Афзал ад-Дин Мараги Кашани (персидский : افضلالدین مَرَقی کاشانی) также известный как Баба Афзал (перс. : بابا افضل) был персидским поэтом и философом. Было предложено несколько дат его смерти, наиболее точная оценка - 1213/1214.
Информация о его жизнь скудна и немногочисленна. В его сочинениях изображено пренебрежение к чиновникам своего времени, и говорят, что однажды он был заключен в тюрьму местным губернатором по сфабрикованным обвинениям в занятиях колдовством. Его могила, расположенная в деревне Марак, в 42 км к северо-западу от Кашана, до сих пор является местом паломничества. Лучшее изложение на персидском языке того, что известно о жизни и деятельности Бабы Афзы, написано во Всемирной энциклопедии ислама (Danishnama-i Jahan-i Islam) покойным профессором.
Его наиболее общепризнанный вклад в иранскую культуру лежит в области литературы. В поэзии он считается одним из двух или трех величайших мастеров робани (катренов), в то время как в философской прозе только Сухраварди стоит на том же уровне. Подобно Авиценне (в своей работе Daneshnameyeh 'Alai), Баба Афзал использует много персидской лексики, в то время как другие использовали бы арабский, но в отличие от Авиценна выбирает только привлекательные и ласковые условия. Его произведения с точки зрения литературной традиции приятно читать, и он не забывает использовать соответствующие арабские термины там, где их требует ясность. Его влияние на более поздних мыслителей не исследовалось, однако его работы, которые ясно и красиво написаны, вероятно, послужили источником вдохновения для философских сочинений как на арабском, так и на персидском языках. Со своей стороны, он следует философской и логической терминологии Авиценны, в то время как большинство его работ вызывают ауру визионерства, несмотря на их философскую и логическую точность. Помимо его стихов, сохранилось 54 произведения прозы разной длины.
Ему приписывают около 500 катренов. Некоторые из тем включают предупреждения о бесполезности причастности к вещам телесного мира, соответствия между микрокосмом и макрокосмом и самопознания как цели человеческого существования. Некоторые из его катренов также записаны в книге Ножат аль-Маджалес. Некоторые считают его величайшим поэтом среди выдающихся философов ислама. Темы этих катренов включают предупреждения о бесполезности причастности к вещам материального мира, соответствия между микрокосмом и макрокосмом и автологии (самопознания) как цели человеческого существования.
Это считается его великим произведением. Это самое длинное и полное изложение его философии, объединяющее все темы, связанные с совершенствованием души. Он разделен на четыре «проявления» (ar), расположенных в порядке возрастания в соответствии с четырьмя видами вещей во вселенной: телесные тела (аджсам), на которые воздействуют (кардаха); агенты или души, которые действуют (конандаха); концепции или известные вещи (данестаха); и знающие (данандаган).
Этот всеобъемлющий труд является его наиболее специфическим исламским трактовкой его любимых тем; это единственная работа, которую ему приписывают, за исключением букв, которые цитируют и комментируют Коран и Хадис (Пророческие высказывания).
Он писал в период, когда несколько деятелей пытались преодолеть разрыв между философией и суфизм. Его главная забота - объяснить спасительную силу истинного знания, то есть самопознания или знания Самости (ḏāt или howwīyat, Сам Бог рассматривается как центр человеческого существа). Его философия - это автология (перс. : خودشناسی) (персидский: ḵhod-šenāsī). То есть: «Познать себя - значит познать вечную реальность, которая есть сознание, а знать, что это значит быть им». Его онтология взаимосвязана одновременно с его эпистемологией, потому что, по его мнению, полная актуализация потенциальных возможностей вселенной может происходить только через самосознание людей. Эта онтология может быть реализована только путем тренировки человеческой души или образования в самом широком смысле этого слова.
Его взгляд на структуру реальности кратко объясняется в начале его работы «Раханджам-нама».
Катрен: Предположим, вы управляете миром, как хотите, и что тогда?. Вы прочитали книгу жизни до конца, что потом?. Ты добиваешься своего сто лет ---. потом еще сто, потом Что?