Афган (этноним)

редактировать
Исторический термин для представителя пуштунов

этноним Афганский (افغان Afġān) использовался в прошлом для обозначения члена пуштунов, но иногда это употребление все еще сохраняется. Название Афганистан (افغانستان Afġānistān; Афганский + -стан ) является производным от этнонима афганец, первоначально означавшего «земля пуштунов» и относившегося к южным районам проживания пуштунских племен. Гиндукуш гор.

Этноним афган, возможно, произошел от имени ашвакан ​​ или ассакан, древних жителей Кунара, Сват, и прилегающие долины в Гиндукуше, хотя это не подтверждается достоверными историческими записями. В 3 веке Сасаниды упомянули восточное племя под названием Абган, которое засвидетельствовано в его персидской форме Афган в 10 веке Тудуд аль-Хлам. На протяжении девятнадцатого века термин «афганец» использовался различными авторами как синоним «пуштуна». Однако, начиная с Конституции Афганистана 1964 года, «афганец» официально относится к каждому гражданину государства Афганистан, независимо от того, к какой этнической группе принадлежит человек.

Содержание

  • 1 Этимология
    • 1.1 Афганистан
  • 2 Исторические и устаревшие предположения
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки

Этимология

Названия территорий во время исламского халифата VII века и позже.

этимологическая точка зрения, поддерживаемая многочисленными известными учеными, состоит в том, что название афганец, очевидно, происходит от санскрита ашвакан ​​, qv Ассакенои из Арриана. Это мнение было высказано такими учеными, как Кристиан Лассен, Дж. У. МакКринл, М. В. де Сен-Мартен и Э. Реклю, и его поддерживают многочисленные современные ученые.

санскритское слово ашва, авестийский аспа и Пракрит асса означает «лошадь», а ашвака (Пракрит асака) означает «всадник», «конный народ», «земля лошадей», а также «коневоды». Дохристианские времена знали жителей региона Гиндукуш как Ашвакан, что буквально означает «всадники», «коневоды» или «кавалеристы », поскольку они взимали штраф порода лошадей и имела репутацию опытных кавалеристов. Индийский грамматист Панини 5 века до н.э. называет их Ашвакаяна и Ашваяна. Махабхарата упоминает их как Ашвака (на). Классические писатели, однако, используют соответствующие эквиваленты Aspasioi (или Aspasii, Hippasii) и Assakenoi (или Assaceni / Assacani, Asscenus) и т. Д. Aspasioi / Assakenoi (Ashvakan = кавалеристы), как утверждается, является другим именем древнего иранца Камбоджас древних текстов из-за их конных характеристик. Александр Каннингем и несколько других ученых отождествляют эти обозначения с современным названием афганец.

Индийские эпос Махабхарата говорит о Камбоджах среди лучших всадников, а древние пали тексты описывают их земли как страну лошадей. Камбоджас говорил Авестийский язык и последовавший за зороастризмом. Некоторые ученые считают, что зороастризм зародился в стране Камбоджас.

Имена аспасиоев и ашваков могут быть также сохранены в названии племени эсапзай (или юсуфзай) пуштунов, большинство из которых базируется в северной и восточной части Хайбер-Пахтунхва, Пакистан, и в некоторых частях восточного Афганистана. МакКриндл отмечал: «Название ашваков указывает на то, что их страна была известна в первобытные времена, как и в наши дни, своей высшей породой лошадей. Тот факт, что греки перевели свое имя на« Гиппасиои »(от ἵππος, лошадь) показывает, что они, должно быть, знали о его этимологическом значении. "

Самое раннее упоминание имени Афган (Абган) принадлежит Шапуру I из Империи Сасанидов в III веке н.э., что позже записано в VI веке в форме "Avagāṇa" (अवगाण) индийским астрономом Варахой Михира в его Брихат-самхите.

Encyclopædia Iranica объясняет:

С более ограниченной, этнологической точки зрения, «Афан» - это термин, которым говорят на персидском языке в Афганистане (и вообще не говорящие на пашту этнические группы) Паштун. Уравнение Афтана [и] Паштуна стало распространяться все шире как в Афганистане, так и за его пределами, потому что племенная конфедерация Паштуна, безусловно, является самой важной в стране как в численном, так и в политическом отношении. Термин «Афлан», вероятно, обозначал Паштун с древних времен. Под формой авагана эта этническая группа впервые упоминается астрономом Варахой Михира в начале VI века в его Брихат-самхите

Хивен Цзян, китаец Буддийский паломник, посетивший территорию Афганистана несколько раз между 630 и 644 годами нашей эры, говорит о коренных племенах, населявших этот регион. По мнению таких ученых, как В. Минорский, В.К. Фрейзер Тайлер и М. Gillet, слово «афганец» появилось в 982 udūd al-lam, где имеется ссылка на деревню.

«Саул, приятная деревня на горе. В ней живут афганцы».

Саул, вероятно, находился недалеко от Гардеза, в провинции Пактия Афганистана. Тудуд аль-Хлам также говорит о царе в «Нинхаре» (Нангархар ), который публично демонстрирует свое обращение в ислам, несмотря на то, что у него более 30 жен, которые описываются как мусульманки, афганцы и язычники или индусы жены. Некоторые из этих названий использовались как географические термины. Например, «индус» исторически использовался как географический термин для описания кого-то, кто был уроженцем региона, известного как Индостан или земли реки Инд.

Аль-Утби, Газневид летописец, в своем Тарих-и Ямини отмечает, что многие афганцы и хилджи (возможно, современные гильджи ) записались в армию Сабуктигин после того, как Джаяпала потерпел поражение.

«Афганцы и хилджи, жившие среди гор, принесли присягу на верность Субуктугену, многие из них были зачислены в его армию, после чего он с триумфом вернулся в Гизни."

Аль-Утби далее заявляет, что афганцы и гильджи входили в состав армии Махмуда Газнави и были отправлены в его экспедицию в Тохаристан, а в другом случае Махмуд Газнави напал на группу противостоящих афганцев и наказал их, что также подтверждается Абульфазлом Бейхаки. В 11 веке афганцы упоминаются в Тарихе Аль-Бируни -ул Хинд («История Инда»), в котором описываются группы восставших афганцев в племенных землях к западу от реки Инд на территории современного Пакистана. Зарегистрировано, что афганцы также были зачислены в Королевстве Гуридов (1148–1215). К началу династии Хилджи в 1290 году афганцы были хорошо известны в северной Индии. Ибн Баттута, известный марокканский путешественник пишет, что посетил Афганистан после эпохи династии Хилджи в 1333 году.

«Мы отправились в Кабул, бывший огромный город, это место из которых сейчас оккупированы афганцами. Они держат горы и ущелья, обладают значительной силой и в основном разбойники. Их главная гора называется Кух Сулейман. Говорят, что пророк Сулейман [Соломон] поднялся на эту гору и, взглянув на Индию, которая тогда была покрыта тьмой, вернулся, не входя в нее ».

Ибн Баттута, 1333

Мусульманский историк XVI века в описании истории мусульманского правления на субконтиненте говорится:

«Он [Халид бин Абдулла, сын Халида бин Валида ] ушел на пенсию, таким образом, со своей семьей, и ряд арабских вассалов в Сулейманские горы, расположенные между Мултаном и Пешаваром, где он поселился в своей резиденции и отдал свою дочь замуж за одного из афганских вождей, который стал прозелитом магомедизма. От этого брака родилось много детей, среди которых были два известных в истории сына. Один Лодхи, другой Сур ; каждый из которых впоследствии стал главой племен, носящих их имя по сей день. Я прочитал в «Мутла-уль-Анвар», произведение, написанное уважаемым автором, которое я приобрел в Бурханпуре, городе Хандеш в Декане, что афганцы - копты из расы фараонов ; и что, когда пророк Моисей одолел этого неверного, которого затопило Красное море, многие копты обратились в иудейскую веру ; но другие, упрямые и своенравные, отказывающиеся принять истинную веру, покинув свою страну, приехали в Индию и в конце концов поселились в горах Сулимани, где они носили имя афганцев ».

Феришта, 1560 -1620

Афганистан

Середина 19 века Литография Коллекция Джеймса Рэттрея с указанием имени Афганистан на передней обложке.

Последняя часть имени -stān - это персидский суффикс для слова "место", перевод которого на пушту широко известен во многих языках Азии. название Афганистан упоминается в письменной форме. правителями Великих Моголов 16 века Бабур и его потомками, имея в виду территорию между Хорасаном, Кабулистаном и рекой Инд, которая населяли племена афганцев.

«Дорога из Хорасана ведет через Кандагар. Это ровная прямая дорога, не проходящая через горные перевалы... В стране Кабул проживает множество различных племен. В его долинах и равнинах проживают тюрки, аймаки и арабы. В городе и большей части сел население составляют таджики * (сарты ). Многие другие деревни и районы заняты пашей, парачи, таджиками, береки и афганцами... В холмистой местности к северо-востоку лежит Каферистан, например Каттор и Гебрек. К югу находится Афганистан ».

Бабур, 1525

Название« Афганистан »также много раз упоминается в трудах историка 16-го века Феришта и многих других.

люди Кабула и Хиль также пошли домой; и всякий раз, когда их спрашивали о мусульманах Кохистана (гор) и о том, как там обстоят дела, они говорили: «Не называйте это Кохистаном, а афганистаном, потому что там нет ничего, кроме афганцев и беспорядки ". Таким образом, очевидно, что по этой причине жители страны называют свой дом на своем родном языке Afghánistán, а сами афганцы. Народ Индии зовет их Патан ; однако причина этого неизвестна. Но мне приходит в голову, что когда под властью мусульманских правителей мусульмане впервые пришли в город Патна и поселились там, народ Индии (по этой причине) назвал их патанами, но Бог знает! "

— Феришта, 1560-1620 гг.

Что касается современного государства Афганистан, Энциклопедия ислама объясняет:

страна, ныне известная как Афганистан носит это название только с середины 18 века, когда было обеспечено превосходство афганской расы: раньше разные районы имели разные названия, однако страна не была определенной политической единицей, и его составные части не были связаны ни одной расой или языком. Раньше это слово означало просто «земля афганцев», ограниченная территория, которая не включала многие части нынешнего государства, но включала в себя большие районы, которые теперь либо независимы, либо находятся в пределах Британской Индии (Пакистан). "

Исторические и устаревшие предположения

Существует ряд других гипотез, предложенных для названия исторически, все они устарели.

  • " Maḫzan-e Afān "от В «Нимат Аллах аль-Харави», написанном в 1612 г. при дворе Великих Моголов, имя Афганистан восходит к одноименному предку, афганцу, которого называют внуком Саула. предположительно сын Ирмии (Иеремии), который, в свою очередь, был сыном Саула (Талута). Афгана осиротела в молодом возрасте и воспитывалась Давидом. Когда Соломон стал Король, Афгану назначили главнокомандующим армией. Ни Афгана, ни Иеремия, сын Саула, не фигурируют в еврейской Библии. Примерно через четыре столетия после Афганы, в 6-м век до нашей эры, Бахтуннасар, или Навуходоносор, царь Бабила, напал на Иудейское царство и изгнал потомков Афганы, некоторые из которых отправились в горы Гор в современном Афганистане и некоторые в окрестностях Мекки в Аравии. До времен Мухаммада количество депортированных детей Израиля с востока постоянно увеличивалось в странах вокруг Гора, включая Кабул, Кандагар и Газни, и воевали с неверными вокруг них. Халид бин Валид, как говорят, принадлежит к племени потомков Афганы в окрестностях Мекки, хотя на самом деле он был из племени курайшитов. После обращения в ислам Халид пригласил в ислам своих родственников, сынов Израиля Гора. Делегация во главе с Кайсом направилась в Медину для встречи с Мухаммедом и приняла ислам. Мухаммед щедро благословил их и дал имя Абдур Рашид Кайсу, который успешно вернулся в Гор, чтобы распространять ислам. У Каиса было трое сыновей, Сарбан и Гургушт, которые являются прародителями различных пуштунских племен.
  • Самуэль Г. Бенджамин (1887) получил название Афган от термина, означающего «плачущий», который говорят, что персы с презрением использовали своих жалобных восточных соседей.
  • Х. В. Беллью в своем «Исследовании этнографии Афганистана» 1891 года полагает, что название «Афганистан» происходит от слова «Албан», которое происходит от латинского термина albus, означающего «белый» или «гора», поскольку горы часто покрыты снегом (см. Альпы ); используется армянами как Алван или Алван, что относится к горцам, и в случае транслитерации армянских иероглифов, будет произноситься как Агван или Агван. Для персов это будет в дальнейшем изменено на Аоган, Авган и Афган как указание на восточных горцев или «горцев».
  • Михановский предполагает, что название «Афганец» происходит от санскрита Авагана, что, в свою очередь, происходит от древнего шумерского слова, обозначающего Бадахшан - Аб-бар-Ган, или «высокая страна».
  • Такие ученые, как Ю.Ганковский, пытались связать «афганец» с узбекским словом «аваган», которое означает «оригинал».

См. также

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-09 15:37:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте