Африканский социализм

редактировать
Вера в разделение экономических ресурсов традиционным африканским способом, в отличие от классического социализма

Африканский социализм - это вера в разделении экономических ресурсов традиционным африканским способом, в отличие от классического социализма. Многие африканские политики 1950-х и 1960-х годов заявляли о своей поддержке африканского социализма, хотя определения и интерпретации этого термина значительно различались. В число этих политиков входят Джулиус Ньерере из Танзании, Кваме Нкрума из Ганы и Франсуа Томбалбай из Чад и другие.

Флаг африканского социалистического движения
Содержание
  • 1 Истоки и темы
  • 2 История
  • 3 Варианты
    • 3.1 Уджамаа
    • 3.2 Убунту
    • 3.3 Харамби
    • 3.4 Кваме Нкрума и нкрумахизм
    • 3.5 Леопольд Седар Сенгор и Социалистическая партия Сенегала
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
Истоки и темы

Как многие африканские страны обрели независимость в течение 1960-х годов некоторые из этих вновь сформированных правительств отвергли идеи капитализма в пользу более афроцентрической экономической модели. Лидеры этого периода заявляли, что исповедуют «африканский социализм».

Юлиус Ньерере из Танзании, Модибо Кейта из Мали, Леопольд Сенгор из Сенегала, Кваме Нкрума из Ганы и Секу Туре из Гвинеи, были главными архитекторами африканского социализма согласно Уильяму Х. Фридланду и Карлу Г. Росбергу-младшему, редакторам книги «Африканский социализм».

Общими принципами различных версий африканского социализма были: социальный развитие, управляемое крупным государственным сектором, с учетом африканской идентичности и того, что значит быть африканцем, и недопущение развития социальных классов в обществе. Сенгор утверждал, что «социальная принадлежность Африки к жизни племенного сообщества не только делает социализм естественным для Африки, но и исключает обоснованность теории классовой борьбы», тем самым делая африканский социализм во всех его вариациях отличным от марксизма и европейская социалистическая теория.

История

Первая влиятельная публикация социалистической мысли, предназначенная для применения в Африке, произошла в 1956 году с выходом сенегальского интеллектуала Les masses africaines et l'actuelle condition humaine.

Варианты

Уджамаа

Джулиус Ньерере

Концепция, или политическая идеология Уджамаа, легла в основу автаркической политики Юлиуса Ньерере социально-экономического развития. в Танзании после того, как Танганьика обрела независимость от своей колониальной державы - Британии в 1961 году и ее союза с Занзибаром - в 1964 году образовалась Танзания [1]. Слово уджамаа происходит от слова суахили, обозначающего расширенную семью или семейство, и отличается несколькими ключевыми характеристиками, а именно тем, что человек становится личностью через людей или сообщество. Юлиус Ньерере воспринимал африканский социализм как неотъемлемую часть африканской культуры в значительной степени из-за его коммунитарной модели, особенности африканского образа жизни, который был сильно изменен в период колонизации, и поэтому взял на себя ответственность восстановить его. В 1967 году президент Ньерере опубликовал свой план развития, названный Арушской декларацией, в котором Ньерере указал на необходимость африканской модели развития. Это легло в основу политического видения Танзании на ближайшие годы. Джулиус Ньерере частично основывал свое заявление на Китайской Народной Республике, поскольку он имел с ними тесные контакты. Вдохновленная китайским опытом коллективизации при Мао, Танзания следовала стратегии социального равенства и автаркии. Сельские районы Танзании были реорганизованы в автономные сообщества на основе добровольного присоединения, при котором распределение товаров и условия жизни были нацелены на как можно более равное распределение. Все решения должны были приниматься консенсусом внутри села. Экономика была реорганизована с целью оценки сельскохозяйственной продукции, с другой стороны, экономическая модель работала на предположении, что крестьяне могут выплатить свои ссуды. Политика в отношении деревни Уджамаа была обобщена в 1969 году, а в 1974 году стала обязательной, что нарушило традиционный принцип автономного правления деревней. Тем не менее режим Ньерере оставался менее авторитарным, чем режим Нкрумы или Секу Туре, поскольку, например, хотя в Танзании существовала однопартийная система, выборы могли оспариваться между двумя кандидатами. Несмотря на принадлежность к одной партии, эта форма политического противостояния допускала прямую конкуренцию идей внутри партии. К 1975 году 65% сельского населения было перегруппировано в так называемые деревни Уджамаа. Экономические цели, поставленные в Арушской декларации, не были достигнуты, а условия жизни бедных фермеров за это время не улучшились. В дополнение к опасениям Джулиуса Ньерере бюрократическая неэффективность препятствовала эффективному распределению ресурсов и четким директивам. В конечном итоге Уджамаа считается политическим провалом, и сам Ньерере ушел с политической сцены в 1985 году. Согласно BBC, «пока он объединил свою нацию и добился больших успехов в областях здравоохранения и образования», Африканский социалист Джулиуса Ньерере Уджамаа «коллективы» оказались губительными для экономики Танзании ». К концу его политической карьеры 96% детей ходили в начальную школу, из них 50% - девочки. Средняя продолжительность жизни женщин выросла с 41 до 50,7 года в период с 1960 по 1980 год, а уровень материнской смертности снизился с 450 на 100 000 рождений до менее 200 к 1973 году. В конечном итоге Арушская декларация Ньерере основывалась на ложных предубеждениях, таких как (i) убеждение крестьян в том, что общинное сельское хозяйство было в их интересах, (ii) капиталистические модели сельского хозяйства не были силой, с которой нужно считаться, (iii) участие мелких землевладельцев могло быть легко гарантировано, (iv) бюрократия, желающая работать в направлении социалистического государства и ( v) что крестьянам можно помочь обрести самостоятельность.

Ubuntu

Древняя философия Ubuntu из Южной Африки признает человечность человека через его межличностные отношения. Слово происходит от языков зулу и коса. Ubuntu верит в связь, которая связывает воедино все человечество, и в тот факт, что человек имеет высокую ценность. Согласно архиепископу Десмонду Туту, человек с убунту открыт и доступен для других, подтверждая других, не чувствует себя ослабленным из-за того, что другие способны и велики, поскольку он или она имеет законную уверенность, которая исходит от понимая, что он или она занимает место в более примечательном целом и уменьшается, когда другие унижены или унижены, когда другие подвергаются мучениям или жестокому обращению.

Харамби

Харамби - термин, возникший среди аборигены, в частности суахили носильщики Восточной Африки, а слово Харамби традиционно означает «давайте вместе». Это было использовано как возможность для местных кенийцев самостоятельно развивать свои общины, не дожидаясь правительства. Это помогло создать чувство единства в кенийском сообществе, но аналитики заявляют, что это привело к классовым противоречиям из-за того, что некоторые люди используют это как возможность для накопления богатства.

Кваме Нкрума и нкрумахизм

Нкрумахизм был политической философией первого президента Ганы после обретения независимости Кваме Нкрума. Как один из первых африканских политических лидеров, Нкрума стал крупной фигурой левого панафриканского движения. В своей статье «Декларация колониальным народам» Нкрума призвал африканцев «... подтвердить право всех колониальных народов распоряжаться своей судьбой». и что «все колонии должны быть свободны от иностранного империалистического контроля, политического или экономического». Его внимание к экономической и политической свободе станет фундаментальной частью его всеобъемлющей политической философии, сочетающей националистическое движение за независимость в его родной стране Гане с левой экономической мыслью.

Крупная фигура в движении за независимость Ганы, Нкрума пришел к власти вскоре после того, как Гана обрела независимость в 1957 году. Придя к власти, он начал серию планов инфраструктурного и экономического развития, направленных на стимулирование экономики Ганы. 16 миллионов долларов было выделено на строительство нового города в Тема, который будет использоваться в качестве открытого морского порта для Аккры и восточного региона страны. Правительство разработало новый план решения проблем, связанных с неграмотностью и отсутствием доступа к образованию, с построением тысяч новых школ в сельской местности.

Кваме Нкрума, первый президент Ганы

Преисполненный решимости быстро индустриализировать страну, Нкрума решил модернизировать экономику Ганы, чтобы лучше конкурировать с Западом. В свою очередь, его правительство приступило к стратегии постепенного увеличения количества контролируемых государством фирм в стране при одновременном введении ограничений для частных компаний, работающих в Гане. К 1965 году 50% страховой отрасли страны контролировалось государством, 60% всех банковских вкладов было размещено в государственных банках, 17% морских грузов страны обрабатывались государственными фирмами, 27% Вся промышленная продукция производилась либо государственными фирмами, либо фирмами, значительная часть которых контролировалась государством, а 35% от общего импорта страны обрабатывались государством.

Нкрума также настаивал на том, чтобы Гана стала международный защитник распространения социализма и панафриканизма в новых независимых африканских государствах. Как первое африканское колониальное государство, получившее независимость, Гана стала источником вдохновения для многих зарождающихся левых движений за независимость на всем континенте. В 1958 году Нкрума помог основать Союз независимых африканских государств, политический союз Ганы, Мали и Гвинеи. Хотя союз был недолгим, предложенная политическая организация ознаменовала первую попытку регионального единства среди вновь созданных африканских республик.

Нкрума также способствовал продвижению Ганы к крупным коммунистическим державам, включая СССР и КНР. В 1961 г. он совершил свой первый официальный визит в Москву, получив почетную степень Московского университета. В речи, произнесенной в Аккре перед прибывшей с визитом советской делегацией в 1963 году, Нкрума сказал: «Мы в Гане формально выбрали социалистический путь, и мы построим социалистическое общество... Таким образом, наши страны, Советский Союз и Гана пойдут вперед вместе ".

Леопольд Седар Сенгор и Социалистическая партия Сенегала

Леопольд Сенгор был основателем Социалистической партии Сенегала и первый президент страны. Важная фигура не только в политическом развитии страны, но Сенгор был также одной из ведущих фигур в движении Négritude, которое во многом определяло его политическую мысль. Сенгор стал олицетворением новой формы африканского социализма, который отверг многие традиционные марксистские образы мышления, которые развились в Африке после обретения независимости.

Сенгор родился в семье, принадлежавшей к верхнему среднему классу, и смог воспользоваться преимуществами французской образовательной системы, которая была предоставлена ​​многим из образованной колониальной элиты Африки. Однако эти школы мало что делали для обучения африканских студентов их родной культуре, вместо этого предпочитая политику ассимиляции в основной поток французской жизни. Как однажды сказал Сенгор, французы хотели «хлеба для всех, культуры для всех, свободы для всех; но эта свобода, эта культура и этот хлеб будут французскими». Превосходя начальное образование, Сенгор поступил в Парижский университет.

. После получения высшего образования и службы в французской армии во время Второй мировой войны Сенгор начал карьеру в качестве поэт в Париже, выпустивший свою первую книгу Chants d'ombre (Песни теней) в 1945 году и Anthologie de la nouvelle poésie nègre et malagache de lengue française (Антология новой черной и малагасийской поэзии в 1948 году). Обе пьесы сыграли важную роль в развитии большая часть зарождающегося движения Négretude, которое, как надеялся Сенгор, будет представлять «совокупность ценностей цивилизации африканского мира».

Президент Сенгор встречается с президентом Рафаэлем Кальдера из Венесуэла

Его работа выдвинула на первый план огромное неравенство во французском колониальном обществе и рассмотрела уникальный опыт тысяч африканцев, живущих под властью Франции. В своей статье «Вызов культуры во Французской Западной Африке» Сенгор призвал африканцев «развить культура, основанная на сильных сторонах местные традиции, которые также были открыты для современного европейского мира ».

Сенгор изначально не был сторонником независимого Сенегала, опасаясь, что у этой маленькой африканской страны будет мало шансов стать независимой нацией. Вместо этого он выступал за взаимосвязанные отношения, подобные отношениям Парижа и французских провинций. В своей статье Vues sure l'Afrique noir, ou s'assumiler non être assimilés (Взгляды на Черную Африку или ассимилироваться, не ассимилироваться) Сенгор выступал за всенародно избранных сенегельских представителей и одного из руководителей в Париже, а также французские экономические фонды для помощь в развитии Сенегала и включение африканского культурного и лингвистического образования во французскую систему образования.

В 1958 году во всех французских африканских колониях были проведены референдумы о будущем колониальных владений. Дебаты велись между полной независимостью и присоединением к французскому сообществу, своего рода ассоциации бывших французских колоний, которая позволила бы таким странам, как Сенегал, стать независимыми, но при этом сохранить экономические и дипломатические отношения с французским правительством. Сенгор поддержал голосование «за», и Сенегал проголосовал за ассоциацию 97%.

Когда Сенегал стал полностью независимой страной в 1960 году, Сенгор был избран президентом. После неудавшегося переворота во главе с его премьер-министром в 1962 году правительство Сенгора приняло решение упразднить этот пост, который был одобрен 99% на референдуме. Голосование существенно укрепило власть президента, которому больше не приходилось конкурировать с премьер-министром за исполнительную власть.

Социалистическая партия усилила свой контроль над политикой Сенегала в 1966 году, когда она была объявлена ​​единственной легальной партией страны с Сенгором в качестве ее лидера. Однопартийная система будет оставаться в силе до тех пор, пока Сенгор не решит либерализовать избирательное законодательство страны, разрешив трехпартийную систему, при которой одна социалистическая, одна либеральная и одна коммунистическая партии будут допущены к участию в выборах.

В качестве президента Сенгор представлял умеренную версию африканского социализма, которая не соответствовала более радикальным интерпретациям, наблюдаемым в других новых независимых африканских государствах. В отличие от других бывших колоний, Сенегал оставался тесно связанным с французским правительством. Они сохранили французский франк в качестве национальной валюты, и Сенгор, как известно, консультировался с французским правительством перед принятием каких-либо важных внешнеполитических решений. Он позволил французским советникам и компаниям оставаться в Сенегале, в том числе на государственных и образовательных должностях. Когда его спросили о национализации французских компаний, Сенгор ответил, что это будет «убить курицу, несшую золотое яйцо». Его правительство вложило значительные средства как в образование, так и в государственный сектор, вложив 12-15 миллиардов франков и 6-9 миллиардов франков в оба сектора соответственно. Он также стремился дать больше власти слаборазвитой сенегальской сельской местности, что он и сделал, установив ценовую защиту на урожай арахиса и допустив представительство сельских жителей при принятии решений по сельскохозяйственной политике.

См. Также
Примечания
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-09 16:10:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте