этноним Афганский (افغان Afġān) использовался в прошлом для обозначения члена пуштунов, но иногда это употребление все еще сохраняется. Название Афганистан (افغانستان Afġānistān; Афганский + -стан ) является производным от этнонима афганец, первоначально означавшего «земля пуштунов» и относившегося к южным районам проживания пуштунских племен. Гиндукуш гор.
Этноним афган, возможно, произошел от имени ашвакан или ассакан, древних жителей Кунара, Сват, и прилегающие долины в Гиндукуше, хотя это не подтверждается достоверными историческими записями. В 3 веке Сасаниды упомянули восточное племя под названием Абган, которое засвидетельствовано в его персидской форме Афган в 10 веке Тудуд аль-Хлам. На протяжении девятнадцатого века термин «афганец» использовался различными авторами как синоним «пуштуна». Однако, начиная с Конституции Афганистана 1964 года, «афганец» официально относится к каждому гражданину государства Афганистан, независимо от того, к какой этнической группе принадлежит человек.
этимологическая точка зрения, поддерживаемая многочисленными известными учеными, состоит в том, что название афганец, очевидно, происходит от санскрита ашвакан , qv Ассакенои из Арриана. Это мнение было высказано такими учеными, как Кристиан Лассен, Дж. У. МакКринл, М. В. де Сен-Мартен и Э. Реклю, и его поддерживают многочисленные современные ученые.
санскритское слово ашва, авестийский аспа и Пракрит асса означает «лошадь», а ашвака (Пракрит асака) означает «всадник», «конный народ», «земля лошадей», а также «коневоды». Дохристианские времена знали жителей региона Гиндукуш как Ашвакан, что буквально означает «всадники», «коневоды» или «кавалеристы », поскольку они взимали штраф порода лошадей и имела репутацию опытных кавалеристов. Индийский грамматист Панини 5 века до н.э. называет их Ашвакаяна и Ашваяна. Махабхарата упоминает их как Ашвака (на). Классические писатели, однако, используют соответствующие эквиваленты Aspasioi (или Aspasii, Hippasii) и Assakenoi (или Assaceni / Assacani, Asscenus) и т. Д. Aspasioi / Assakenoi (Ashvakan = кавалеристы), как утверждается, является другим именем древнего иранца Камбоджас древних текстов из-за их конных характеристик. Александр Каннингем и несколько других ученых отождествляют эти обозначения с современным названием афганец.
Индийские эпос Махабхарата говорит о Камбоджах среди лучших всадников, а древние пали тексты описывают их земли как страну лошадей. Камбоджас говорил Авестийский язык и последовавший за зороастризмом. Некоторые ученые считают, что зороастризм зародился в стране Камбоджас.
Имена аспасиоев и ашваков могут быть также сохранены в названии племени эсапзай (или юсуфзай) пуштунов, большинство из которых базируется в северной и восточной части Хайбер-Пахтунхва, Пакистан, и в некоторых частях восточного Афганистана. МакКриндл отмечал: «Название ашваков указывает на то, что их страна была известна в первобытные времена, как и в наши дни, своей высшей породой лошадей. Тот факт, что греки перевели свое имя на« Гиппасиои »(от ἵππος, лошадь) показывает, что они, должно быть, знали о его этимологическом значении. "
Самое раннее упоминание имени Афган (Абган) принадлежит Шапуру I из Империи Сасанидов в III веке н.э., что позже записано в VI веке в форме "Avagāṇa" (अवगाण) индийским астрономом Варахой Михира в его Брихат-самхите.
Encyclopædia Iranica объясняет:
С более ограниченной, этнологической точки зрения, «Афан» - это термин, которым говорят на персидском языке в Афганистане (и вообще не говорящие на пашту этнические группы) Паштун. Уравнение Афтана [и] Паштуна стало распространяться все шире как в Афганистане, так и за его пределами, потому что племенная конфедерация Паштуна, безусловно, является самой важной в стране как в численном, так и в политическом отношении. Термин «Афлан», вероятно, обозначал Паштун с древних времен. Под формой авагана эта этническая группа впервые упоминается астрономом Варахой Михира в начале VI века в его Брихат-самхите
Хивен Цзян, китаец Буддийский паломник, посетивший территорию Афганистана несколько раз между 630 и 644 годами нашей эры, говорит о коренных племенах, населявших этот регион. По мнению таких ученых, как В. Минорский, В.К. Фрейзер Тайлер и М. Gillet, слово «афганец» появилось в 982 udūd al-lam, где имеется ссылка на деревню.
«Саул, приятная деревня на горе. В ней живут афганцы».
Саул, вероятно, находился недалеко от Гардеза, в провинции Пактия Афганистана. Тудуд аль-Хлам также говорит о царе в «Нинхаре» (Нангархар ), который публично демонстрирует свое обращение в ислам, несмотря на то, что у него более 30 жен, которые описываются как мусульманки, афганцы и язычники или индусы жены. Некоторые из этих названий использовались как географические термины. Например, «индус» исторически использовался как географический термин для описания кого-то, кто был уроженцем региона, известного как Индостан или земли реки Инд.
Аль-Утби, Газневид летописец, в своем Тарих-и Ямини отмечает, что многие афганцы и хилджи (возможно, современные гильджи ) записались в армию Сабуктигин после того, как Джаяпала потерпел поражение.
«Афганцы и хилджи, жившие среди гор, принесли присягу на верность Субуктугену, многие из них были зачислены в его армию, после чего он с триумфом вернулся в Гизни."
Аль-Утби далее заявляет, что афганцы и гильджи входили в состав армии Махмуда Газнави и были отправлены в его экспедицию в Тохаристан, а в другом случае Махмуд Газнави напал на группу противостоящих афганцев и наказал их, что также подтверждается Абульфазлом Бейхаки. В 11 веке афганцы упоминаются в Тарихе Аль-Бируни -ул Хинд («История Инда»), в котором описываются группы восставших афганцев в племенных землях к западу от реки Инд на территории современного Пакистана. Зарегистрировано, что афганцы также были зачислены в Королевстве Гуридов (1148–1215). К началу династии Хилджи в 1290 году афганцы были хорошо известны в северной Индии. Ибн Баттута, известный марокканский путешественник пишет, что посетил Афганистан после эпохи династии Хилджи в 1333 году.
«Мы отправились в Кабул, бывший огромный город, это место из которых сейчас оккупированы афганцами. Они держат горы и ущелья, обладают значительной силой и в основном разбойники. Их главная гора называется Кух Сулейман. Говорят, что пророк Сулейман [Соломон] поднялся на эту гору и, взглянув на Индию, которая тогда была покрыта тьмой, вернулся, не входя в нее ».
— Ибн Баттута, 1333Мусульманский историк XVI века в описании истории мусульманского правления на субконтиненте говорится:
«Он [Халид бин Абдулла, сын Халида бин Валида ] ушел на пенсию, таким образом, со своей семьей, и ряд арабских вассалов в Сулейманские горы, расположенные между Мултаном и Пешаваром, где он поселился в своей резиденции и отдал свою дочь замуж за одного из афганских вождей, который стал прозелитом магомедизма. От этого брака родилось много детей, среди которых были два известных в истории сына. Один Лодхи, другой Сур ; каждый из которых впоследствии стал главой племен, носящих их имя по сей день. Я прочитал в «Мутла-уль-Анвар», произведение, написанное уважаемым автором, которое я приобрел в Бурханпуре, городе Хандеш в Декане, что афганцы - копты из расы фараонов ; и что, когда пророк Моисей одолел этого неверного, которого затопило Красное море, многие копты обратились в иудейскую веру ; но другие, упрямые и своенравные, отказывающиеся принять истинную веру, покинув свою страну, приехали в Индию и в конце концов поселились в горах Сулимани, где они носили имя афганцев ».
— Феришта, 1560 -1620Последняя часть имени -stān - это персидский суффикс для слова "место", перевод которого на пушту широко известен во многих языках Азии. название Афганистан упоминается в письменной форме. правителями Великих Моголов 16 века Бабур и его потомками, имея в виду территорию между Хорасаном, Кабулистаном и рекой Инд, которая населяли племена афганцев.
«Дорога из Хорасана ведет через Кандагар. Это ровная прямая дорога, не проходящая через горные перевалы... В стране Кабул проживает множество различных племен. В его долинах и равнинах проживают тюрки, аймаки и арабы. В городе и большей части сел население составляют таджики * (сарты ). Многие другие деревни и районы заняты пашей, парачи, таджиками, береки и афганцами... В холмистой местности к северо-востоку лежит Каферистан, например Каттор и Гебрек. К югу находится Афганистан ».
— Бабур, 1525Название« Афганистан »также много раз упоминается в трудах историка 16-го века Феришта и многих других.
люди Кабула и Хиль также пошли домой; и всякий раз, когда их спрашивали о мусульманах Кохистана (гор) и о том, как там обстоят дела, они говорили: «Не называйте это Кохистаном, а афганистаном, потому что там нет ничего, кроме афганцев и беспорядки ". Таким образом, очевидно, что по этой причине жители страны называют свой дом на своем родном языке Afghánistán, а сами афганцы. Народ Индии зовет их Патан ; однако причина этого неизвестна. Но мне приходит в голову, что когда под властью мусульманских правителей мусульмане впервые пришли в город Патна и поселились там, народ Индии (по этой причине) назвал их патанами, но Бог знает! "
— Феришта, 1560-1620 гг.Что касается современного государства Афганистан, Энциклопедия ислама объясняет:
страна, ныне известная как Афганистан носит это название только с середины 18 века, когда было обеспечено превосходство афганской расы: раньше разные районы имели разные названия, однако страна не была определенной политической единицей, и его составные части не были связаны ни одной расой или языком. Раньше это слово означало просто «земля афганцев», ограниченная территория, которая не включала многие части нынешнего государства, но включала в себя большие районы, которые теперь либо независимы, либо находятся в пределах Британской Индии (Пакистан). "
Существует ряд других гипотез, предложенных для названия исторически, все они устарели.