Традиционные африканские маски

редактировать
Африканские страны, где маски используются традиционно

Традиционные африканские маски играют важную роль в некоторых традиционных африканских ритуалах и церемонии.

Маски играют важную роль в ритуалах или церемониях с различными целями, такими как обеспечение хорошего урожая, удовлетворение потребностей племен в мирное или военное время или передача духовного присутствия в ритуалах инициации или церемониях погребения. Некоторые маски изображают духов умерших предков. Другие символизируют тотемных животных, существ, важных для определенной семьи или группы. В некоторых культурах, например в культуре Кубы Заира, маски представляют собой определенные фигуры в племенной мифологии, такие как король или соперник правителя.

Часто считается, что носитель маски может общаться с символом, или быть одержимым тем, кто или что представляет маска.

Догоны церемониальные маски в использовании

Ритуальные и церемониальные маски являются важной чертой традиционной культуры народов части Африки к югу от Сахары, например примерно между Сахарой ​​ и пустыней Калахари. Хотя конкретные значения, связанные с ритуальными масками, сильно различаются в разных культурах, некоторые черты характерны для большинства африканских культур. Например, маски обычно имеют духовное и религиозное значение, и они используются в ритуальных танцах, социальных и религиозных мероприятиях, и особый статус приписывается художникам, создающим маски, тем, кто носит их на церемониях. В большинстве случаев изготовление масок - это искусство, которое передается от отца к сыну вместе со знанием символических значений, передаваемых этими масками. Африканские маски бывают разных цветов, таких как красный, черный, оранжевый и коричневый.

В большинстве традиционных африканских культур человек, носящий ритуальную маску, концептуально теряет свою человеческую жизнь и превращается в духа, представленного самой маской. Это преобразование носителя маски в духа обычно зависит от других практик, таких как определенные типы музыки и танцев или ритуальных костюмов, которые способствуют потере человеческой идентичности носителя маски. Таким образом, владелец маски становится своего рода медиумом, который позволяет вести диалог между сообществом и духами (обычно духами мертвых или связанных с природой духов). Танцы в масках являются частью большинства традиционных африканских церемоний, связанных с свадьбами, похоронами, обрядами инициации и т. Д. Некоторые из наиболее сложных ритуалов, которые изучались учеными, встречаются в нигерийских культурах, таких как народы йоруба и Эдо, ритуалы, которые имеют некоторое сходство с западным представлением о театр.

Поскольку каждая маска имеет определенное духовное значение, большинство традиций состоит из нескольких различных традиционных масок. традиционная религия у народа догонов из Мали, например, включает три основных культа (ава или культ мертвых, Бини, или культ общения с духами, и Лебе, или культ природы); у каждого из них есть свой пантеон духов, соответствующий 78 различным типам масок. Часто бывает, что художественное качество и сложность маски отражает относительную важность изображаемого духа в системах убеждений конкретного народа; например, более простые маски, такие как kple kple людей Бауле из Кот-д'Ивуара (по сути, круг с минимальными глазами, ртом и рогами) являются связаны с низшими духами.

Маски - один из элементов великого африканского искусства, который наиболее очевидно повлиял на европейское и западное искусство в целом; в 20-м веке такие художественные направления, как кубизм, фовизм и экспрессионизм, часто черпали вдохновение из обширного и разнообразного наследия африканских масок. Влияния этого наследия также можно найти в других традициях, таких как Южный- и Центральноамериканский в масках Карнавальные парады.

Содержание

  • 1 Предмет и стиль
    • 1.1 Животные
    • 1.2 Женская красота
    • 1.3 Маски предков (маски мертвых)
  • 2 Материалы и структура
  • 3 Маски, производимые серийно
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Тема и стиль

Африканские маски обычно имеют форму человеческого лица или морды какого-нибудь животного, хотя иногда и в очень абстрактной форме. Врожденное отсутствие реализма в африканских масках (и африканском искусстве в целом) оправдывается тем фактом, что большинство африканских культур четко различают сущность предмета от его внешнего вида, причем первое, а не второе актуальный предмет художественного изображения. Яркий пример - маски нвантантай народа бва (Буркина-Фасо ), которые представляют летающих духов леса; поскольку эти духи считаются невидимыми, соответствующие маски имеют абстрактные, чисто геометрические формы.

Стильные элементы во внешнем виде маски кодифицированы традицией и могут либо идентифицировать определенное сообщество, либо передавать определенные значения. Например, как у народа бва, так и у народа буна в Буркина-Фасо есть маски ястреба, форма клюва которых определяет маску как Bwa или Buna. В обоих случаях крылья ястреба украшены геометрическими узорами, имеющими моральный смысл; пилообразные линии представляют трудный путь, по которому шли предки, а клетчатые узоры представляют собой взаимодействие противоположностей (мужчина-женщина, ночь-день и т. д.)

Черты, представляющие моральные ценности, встречаются во многих культурах. Например, маски из народа сенуфо из Кот-д'Ивуара имеют полузакрытые глаза, что символизирует миролюбие, самообладание и терпение. В Сьерра-Леоне и в других местах маленькие глаза и рот олицетворяют смирение, а широкий выпуклый лоб олицетворяет мудрость. В Габоне большие подбородки и рты олицетворяют власть и силу. Гребо из Кот-д'Ивуара вырезают маски с круглыми глазами, чтобы показать настороженность и гнев, с прямым носом, представляющим нежелание отступать.

Животные

Животные - обычные предметы. в африканских масках. Маски животных могут на самом деле представлять дух животных, так что носитель маски становится средством общения с самими животными (например, просить диких зверей держаться подальше от деревни); Тем не менее во многих случаях животное также (иногда в основном) символ определенных добродетелей. Обычные животные: буйвол (обычно представляющий силу, как в культуре Бауле), крокодил, ястреб, гиена, бородавочник и антилопа. Антилопы играют фундаментальную роль во многих культурах Мали (например, в догонах и бамбара культуре) как представители сельского хозяйства. Маски антилоп догонов очень абстрактны, с общей прямоугольной формой и множеством рогов (символизирует обильный урожай. Маски антилопы бамбара (называемые чивара) имеют длинные рога, символизирующие процветающий рост проса, ног (обозначающие корни), длинные уши (представляющие песни, которые поют работницы во время сбора урожая) и пилообразная линия, обозначающая путь, по которому следует Солнце между солнцестоянием. 12/13 фреска из Старой Донголы, столицы Нубийского царства Макурия, изображает танцующие маски, украшенные ракушками каури, имитирующими какое-то животное с длинные морды и большие уши.

Распространенной вариацией темы маски животных является сочетание нескольких различных черт животных в одной маске, иногда вместе с человеческими чертами. Слияние различных животных черт вместе иногда является средством представляют необычные, исключительные достоинства или высокий статус. Например, поро тайные общества Люди сенуфо из Кот-д'Ивуара носят маски, которые прославляют исключительную мощь общества, объединяя три различных символа «опасности»: рога антилопы, зубы крокодила и клыки бородавочника. Другой известный пример - маска кифвебе народа сонгье (бассейн Конго ), которые смешивают полосы зебры (или окапи ), зубы крокодила, глаза хамелеона, пасть трубкозуба, герб петух, перья совы и т. д.

Женская красота

Другой распространенный предмет африканских масок - женское лицо, обычно основанное на особенностях конкретной культуры идеал женской красоты. Женские маски народа пуну в Габоне, например, имеют длинные изогнутые ресницы, миндалевидные глаза, тонкий подбородок и традиционные орнаменты на щеках, поскольку все это считается красивыми чертами. Женские маски народа бага имеют орнаментальные шрамы и грудь. Во многих случаях ношение масок, олицетворяющих женскую красоту, строго предназначено для мужчин.

Одним из широко известных представлений женской красоты является маска Идиа из Бенина. Считается, что он был заказан королем Бенина Эсиги в память о своей матери. Чтобы почтить память умершей матери, король носил маску на бедре во время особых церемоний.

Маски предков (маски мертвых)

Как почитание умерших предков является фундаментальным элементом большинства африканских традиционных культур, поэтому неудивительно, что мертвые также часто используются в масках. Маски, относящиеся к умершим предкам, чаще всего имеют форму человеческого черепа. Хорошо известным примером является mwana pwo (буквально «молодая женщина») народа чокве (Ангола ), в котором смешаны элементы, относящиеся к женской красоте (пропорциональное овальное лицо, маленький нос и подбородок) и другие, относящиеся к смерти (впалые глазницы, потрескавшаяся кожа и слезы); он представляет женщину-предка, которая умерла молодой, почитается в таких обрядах, как обрезание, и церемонии, связанные с обновлением жизни. Поскольку почитание умерших чаще всего связано с плодородием и воспроизводством, многие маски умерших предков также имеют сексуальные символы; маска ндимба у народа яка (Ангола и ДР Конго ), например, имеет форму черепа, дополненного носом фаллической формы.

Особый Класс масок предков - это маски, относящиеся к известным, историческим или легендарным людям. Маска мвааса амбуя народа куба (ДР Конго), например, представляет легендарного основателя королевства куба Вута, а маска мгади амвааша представляет его жену Мвил.

Материалы и структура

Наиболее часто используемым материалом для масок является дерево, хотя можно использовать и множество других элементов, включая легкий камень, такой как стеатит, металлы, такие как медь или бронза, различные виды ткани, керамика и т. д. Некоторые маски окрашены (например, с использованием охры или других натуральных красителей). На поверхность маски можно нанести широкий спектр декоративных элементов; примеры включают шерсть животных, рога или зубы, морские раковины, семена, солому, яичную скорлупу и перья. Волосы животных или солома часто используются для волос или бороды маски.

Общая структура маски варьируется в зависимости от того, как она предназначена для ношения. Самый распространенный тип относится к лицу владельца, как и большинство западных (например, карнавальных) масок. Другие носят как шляпы на макушке владельца; Примеры включают маски народа эхой в Нигерии и народа бва в Буркина-Фасо, а также знаменитые маски чивара народа бамбара. Некоторые маски (например, из общества Санде в Либерии и народа менде в Сьерра-Леоне, сделанные из полых пней) носят как шлемы. покрывая как голову, так и лицо. В некоторых африканских культурах есть украшения в виде масок, которые носят на груди, а не на голове; это включает те, которые использовались народом маконде из Восточной Африки в церемониях ндиму.

Промышленные маски

Поскольку африканские маски в значительной степени ценятся европейцами, они широко коммерциализируются и продаются на большинстве туристических рынков и магазинов в Африке (а также в «этнических» магазинах в Западном мире ). Как следствие, традиционное искусство изготовления масок постепенно перестало быть привилегированной практикой, связанной со статусом, и массовое производство масок получило широкое распространение. Хотя в большинстве случаев коммерческие маски являются (более или менее точными) копиями традиционных масок, эта связь со временем ослабевает, так как логика массового производства затрудняет определение фактического географического и культурного происхождения масок, обнаруженных в такие места, как сувенирные лавки и туристические рынки. Например, на рынке Окаханджа в Намибии в основном продаются маски, произведенные в Зимбабве (поскольку они дешевле и доступнее, чем местные маски), и, в свою очередь, зимбабвийские производители масок воспроизводят маски практически повсюду в Африке, а не из своего местного наследия.

См. также

  • карта Портал Африки
  • значок Портал традиционной африканской религии

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

.

Последняя правка сделана 2021-06-11 09:14:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте