Агум II | |
---|---|
Царь Вавилона | |
Линия Пинчеса Надпись Агум Какриме. | |
Правление | ок. 1500 г. до н.э. |
Предшественник | ? Шипта-Улзи |
Преемник | ? Бурна-Бурияш I |
Дом | Кассит |
Агум II (также известный как Агум Какриме ), возможно, был касситом правитель, который мог стать 8-м или, что более вероятно, 9-м царем третьей вавилонской династии через некоторое время после того, как Вавилония была побеждена и уволена хеттским царем Мурсилисом I в 1531 г. до н.э. (краткая хронология ), установив династию касситов, которая просуществовала в Вавилоне до 1155 г. до н.э. Более поздняя традиция, Пророчество Мардука, повествует о 24 году после того, как статуя была взята, прежде чем она сама по себе вернулась в Вавилон, что предполагает касситское занятие, начавшееся примерно в 1507 году до нашей эры.
Единственный исторический источник описывает его как сына Урцигурумаша, 6-го короля династии, но в Синхронном списке царей есть две лакуны, где 8-й и 9-й короли предшествуют Бурна- Буряш I, который был 10-м. Седьмое место занимает имя, содержащее «arba». Было высказано предположение, что на 9-й позиции могут быть следы имени «Какриме», которое якобы означает «Меч милосердия» или «Оружие грома».
Все, что известно о нем, содержится в Надписи Агум-Какриме , аккадском текст, написанный неоассирийской клинописью, но очень короткими строками в имитации антикварного стиля. Сохранился в двух экземплярах, описывающих восстановление королем культовой статуи Мардука из земли (KUR a-ni-i), украденной хеттами во время их разграбления. Вавилона и его восстановление в недавно отремонтированном храме Эсагила. В нем Агум изображает себя законным правителем и заботливым пастырем как касситов, так и аккадцев. Он утверждает свой сюзеренитет над Паданом и Алманом, а также гутейцами, «глупыми людьми», группами, расположенными по-разному в регионах гор Загрос.
. Надпись начинается с вступления, дающего царю имя, генеалогия, эпитеты и так далее. Он потомок Аби [ратташа], «жестокого героя». Он продолжается длинным рассказом о возвращении Мардука и его супруги Зарпанитум, а затем перечисляет многочисленные щедрые пожертвования Агум-Какриме храму и включает описания очищения самого дома заклинателем змей и строительства о защитных демонах для дверного проема.
Неизвестного происхождения, он находится на двух таблицах, одна из которых охватывает 8 столбцов и более 350 строк, и включает много эзотерических деталей, касающихся храма и его ритуалов. Один был найден в библиотеке Ашшурбанипала, якобы являясь копией надписи, сделанной в древности, а другой был найден в другом месте Куюнджика, древней Ниневии. Копия Библиотеки Ашшурбанипала содержит два колофона, и, помимо стандартного библиотечного обозначения, более ранний читается как «мудо муда ликаллим», что было переведено как «Пусть ученые наставляют ученых» или, альтернативно, «Посвященный может показывать посвященного». Для тех, кто оспаривает его подлинность, это более поздний псевдоним для пропаганды культа Мардука, подчеркивающий определенные налоговые льготы, предоставленные для восстановления статуй. Царские надписи касситской эпохи обычно начертаны на шумерском. Сторонники его подлинности ссылаются на иконографию демонов, описанных на дверях целлы, которые представляют побежденных врагов Мардука, богов городов, завоеванных Вавилоном, таких как Эшнунна, и являются иллюстрацией средневавилонской теологии.. Мардук еще не достиг суверенитета над вселенной, характеризуемой Эньма Элиш и борьбой с Тиаматом.