Ахура Мазда

редактировать
Высшее божество зороастризма
Ахура Мазда 𐬨𐬀𐬰𐬛𐬁 𐬀𐬵𐬎𐬭𐬀
Владыка Мудрости
Накше Ростам Дарафш Ордибехешт 93 (35).JPG Сасанид рельеф в Накш-э Ростам, на котором Ахура Мазда представляет диадему суверенитета Ардаширу I
ПринадлежностьЗороастризм
РегионБольшой Иран
Личная информация
Братья и сестрыАриман

Ахура Мазда (; авестийский : 𐬨𐬀𐬰𐬛𐬁 𐬀𐬵𐬎𐬭𐬀, романизированные: Мазда Ахура, также известный как Оромасд , Ормазд , Ахурамазда , Хурмазд , Хормазд , и Хурмуз ) - создатель и высшее божество зороастризма. Ахура Мазда - первый и наиболее часто вызываемый дух в Ясне. Буквальное значение слова Ахура - «господин», а значение Мазды - «мудрость ».

Ахура Мазда впервые появился в период Ахеменидов (ок. 550 - 330 г. до н.э.) в Бехистунской надписи Дария I . До Артаксеркса II Персидского (405–04–359–58 гг. До н. Э.) Ахура Мазда почитался и упоминался только во всех сохранившихся царских надписях. При Артаксерксе II Ахура Мазда был вызван в триаде с Митрой и Анахитой. В период Ахеменидов нет никаких известных изображений Ахура Мазды при королевском дворе, кроме обычая для каждого императора иметь пустую колесницу, запряженную белыми лошадьми, чтобы пригласить Ахура Мазду сопровождать персидскую армию в битвах. Однако изображения Ахура Мазды присутствовали с V века до н.э., но были остановлены и заменены резными каменными фигурами в период Сасанидов, а позже полностью удалены посредством иконоборческого движения, поддерживаемого династия Сасанидов.

Содержание

  • 1 Номенклатура
  • 2 Характеристики
  • 3 Откровение Зороастра
  • 4 История
    • 4.1 Империя Ахеменидов
    • 4.2 Парфянская Империя
    • 4.3 Империя Сасанидов
    • 4.4 Современность Зороастризм
  • 5 В других религиях
  • 6 101 Имена
  • 7 В популярной культуре
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Библиография
  • 12 Дополнительная литература

Номенклатура

«Ахура» является синонимом ведийского слова «Асура», что означает «господин». Финский индолог Аско Парпола прослеживает этимологический корень асура до * asera- уральских языков, где это означает «господин, принц».

«Mazda», или, скорее, авестийская основа Mazdā-, именительный падеж Mazdå, отражает протоиранский * mazdáH (женский род существительное). Обычно считается, что это собственное имя духа, и, как и его ведическое родственное слово medhā́, означает «разум » или «мудрость ». И авестийские, и санскритские слова отражают прото-индо-иранский * mazdʰáH, от протоиндоевропейского * mn̥sdʰh₁éh₂, что буквально означает «размещение (* dʰeh₁) разум (* mn̥-s) ", следовательно," мудрый ".

Имя было переведено как Ахурамазда (древнеперсидский ) в эру Ахеменидов, Хормазд во время парфянская эра, а Ормазд использовался в сасанидскую эру.

Имя может быть засвидетельствовано на клинописи табличках ассирийцев Ассурбанипал, в форме Ассара Мазаш, хотя эта интерпретация очень спорна.

Характеристики

Хотя предполагается, что Ахура Мазда был духом в индоиранской религии, ему еще не было присвоено звание «несотворенный дух». Этот титул дал Зороастр, провозгласивший Ахура Мазду несотворенным духом, полностью мудрым, доброжелательным и добрым, а также создателем и сторонником Аши.

Откровение Зороастра

Согласно зороастрийской традиции, в возрасте 30 лет Зороастр получил откровение: принося воду на рассвете для священного ритуала, он увидел сияющую фигуру Амеша Спента, Воху Манах, который привел Зороастра к Ахура Мазде, где его обучили основным принципам «доброй религии», позже известной как зороастризм. В результате этого видения Зороастр почувствовал себя избранным, чтобы распространять и проповедовать религию. Он заявил, что этим источником всего добра был Ахура, достойный высочайшего поклонения. Он также заявил, что Ахура Мазда создал духов, известных как язата, чтобы помочь ему, которые также заслуживают поклонения. Зороастр провозгласил, что некоторые из иранских богов были даэвами, не заслуживающими поклонения. Эти «плохие» божества были созданы Ангра Майнью, разрушительным духом. Существование Ангра-Майнью было источником всех грехов и страданий во вселенной. Зороастр утверждал, что Ахура Мазда не был всемогущим богом, но использовал помощь людей в космической борьбе против Ангра-Майнью. Тем не менее, Ахура Мазда - старший, но не равный Ангра-Майнью. Ангра Майнью и его даэвы, которые пытаются увести людей с Пути Аши, в конечном итоге будут побеждены.

История

Империя Ахеменидов

Бехистунская надпись содержит много ссылок на Ахура Мазду. Статер из Тирибаза, сатрап из Лидии, ок. 380 г. до н.э., где показан Ахура Мазда

Были ли Ахемениды зороастрийцами - это предмет многочисленных споров. Однако известно, что Ахемениды поклонялись Ахура Мазде. Изображение и призыв Ахура Мазды можно увидеть на королевских надписях, написанных царями Ахеменидов. Самая примечательная из всех надписей - это Бехистунская надпись, написанная Дарием I, которая содержит много ссылок на Ахура Мазду. Надпись, написанная на греческом языке, была найдена в позднем Ахеменидском храме в Персеполисе, в которой взывали Ахура Мазда и два других божества, Митра и Анахита. Среди наиболее ранних сохранившихся надписей, на Эламитской Табличке Укрепления Персеполя 377, Ахура Мазда упоминается вместе с Митрой и Апам Напатом, ведическим Варуной («водный бог»). Артаксеркс III снова обращается к трем божествам во время своего правления. В ведических текстах, предшествующих этим надписям на тысячи лет, ведические боги Митра и Варуна часто упоминаются вместе. В самом раннем слое Ригведы Варуна - хранитель нравственного закона, правитель над асурами, тот, кто без сожаления наказывает тех, кто грешит, и прощает тех, кто ошибается с сожалением. Он - божество-хранитель Запада, то есть регионов к западу от Индии. Он упоминается во многих ригведических гимнах, таких как 7.86–88, 1.25, 2.27–30, 8.8, 9.73 и других. Его отношения с водами, реками и океанами упоминаются в Ведах. Ведические поэты описывают его как аспект и одну из множественных перспектив Агни, одного из Первоначальных божеств. Кроме того, в индийской мифологии оба имеют гневно-милостивые аспекты.

Ранний ахеменидский период не содержал изображения Ахура Мазды. Крылатый символ с мужской фигурой, который ранее считался европейскими учеными Ахура Мазда, теперь считается символом царственного xvarənah, олицетворения божественной силы и королевской славы. Однако у каждого императора от Кира до Дария III было принято иметь пустую колесницу, запряженную белыми лошадьми, как место, где Ахура Мазда сопровождал персидскую армию по боям. Использование изображений Ахура Мазды началось с западных сатрапов империи Ахеменидов в конце V века до нашей эры. При Артаксерксе II первое литературное упоминание, а также статуя Ахура Мазды были построены персидским правителем Лидии в 365 году до нашей эры.

Парфянская империя

Это Известно, что почитание Ахура Мазды, а также Анахиты и Митры продолжалось в тот период в тех же традициях. Замечено поклонение Ахура Мазде с использованием символических изображений, но оно прекратилось в период Сасанидов. Зороастрийский иконоборчество, которое можно проследить до конца парфянского периода и начала Сасанидов, в конечном итоге положило конец использованию всех изображений Ахура Мазды в поклонении. Тем не менее, Ахура Мазда по-прежнему символизировался достойной мужской фигурой, стоящей или верхом на лошади, что встречается в сасанидских владениях.

Империя Сасанидов

Ахура Мазда (справа, с высокой короной) представляет Ардашир. I (слева) с кольцом королевской власти. (Накш-э Рустам, 3 век н.э.) Инвеститура сцена: Анахита слева как покровительница Язата из Сасанидская династия за императором Хосровом Парвизом с Ахура Маздой, представляющей диадему верховной власти справа. Так-э Бостан, Иран.

Во времена империи Сасанидов возникла еретическая и расходящаяся форма зороастризма, получившая название зурванизм. Он приобрел сторонников по всей Сасанидской империи, в первую очередь королевской родословной сасанидских императоров. В период правления Шапура I зурванизм распространился и стал широко распространенным культом. Зурванизм отменяет исходное послание Зороастра об Ахура Мазде как несотворенном духе и «несотворенном создателе» всего сущего и сводит его к сотворенному духу, одному из двух сыновей-близнецов Зурвана, их отца и первичного духа.. Зурванизм также делает Ахура Мазду и Ангра Майнью равными по силе и только противоположными духами.

Помимо зурванизма, сасанидские цари демонстрировали свою преданность Ахура Мазде и в других стилях. Пять царей взяли имя Хормизд и Бахрам II создали титул «Ормазд-маубад», который был продолжен после падения империи Сасанидов и через исламский раз. Все религиозные действия в зороастризме, берущие начало в сасанидском периоде, начинаются с почитания Ахура Мазды. Пять гаов начинаются с заявления на среднеперсидском, что «Ормазд есть Господь», и включают в себя гатический стих «Кого, Мазда, ты назначил моим защитником». Зороастрийские молитвы следует произносить в присутствии света, будь то огонь или солнце. В иранских диалектах йиджа и мунди солнце до сих пор называется «ормозд».

Современный зороастризм

В 1884 году Мартин Хауг предложил новую интерпретацию Ясна 30.3, которая впоследствии в значительной степени повлияла на зороастрийское учение. Согласно интерпретации Хауг, «близнецовые духи» 30.3 были Ангра-Майнью и Спента-Майнью, первый буквально был «Разрушительным духом», а второй - «Щедрым духом» (Ахура Мазды). Кроме того, в схеме Хауга Ангра Майнью теперь не был бинарной противоположностью Ахура Мазды, но - как Спента Майнью - эманацией Его. Хауг также истолковал концепцию свободы воли Ясны 45.9 как приспособление для объяснения того, откуда появился Ангра-Майнью, поскольку Ахура Мазда создавал только добро. Свободная воля позволила Ангра-Майнью стать злым. Хотя эти последние выводы не были подтверждены зороастрийской традицией, в то время интерпретация Хауга была с благодарностью принята парсами из Бомбея, поскольку она обеспечивала защиту от христианской миссионерской риторики, особенно от атак зороастрийской идеи несотворенного Зло, которое было таким же несотворенным, как и Бог. Вслед за Хаугом бомбейские парсы начали защищать себя в англоязычной прессе, аргументируя это тем, что Ангра Майнью был не бинарной противоположностью Мазды, а его подчиненным, который, как и в зурванизме, предпочел быть злым. Следовательно, теории Хауга были распространены как интерпретация парси, также на Западе, где они, казалось, подтверждали Хауг. Укрепляя себя, идеи Хауга стали повторяться так часто, что сегодня они почти повсеместно приняты в качестве доктрины.

В других религиях

Некоторые ученые (Kuiper. IIJ I, 1957; Zimmer. Münchner Studien) 1984: 187–215) считают, что Ахура Мазда происходит от * vouruna-mitra, или ведического ВаруныМитра ). Согласно Уильяму В. Маландре, и Варуна (в ведический период), и Ахура Мазда (в древнеиранской религии) представляли ту же индоиранскую концепцию верховного «мудрого, всезнающего господина».

В манихействе, имя Ормазд Бэй («бог Ахура Мазда») использовалось для первичной фигуры Наса Кахмая, «изначального человека» и эманации Отца Величия (в манихействе называвшегося Зурваном), через которого после того, как он пожертвовал собой, чтобы защитить мир света был поглощен силами тьмы. Хотя Ормузд освобожден от мира тьмы, его «сыновья», часто называемые его одеждой или оружием, остаются. Его сыновья, позже известные как Мировая Душа после ряда событий, по большей части сбегут из материи и снова вернутся в мир света, откуда они пришли. Манихеи часто отождествляли многие космологические фигуры Мани с зороастрийскими. Отчасти это может быть связано с тем, что Мани родился в парфянской империи, которая принадлежала к зороастрийцам.

В согдийском буддизме, Xwrmzt (согдийский язык был написан без последовательного представления гласных) был именем, используемым вместо Ахура Мазды. Благодаря контактам с тюркскими народами, такими как уйгуры, это согдийское имя пришло к монголам, которые до сих пор называют это божество Кормуста Тенгри (Также Qormusta или Qormusda) в настоящее время является достаточно популярным божеством, чтобы появляться во многих контекстах, которые явно не являются буддистскими.

Дохристианские армяне имели Арамазд как важное божество. в их пантеоне богов. Считается, что он синкретическое божество, комбинация автохтонных армянских фигур Арама и его сына Ара и иранца Ахура Мазды. В современной Армении Арамазд - мужское имя.

101 Имена

  1. yazat («Достойный поклонения»)
  2. harvasp-tavãn («Всемогущий.»)
  3. harvasp-âgâh («Всеведущий»).
  4. харвасп-худха («Господь всего»)
  5. абада («Без начала»)
  6. ави-анджам («Без конца»).
  7. bûnastah («Источник формирования мира».)
  8. frâxtañtah («Широкий конец всего.»)
  9. jamakh («Величайшая причина»).
  10. парджахтарах («Возвышенный»)
  11. тум-афайах («Самый невинный.»)
  12. абравант («Отдельно от всех»)
  13. parvañdah («Отношения со всеми»)
  14. an-ayâfah («Непонятно никому.»)
  15. ham-ayâfah («Постижимо для всех»)
  16. адхаро («Самый прямой, самый справедливый».)
  17. gîrâ («Держась всех»)
  18. acim («Без причины»)
  19. cimnâ («Причина причин. ")
  20. safinâ (" Увеличивающее ")
  21. âwzâ (" Причинитель увеличения. Господь чистоты ")
  22. nâshâ (" Достигающий всех одинаково. ")
  23. парвара (" Питатель ".)
  24. âyânah (" Защитник мира ".)
  25. ây aîn-âyânah («Не различных видов.»)
  26. an-âyanah («Без формы.»)
  27. xraoshît-tum («Фирмест.»)
  28. mînôtum («Самый невидимый».)
  29. vâsnâ («Вездесущий».)
  30. harvastum («Все в целом».)
  31. Husipâs («Достойно благодарности.»)
  32. хар-хемит («Все добродушные»)
  33. харнекафах («Все благие благоприятное слава».)
  34. бештарна («Излечитель недугов»).
  35. tarônîs («Победоносец.»)
  36. anaoshak («Бессмертный.»)
  37. farashak («Исполнитель желаний».)
  38. pazohadhad ( «Создатель доброй природы».)
  39. xavâpar («Благотворный»)
  40. awaxshâyâ («Дарователь любви».)
  41. awarzâ («Чрезмерный приносящий»).
  42. â-sitôh («Непобежденный, непобедимый».)
  43. raxôh («Независимый, беззаботный.»)
  44. varûn («Защитник от зла»)
  45. a-frîpah («Непостижимый.»)
  46. awe-frîftah («Необманутый.»)
  47. adhvaî («Не имеющий аналогов».)
  48. kãme-rat ( «Владыка желаний.»)
  49. framãn-kãm («Только желание - Его приказ».)
  50. âyextan («Без тела.»)
  51. â-framôsh («Незабываемый»)
  52. Hamârnâ («Счетчик счетов»)
  53. snâyâ («Узнаваемый, достойный признания»)
  54. a-tars («Бесстрашный».)
  55. a-bîsh («Без скорби и мучений».)
  56. a-frâzdum («Возвышенный».)
  57. hamcn («Всегда однородный».)
  58. mînô-stîgar («Создатель Вселенной духовно».)
  59. a-mînôgar («Создатель большой духовности»)
  60. мино-нахаб («Скрытый в духах»)
  61. адхар-батгар («Воздух огня, то есть преобразователь в воздух».)
  62. Адхар-намгар («Вода огня, т.е. преобразователь в воду »)
  63. bât-âdhargar (« Преобразователь воздуха в огонь. »)
  64. bât-namgar (« Преобразователь воздуха в воду »)
  65. bât-gelgar («Преобразователь воздуха в землю».)
  66. bât-girdtum («Преобразователь воздуха в хирад, то есть собранный»)
  67. âdhar-kîbarît-tum («Преобразователь воздуха» огонь в драгоценности. ")
  68. bâtgarjâi (" Тот, кто создает воздух повсюду ")
  69. âwtum (" Создатель самой чрезмерной воды. ")
  70. гель-адхаргар ("Преобразователь земля в огонь ».)
  71. гель-вадхгар (« Преобразователь земли в воздух ».)
  72. гел-намгар (« Преобразователь земли в воду »)
  73. гаргар («Мастер ремесленников».)
  74. гарогар («Дарователь желаний»)
  75. гарагар («Создатель человека»)
  76. гарагаргар (« Создатель всего творения ")
  77. a-garâgar (" Создатель четырех элементов) "
  78. a-garâgargar (" Создатель скоплений звезд ")
  79. a -gûmãn ("Без сомнения.")
  80. a-jamãn ("Без времени.")
  81. a-h'uãn ("Без сна.")
  82. âmushthushyâr («Умный».)
  83. frashûtanâ («Вечный защитник-увеличитель».)
  84. padhamãnî («Хранитель падмана, то есть золотая середина.»)
  85. pîrozgar ( «Победоносный».)
  86. h'udhâvañd («Владыка-Владыка Вселенной».)
  87. ahuramazda («Господь Всеведущий»)
  88. abarînkuhantavãn («Из самый высокий ранг в силе сохранения происхождения творений ».)
  89. abarîn-nô-tavã (« Из самого высокого ранга в силе воспроизводить творения. заново. ")
  90. vaspãn (" Обладатель всех творений. ")
  91. vaspâr (" Приносящий и достигающий всех. ")
  92. h'âwar ( «Милосердный».)
  93. ahû («Господь мира».)
  94. âwaxsîdâr («Прощающий.»)
  95. dâdhâr («Праведный Творец».)
  96. rayomañd («Полный блеска-великолепия»)
  97. h'arehmand («Полный khoreh, то есть славы.»)
  98. dâwar («Справедливый судья. ")
  99. kerfagar (« Владыка достойных дел. »)
  100. buxtâr (« Искупитель, спаситель. »)
  101. frashôgar (« Восстановитель через умножение души. ")

В массовой культуре

Монета Хормизд I Кушаншах (277-286 н.э.). Пехлеви надпись: «Поклонник Мазды, божественный Хормизд великий Кушан царь царей» / Пехлевийская надпись: «Возвышенный бог, Хормизд великий кушанский царь царей», Хормизд стоит справа Он держит венец над алтарем и поднимает левую руку в благословляющем жесте Анахите с венком и скипетром. Мерв монетный двор.

См. Также

  • icon Религиозный портал

Примечания

Ссылки

Библиография

Дополнительная литература

  • Ахурамазда и зороастризм
  • Дхалла, Манекджи Нуссерванджи (1938), История зороастризма, Нью-Йорк k: OUP, ISBN 0-404-12806-8
  • Бойс, Мэри (2001), «Митра-царь и Варуна-Мастер», Festschrift für Helmut Humbach zum 80., Трир : WWT, стр. 239–257
  • Humbach, Helmut (1991), Gathas of Zarathushtra и другие древнеавестийские тексты, Heidelberg: Winter, ISBN 3-533-04473-4
  • Кент, Роланд Г. (1945), «Старые персидские тексты», журнал ближневосточных исследований, 4 (4): 228–233, doi : 10.1086 / 370756
  • Kuiper, Bernardus Franciscus Jacobus (1983), «Ahura», Encyclopaedia Iranica, 1 , New York: Routledge Kegan Paul, стр. 682–683
  • Kuiper, Bernardus Franciscus Якобус (1976), «Ахура Мазда,« Господь мудрости »?», Индо-Иранский журнал, 18 (1-2): 25–42, doi : 10.1163 / 000000076790079465
  • Уэр, Джеймс Р..; Кент, Роланд Г. (1924), «Древнеперсидские клинописные надписи Артаксеркса II и Артаксеркса III», Сделки и материалы Американской филологической ассоциации, издательство Johns Hopkins University Press, 55 : 52–61, doi : 10.2307 / 283007, JSTOR 283007
  • Кент, Роланд Г. (1950), древнеперсидский: грамматика, тексты, лексика, Нью-Хейвен: Американское восточное общество, ISBN 0-940490-33-1
  • Андреа, Альфред; Джеймс Х. Оверфилд (2000), The Human Record: Sources of Global History: To 1700, 4(Illustrated ed.), Houghton Mifflin Harcourt, ISBN 978-0-618 -04245-6
  • Шлерат, Бернфрид (1983), «Ахурани», Encyclopaedia Iranica, 1 , Нью-Йорк: Routledge Kegan Paul, стр. 683–684
Последняя правка сделана 2021-06-09 19:43:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте