Адриан ван Утрехт (Антверпен, 12 января 1599 г. - 1652) был фламандским художником, известным главным образом своими роскошными банкетными натюрмортами, натюрмортами из игр и фруктов, фруктовыми гирляндами, рыночными и кухонными сценами, а также изображениями живой птицы на фермах. Его картины, особенно охотничьи и дичь, показывают влияние Франса Снайдера. Эти два художника считаются главными изобретателями жанра pronkstillevens, то есть натюрмортов, в которых подчеркивается изобилие, изображая разнообразие предметов, фруктов, цветов и мертвой дичи, часто вместе с живыми людьми и животными. Ван Утрехт также написал несколько цветочных натюрмортов. Он регулярно сотрудничал с ведущими художниками Антверпена, которые были учениками или помощниками Питера Пауля Рубенса, например, Якоба Йорданса, Давида Тенирса Младшего, Эразм Квеллин II, Герард Сегерс, Теодор Ромбоут, Авраам ван Дипенбек и Томас Виллебойртс Босхарт.
Адриан ван Утрехт родился в Антверпене в семье Авеля. van Utrecht en Anne Huybrecht. В 1614 году он стал учеником Германа де Нейта, художника и торговца произведениями искусства, владевшего обширной коллекцией произведений искусства. После завершения своего ученичества у де Нейта он путешествовал по Франции, Германии и Италии, где работал в местных судах. Он вернулся в Антверпен в 1625 году после смерти своего отца в предыдущем году и стал вольным хозяином местной гильдии Святого Луки.
на свадьбе своей сестры Катарины и художника Симона де Вос В 1628 году он встретил Констанцию ван Ньиландт (или «ван Ньюландт»), 17-летнюю дочь художника и поэта Виллема ван Нииландта II. В следующем году ван Утрехт женился на Констанции. У пары было 13 детей. Констанция стала самостоятельной художницей и поэтом. Считается, что она делила работу в студии своего мужа и, возможно, нарисовала частичные или полные копии и вариации работ своего мужа. Натюрморт с фруктами, полностью подписанный Констансией ван Утрехт и датированный 1647 годом, полностью соответствует манере ее мужа.
Ван Утрехт стал успешным художником, получившим международные заказы от императора Германии, короля Филиппа IV Испании и принц Оранский. Он мог позволить себе жить в просторных домах на Меир в Антверпене, самом престижном месте города. Его состояние, похоже, уменьшилось в конце 1640-х годов, возможно, из-за плохого здоровья, и к тому времени, когда он умер в Антверпене в 1652 году, он потерял большую часть своего богатства.
Между 1626 и 1646 годами он обучил как минимум семь известных людей. ученики, в том числе Филип Гизелер (1634/35) и Корнелис ван Энгелен.
Ван Утрехт был в основном натюрморт художник. Диапазон натюрмортов, которыми он занимался, был широк и включал сцены с рыбными, мясными и овощными стойлами, кухонные сцены, часто включающие фигуры или живых животных, добавляющих повествовательный элемент, демонстрации дичи в кладовых или в качестве охотничьих трофеев, натюрморты с рыбами, фрукты и овощи. Совсем недавно на основе подписанной и датированной вазы с цветами 1642 года несколько натюрмортов с букетами цветов были приписаны ван Утрехту.
Ван Утрехт также рисовал сцены скотного двора с живыми животными, обычно включая домашних птиц, таких как цыплята, индейки, утки и павлины.
На его ранние работы повлиял Франс Снайдерс. Ван Утрехт не любил яркие цвета, как Снайдерс, а предпочитал теплые земляные тона, особенно серо-зеленые, и сильные эффекты светотени. Последний, вероятно, был основан на его знаниях итальянской живописи и, в частности, работ последователей Караваджо.
Адриан ван Утрехт создал рыночные и кухонные сцены, которые включали большие натюрморты дичь, рыба, овощи и фрукты. Таким образом, он придерживался традиций этого жанра, впервые заложенных в XVI веке художниками в Антверпене, такими как Питер Аэрцен и Иоахим Бёкелар, и поскольку он был развит Франсом Снайдерсом в начало 17 века.
Прилавок торговца рыбойДля некоторых сцен на рынке и на кухне Адриан ван Утрехт черпал непосредственное вдохновение в композициях Снайдера, например, в Прилавке торговца рыбой (Музей изящных искусств, Гент ), в котором он опирался на мотивы и композиционные элементы, присутствующие в Рыбном рынке Снайдера (Художественно-исторический музей ). Как и в композиции Снайдерса, в «Стойле торговца рыбой» ван Утрехта используются человеческие фигуры и висящая рыба, чтобы создать вертикальный компонент в отличие от горизонтального элемента стола. Диагонали создаются расположением рыбы, но Ван Утрехт менее заинтересован в динамическом движении, чем Снайдерс, и поэтому его диагональные линии более приглушены. Фигуры в композиции ван Утрехта были написаны другим художником, возможно, Джерардом Сегерсом. В то время как рыночные сцены XVI века отражали социальную реальность роста богатства и материального изобилия, рыночные сцены ван Утрехта больше связаны с эстетическим эффектом работы. Тем не менее, его «Прилавок торговца рыбой», кажется, рассказывает моралистическую историю. Яркий наряд женщины на фотографии, кажется, предполагает, что она была проституткой. Висящая рыба и формы некоторых рыбок намекают на эротический подтекст. Пока женщина ведет переговоры с торговцем рыбой, она становится жертвой ограбления мальчика, который режет ее сумочку, глядя прямо на зрителя.
В сценах кухни Ван Утрехта часто присутствует мужчина и женская фигура обычно вовлечена в интимный обмен. Картины с их обилием продуктов, кажется, намекают на крайности обжорства и похоти, связанные с чувством вкуса и осязания. Примером может служить Натюрморт с влюбленными 1631 года (Музей Боуза ), в котором женщина уклоняется от молодого человека, который пытается положить руку ей на грудь. Пара стоит перед столом, уставленным множеством корзин с фруктами, спаржей, артишоками, капустой, луком-пореем и птицей. В левой части картины изображена обезьяна, указывающая на пару из окна. Обезьяны обычно были символами безудержной похоти, и присутствие обезьяны подчеркивает моральный смысл этой сцены на кухне. Выбор овощей и птиц усиливает эту интерпретацию.
Сложные натюрморты, созданные Франсом Снайдерсом и Адрианом ван Утрехтом в 1640-х годах, подчеркнули подавляющее изобилие за счет изображения разнообразия объектов, фрукты, цветы и мертвая дичь, часто в сочетании с фигурами людей и животных. Адриан ван Утрехт позволил предметам перетекать со стола, на котором они были выставлены, на этаж ниже, например, в композиции «Кладовая» (Музей Прадо, 1650). Он также полагался на устройства в стиле барокко, такие как широкие занавески и фоновый вид из окон, чтобы добавить движения и глубины. Эти роскошные натюрморты положили начало жанру пронкстиллевенов, которым также подхватили художники из Северных Нидерландов. Типичным примером пронкстильвена ван Утрехта является банкетный натюрморт (Рейксмузеум, 1644). На этой картине понятие изобилия подчеркивается через изображение эксклюзивных и дорогих импортных фруктов, экзотического южно-американского попугая и других предметов роскоши, таких как музыкальные инструменты и дорогая посуда. Учитывая низкую точку обзора, большая картина (высота 185 см; ширина 242,5 см), вероятно, была задумана как камин.
В Натюрморт с попугаем (также известный как Аллегория огонь), датированный 1636 годом (Королевские музеи изящных искусств Бельгии ), ван Утрехт демонстрирует тщательно продуманную выставку всех иностранных и местных предметов роскоши, включая китайский фарфор и попугая, которые были доступны на рынке Антверпена.. Это дает ему возможность продемонстрировать свои виртуозные навыки в рендеринге всех видов материалов и текстур, а также в отражении света на различных поверхностях. На заднем плане изображен человек, работающий у плиты, помешивающий котел и передвигающий мехи. Понятно, что ван Утрехт задумал композицию как восхваление творческой силы огня, которая была задействована в создании многих предметов, изображенных в натюрмортах.
Не было известно, что ван Утрехт рисовал цветочные букеты до тех пор, пока не было обнаружено произведение с изображением вазы с цветами, которое было подписано ван Утрехтом и датировано 1642 годом. На основе этой работы были приписаны несколько других цветочных картин Ван Утрехту. Его цветочные картины ясно показывают влияние выдающегося антверпенского художника-цветовода Даниэля Сегерса.
. Натюрморт Ванитаса с букетом и черепом (Sotheby's, 29 мая 2003 г., частное собрание), датированный 1643 год был определен как произведение ван Утрехта на основании сходства цветочного букета с подписанной картиной вазы с цветами. Тема vanitas, изображенная здесь, была необычна для ван Утрехта и показывает, что его роль в развитии новых типов натюрморта недостаточно признана в художественно-исторической литературе.
Как это было принято в художественном секторе Антверпена в то время, ван Утрехт сотрудничал с другими художниками-специалистами, обычно художниками-фигурами. Известно, что он предоставил элементы натюрморта в картинах Якоба Йорданса, Эразма Квеллина II, Яна Косьерса, Томаса Виллебуртса Босхарта. Считается, что он также сотрудничал с Дэвидом Тенирсом Младшим, Теодором Ромбоутсом, Теодором ван Тулденом и Яном ван ден Хёке. Совместная работа с Яном Косьерсом (датированная 1639 годом, частная коллекция) изображает ван Утрехта с женой Констанцией на кухне среди обширного натюрморта с дичью, лобстерами, рыбой и овощами. Не всегда ясно, кто рисовал фигуры на большом рынке и на кухне, и недавно было высказано предположение, что Джерард Сегерс нарисовал фигуры в стойле торговца рыбой (Музей Fine Arts, Ghent ).
Kitchen, сотрудничество с Теодором РомбоутомСотрудничество между художниками часто создавало возможности для покровительства. Постоянный соратник Ван Утрехта Виллебойртс Босхарт полагался на свои хорошие связи с Константином Гюйгенсом для обеспечения безопасности Ван Утрехт заказывает украшения в Huis ten Bosch в Гааге в 1646 году. Huis ten Bosch был резиденцией голландского стадтхолдера Фредерика Хендрика Оранского Вдова, Амалия фон Солмс.
Ван Утрехт также участвовал в создании рисунков гобеленов. В частности, известно, что его попросил суд художник и дизайнер Ян ван ден Хёке, помогавший с серией гобеленов под названием «Аллегория времени» (ок.. 1650 г.) для эрцгерцога Австрии Леопольда Вильгельма. Несколько других художников, таких как Питер Тийс, Ян Брейгель Младший и Томас Виллебойртс Босхарт, также работали над сериалом. Сохранились десять подготовительных масляных набросков, сделанных ван ден Хёке для этой серии (четыре в Художественно-историческом музее, Вена ), а также восемь гобеленов, основанных на проектах «День и ночь» и «Месяцы». Основываясь на различиях между моделями и выполненными гобеленами гобеленов, представляющих январь и февраль, считается, что Адриан ван Утрехт улучшил животных в моделях ван ден Хёке, которые затем были включены в законченные работы.
Работа Ван Утрехта повлияла на Яна Давидса де Хема, Эваристо Башениса и Николаса де Ларжильера. Авраам ван Бейерен, как полагают, находился под влиянием pronkstillevens ван Утрехта, который он, вероятно, видел в Huis ten Bosch в Гааге, для которого ван Утрехт предоставил украшения в 1646 году.
Работы Ван Утрехта представлены во многих музейных собраниях, включая Королевский музей изящных искусств Антверпена, Рейксмузеум, Лувр, Эрмитаж, Национальный музей Стокгольм, Музей Боуз, Художественно-исторический музей, а в США Музей Гетти, Малибу, Музей изящных искусств, Сан-Франциско, Юта Музей изобразительных искусств, Национальная галерея Болгарии. Он также является частью государственных коллекций в Аррасе, Белграде, Брюсселе, Камбре, Кельне, Копенгагене, Литве, Мюнхене, Токио и других городах.