Соглашение о Применение санитарных и фитосанитарных мер , также известное как Соглашение СФС или просто СФС , является международным договором Всемирной торговли Организация (ВТО). Он был согласован в ходе Уругвайского раунда Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и вступил в силу с учреждением ВТО в начале 1995 года. Санитарные и фитосанитарные («СФС») меры, охватываемые соглашением, - это меры, направленные на защиту жизни или здоровья людей, животных или растений от определенных рисков.
В соответствии с соглашением СФС ВТО устанавливает ограничения для членов: политика штатов в отношении безопасности пищевых продуктов (бактериальные загрязнители, пестициды, инспекция и маркировка ), а также животных и растений здоровье (фитосанитация) в отношении завезенных вредителей и болезней. Есть 3 организации по стандартизации, которые устанавливают стандарты, на которых члены ВТО должны основывать свои методологии СФС. Как предусмотрено в Статье 3, это Комиссия Кодекс Алиментариус (Кодекс), Всемирная организация по охране здоровья животных (МЭБ) и Секретариат Международной конвенции по защите растений (IPPC).
Соглашение SPS тесно связано с Соглашением о технических барьерах в торговле, которое было подписано в том же году и преследует аналогичные цели. ТБТ возникло в результате Токийского раунда переговоров ВТО и обсуждалось с целью обеспечения недискриминации при принятии и применении технических регламентов и стандартов.
Как предварительный фокус GATT снижали тарифы, структура, предшествовавшая Соглашению СФС, не была достаточно оснащена для решения проблем нетарифных барьеров (НТБ) для торговли и необходимости независимого соглашения решение этой проблемы стало критически важным. Соглашение СФС представляет собой амбициозную попытку устранить нетарифные барьеры, возникающие из-за межнациональных различий в технических стандартах, без ограничения прерогативы правительств по осуществлению мер по защите от болезней и вредителей.
Некоторые из наиболее важных «дел» ВТО относительно реализации СФС мер включают:
В 2003 году Соединенные Штаты оспорили ряд законов ЕС, ограничивающих импорт генетически модифицированных организмов ( ГМО) в споре, известном как EC-Biotech, утверждая, что они являются «неоправданными» и незаконными в соответствии с соглашением SPS. В мае 2006 года комиссия ВТО по разрешению споров приняла сложное постановление, в котором были оспорены некоторые аспекты регулирования ЕС в отношении ГИО, но отклонены многие претензии США. Краткое изложение решения можно найти здесь.
Другой известный случай SPS - это случай говядины, обработанной гормонами. В 1996 году Соединенные Штаты и Канада оспорили в Органе по урегулированию споров ВТО (DSB) ряд EU директив, запрещающих импорт и продажу мяса и мясных продуктов, обработанных определенными гормоны роста. Заявители утверждали, что директивы ЕС нарушили, среди прочего, некоторые положения Соглашения СФС. ЕС утверждал, что присутствие запрещенных гормонов в продуктах питания может представлять риск для здоровья потребителей и что, как следствие, директивы были оправданы в соответствии с несколькими положениями ВТО, разрешающими принятие торговых ограничительных мер, необходимых для защиты здоровья человека.. В 1997 и 1998 годах судебные органы ВТО признали претензии США и Канады и предложили ЕС привести директивы в соответствие с законодательством ВТО до конца мая 1999 года. ЕС не выполнил требований, и DSB уполномочил США и Канаду принять контрмеры против ЕВРОПА. Контрмеры приняли форму повышения таможенных пошлин, применяемых США и Канадой в отношении определенных продуктов ЕС, включая печально известный сыр рокфор. В 2004 году, когда еще действовал запрет на мясо, обработанное гормонами, ЕС инициировал в DSB новое разбирательство с целью отмены контрмер, применяемых США и Канадой. ЕС утверждал, что он собрал новые научные данные, свидетельствующие о том, что запрещенные гормоны могут причинить вред потребителям. По мнению ЕС, новые научные данные дают достаточное основание для запрета на гормоны, который больше не может быть санкционирован контрмерами, введенными США и Канадой. По состоянию на январь 2007 года судебное разбирательство, возбужденное ЕС, еще не завершено.
Хотя статья 1.5 ТБТ исключает включение СФС мер из сферы его действия, в EC-Biotech комиссия признала, что могут возникнуть ситуации, когда мера является лишь частично СФС мерой, и в этих случаях СФС часть меры будет рассматриваться в соответствии с Соглашением СФС. Если мера соответствует СФС согласно статье 2.4 Соглашения СФС, предполагается, что эта мера подпадает под действие статьи XX (b) ГАТТ.
Торговля продуктами, на которые распространяются СФС-меры, потенциально может привести к значительным экономическим выгодам для национальной экономики. Однако предпочтение экономических соображений по сравнению с другими важными вопросами политики общественного здравоохранения требует тщательного изучения со стороны правительств и международного сообщества.
Соглашение СФС отражает принцип предосторожности - принцип, который позволяет они должны проявлять осторожность, если нет научной уверенности в отношении потенциальных угроз для здоровья человека и окружающей среды. В соответствии со Статьей 5.7 члены, которые принимают временные меры, обязаны запрашивать дополнительную информацию о возможных рисках и пересматривать меру «в разумные сроки». Апелляционный орган Японии - Меры, влияющие на сельскохозяйственную продукцию, заявил, что продолжительность «разумного периода времени» должна оцениваться в индивидуальном порядке. В соответствии с правилами СФС бремя доказывания лежит на стране-заявителе, чтобы продемонстрировать, что мера нарушает статью 2.2 и статьи 5.1-5.8, прежде чем ее можно будет регулировать, даже если научные доказательства никогда не могут быть окончательными и невозможно проверить все риски для здоровья. которые могут возникнуть в результате импорта определенного продукта.
Важно, чтобы мнения развивающихся стран были включены в процесс установления стандартов как Эффект введения странами-экспортерами СФС мер может нанести ущерб развивающимся экономикам. Частично это связано с тем, что эти государства не обладают технологиями и ресурсами, необходимыми для быстрого соблюдения определенных требований СФС.
Некоторые комментаторы утверждают, что предположение ВТО о либерализации торговли повышает благосостояние потребителей, что привело к тому, что Соглашение СФС не соответствовало требованиям к торговым ограничениям, введенным правительствами в ответ на протекционистское давление со стороны потребителей. Это было наиболее заметно в споре о гормонах говядины, где, хотя наука указала на относительную безопасность рассматриваемых гормонов роста, европейские потребители оказали давление на правительства с целью запретить импорт говядины, обработанной гормонами.