и пилоты Air America совершили тысячи полетов, перевозя и сбрасывая боеприпасы и оружие (называемое «твердым рисом») на дружественные силы.
Когда армия Северного Вьетнама захватила Южный Вьетнам в 1975 году, вертолеты Air America участвовали в операции Frequent Wind по эвакуации как мирных жителей США, так и жителей Южного Вьетнама, связанных с Сайгон режим. Знаменитая фотография, на которой запечатлена последняя эвакуация голландского фотографа Хьюберта ван Эса, была вертолетом Air America, который вывозил людей из многоквартирного дома на 22 Gia Long St и использовался USAID и сотрудники ЦРУ.
Самолеты Air America перевозили наркотики во время секретной войны ЦРУ в Лаосе, хотя есть споры о том, будут ли Air America и ЦРУ были активно вовлечены или просто позволяли другим перевозить наркотики. Во время этой войны ЦРУ использовало население Мео (хмонг) для борьбы с повстанцами Патет Лао. Из-за войны против повстанцев Патет Лао, хмонги зависели от выращивания мака для получения твердой валюты. Равнина Фляг была захвачена повстанцами Патет Лао в 1964 году, в результате чего ВВС Лаоса не смогли посадить свой транспортный самолет C-47 на Равнину Фляг для перевозки опиума. В ВВС Лаоса почти не было легких самолетов, которые могли бы приземлиться на грунтовые взлетно-посадочные полосы возле маковых полей на вершинах гор. Не имея возможности перевезти опиум, хмонги столкнулись с экономическим разорением. Air America была единственной авиакомпанией на севере Лаоса. «Согласно нескольким неподтвержденным источникам, Air America начала доставлять опиум из горных деревень к северу и востоку от Равнины Банок в штаб-квартиру генерала Ван Пао в Лонг Тиенг».
Air America, как утверждается, получила прибыль от перевозки опиум и героин от имени лидера хмонгов Ван Пао, или для того, чтобы «закрыть глаза» на то, что это делают лаосские военные. Это утверждение было поддержано бывшими военизированными формированиями ЦРУ Лаоса Энтони Пошепни (он же Тони По), бывшими пилотами Air America и другими людьми, участвовавшими в войне. Он изображен в фильме Air America. Однако Университет Джорджии историк авиации Уильям М. Лири пишет, что Air America не участвовала в торговле наркотиками, ссылаясь на Джозефа Вестермейера, врача и работника общественного здравоохранения, проживающего в Лаосе из С 1965 по 1975 год было сказано, что «принадлежащие американцам авиакомпании никогда сознательно не перевозили опиум в Лаос и из него, а их американские пилоты никогда не получали прибыли от его перевозки». Историк авиации Кертис Пиблз также отрицает, что сотрудники Air America принимали участие в перевозке опиума.
Историк Альфред В. Маккой заявил, что:
В большинстве случаев Роль ЦРУ заключалась в различных формах соучастия, терпимости или изученного незнания о торговле, а не в какой-либо прямой вине в фактической торговле... ЦРУ не занималось героином, но предоставляло своего наркобарона союзники с транспортом, оружием и политической защитой.
После ухода из Южного Вьетнама в 1975 году была предпринята попытка сохранить присутствие компании в Таиланде. После того, как это провалилось, Air America была распущена 30 июня 1976 года. Air Asia, компания, владевшая всеми активами Air America, позже была куплена Evergreen International Airlines. Вся выручка в размере 20–25 миллионов долларов была возвращена в Казначейство США. Сотрудники были освобождены бесцеремонно, без всяких похвал и льгот даже для тех, кто страдает от длительной инвалидности, и без пособий в случае смерти семьям сотрудников, погибших в бою.
Такие льготы, которые были предоставлены, исходили из компенсации рабочего страхования, требуемого контрактами с ВВС США, о которых мало кто знал. Пособия распределялись нелегко. Многие пилоты-инвалиды в конечном итоге получили компенсацию в соответствии с Федеральным законом о грузчиках после длительных сражений с бюрократами ЦРУ, которые годами отрицали свою связь с авиакомпанией. Многие умерли от полученных травм до того, как получили адекватную компенсацию. Сообщается, что отчеты об авариях были фальсифицированы, отредактированы и заблокированы сотрудниками ЦРУ, которые продолжали отрицать какую-либо связь с описанными в них событиями.
Пилоты Air America пытались повысить свои федеральные пенсии.
За время своего существования Air America использовала разнообразный парк самолетов, большинство из которых были Возможность STOL. Между некоторыми компаниями, такими как Air America, Boun Oum Airways, Continental Air Services, Inc и ВВС США, существовала "текучесть" воздушных судов. Подразделения ВВС США и армейской авиации США нередко предоставляли Air America самолеты для выполнения конкретных задач. Air America обычно регистрировала свои самолеты на Тайване. Они работали в Лаосе без префикса национальности B. Военные самолеты США часто использовались с "последними тремя" цифрами военного серийного номера в качестве гражданской маркировки. Первые два самолета Air America прибыли во Вьентьян, Лаос, 23 августа 1959 года. Полеты Air America в Удорн, Таиланд были закрыты 30 июня 1974 года. Полномочия на эксплуатацию Air America были отменены CAB 31 января 1974 г.
Air Asia была дочерней компанией Air America, полностью принадлежащей Air America, которая предоставляла технические, управленческие услуги и услуги по оборудованию для Гражданский воздушный транспорт Формозы. Штаб-квартира Air Asia находилась в Тайбэе, а ее основные объекты - в Тайнане, Тайвань. Сейчас он расположен в аэропорту Тайнаня. Это единственный выживший член Pacific Corporation, но в настоящее время он принадлежит и больше не связан с Центральным разведывательным управлением.
In В 80-е годы компания Total Air из Лос-Анджелеса возродила имя Air America. Возрожденная Air America эксплуатировала широкофюзеляжные лайнеры Lockheed L-1011 TriStar, выполнявшие рейсы в Балтимор (BWI), Детройт (DTW), Гонолулу (HNL), Лондон (LGW) и Лос-Анджелес (LAX).
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Air America. |