В психоанализе из Зигмунд Фрейд, последствие "способ запоздалого понимания или ретроактивного приписывания сексуального или травматического значения более ранним событиям... [от немецкого слова] Nachträglichkeit, что переводится как отложенное действие, обратное действие, après-coup, последствие". Как резюмировал другой ученый: «В каком-то смысле теорию отложенного действия Фрейда можно просто сформулировать: память, так сказать, перепечатывается в соответствии с более поздним опытом».
Психоаналитическая концепция «впоследствии» (немецкий : Nachträglichkeit) впервые появилась в работах Фрейда в 1890-х годах в форме здравого смысла немецкого прилагательного-наречия. «впоследствии» или «отложено» (nachträglich): как Фрейд писал в незаконченном и неопубликованном «Проекте научной психологии» 1895 года, «подавляется память, которая стала травмой только после события». Однако «теория отсроченного действия уже была [публично] выдвинута Фрейдом в« Исследованиях истерии »(1895 г.)», а в статье 1898 г. «он развивает идею отсроченного действия: патогенный эффект травмирующего события. происходит в детстве... [проявляется] ретроспективно, когда ребенок достигает следующей фазы полового развития ».
Эта же идея будет заметно фигурировать пару десятилетий спустя в его исследовании« Человека-волка »: Эффект от сцены был отложен, но... имел такой же эффект, как если бы это был недавний опыт ». «Таким образом, хотя он никогда не предлагал определения, а тем более общей теории, понятия отложенного действия, Фрейд, несомненно, рассматривал его как часть своего концептуального оснащения».
Именно Лакан вернул этот термин из безвестности после смерти Фрейда - его перевод на французский язык как «après-coup » вписывается в контекст его «возвращения к Фрейду» ("rapport de Rome", 1953) - и, конечно же, французский психоанализ с тех пор стал лидером в его экспликации. Сам Лакан утверждал в своем Семинаре, что «реальное значение nachträglich, например, было проигнорировано, хотя оно присутствовало все время, и его нужно было только уловить», при этом он писал в Ecrits «отложенного действия» (Nachtrag), чтобы спасти еще одно из этих условий из учреждения, в которое они с тех пор попали... в то время они были неслыханными. "
После переворота Лакана, Вклад Жана Лапланша в концепцию последующего означает нечто совершенно иное: у Жана Лапланша и в отношении к Фрейду (теория соблазнения, невротика) Лакановское «Другое» теряет свою заглавную букву « Символический ", который связывает Лакана с французским структурализмом (лингвистика, Lévi- этнология Штрауса ), и это связывает также Лакана впоследствии в истории идей (с 1960-х гг.) - посредством «инверсии в противоположном направлении» («судьба влечение "в психоаналитической теории ry) - к французской теории на месте деконструкции Жака Деррида .
«Последовательность» становится ключевым понятием в «» (théorie de la séduction généralisée ) и соответствующей важности «акта психической трансляции... [загадочных] отложений другим» - подход, который развивает письмо Фрейда 52/112 (к Вильгельму Флиссу ). В его «Заметках о последствиях» (1992), основанных на разговоре Жана Лапланша с Мартином Стэнтоном, есть отличное определение последствий в смысле Лапланша, включая категорию Загадочное послание, которое подчеркивает вклад Лапланша в концепцию Фрейда :
Концепция Фрейда о последующем содержит как большое богатство, так и большую двусмысленность между регрессивным и прогрессивным направлениями. Я хочу объяснить эту проблему движения туда-сюда, утверждая, что с самого начала есть что-то, что идет в направлении от прошлого к будущему и в направлении от взрослого к ребенку, что я называют имплантацией загадочного сообщения. Затем это сообщение ретранслируется во временном направлении, которое иногда прогрессивно, а иногда - регрессивно (в соответствии с моей общей моделью перевода).
Для Фрейда отсроченное послушание было тесно связано с отсроченным подчинением : снова «отложенный эффект...« отложенное подчинение »под влиянием репрессий ». Так, например, Фрейд исследовал различные фазы инфантильного отношения мужчины к своему отцу: «Пока его отец был жив, это проявлялось в явном бунтарстве и открытых разногласиях, но сразу после его смерти оно приняло форму невроза. основанный на низком подчинении и отложенном подчинении ему ».
В« Тотеме и табу »он обобщил этот принцип и« изобразил общественный договор также как основанный на посмертном подчинении авторитету отца », что иногда компенсировалось наоборот, случайная карнавальная -подобная лицензия, такая как «мемориальный праздник тотемной трапезы, в котором больше не действуют ограничения на отсроченное послушание».