Ахом | |
---|---|
Родной язык | Индии |
Регион | Ассам |
Этническая принадлежность | Народ ахом |
Вымерший | 18 или 19 век нашей эры. используется в религиозных песнопениях и литературных материалах |
Языковая семья | Кра-Дай
|
Система письма | Письмо Ахом |
Коды языков | |
ISO 639-3 | aho |
Glottolog | ahom1240 |
язык ахом или язык тай-ахом - это мертвый язык, на котором говорили народ ахом, который переживает возрождение. Ахом - важный язык тайоведения. Он был относительно свободен от мон-кхмерского и индоарийского влияния и имеет письменные традиции, восходящие к 13 веку.
Народ Ахом основал царство Ахом и управлял частями долины реки Брахмапутра в современном индийском штате Ассам между 13 и 18 веками. Этот язык был придворным языком королевства, пока его не начали заменять ассамским языком в 17 веке. С начала 18 века не было носителей языка, хотя обширные рукописи на этом языке все еще существуют. Тональная система языка полностью утрачена. Этот язык был лишь частично известен небольшой группе традиционных священников религии ахом и использовался только в церемониальных или ритуальных целях.
Тай-Ахом классифицируется в северо-западной подгруппе Юго-западный Тай из-за близкого родство с Шан, Кхамти и, более отдаленно, Тайским. Непосредственный родительский язык, от которого произошел ахом, был реконструирован как прото-тайский, язык 2000 лет назад в семье кра-дай (не связанный с китайским, но, возможно, родственный к австронезийским языкам ) в (предложенной, но обсуждаемой) подгруппе Kam – Tai, хотя некоторые говорят, что тайские языки представляют собой отдельную семью и не являются частью Kra – Dai.
Ахом имеет характеристики, типичные для тайских языков, такие как:
Когда речь и пишет Ахом, многое зависит от контекста и интерпретации аудитории. Можно опустить несколько частей предложения; глагол и прилагательные останутся, но другие части речи, особенно местоимения, можно будет опустить. Глаголы не имеют времен, а существительные не имеют множественного числа. Временные периоды можно определить по наречиям, цепочкам глаголов или вспомогательным числам, помещенным перед глаголом. Ахом, как и другие тайские языки, использует классификаторы для определения категорий и повторения слов для выражения идиоматических выражений. Однако выражения, классификаторы, местоимения и другие частицы предложений различаются между тайскими языками, произошедшими от прото-тайского языка, что делает тайские языки взаимно непонятными.
Он имеет свой собственный сценарий, сценарий Ахом.
народ ахом и их язык возникли в Юньнани на юго-западе Китая. Они мигрировали от границы между северным Вьетнамом и китайской провинцией Гуанси в долину Хукаунг, вдоль верховьев реки Чиндвин, северная Бирма. В 13 веке они пересекли хребет Паткай . и поселился в долине реки Брахмапутра на северо-востоке Индии. Увеличив свою власть в Верхнем Ассаме, народ ахом распространил свою власть на юг от реки Брахмапутра и на восток от реки Дихо, что соответствует современным районам Дибругарх и Сибсагар, Ассам, где ахомы проживают до сих пор. Тай-ахом был исключительно придворным языком царства ахом, где он использовался для написания государственных историй или буранджи '.
. В 16-17 веках небольшая община ахом резко расширили свое правление на запад и успешно отбили вызовы со стороны Империи Великих Моголов и других захватчиков. Быстрое расширение привело к тому, что народ ахом стал небольшим меньшинством в своем собственном царстве, которое они сохранили под своим контролем. В 17 веке ассамский язык вошел при дворе ахома и некоторое время сосуществовал с тай-ахом, прежде чем окончательно его вытеснить. В конце концов, крестьяне Ахома также переняли ассамский язык вместо языка Ахом в светских целях, в то время как Ахом был ограничен религиозным использованием священников Ахома. К началу 19 века повседневное использование языка ахом полностью прекратилось. Хотя на этом языке больше не говорят, исчерпывающий ахомско-ассамский лексикон 1795 года, известный как Бар Амра, сохраняет лексические формы языка к концу царства ахом .
. Сегодня язык используется в основном для литургических целей, и больше не используется в повседневной жизни. Хотя письменный язык (и ритуальные песнопения) сохранился в огромном количестве письменных рукописей, ахом, как правило, считается мертвым языком. Он сохраняет культурное значение и используется для религиозных песнопений и чтения литературы. Однако это осложняется тем фактом, что фонология с ее тональной системой была полностью утеряна, потому что скрипт Ахом не выделяет тон и недооценивает контрасты гласных, что затемняет значение слов, поскольку тона важны чтобы различать значение слов в тональных языках.
К сожалению, сфабрикованные образцы письменности Ахом задержка перевода законных текстов Ахом. На основе сфабрикованных образцов было создано несколько публикаций, что привело к неправильному грамматическому анализу и словарным ресурсам, которые стали препятствием для будущих исследователей. Более поздний перевод Ахом Буранджи, основного письма Ахома, был предоставлен Голапом Чандрой Баруа, тем же человеком, который отвечал за изготовление образцов переведенного письма Ахома. Спустя годы профессор Прасерт на Нагара обнаружил, что перевод ненадежен. Несмотря на эти трудности, наряду с отсутствием носителей языка и конкретного текста, исследования на Ахоме преобладали, и некоторые доступные письменности были переведены и транслитерированы с использованием известных слов, символов и контекста.
В 1954 году на собрании народа ахом в Пацаку, округ Сибсагар, было основано Тайское историко-культурное общество Ассама. С конца 1960-х годов культура и традиции ахом переживают возрождение. В 1981 году в Дхемаджи была основана Восточная тайская литературная организация, которая выпускала языковые учебники и публикации на языке ахом. Школы в округах Дибругарх и Сибсагар начали предлагать уроки тайского языка, преподавая смесь тай ахом, факей, кхамти и центральный тайский язык. Ученый Тервиль отмечает, что мнение о языке ахом как о мертвом языке горячо оспаривается священниками ахом и представителями движения возрождения. По их словам, язык не исчез, потому что жрецы ахома все еще используют его в религиозных целях. Некоторые даже утверждают, что священники говорят на ахом как на своем родном языке. В ходе дальнейшего расследования было установлено, что жрецы могли расшифровать сценарий Ахом и прочитать слова вслух. Однако, поскольку они не знали никаких тонов, они не имели никакого представления о значении слов, за исключением самых простых выражений.
Согласно Тервилу, между старым языком манускриптов ахом есть большие различия., который легко узнать как тайский язык, и то, что возрожденцы называют ахом, который не следует правилам тайской грамматики. Он также сильно изменился в отношении семантики, буквально переводя ассамский язык на тайские слова, что приводит к предложениям, которые не имеют смысла для любого говорящего на тайском языке. Поэтому Тервиль называет этот возрожденный язык «псевдоахом». Тем не менее, этот возрожденный язык страстно использовался ревиталистами, и было создано множество неологизмов. Спрос на перевод на тай-ахом привел к созданию первого адекватного современного словаря Номалом Чандрой Гого в 1987 году под названием Ассамско-англо-тайский словарь. Этот словарь позволил читателю найти перевод 9000 слов с ассамского языка на английский и тайский. Этот словарь заполнял недостающие пробелы словаря ахом словами айтон и кхамти, и если они были недоступны, использовались слова ланна и тайский. Результатом стала мешанина из нескольких тайских языков, которая была связана с языком ахом только сценарием ахом, на котором были написаны словарные статьи. В 1992 году ученый Тервиль рекомендовал основывать неоахом на грамматике и тонах очень тесно связанного языка айтон, на котором до сих пор говорят в Ассаме. Подводя итог, можно сказать, что возрожденцы используют язык, состоящий из смеси тайских слов из нескольких тайских языков, наложенных на ассамскую грамматическую основу.
В 1999 году ученый Мори сообщил, что жрецы ахома прибегали к составлению слов, чтобы различать слова, являющиеся омофонами в возрожденном языке, поскольку Ахом потерял тональную систему. Например, в старом Ахоме слова су для тигра и су для рубашки звучали бы по-разному, если бы они произносились другим тоном. В возрожденном Ахоме они теперь различаются путем объединения их с другим словом: ту для животных и пха для ткани соответственно. Впоследствии ту су и пха су можно различать.
Была предпринята попытка возродить язык, следуя фонологии существующих родственных языков, особенно тай-айтон и тай -Phake.
Институт тайских исследований и исследований (ITSAR) - это институт обучения тай-ахом в Моран, Сивасагар, Ассам, Индия, основана в 2001 году и является филиалом Университета Дибругарх. Он предлагает годичный дипломный курс языка тай-ахом и трехмесячный сертификатный курс разговорного тай-ахом. Были предприняты другие инициативы, такие как семинары и языковые классы. В 2019 году Тай Ахом Юва Чатра Санмилан, Ассам (TAYCSA) потребовал включить язык тай-ахом в школьную программу штата Ассам. Они также потребовали создания двухгодичного дипломного курса в Университете Махдавдевы.
Онлайн-словарь, содержащий около 5000 словарных статей (см. Внешние ссылки), был создан на основе анализа старых рукописей, особенно Бар Амра. Описательная грамматика Ахома, основанная на грамматике, найденной в старых рукописях, находится в стадии разработки. Был выпущен набросок Стивена Мори под названием «Набросок Тай Ахом».
Согласные Тай Ахом были реконструированы следующим образом: анализируя старые тексты:
Двугубный | Альвеолярный | Небный | Велар | Глоттал | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
глухой | озвученный | глухой | озвученный | безмолвный | озвученный | безголосый | озвученный | безмолвный | озвученный | ||
Взрывной | Тенуис | p | b | t | d | c | k | ʔ | |||
Аспирированный | pʰ | tʰ | kʰ | ||||||||
носовой | m | n | ɲ | ŋ | |||||||
фрикативный | s | h | |||||||||
латеральный | l | ||||||||||
трель | r | ||||||||||
полугласный | j / ʒ |
полугласный звук / w / отсутствует в системе, однако он есть аллофон / b /, который встречается только в последней позиции слова. Согласные в последней позиции слова: / p, t, k, m, n, ŋ, j, b [w] /.
Гласные могут встречаться в слоге средней и только конечные позиции. Реконструирован следующий перечень гласных:
передний | центральный | задний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
номер | номер | ряд | номер | ||||
короткий | длинный | короткие | длинные | короткие | длинные | короткие | |
закрытые | i | u | ɯ | ||||
открытые-средние | ɛ | ɔ | |||||
открытые | a | aː |
В языке система тонов, но поскольку сценарий Ахом не визуализировал никаких тонов, тоны теперь неизвестны.
Следующий набор местоимений - это местоимения, встречающиеся в язык ахом:
Слово | Значение |
---|---|
/kau/ | I (1sg) |
/maɯ/ | You (2sg) |
/ man / | He / She / It (3sg) |
/rau/ | We (1pl) |
/su/ | You (2pl) |
/ kʰau / | Они (3pl) |
Ахом использует проксимальный указательный наи, означающий «это», и дистальный указательный нан, означающий «то».
Tai-Ahom в основном использовал порядок слов SOV, но также был подтвержден порядок слов SVO.
Классификаторы используются при образовании множественного числа, считая e сущности и когда конкретно ссылаются на одну единственную организацию. Некоторые классификаторы: «кун» (используется для обозначения людей), «ту» (используется для обозначения животных) и «ан» (общий). Например, «khai song tu» означает двух буйволов, где «khai» означает буйвола, «song» означает два, а «tu» - классификатор животных.
Следующие вопросительные вопросы: найдено:
Фонематический | Значение |
---|---|
sang | What |
naɯ/daɯ | What |
rɯ | Почему |
ki | Сколько |
phaɯ | Who |
thaɯ | Где |
У Ахома есть следующие основные числа:
Кардинал | / lɯŋ / | / sɔ: ŋ / | / sam / | / si: / | / ha / | / ruk / | / cit / | / pit / | / kaw / | / sip / |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Порядковый номер | /aj/ | /ŋi:/ | /sam/ | /saj/ | /ŋu:/ | / luk / | / cit / | / pit / | / kaw / | / sip / |
1st | 2nd | 3-й | 4-й | 5-й | 6-й | 7-й | 8-й | 9-й | 10-й |
Ниже приводится сравнительная таблица ахом и других тайских языков.
Английский | Прото-Юго-западный Тай | Тайский | Лаосский | Северный Тайский | Шан | Тай Лю | Стандартный Чжуан | Ахом: |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ветер | * lom | / lm / | / lóm / | / lm / | / lóm / | / lôm / | / ɣum˧˩ / | / lum / |
город | * mɯaŋ | / mɯ̄aŋ / | / mɯ́aŋ / | / mɯ̄aŋ / | / mɤ́ŋ / | / mɤ̂ŋ / | / mɯŋ˧ / | / mɯng / |
земля | * ʔdin | / dīn / | / dìn / | / dīn / | / lǐn / | / dín / | / dei˧ / | / nin / |
огонь | * vai / aɯ | / fāj / | / fáj / | / fāj / | / páj / или / fáj / | / fâj / | / fei˧˩ / | / pʰaj / |
сердце | * čai / aɯ | / hǔa tɕāj / | / hǔa tɕàj / | / hǔa tɕǎj / | / hǒ tsǎɰ / | / hó tɕáj / | / sim / | / caj / |
любовь | * rak | / rák / | / hāk / | / hák / | / hâk / | / hak / | / gyai˧˩ / | / hak / |
вода | * naam | / náːm / | / nâm / | / nám / | / nâm / | / nà̄m / | / aem˦˨ / | / nam / |