Афроцентризм (также Афроцентризм ) - подход к изучению мировой истории который фокусируется на истории людей недавнего африканского происхождения. В некотором смысле это ответ на глобальное (евроцентрическое ) отношение к африканцам и их исторический вклад; он стремится исправить то, что он считает ошибками и идеями, увековеченными расистскими философскими основами западных академических дисциплин, как они развились во время и после раннего Возрождения Европы, как оправдание причин порабощения других народов, чтобы дать возможность более точные отчеты о вкладе не только африканцев, но и всех народов в мировую историю. Афроцентризм имеет дело в первую очередь с самоопределением и африканской активностью и является панафриканской точкой зрения для изучения культуры, философии и истории.
Афроцентризм - это научное движение, которое стремится проводить исследования и просвещение по вопросам глобальной истории с точки зрения исторических африканских народов и политий. Он критически относится к евроцентрическим допущениям и мифам о всемирной истории, чтобы продолжить методологические исследования последней. Некоторые из критиков движения считают, что оно часто отрицает или преуменьшает влияние европейской, ближневосточной и азиатской культуры, преувеличивая при этом определенные аспекты исторических африканских цивилизаций, которые независимо достигли значительного уровня развития. культурное и технологическое развитие. В целом, афроцентризм обычно проявляется в сосредоточении внимания на истории Африки и ее роли в современной афроамериканской культуре, среди прочего.
То, что сегодня широко называют афроцентризмом, возникло в результате работы афроамериканских интеллектуалов в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, но расцвело в свою современную форму благодаря активности афроамериканских интеллектуалов в США движение за гражданские права и в разработке программ афроамериканских исследований в университетах. Однако после развития университетов в африканских колониях в 1950-х годах африканские ученые стали основным вкладом в африканскую историографию. Заметным пионером является профессор Кеннет Дайк из Университета Ибадана, который стал председателем комитета по африканским исследованиям в Гарварде в 1970-х годах. Строго говоря, афроцентризм, как отдельная историография, достиг своего пика в 1980-х и 1990-х годах. Сегодня это в первую очередь связано с Шейхом Анта Диопом, Джоном Хенриком Кларком, Иваном ван Сертима и Молефи Асанте. Чейк Анта Диоп является основным источником академической литературы, ориентированной на Африку, методология его исследования нубийских истоков египетской цивилизации принесла ему авторство главы в руководстве ЮНЕСКО по всеобщей истории Африки под названием " Происхождение древних египтян », но его идеи о Древнем Египте были встречены« глубокими разногласиями ».
Сторонники афроцентризма поддерживают утверждение о том, что вклад различных чернокожих африканцев был преуменьшен или дискредитирован как часть наследие колониализма и патология рабства, заключающаяся в «вычеркивании африканцев из истории». Основные критики Afrocentricity в том числе Mary Lefkowitz, отклонить его как фолк-хистори, реактивная и упорно терапевтический. Другие, такие как Кваме Энтони Аппиа, считают, что афроцентричность побеждает свою цель демонтажа однополярных исследований мировой истории, пытаясь заменить европоцентризм столь же этноцентрической и иерархической учебной программой, и негативно эссенциализирует европейскую культуру и людей европейского происхождения. Кларенс Э. Уокер утверждает, что это «евроцентризм в blackface ".
Термин «афроцентризм» восходит к 1962 году. Прилагательное «афроцентризм» появляется в машинописном предложении для записи в Encyclopedia Africana, возможно, из-за WEB Du Bois. Абстрактное существительное «афроцентричность» восходит к 1970-м годам и было популяризировано книгой Молефи Асанте «Афроцентризм: теория социальных изменений» (1980). Афроцентристы во главе с Молефом Асанте организовали своих критиков в тройка категории е, капитулянты, европеизированные лоялисты и маскеры.
Капитулянты осуждают афроцентризм, потому что им неловко с собой, и они не верят, что африканцев следует считать агентами. Среди них были чернокожие ученые Энтони Аппиа и Стэнли Крауч. Функциональный элемент этих критиков - ненависть к себе, сопровождаемая убеждением, что эти африканские критики на самом деле не что иное, как белые в черной коже. Их отказ от афроцентризма связан с отказом от самих себя. К европеизированным лоялистам относятся многие марксисты и сторонники интеграции, такие как Мэри Лефковиц, Стэнли Крауч и Уилсон Мозес (стойкие критики афроцентричности), которые считают, что черные не могут делать ничего хорошего. Эти критики незнакомы с афроцентрической идеей, потому что они погрузились в чуждый канон знания, не зная африканской истории. Последний тип, Маскеры, - это критики, которые стыдятся афроцентризма и поэтому делают все возможное, чтобы скрыть свою личность. Их трагедия в том, что они стремятся доставить удовольствие хозяину, поэтому нападают на афроцентристов, чтобы доказать белым, что они такие же, как они. Они опасаются потерять свою карьеру
Афроцентризм берет свое начало в работах африканской и африканской диаспоры интеллектуалов в конце 19-го и начале 20-го веков, вслед за социальными изменениями в Соединенных Штатах и Африке, связанными как с концом рабства, так и с упадком колониализма. После Гражданская война, афроамериканцы в Южная собрались вместе в общинах, чтобы избежать белого контроля, создали свои собственные церковные общины, и упорно трудились, чтобы получить образование. Несмотря на жестокую расовую дискриминацию и сегрегацию, они все чаще брали на себя более активную общественную роль. Американские и африканские интеллектуалы обратились к африканскому прошлому, чтобы переосмыслить то, чего достигли его цивилизации и что они значили для современных людей.
Сочетание европейских веков дает нам от четырех до пятисот лет твердого европейского господства над интеллектуальные концепции и философские идеи. Африка и Азия были включены в различные категории европейской иерархии. Если и происходила война между европейскими державами, то это называлось мировой войной, и азиаты и африканцы оказывались на стороне той или иной европейской державы. Было это чувство напористости европейской культуры, которое продвигалось вместе с торговлей Европы, религиозной и религиозной. и вооруженные силы.
— Молефи Асанте, «Де-западническая коммуникация: стратегии нейтрализации культурных мифов»Как идеология и политическое движение афроцентризм зародился в активизме чернокожих интеллектуалов, политических деятелей и историков в контексте американского движения за гражданские права США. По словам американского профессора Виктора Огужиофора Окафора, концепции афроцентричности лежат в основе таких дисциплин, как афроамериканские исследования. Но Уилсон Дж. Мозес утверждает, что корни афроцентризма не исключительно африканские:
Несмотря на гнев этно-шовинистов и других предубежденных людей, остается фактом, что вклад белых ученых, таких как Боас, Малиновский, и Херсковиц, были основополагающими для того комплекса идей, который мы сегодня называем афроцентризмом... Исследователи истории Африки и афроамериканцев давно оценили иронию того, что большая часть того, что мы сейчас называем афроцентризмом, была разработана в 1930-х годах американскими евреями. ученый Мелвилл Херсковиц
— Уилсон Дж. Моисей, Исторические очерки афроцентризмаВ 1987 г. Мартин Бернал опубликовал свою Черную Афину, в которой утверждает, что древняя Греция был колонизирован северными захватчиками, смешанными с колонией, основанной Финикией (современный Ливан). Основная тема работы - предполагаемое отрицание западными академическими кругами африканского и (западного) азиатского влияния на древнегреческую культуру.
В 2000 году Молефи Кете Асанте, заведующий кафедрой афроамериканских исследований в Университете Темпл прочитал лекцию в Ливерпульском университете под названием «Афроцентризм: к новому пониманию африканской мысли в этом тысячелетии», в которой представил многие из своих идей:
Асанте также заявил:
Как культурная конфигурация, Афроцентрическая идея отличается пятью характеристиками:
Однако Уилсон Дж. Моисей сказал об Асанте: "H Вторая книга, Афроцентрическая идея (1987), была творческой и в некоторых отношениях блестящей, но бессвязной теоретической работой, на которую сильно повлияла революция в "критической теории ", которая произошла в американской интеллектуальной жизни в конце 1970-х годов. и в начале 1980-х ». Некоторые также утверждают, что определение афроцентризма никогда не сидело на месте достаточно долго, чтобы его должным образом описали и подвергли точной критике.
Афроцентрическое образование - это образование, призванное расширить возможности народов африканской диаспоры. Центральная предпосылка этого заключается в том, что многие африканцы были порабощены, ограничив их осведомленность о себе и внушив им идеи, которые работают против них. Контролировать культуру людей - значит контролировать их инструменты самоопределения по отношению к другим. Подобно образовательным лидерам других культур, сторонники утверждают, что то, что обучает одну группу людей, не обязательно дает образование и дает полномочия другой группе, поэтому они четко отстаивают образовательные приоритеты для африканцев в данном контексте.
черная церковь в США возникла в результате креолизации африканской духовности и европейско-американского христианства ; первые члены церквей придумывали некоторые истории своими собственными. В довоенные годы идея избавления от рабства, как в истории Исход, была особенно важна. После Реконструкции и восстановления превосходства белых их надежда была основана на избавлении от сегрегации и других злоупотреблений. Они нашли много интересного в идее личных отношений с Иисусом и сформировали свои церкви благодаря развитию музыки и стилей поклонения, связанных как с африканскими, так и с европейско-американскими традициями.
«Африканские подходы» двадцатого века к христианскому богословию и проповеди были более осознанными. Писатели и мыслители подчеркивают «присутствие черных» в христианской Библии, включая идею «Черного Иисуса ".
В 1966 году Маулана Каренга организации США создали Кванза как первый специфически афроамериканский праздник. Каренга сказал, что его цель состояла в том, чтобы «дать черным альтернативу существующему празднику и дать черным возможность отпраздновать себя и истории, а не просто имитировать практику доминирующего общества ».
Многие афроцентристы стремятся оспорить такие концепции, как привилегия белых, цвет -слепые точки зрения и расовая нейтральная педагогика. Между афроцентризмом и теорией критической расы.
существуют тесные связи. Афроцентристы согласны с текущим научным консенсусом, согласно которому африканцы обладают целым рядом типов и физических характеристик, и что такие элементы, как волнистые волосы или орлиные черты лица, являются частью континуума африканских типов, которые не зависят от примеси с кавказскими группами. Они ссылаются на работу Иерно и Хассана, которая, по их мнению, демонстрирует, что популяции могут варьироваться в зависимости от принципов микроэволюции (климатическая адаптация, дрейф, отбор), и что такие вариации существовали как у живых, так и у ископаемых африканцев.
Афроцентристы имели осудили то, что они считают попытками разделения африканских народов на расовые кластеры, как новые версии дискредитированных теорий, таких как хамитская гипотеза и династическая расовая теория. Эти теории, по их мнению, пытались идентифицировать определенные африканские этнические группы, такие как нубийцы, эфиопы и сомалийцы, как «европеоидные» группы, которые вошли в Африку, чтобы принести цивилизацию местным жителям. Они считают, что западные ученые традиционно ограничивали народы, которых они определяли как «черных» африканцев, народами к югу от Сахары, но использовали более широкие «европеоидные» или родственные категории для классификации народов Египта или Северной Африки. Афроцентристы также твердо верят в работу некоторых антропологов, которые предположили, что существует мало доказательств того, что первые североафриканские народы были тесно связаны с "европеоидами" Европы и Западной Азии.
В 1964 году афроцентрический ученый Шейх Анта Диоп выразил веру в такие двойные стандарты:
Но это только самая беспочвенная теория, которая считает динка, ноуэр и масаи, среди прочих, европеоидами. Что делать, если африканский этнолог были упорствовать в признании белый только светловолосые, голубоглазые скандинавы, и систематически отказалась от членства в остальных европейцев, и медитерраниды, в частности, французский, итальянцы, греческом, испанском и португальском языках? Подобно тому, как жителей Скандинавии и стран Средиземноморья следует рассматривать как два крайних полюса одной и той же антропологической реальности, так и негров Восточной и Западной Африки следует рассматривать как две крайности в реальности негритянского мира. Сказать, что шиллук, динка или ноуэр являются европеоидом, для африканца столь же лишено смысла и научного интереса, как и для европейца, позиция, согласно которой грек или латин не принадлежат к одной расе.
Французский историк Жан Веркуттер утверждал, что археологи обычно классифицируют негроидные останки как средиземноморские, даже несмотря на то, что они обнаружили такие останки в значительном количестве вместе с древними артефактами.
Некоторые афроцентристы приняли панафриканист считает, что все цветные люди являются «африканцами» или «диаспорами африканцами», ссылаясь на физические характеристики, которые они демонстрируют, общие с чернокожими африканцами. Афроцентрист Руноко Рашиди пишет, что все они являются частью "глобального африканского сообщества". Некоторые афроцентрические писатели включают в африканскую диаспору дравидов Индии, «негритосов » Юго-Восточной Азии (Таиланд, Филиппины и Малайзия ); и аборигенные народы Австралии и Меланезии.
Некоторые афроцентристы утверждают, что ольмеки из Мексики были гибридным обществом коренных американцев. и африканцы. Традиционные историки Мезоамерики в подавляющем большинстве отвергают эту точку зрения с подробными опровержениями.
В 1970-х Иван ван Сертима выдвинул теорию о том, что комплекс цивилизации Северной и Южной Америки возникли в результате трансокеанского влияния египтян или других африканских цивилизаций. Такое утверждение является его основным тезисом в книге «Они пришли до Колумба», опубликованной в 1978 году. Немногочисленные гипердиффузионистские писатели стремятся установить, что ольмеки построили первую очень сложную цивилизацию. в Мезоамерике и считаются некоторыми материнской цивилизацией для всех других цивилизаций Мезоамерики, находились под глубоким влиянием африканцев. Ван Сертима сказал, что цивилизация ольмеков была гибридом африканцев и коренных американцев. Его теория доколумбовых американо-африканских контактов с тех пор встретила серьезное и детальное противодействие со стороны ученых Мезоамерики. Ван Сертима был обвинен в «подтасовке» и искажении данных для соответствия своим выводам, изобретении доказательств и игнорировании работ уважаемых ученых Центральной и Южной Америки в продвижении своей собственной теории.
Несколько афроцентристов заявили, что важные культурные особенности древнего Египта были коренными для Африки и что эти особенности присутствовали в других ранних африканских цивилизациях, таких как более поздняя Керма и Мероитские цивилизации Нубии. Среди ученых, придерживающихся этой точки зрения, - Маркус Гарви, Джордж Джеймс, Шейх Анта Диоп, Мартин Бернал, Иван ван Сертима., Джон Хенрик Кларк, канцлер Уильямс и Молефи Кете Асанте. Многие афроцентрические ученые также утверждали, что сами древние египтяне были черными африканцами (африканцами к югу от Сахары), а не Северной Африкой / Магриби, и что различные вторжения в Египет привели к африканскому происхождению древних народов. Египет становится разбавленным, что приводит к современному разнообразию, наблюдаемому сегодня.
Стивен Хоу, профессор истории и культур колониализма в Бристольском университете, пишет, что вопреки «афроцентрическим предположениям», в зависимости от недокументированных утверждений, что относительно легкое - ободранные жители нижнего Нила сегодня происходят от арабских завоевателей, а не от прежних жителей ». Последняя крупная синтетическая работа по африканскому населению подтвердила, что арабы не вытесняли египтян физически, но помогли создать более широкую этническую идентичность через распространение относительно небольшого числа иммигрантов.
Ученые подвергли сомнению различные утверждения афроцентристов о культурных и биологических характеристиках древних народов. Египетская цивилизация и ее люди. На симпозиуме ЮНЕСКО в 1970-х подавляющее большинство делегатов отвергли афроцентрические утверждения. Захи Хавасс официально заявил, что древние египтяне не были черными, а Древний Египет был не черная африканская цивилизация. Несмотря на споры, ЮНЕСКО решило включить его «Происхождение древних египтян» в «Всеобщую историю Африки» с редакционным комментарием, в котором упоминается разногласие. В древнем мире не использовались расовые категории, такие как «черный» или «белый», поскольку у них не было концепции «расы», а скорее были обозначены группы в соответствии с их землей происхождения и культурными особенностями. Тем не менее, биологический антрополог, изучающий противоречие, обнаруживает, что упрощенные политические наименования (в отрицательном или утвердительном виде), описывающие древние народы как «черные» или «белые», неточны, и вместо этого сосредотачивается на происхождении древнего Египта как на части местного населения. и разнообразное биологическое разнообразие Африки, которое включает множество фенотипов и оттенков кожи. Отвечая на заявление Хавасса в прессе о том, что египтяне не были черными или что Египет не был африканской цивилизацией, Кейта утверждает, что заявление Хавасса скрывает реальность исследований в долине Нила, которые рисуют очень сложную картину и что большинство людей, знакомых с этим исследователи не встали бы перед группой, чтобы так открыто сделать такое заявление.
Стивен Хоу резюмирует развитие хамитской гипотезы в XIX и XX веках как евроцентрическое. Далее он описывает, как некоторые афроцентрические писатели приняли «свою версию» этого. Хоу выделяет три группы споров, связанных с историей Древнего Египта. О третьем кластере он говорит, что это «разногласия, которые были особенно заметны по отношению к Соединенным Штатам, в значительной степени взаимодействовали с деликатными вопросами текущей государственной политики и включают вопросы как широкие, так и фундаментальные о Соединенных Штатах».
Внутри афроцентризма были выдвинуты утверждения о том, что африканские цивилизации оказали влияние на такие далекие цивилизации, как американская ольмекская и китайская ся культуры
Яков Шавит, критик движения, резюмирует его цели в предисловии к своей книге История в черном, в которой он заявляет:
Таким образом, если исторические мифы и легенды или выдуманная история, играют такую важную роль в основании каждой национальной реконструкции, что нас должен волновать вопрос о природе особого стиля, в котором чернокожие американцы представляют свое прошлое. Ответ на этот вопрос заключается в том, что радикальный афроцентризм, являющийся предметом данного исследования, который играет центральную роль в формировании современного исторического мировоззрения значительной части афроамериканского (или афроамериканского) сообщества, гораздо больше, чем попытка следовать линии, взятой многими этническими группами и народами в современном переписывании, изобретении или развитии коллективной идентичности и национальной истории. Скорее, это крупномасштабный исторический проект по переписыванию истории всего человечества с афроцентрической точки зрения. Результатом является новая реконструкция всемирной истории: это универсальная история.
Другие критики утверждают, что некоторые афроцентрические исторические исследования основаны на политике идентичности и мифе, а не на научных исследованиях. В Словаре скептика профессор философии Роберт Тодд Кэрролл назвал афроцентризм «псевдоисторическим ». Он утверждал, что главной целью афроцентризма было поощрение черного национализма и этнической гордости с целью эффективной борьбы с разрушительными последствиями культурного и универсального расизма. Аналогичным образом афроамериканский профессор Кларенс Э. Уокер, который преподает историю в Калифорнийском университете в Дэвисе, описал афроцентризм как «мифологию, которая является расистской, реакционной, по сути терапевтической и евроцентризм с черным лицом. "
" Афроцентризм предлагает немного больше, чем психологическую и терапевтическую философию хорошего настроения ".Тунде Аделеке, Дело против афроцентризма
Мэри Лефковиц, заслуженный профессор классической медицины Исследования в колледже Уэллсли в Массачусетсе отвергли теории Джорджа Джеймса о вкладе Египта в греческую цивилизацию как ошибочные научные знания. Она отмечает, что он использовал источники, которые предшествовали расшифровке египетских иероглифов. Он не смог признать, что многие из его теорий были опровергнуты доказательствами более поздних открытий. Она утверждает, что древнеегипетские тексты мало похожи на греческую философию. Лефковиц также указал, что Аристотель не мог украсть свои идеи из великой библиотеки в Александрии, как предполагал Джеймс, поскольку библиотека была основана после смерти Аристотеля. Из-за таких фундаментальных фактов Лефковиц критиковал афроцентризм как «предлог для преподавания мифа как истории».
В 1994 году Манхэттенский институт, форум государственной политики, опубликовал «Альтернативы афроцентризму», сборник весьма критические эссе, в частности, Лефковица, Джеральда Эрли, Стэнли Крауча, Уилсона Мозеса и Фрэнка Юрко. Рано, афроамериканец, был особенно критичен и отверг афроцентризм как еще один североамериканский эксперимент "групповой терапии", своего рода "интеллектуальный фаст-фуд ".
" В 2002 году Ибрагим Сундиата отметил в American Историческое обозрение, что
Слово «афроцентрический» было прослежено Дерриком Олриджем до американского историка Уэба Дюбуа, который использовал его в начале 1960-х годов. В 1970-х годах этот термин использовал Молефи Кете Асанте, настаивая на том, что он был единственным человеком, способным дать определение этому, и утверждал, что даже святые архангелы Дюбуа и шейх Анта Диоп имели несовершенное и незрелое понимание концепции, которая находит окончательное выражение в его собственных понтификациях. Впоследствии она стала всеобъемлющий «плавающий означающий», туманный, нестабильный и бесконечно изменчивый.
Каин Хоуп Фелдер, профессор Нового Завета языка и литературы в Университете Говарда и сторонник афроцентрических идей, предостерег афроцентристов избегать Есть ряд ловушек, в том числе:
Натан Глейзер пишет что, хотя афроцентризм может означать многое, популярная пресса обычно уделяет больше внимания своим самым диковинным теориям. Глейзер согласен со многими открытиями и выводами, представленными в книге Лефковица «Не из Африки». Тем не менее он также утверждает, что афроцентризм часто представляет собой законную и актуальную науку. Покойный Мэннинг Марабл также был критиком афроцентризма. Он писал:
Популистский афроцентризм был идеальной социальной теорией для стремительно продвигающейся вверх черной мелкой буржуазии. Это дало им ощущение этнического превосходства и культурной самобытности, не требуя серьезного критического изучения исторических реалий. Он предоставил философский план, позволяющий избежать конкретной борьбы в реальном мире... Короче говоря, это была только последняя теоретическая конструкция политики расовой идентичности, мировоззрения, предназначенного для обсуждения мира, но никогда не для его изменения.
— Мэннинг Марабл, Помимо черного и белого: трансформация афроамериканской политикиНекоторые афроцентристы соглашаются отвергать те работы, которые критики охарактеризовали как примеры плохой учености. Адиса А. Алкебулан отмечает, что работа афроцентристов не получила должного признания, поскольку критики используют утверждения «нескольких неафроцентристов» как «обвинение против афроцентризма».
В 1996 году историк критически рассмотрел новая работа Мэри Лефковиц об афроцентризме как «европоцентризме». Он раскритиковал ее книгу «Не из Африки: как афроцентризм» стал оправданием для преподавания мифа как истории за то, что он считал ее пренебрежением к афроамериканской исторической литературе XIX и XX веков. Мейер считает, что она не принимает во внимание афроамериканский опыт до такой степени, что «не может ответить на вопрос, поставленный в подзаголовке этой книги».
описывает полемику по афроцентризму как культурную войну. Он считает, что определенные «эпистемологии» воюют друг с другом: «эпистемология черноты» доказывает «ответственность и потенциал чернокожих людей действовать и вносить свой вклад в прогресс цивилизации».
| journal =
()Викицитатник содержит цитаты, связанные с : Афроцентризм |