Афрасиаб (Самарканд)

редактировать
Афрасиаб
Afrasiab - details from The Ambassadors' Painting.JPG Подробная информация о копии одной из картин Афрасиаба в Самаркандский музей Афрасиаб
Афрасиаб (Самарканд) находится в Западной и Средней Азии Афрасиаб (Самарканд) Расположение Афрасиаба в Узбекистане Показать карту Западной и Средней Азии Афрасиаб (Самарканд) находится в Узбекистане Афрасиаб (Самарканд) Афрасиаб (Самарканд) (Узбекистан) Показать карту Узбекистана
МестоположениеУзбекистан
КоординатыКоординаты : 39 ° 40'17 ″ N 66 ° 59'16 ″ E / 39,67139 ° N 66,98778 ° E / 39,67139; 66.98778

Афрасиаб (узбек : Афросиаб) - древнее городище Северного Самарканда, нынешнего Узбекистана, которое было заселено примерно с 500 г. до н.э. до 1220 г. до монгольского нашествия в 13 веке. Самые старые слои датируются серединой первого тысячелетия до нашей эры. Сегодня это холмистый травяной холм, расположенный недалеко от мечети Биби-Ханаум. Во время раскопок были обнаружены известные ныне фрески. Самаркандский музей Афрасиаб находится рядом с археологическим памятником.

Содержание
  • 1 Обзор
    • 1.1 Город
    • 1.2 Разрушенные здания
      • 1.2.1 Фрески
    • 1.3 Ремесла
  • 2 Ссылки
  • 3 Внешние ссылки
Обзор

Афрасиаб - самая старая часть и разрушенное место древнего и средневекового города Самарканда. Он был расположен на возвышенности из соображений защиты, к югу от речной долины и к северу от большой плодородной области, которая теперь стала частью города Самарканд.

Заселение территорий Афрасиаба началось в VII-VI вв. До н.э., как центр согдийской культуры.

Термин Кала-йе Афрасиаб (Замок Афрасиаб) в письменных источниках появился только в конце 17 века. В народе это имя связано с мифическим царем Афрасиабом. Ученые считают Афрасиаб искаженной и искаженной формой таджикского слова Парсиаб (от согдийского Паршваб), означающего «за черной рекой», рекой Сяхаб или Сиб, которая ограничивает территорию на севере.. Afrā - поэтическая форма персидского слова Farā (само поэтическое слово), которое означает «дальше, дальше», а Sīāb происходит от sīāh, означающего «черный», и b, означающего «вода»; река; море »(в зависимости от контекста).

Первые археологические раскопки в Афрасиабе были проведены в конце 19 века Николаем Веселовским. В 20-е годы XX века здесь проводились масштабные раскопки археологом Михаилом Евгеньевичем Массоном, который поместил найденные на этом месте артефакты в Самаркандский музей. Его археологические исследования показали, что в Афрасиабе когда-то находился дворец Саманидов. В 60-70-е гг. Здесь снова ведутся активные раскопки.

Город

Площадь Афрасиаба составляет около 220 га, а мощность археологических пластов достигает 8–12 метров. Город Афрасиаб имел форму равнобедренного треугольника, угол основания которого обращен на юг. Афрасиаб возник на естественном холме, который пересекали многочисленные впадины, а сам город был окружен высокими стенами, которые теперь выглядят как массивное глиняное сооружение высотой 40 метров внутри. Самая длинная часть города была шириной 1,5 километра. Вход в город находится в средней части восточной стены. В Афрасиабе были башни, максимальная длина которых составляла 3,34 километра, остатки которых были найдены на некоторых участках окружающей стены.

Вода в город поступала в водотоки, фаянс трубы и колодцы. Значит, много места занимали водоемы, самый большой из которых имел емкость около миллиона галлонов воды и находился у южной стены.

Никаких остатков прослеженных улиц обнаружено не было, поскольку здания вокруг рухнули и испортили такие узкие и кривые следы. При строительстве домов использовались необожженные кирпичи на деревянном каркасе, с лепкой из глины. В некоторых из них были окна с гипсовыми решетками, обставленными небольшими кусочками стекла.

Нашли много монет. На их основе были определены разные даты оккупации Афрасиаба, что в основном было сделано Вяткиным. Найденные монеты принадлежали Сасанидам, часть - бухар-худатам, часть - халифам Омейядов и Аббасидов. В большом количестве находили монеты Саманидов, реже встречались монеты хорезмшахов, реже всего встречались монеты Караханидов и Сельджуков. Монеты Мункэ были последними найденными монетами. Все эти найденные и исследованные монеты показывают, что Афрасиаб был населен с четвертого или пятого по тринадцатый век.

Разрушенные здания

Зубчатая часть стены руин Афрасиаба, Самарканд.

В Афрасиабе были найдено пять бань, относящихся к IX и X векам. Баня Афрасиаба состояла из цистерн, бань, труб, подводящих тепло и воду, раздевалок, массажных кабинетов, теплых и холодных залов и открытых дворов. Резная лепнина и фрески украшали некоторые части бани.

В 1924 году в Афрасиябе Вяткин проводил свои исследования на месте, где на стене старинной комнаты были найдены буддийская фреска и богато лепное алебастровое панно. Обнаружено глиняное, кирпичное, купольное здание с хорошо сохранившимися стенами. Также на стенах было обнаружено много предметов. На одном из них. На стене небольшого здания неподалеку была найдена арабская надпись: «Во имя Бога Милостивого, Милосердного, скажи:« Он - Бог один, Бог вечный ». Находки датированы монетами IX-X веков.

В 1929 году были обнаружены остатки дома, относившегося к XII веку, и большая неглубокая яма с обожженной пшеницей. Их нашли между долиной у Сиабского оросительного канала и руинами мечети. Руины жилищ были обнаружены на трех уровнях, и самый нижний из них относится к первым векам нашей эры, а последний относится к периоду Саманидов, что также подтверждается найденными монетами, относящимися к Саманидам. десятый век.

Одно из богатых средневековых жилищ Афрасиаба - это остатки дома, относящегося к десятому веку. В этом доме был купольный зал, роскошно обшитый резной гипсовой лепниной, которая покрывала как внутренние, так и внешние части стен. В настоящее время этот орнамент представляет собой образец средневекового искусства.

Во время раскопок 1930-х годов Вяткиным был обнаружен на развалинах дворцовый комплекс со следами великолепных фресок, относящихся к периоду Караханидов (XI-XII вв. Н.э.), находившийся в районе Шахристана. Но дворец был разрушен во время восстания против власти Хорезми в 1212 году, а позже был восстановлен.

К западу от Афрасиаба были раскопаны главная мечеть и минарет. Минарет облицован кирпичом, на котором высечено персидское слово Ихшид - титул древних правителей Самарканда. И мечеть несколько раз реконструировалась, как и была найдена. В эпоху Саманидов в 10 веке мечеть имела квадратную форму со сторонами 78 на 78 метров. Но в эпоху Караханидов, в XI-XII веках, он имел прямоугольную форму, увеличиваясь до 120 на 80 метров. В нем обнаружено шесть дверных проемов, цепочки от люстр, которые освещали колонный зал, и он был украшен резной лепниной, резными терракотовыми плитами и голубыми изразцами.

Фрески

Послы из Чаганиана (центральная фигура, надпись на шее) и Чача (современное Ташкент ) царю Вархуману из Самарканда. 648-651 н.э., фрески Афрасияба, Самарканд.

Замечательные фрески показывают Вархумана, царя Самарканда, в 7 веке н.э. Его видят в посольствах многих стран, в том числе Китая. На фресках также есть надпись, прямо упоминающая его. Его имя также известно из китайских историй.

На одной из фресок изображено китайское посольство, несущее шелк и нитку коконов тутового шелкопряда местному согдийскому правителю.

Сцены, изображенные на фресках Афрасиаба. возможно, был написан в 648–651 годах нашей эры, так как Западно-Тюркский каганат был в последние дни, а династия Хань увеличивала свою территорию в Средней Азии. С другой стороны, это могло произойти вскоре после 658 г. н.э., когда династия Тан завоевала Западно-Тюркский каганат, и царь Самарканда Вархуман мог напрямую вступить в контакты с китайцами.

Ремесла

Огненный алтарь огнепоклонников, II-III века н.э., Афрасиаб.

Самой используемой керамикой в ​​Афрасиабе была глазурованная керамика

Но встречались и разные виды керамики. Самой большой частью была неглазурованная керамика, круглая, хорошо обожженная и просто украшенная. в гармонии со своим назначением, что свидетельствует об мастерстве мастера. Он включал в себя большие сосуды, несколько видов кувшинов, кувшинов, блюдцев и чаш.

Была также обнаружена менее совершенная и неполноценная керамика, которая является вторым типом. Поверхности кувшинов и горшков ручной работы были тщательно отполированы и покрыты разметкой в ​​виде параллельных линий, ромбов, крискро. сссы и спирали. По мнению Вфаткина, эта керамика относится к периоду трипольской культуры.

Здесь же обнаружены многочисленные терракотовые плиты и миниатюрные алтари, покрытые изнутри и снаружи красивым штампованным растительным орнаментом. На алтарях были изображения птиц, колонны и арабская надпись «Слава Богу».

Также производилось стекло, из которого делали маленькие изысканно оформленные фляги, склянки, стаканы, кружки, бокалы, кубки, ложки, кувшины, графины и бутылки.

Были найдены надгробия, для которых использовались большие речные плиты длиной до метра. Большинство из них относились к двенадцатому, реже - к тринадцатому и еще меньше - к четырнадцатому веку. На каждой надгробной плите была выгравирована надпись на арабском языке с указанием имени похороненного человека и года захоронения; некоторые камни были украшены арабесками. На одном камне не было надписи, только выгравированный профиль головы с зубчатой ​​короной, как на монетах бухар-худатов. На другом конце камня были выгравированы слон и птица.

См. Также Афрасиабская роспись о настенных росписях, обнаруженных на месте археологических раскопок.

Ссылки

Музей Афросиаб в Самарканде.

Внешние ссылки
  • СМИ, связанные с Афрасиабом (Самарканд) на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-06-09 15:51:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте