Агаме. ዓጋመ | |
---|---|
Провинция | |
Агаме | |
Координаты: 13 ° 57'N 39 ° 13'E / 13,950 ° N 39,217 ° E / 13,950; 39.217 | |
Провинция Тыгра | Провинция |
Правительство | |
• Тип | Монархия |
• Тело | Дом Агаме |
Площадь | |
• Всего | 4889 км (1888 квадратных миль) |
Размеры | |
• Длина | 139,92 км (86,94 мили) |
• Ширина | 66,39 км (41,25 мили) |
Население | |
• Всего | 344,800 |
Этническая принадлежность | |
Языки |
Agame (Ge'ez : ዓጋመ, agamä; «плодотворный») - бывший провинция на севере Эфиопии и теперь входит в регион Тыграй. Агаме расположен в северо-восточном углу Эфиопской империи. Граничит с эритрейской провинцией Акеле Гузаи на севере, Тембиен, Калатта-Авлало и Эндерта на юге, а также с Эритрейской и Эфиопской Афар низменность на востоке. Благодаря этому относительному местоположению Агам находился на стратегическом перекрестке между побережьем Красного моря и внутренними районами южной Эритреи, с одной стороны, и северным плато Тиграян, с другой. До 1991 года Агам занимал общую площадь около 4889 квадратных километров (1888 квадратных миль) с предполагаемым населением 344800 человек.
Агаме - один из древнейших регионов Эфиопии, входящий в Королевство Дамт на севере Эфиопии. и Эритрея, которая превратится в Аксумское королевство. Это был главный центр аксумской культуры (уступающий только Западному Тыграю, где находилась столица), с отдельной субкультурой, которая отделяла эти два региона от Западного Тыграя (Шир, Аксум, Йеха ), Центральная Эритрея (Серайе, Хамасиен, Акеле Гузаи и Адулис ), и приграничные районы на севере Эритреи. Агаме - одно из очень немногих топонимов, идентифицированных в надписи Адулиса еще в III веке. Там он упоминается как очевидно жизнеспособное местное политическое образование, и, похоже, с тех пор он продолжал оставаться таковым. Этот район также, кажется, был частью восточной культурной провинции древнего Аксума: к этому периоду относится основание монастыря Дебре Дамо, сыгравшего важную роль в церковной истории Эфиопии в средние века. до наших дней.
Портрет Дежазмача Сабагадиса Вольду, поклоняющегося Святой Марии, на настенной иконографии в церкви Гунда Гунде.вожди Агаме принимали титул Шум Агаме в средние века и на протяжении всей истории. Несмотря на то, что в 16 веке Шум-Агам подчинился армии Ахмада Ибрагима аль-Гази, физическая недоступность равнинного Агаме соответствовала цели обеспечения безопасных укрытий для различных политических, религиозных и социальных диссидентов. Он оставался центром выдающихся монастырей, таких как Гунда Гунде Марьям, который был основан стефанитами в 15 веке. Агаме упоминается в хартии XVI века, написанной во времена правления императора Лебны Денгель. В средние века Агаме был частью более крупной провинции Бур в Эфиопии, которая также включала несколько северо-восточных Афар низменностей и полуостров Бури ; Агаме и Аккеле Гузай были частью «Верхнего» (Ла'илай) Бура, в то время как низменности были далее обозначены как «Нижний» (Тахтай).
Агаме появляется на картах коренных народов северного Рога Африка в 15 веке.
Агаме сыграл важную роль в политическом господстве Тигре в христианской Эфиопии на протяжении большей части первая четверть 19 века. Один из видных военачальников северной Эфиопии, Деджазмач Сабагадис Вольду, правивший Тигреем в период 1822-31 годов, имел свою базу власти в Агаме. Его кончина в битве при Дебре-Аббее ознаменовала снижение политического значения Агаме на политической арене Тиграяна.
В период 1896-1936 гг. Во главе Агаме стояли потомки Сабагади. Деджазмач Касса Себхат был начальником этого района во время итальянской войны 1935-36 годов. Он мобилизовал народ Агаме и вступил в бой с итальянцами при Фагене, в Афарском откосе к востоку от Аддиграта. Но он потерпел поражение и в конце концов сдался. В течение 1941-74 гг. Агаме существовал как аураджа (в провинции Тыграй), имея в своем составе пять округов (вореда): Гуло Мекеда, Ганта Афшум, Субджа Сасе, Даллол и Калатте Балаза. Потомки семьи Сабагади все еще правили Агамом до революции.
Агаме занимал территорию, которая более или менее соответствует нынешнему воредас Ганта Афешум, Гуломахда, Ироб, Хавзен, Саиси Цаида Имба ; На восток Агаме простирался широко в Данакиль низменность, в настоящее время являющуюся частью региона Афар. Песчаник (Песчаник Адиграта и Песчаник Энтичо ) являются доминирующими литологическими структурами; следовательно, многие почвы песчаные. геоморфология включает горные массивы, равнины, плато, глубокие ущелья и речные долины. Археологические данные свидетельствуют о том, что Агаме был одним из первых мест в Эфиопии, где применялось лемехническое земледелие, но столетия чрезмерной обработки земли и максимального использования ресурсов превратили крутые склоны в маргинальные сельскохозяйственные земли.
Основными обитателями Агаме являются говорящие Афар, Сахо и Тигринья. В нагорьях преобладало население, говорящее на тигринья. Северо-восточный и юго-восточный сектор обрыва в основном населен сахо-говорящими иробами и афароговорящими соответственно. Адиграт был столицей Агаме на протяжении 19 и 20 веков. С 19 века Агаме был устойчивой базой для лазаристской католической евангелизации в северной Эфиопии. В наследство от этого процесса остались католический собор и семинария Адиграта, а также значительное католическое собрание Иробланда в низинах.
Местная дворянская семья правила Агаме с «Эры принцев» до Дерг свергнул императора Хайле Селассие в 1974 году. Эта семья сохранила достаточную власть и уважение после итальянского завоевания в 1936 году, которое итальянец Викерой Пьетро Бадольо предложил в телеграмме Бенито Муссолини чтобы часть старого эфиопского правящего класса была кооптирована в итальянскую Восточную Африку : «В регионе между Шоа и Эритреей были местные благородные семьи, которые было неудобно игнорировать, потому что они осуществляли командование
Эфиопские записи прослеживают происхождение этой семьи до брака римского короля Маргедира и Элени, сестры из царя Соломона. Текущее происхождение правителей Агаме выглядит следующим образом:
Шум Агаме Кумалит | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шум Агаме Вольду Кумалит. годы 1802-1815 гг. | Войзеро Сабана Гиоргис. м.1802 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Войзеро Деста. m.1817 | Dejazmatch Sabagadis Woldu. 1770-1831. r.1818-1831 | Фитаурари Габру Гура | Шум Агам Агус | Шум Агам Сарди | Шум Агаме Габре Медхин | Шум Агаме Вольде Тиатос | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деджазмач Касса Сабагадис | Деджазмач Вольде Микаэль | Деджазмач Хагос Сабагадис | Дежазмач Арегави <Сабагадис <8.1>r5.1>-1859 | Лидж Балгада Арайя | Лидж Хайлу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деджазмач Деста Арагави | Деджазмач Вольде Габриэль Арагави | Лидж Асгадем Арагави | Деджазмач Аббая Арагави Себа Арагави | Себа Арегат | Себа Арегат <14. r.1892-1914 | Woizero Shoanesh. m.1892 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Dejazmatch Asgedom Sebhat | Woizero Gereda Sebhat | Woizero Lemlem Sebhat | Woizero Hareya Sebhat | Woizero Semret Sebhat | Woizero Semret Sebhat 199>Шум Агаме Деста Себхат. -1914 | Войзеро Зенебеч Себхат | Рас Касса Себхат. р. 1914-1 974 | Деджазмач Айеле Себхат | Лидж Гебрезги Себхат. -1935 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Типичными традиционными блюдами и напитками Агаме являются
Традиционная хвалебная песня в Тигринья содержит формулировки: Агаме, адди техло, адди ма'ар (Агаме, земля техло и меда), Агаме адди Саба (Агаме, земля царицы). Sheba),...