Ахашверош (; Иврит : אֲחַשְׁוֵרוֹשׁ, Современный : Aašvērōš, тиберийский : Aašwērōš, обыкновенно Ахашверош; греческий койне : Ασουηρος, латинизированный : Асуэрос в Септуагинте ; Латинский : Ассуэрус в Вульгате ) - имя, употребленное в еврейской Библии трем правителям и вавилонскому чиновнику (или мидийскому царю) в Книге Товита.
Первоначальное название было древнеперсидское Xšaya.rša (< xšaya 'king' + aršan 'male'>'царь всех мужчин; Герой среди король s '). Он стал вавилонским Aḥšiyaršu (𒄴𒅆𒐊𒅈𒋗, aḫ-ši-ia-ar-šu), затем стал Akšiwaršu (𒀝𒅆𒄿𒈠𒅈𒍪, ak-ši-i-wa 6 -ar-šu), заимствовано на иврите как אחשורוש kḥašwêrôš, а затем на латынь как Ahasuerus, форма, традиционно используемая в английских Библиях.
Персидское имя было независимо передано в древнегреческом как Ξέρξης Xérxēs. Многие новые английские переводы и пересказы Библии использовали имя Ксеркс.
Ахашверош - имя царя, мужа Есфирь, в Книге Есфири. Говорят, что он правил «от Индии до Эфиопии ста семью двадцатью провинциями», то есть империей Ахеменидов. В рассказе нет ссылок на известные исторические события; повествование об Эстер было придумано, чтобы объяснить этиологию Пурима, а имя Ахашверош обычно понимается как относящееся к беллетризованному Ксерксу I, правившему империей Ахеменидов между 486 и 465 г. до н. э. Персидские цари женились только на ограниченном числе персидских благородных семей, и невозможно, чтобы была еврейская царица Эстер; в любом случае исторической королевой Ксеркса была Аместрида. В Септуагинте Книга Эстер упоминает этого царя как «Артаксеркс» (древнегреческий: Αρταξέρξης).
Многие ученые предлагали теории относительно того, кого представляет Артаксеркс. Большинство ученых обычно отождествляют его с Ксерксом I, как и библейские комментарии XIX века. Три фактора, среди прочего, способствуют этой идентификации:
Септуагинта, Вульгата, Мидраш Эстер Рабба, I, 3 и Иосиппон идентифицируют царь Артаксеркс I, а историк Иосиф сообщает, что именно под этим именем он был известен грекам. В эфиопском тексте его называют Аркексис, обычно эфиопский эквивалент Артаксеркса.
Ахашверош также упоминается как имя Царь Персии в Книге Ездры. Современные комментаторы связывают его с Ксерксом I, который правил с 486 г. до н. Э. До 465 г. до н. Э. Другие отождествления были сделаны с Камбизом II или с Бардией (греч. Смердис), который правил (возможно, как самозванец) в течение семи месяцев между Камбизом II и Дарием I.
Артаксеркс упоминается как имя отца Дария Мидянина в Книге Даниила. Иосиф называет Астиага отцом Дария Мидянина, а описание последнего как дяди и тестя Кира средневековыми еврейскими комментаторами совпадает с описанием Киаксара II, который Ксенофон сказал, что он сын Астиага. Таким образом, этого Ахашвероша обычно отождествляют с Астиагом. В качестве альтернативы он идентифицируется вместе с Ахашверошем из Книги Товита как Киаксар I, который, как говорят, был отцом Астиага. Мнения о том, как согласовать источники в этом случае, расходятся. Одна точка зрения состоит в том, что описание Артаксеркса как «отца» Дария Мидянина следует понимать в более широком смысле слова «предок» или «предок». Другая точка зрения отмечает, что в Бехистунской надписи «Киаксар» является фамилией и, таким образом, рассматривает описание как буквальное, рассматривая Астиага как промежуточного правителя, ошибочно помещенного в родословную в греческих источниках.
Большинство ученых считают Дария Мидянина литературным вымыслом или, возможно, объединением Дария Великого с пророчествами о мидянах.
В некоторых версиях второканонической Книги Товита, Артаксеркс упоминается как имя сообщника Навуходоносора, который вместе с ним разрушил Ниневию только что перед смертью Товита. Традиционная католическая точка зрения состоит в том, что он идентичен Ахашверошу из Даниила 9: 1. В Синайском кодексе греческом (LXX ) издании два имени в этом стих появляется вместо этого как одно имя, Ахикар (также имя другого персонажа в истории Товита). Другие тексты Септуагинты носят название Ахиахар. Западные ученые предположили, что Ахиахар - это вариант имени «Киаксар I из Мидии », который исторически разрушил Ниневию в 612 году до нашей эры.
В некоторых версиях легенды о Странствующем евреях его настоящее имя - Артаксеркс. Это имя, под которым Иммануил Кант обращается к странствующему еврею в Единственно возможный аргумент в поддержку демонстрации существования Бога.
Wikisource содержит текст Британской энциклопедии 1911 года article Ahasuerus. |
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Ahasuerus. |