Адонирам Джадсон

редактировать

Адонирам Джадсон
Адонирам Джадсон 1846.jpg Адонирам Джадсон от Джордж Питер Александр Хили, 1846
Родился9 августа 1788 (1788-08-09). Малден, Массачусетс
Умер12 апреля 1850 (1850-04-12) (61 год). В море в Бенгальском заливе
НациональностьАмериканец
Alma materУниверситет Брауна и Андоверская духовная семинария
Род занятийМиссионер в Бирме
Супруг (ы)Энн Хасселтин, 1812–1826 (ее смерть). Сара Холл Бордман, 1834–45 (ее смерть). Эмили Чаббак, 1846–50 (его смерть)
ДетиЭдвард Джадсон, несколько других
Подпись
Appletons' Judson Adoniram signature.jpg

Адонирам Джадсон-младший (9 августа 1788 г. - 12 апреля 1850 г.) был американским конгрегационалистом, а позже особенным баптистом миссионером, который служил в Бирме почти сорок лет. В возрасте 25 лет Адонирам Джадсон был отправлен из Северной Америки проповедовать в Бирме. Его миссия и работа с Лютером Райсом привели к созданию первой баптистской ассоциации в Америке для поддержки миссионеров.

Иногда его ошибочно называют первым протестантским миссионером в Бирме, но на самом деле ему предшествовали Ричард Мардон (оба прибыли в 1807 году), а также Феликс Кэри. Однако, поскольку эти предшественники просуществовали недолго, и Джадсон также перевел Библию на бирманский, а также основал ряд баптистских церквей в Бирме, Джадсона помнят как первого значительного миссионер в Бирме, а также один из первых миссионеров из Америки, отправившихся за границу.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь
    • 1.1 Брак
  • 2 Служение
    • 2.1 Путешествие в Индию
    • 2.2 Миссионеры в Бирме
    • 2.3 Англо-бирманская война (1824–1826)
    • 2.4 Апостол Карен
  • 3 Наследие
  • 4 Опубликованные работы
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
    • 7.1 Первоисточники
  • 8 Внешние ссылки

Ранние годы

Дом, в котором родился Джадсон

Джадсон родился 9 августа 1788 года в Малдене, округ Миддлсекс, Массачусетс. Он родился у Адонирама Джадсона-старшего, конгрегационного священника, и Абигейл (урожденная Браун). Джадсон поступил в Колледж Род-Айленда и Плантаций Провиденс (ныне Университет Брауна ), когда ему было шестнадцать, и окончил его как прощальный в возрасте девятнадцати лет. Во время учебы в колледже он познакомился с молодым человеком по имени Джейкоб Имс, набожным деистом и скептиком. Джадсон и Имс установили крепкую дружбу, что привело к тому, что Джадсон отказался от своей детской веры и религиозного обучения родителей. В это время Джадсон воспринял труды французских философов. После окончания колледжа Джадсон открыл школу и написал для девочек учебник грамматики и математики английского языка.

Деистские взгляды Джадсона пошатнулись, когда его друг Имс тяжело заболел и умер. Оба спали в разных комнатах в гостинице, и Джадсон услышал предсмертную агонию человека по соседству, а на следующее утро узнал от клерка, что его анонимным соседом был мистер Имс, который действительно умер. Шок от узнавания личности умирающего соседа - и то, что Имс увел Джадсона от христианской веры к скептицизму, но теперь он был мертв - вернул Джадсона обратно к вере его юности, хотя он уже посещал Андоверскую духовную семинарию.. В 1808 году Джадсон «торжественно посвятил себя Богу». На последнем году учебы в школе Джадсон решил заняться миссионерской карьерой.

В 1810 году Джадсон присоединился к группе миссионерских студентов, которые называли себя «Братьями». Студенты вдохновили создание первого в Америке организованного миссионерского общества. Стремясь служить за границей, Джадсон убедился, что «Азия с ее мириадами идолопоклонников была самым важным полем в мире для миссионерских усилий». Он и трое других студентов семинарии предстали перед Общей ассоциацией конгрегационалистов, чтобы просить поддержки. В 1810 году, впечатленные вежливостью и искренностью четырех мужчин, старейшины проголосовали за создание Американского совета уполномоченных по иностранным миссиям.

Брак

Отплытие из Салема на «Караване»

19 сентября, Джадсон был назначен Американским советом уполномоченных по делам иностранных миссий миссионером на Восток. Джадсон был также уполномочен конгрегационалистской церковью и вскоре женился на Энн Хасселтин 5 февраля 1812 года. На следующий день он был рукоположен в скинии церкви в Салеме. 19 февраля он отправился в плавание на бриге «Караван» с Лютером Райсом ; Сэмюэл и Харриет Ньюэлл ; и его жена Энн (известная как «Нэнси») Джадсон.

История министерства

Путешествие в Индию

Джадсоны прибыли в Калькутту 17 июня 1812 года. На борту корабля, направлявшегося в Индию, он совершил целенаправленное исследование богословия крещения. Он пришел к выводу, что крещение верующего было богословски обоснованным и должно быть совершено как вопрос послушания повелению Иисуса (Матфея 28: 19–20 ).

6 сентября 1812 года он перешел в деноминацию баптистов вместе со своей женой, и они были крещены путем погружения в Калькутту английским миссионером <95 лет.>Уильям Кэри по имени Уильям Уорд.

И местные, и британские власти не хотели, чтобы американцы проповедовали индусы в этом районе, поэтому группа миссионеров отделилась и стала искать другие области миссии. Им приказала покинуть Индию Британская Ост-Индская компания, которой американские миссионеры были даже менее рады, чем британские (они крестились в сентябре, а уже в июне Соединенные Штаты объявили войну Англии). В следующем году, 13 июля 1813 года, он переехал в Бирму, и по пути его жена выкидыш на борту корабля у них родился первый ребенок.

Джадсон предложил баптистам в Соединенных Штатах служить их миссионером. Лютер Райс, который также обратился, имел слабое здоровье и вернулся в Америку, где его работа и призывы Уильяма Кэри привели к формированию в 1814 году первой национальной баптистской деноминации в Соединенных Штатах для иностранных миссий (обычно называемой Трехлетний съезд ) и его ответвление Американский баптистский миссионерский союз.

Миссионеры в Бирме

Это был еще один трудный год, прежде чем Джадсоны наконец достигли своей цели, Бирмы. Серампурские баптисты сказали Джадсону, что буддийская Бирма непроницаема для христианского евангелизма. Джадсон, который уже знал латынь, греческий и иврит, сразу же начал изучать бирманскую грамматику, но на то, чтобы научиться говорить на нем, потребовалось более трех лет. Отчасти это было связано с радикальной разницей в структуре бирманского и западных языков. Он нашел репетитора и по двенадцать часов в день изучал язык. Он и его жена твердо посвятили себя его пониманию.

В это время они были почти полностью изолированы от контактов с европейцами или американцами. Так было в их первые три года в Бирме. Прошло четыре года, прежде чем Джадсон осмелился даже пройти полугосударственную службу. Сначала он попытался приспособиться к бирманским обычаям, надев желтую одежду, чтобы обозначить себя учителем религии, но вскоре он переоделся в белый цвет, чтобы показать, что он не буддист. Затем он отказался от этой попытки как искусственной и решил, что, независимо от его одежды, ни один бирманец не будет идентифицировать его как иностранца.

Бирманский заят

Он приспособился к некоторым бирманским обычаям и построил заят, обычное убежище для приема гостей из бамбука и соломы, на улице рядом с его домом в качестве приемной и места встреч для бирманских мужчин.. Пятнадцать человек пришли на его первое публичное собрание в апреле 1819 года. Он был воодушевлен, но подозревал, что они пришли больше из любопытства, чем из чего-либо еще. Их внимание рассеивалось, и вскоре они казались безразличными. Два месяца спустя он крестил своего первого новообращенного бирманца Маунг Нау, 35-летнего лесоруба из горных племен. В "Burma Baptist Chronicle" говорится, что Маунг Нау (Най Нау) был этническим Мон.

Най Нау, первым обращенным в христианство

Первые попытки Джадсонов заинтересовать жители Рангуна с Евангелием Иисуса встретили почти полное безразличие. Буддийские традиции и бирманское мировоззрение того времени побудили многих игнорировать мольбы Адонирама и его жены и поверить в единого живого и всемогущего Бога. Чтобы усугубить их разочарование, их второй ребенок, Роджер Уильям Джадсон, умер в возрасте почти восьми месяцев.

Джадсон завершил перевод Грамматических примечаний бирманского языка в июле следующего года и Евангелия от Матфея в 1817 году. Джадсон начал публичное евангелизацию в 1818 году, сидя в заявить у обочины дороги, крича: «Хо! Всем, жаждущим знаний!» Первый верующий крестился в 1819 году, а к 1822 году их было 18 человек.

В 1820 году Джадсон и его коллега-миссионер по имени Колман попытались подать прошение императору Бирмы, королю Багидо, в надежда, что он предоставит миссионерам свободу проповедовать и учить по всей стране, а также отменит смертный приговор, вынесенный тем бирманцам, которые изменили религию.

Моунг Шуэй Моунг, один из первых обращенных в христианство

Багидо проигнорировал их призыв и бросил один из их трактатов Евангелия на землю, прочитав несколько строк. Миссионеры вернулись в Рангун и встретились с молодой церковью, чтобы обсудить, что делать дальше. Прогресс христианства будет и дальше замедляться с большим риском опасности и смерти в Бирманской империи.

Джадсону потребовалось 12 лет, чтобы обратить 18 человек. Тем не менее было много чего ободрить. Он написал грамматику языка, который используется до сих пор, и начал переводить Библию.

. Его жена, Энн, еще более свободно говорила на разговорной речи людей, чем ее более образованный муж. Она подружилась с женой наместника Рангуна так же быстро, как и с неграмотными рабочими и женщинами.

Печатный станок был отправлен из Серампура, и миссионер-типограф Джордж Х. Хаф, прибывший из Америки со своей женой в 1817 году, выпустил первые печатные материалы на бирманском языке, когда-либо напечатанные в Бирме, в том числе 800 копии перевода Джадсона Евангелия от Матфея. Летописец церкви Маунг Шве Ва завершает эту часть рассказа: «Так родилась церковь в Рангуне - лесоруб и рыбак, бедные и богатые, мужчины и женщины. Один прошел весь путь ко Христу за три дня. на другой потребовалось два года. Но как только они решили за Христа, они были Его навсегда ».

Библия на бирманском языке в переводе Джадсона

Одним из первых учеников был У Шве Нгонг, учитель и лидер группа недовольных буддизмом интеллектуалов, которых привлекала новая вера. Он был деистом скептиком, для которого проповедь Джадсона, который когда-то сам был скептиком из колледжа, была особенно сложной. После размышлений он заверил Джадсона, что готов поверить в Бога, Иисуса Христа и искупление.

Джадсон, вместо того, чтобы приветствовать его к вере, настаивал на том, чтобы он спросил, верит ли он в то, что он прочитал в Евангелии от Матфея, что Иисус сын Божий умер на кресте. У Шве Нгонг покачал головой и сказал: «А, теперь ты поймал меня. Я верю, что он умер, но не могу поверить, что он претерпел позорную смерть на кресте». Вскоре после этого он вернулся, чтобы сказать Джадсону: «Я доверял своему собственному разуму, а не слову Божьему… Теперь я верю в распятие Христа, потому что оно содержится в Священном Писании».

Суть проповеди Джадсона заключалась в сочетании убежденности в истине с рациональностью христианской веры, твердой веры в авторитет Библии и решимости сделать христианство актуальным для бирманского ума, не нарушая целостность христианской истины, или, как он выразился, «проповедовать Евангелие, а не антибуддизм».

К 1823 году, через десять лет после его прибытия, количество членов маленькой церкви выросло до 18, и Джадсон, наконец, закончил первый черновик своего перевода всего текста Нового Завета на бирманском языке.

Англо-бирманская война (1824–1826)

Джадсон заключен в тюрьму в Аве

Два непримиримых голода вызвали Первую англо-бирманскую войну 1824 года: стремление Бирмы к большей территории, и стремление Британии к увеличению торговли. Бирма угрожала Ассаму и Бенгалии ; Великобритания ответила нападением и поглощением двух бирманских провинций в составе своих владений в Индии, чтобы расширить свои торговые пути в Восточную Азию. Война стала грубым прерыванием миссионерской работы баптистов. Англоязычных американцев слишком легко спутать с врагом и заподозрить в шпионаже.

Джадсон был заключен в тюрьму на 17 месяцев во время войны между Соединенным Королевством и Бирмой, сначала в Ава, а затем в. Джадсон и Прайс были жестоко арестованы. Офицеры во главе с официальным палачом ворвались в дом Джадсона, бросили Джадсона на землю перед его женой, связали его ремнями для пыток и утащили в печально известную тюрьму смерти Авы, скованную паразитами ..

Двенадцать мучительных месяцев спустя Джадсон и Прайс вместе с небольшой группой выживших западных заключенных были отправлены по суше, босиком и больными, в течение еще шести месяцев страданий в примитивной деревне около Мандалая. Из сипаев британских военнопленных, заключенных с ними в тюрьму, все, кроме одного, погибли.

Страдания и жестокости тех 20 долгих месяцев и дней в тюрьме, полуголодные, закованные в железные цепи, иногда связанные и подвешенные за искалеченные ноги, при этом только голова и плечи касались земли, подробно описаны в его жена вскоре после освобождения.

Энн навещает Адонирама в тюрьме

Энн, возможно, была лучшим образцом высшей храбрости. Не обращая внимания на все угрозы в свой адрес, оставшись одна как единственная западная женщина в абсолютной и антихристианской монархии, находящейся в состоянии войны с Западом, охваченная бешеной лихорадкой и кормящая крошечного ребенка, которого еще не видел ее муж, она бросилась из офиса в офис в отчаянных попытках сохранить мужа в живых и завоевать его свободу.

Конец войны должен был стать временем радости для миссии. Как только ее муж был освобожден бирманцами, Энн написала, что одним из хороших результатов войны может быть то, что условия договора, по которому бирманские провинции уступили британцам, могли бы предоставить возможность распространить свидетельство миссии на недоступные части страны..

24 октября 1826 года Энн умерла в Амхерсте (ныне Кяикками ), Бирма, став жертвой долгих и ужасных месяцев болезней, смерти, стресса и одиночества, которые были ее 21 месяц. Их третий ребенок умер шесть месяцев спустя. Она умерла, когда ее муж отправился исследовать уступленную провинцию Тенассерим. Именно на диких холмах этой новой британской провинции Тенассерим начались первые признаки быстрого роста протестантского христианства в Бирме. В течение нескольких лет после окончания войны количество членов баптистов удваивалось в среднем каждые восемь лет в течение 32 лет с 1834 по 1866 год.

Ко-Тха-а

Крах армий Бирмы вывел Джадсона из тюрьма, но его освобождение не было полной свободой. В 1826 году, через несколько месяцев после капитуляции, Бирма потребовала от Джадсона услуги переводчика на мирных переговорах. Некоторые использовали согласие Джадсона на участие в переговорах по договору как доказательство соучастия в империализме, но сначала он действовал от имени побежденных бирманцев как переводчик, а не для западных победителей.

Три важных фактора сыграли свою роль, хотя и не единственную, в подъеме бирманских баптистских церквей. Большая часть роста пришлась на территорию, управляемую британцами, а не на королевство, управляемое бирманцами. Также может быть знаменательно, что после англо-бирманской войны миссионеры были американцами, а не британцами. Самым убедительным фактором была религия. Большая часть прироста пришла из племен анимистов, а не из основной группы населения, буддийской бирмы. Первым бирманским пастором, которого он посвятил, был один из первоначальной группы новообращенных, который заново основал церковь в Рангуне.

Апостол Карен

Крещение народа Карен в присутствии умирающих Джордж Бордман

В то время как нация была бирманской, потерянной провинцией Великобритании, а миссионеры были американцами, апостолом этого первого значимого в численном отношении евангелизационного прорыва не было ни бирманца, ни британца, ни американца. Он был Карен, Ко Тха Бю. Заслуга также принадлежит трем пионерам-миссионерам народа карен Джорджу Бордману и его жене Саре; и Адонирам Джадсон.

Карены были примитивной группой меньшинства древних тибето-бирманских предков, проживавшей в лесах и джунглях реки Салуин и на холмах вдоль юго-восточное побережье. Джадсон был первым миссионером, вступившим в контакт с ними в 1827 году, когда он выкупил и освободил долгового раба одного из своих первых обращенных. Освобожденный раб, Ко Тха Бью, был неграмотным, угрюмым человеком, который почти не говорил по-бирмански и слыл не только вором, но и убийцей, который признал, что убил по меньшей мере 30 человек, но не мог вспомнить точно, сколько еще.

В 1828 году бывший бандит Карен, «чей грубый, недисциплинированный гений, энергия и рвение ко Христу» (Сара Б. Джадсон) привлек внимание миссионеров, был отправлен на юг с новой миссионерской парой, Бордманс, на территорию сильно анимистичных небуддийских Карен. Ко Тха Бю не успел креститься, как он отправился в джунгли в одиночку проповедовать своим соплеменникам. Поразительно, но он нашел их подготовленными к своей проповеди. Их древние предания оракулов, передаваемые веками, содержали поразительные отголоски Ветхого Завета, о которых некоторые ученые предполагают связь с еврейскими общинами (или, возможно, даже несторианцами ) до их переселения из западный Китай в Бирму, возможно, уже в 12 веке.

Ядром того, что они назвали своей «Традицией старейшин», была вера в неизменного, вечного, всемогущего Бога, создателя неба и земли, мужчины и женщины, сформированного из взятого из ребра от человека (Бытие). Они верили в искушение человечества дьяволом и его падение, и что однажды Великий Мессия придет ему на помощь. Они жили в ожидании пророчества о том, что белые иностранцы принесут им священный свиток пергамента.

Пока Бордманы и Ко Тха Бюй проникали в джунгли на юге, Джадсон стряхнул парализующую годичную осаду депрессии, которая охватила его после смерти жены, и отправился один в долгие походы на каноэ. реку Салуин в зараженные тиграми джунгли, чтобы евангелизировать северную Карен. Между поездками он непрерывно работал над своей целью всей жизни - переводом всей Библии на бирманский язык. Когда он, наконец, закончил ее в 1834 году, он трудился над ней 24 года. Он был напечатан и опубликован в 1835 году.

В апреле того же года он женился на Саре Холл Бордман, вдове товарища-миссионера Джорджа Бордмана. У них было восемь детей, пятеро из которых дожили до взрослого возраста. Здоровье Сары стало ухудшаться, и врачи рекомендовали вернуться в Америку. Сара умерла в пути по адресу St. Елена 1 сентября 1845 года. Он продолжил путь домой, где был встречен как знаменитость и совершил поездку по восточному побережью, подняв престиж и деньги на миссионерскую деятельность. Поскольку из-за легочной болезни он едва мог говорить громче шепота, его публичные выступления были сделаны с помощью помощника, который затем обращался к аудитории.

2 июня 1846 года Джадсон женился в третий раз., писательнице Эмили Чаббак, которой он поручил написать мемуары для Сары Холл Бордман. У них была дочь, родившаяся в 1847 году.

Джадсон жил, чтобы одобрить и приветствовать первых одиноких женщин в качестве миссионеров в Бирме. До сих пор общее правило миссии запрещало такие назначения. Джадсон сказал, что это «вероятно, хорошее правило, но наши умы не должны быть закрыты», чтобы делать исключения. Первые два исключения были необычными.

Сара Каммингс и Джейсон Тума прибыли в 1832 году. Каммингс сразу же доказала свою храбрость, решив работать наедине с евангелистами Карен в малярии в долине реки Салуин к северу от Моулмейн, но через два года она умерла от лихорадки.

В 1835 году вторая незамужняя женщина, Элеонора Макомбер, после пяти лет миссии к оджибвеям индейцам в Мичигане присоединилась к миссии. в Бирме. В одиночку, с помощью помощников Карен-евангелистов, она основала церковь в отдаленной деревне Карен и взрастила ее до такой степени, что она могла быть передана под опеку обычного миссионера. Она прожила там пять лет и умерла от лихорадки джунглей.

У Джадсона развилась серьезная болезнь легких, и врачи прописали морское путешествие в качестве лекарства. 12 апреля 1850 года он умер в возрасте 61 года на борту корабля в Бенгальском заливе и был похоронен в море, проработав 37 лет на миссионерской службе за границей и всего за одну поездку домой, в Америку. Мемориал Джадсону был построен на Burial Hill в Плимуте, Массачусетс.

Legacy

Церковь Джадсона, Янгонский университет Мемориальная баптистская церковь Джадсона в Мандалае c. 1913 г. Мемориальная церковь Джадсона сегодня

Когда Джадсон начал свою миссию в Бирме, он поставил перед собой цель перевести Библию и основать церковь из 100 членов перед своей смертью. К моменту своей смерти он достиг этих и многих других целей: оставил переведенную Библию, а также наполовину заполненный бирманско-английский словарь (обсуждается ниже), 100 церквей и более 8000 верующих. Во многом из-за его влияния Мьянма занимает третье место по количеству баптистов в мире после США и Индии. Большинство приверженцев - Карен, Качин и народ зоми.

Джадсон составил первый в истории бирманско-английский словарь; миссионер Э. А. Стивен завершил англо-бирманскую половину. Каждый словарь и грамматика, написанные в Бирме за последние два столетия, были основаны на словарях, первоначально созданных Джадсоном. Джадсон "стал символом превосходства перевода Библии для" протестантских миссионеров. В 1950-х годах буддийский премьер-министр Бирмы У Ну сказал Бирманскому христианскому совету: «О нет, новый перевод не нужен. Джадсон прекрасно передает язык и идиому бирманского языка и очень ясен и понятен». Хотя Библия была переведена много раз на бирманский язык, перевод Джадсона остается самой популярной версией в Мьянме.

Каждый июль баптистские церкви в Мьянме празднуют «День Джадсона» в память о его прибытии как миссионер. Внутри кампуса Янгонского университета находится Церковь Джадсона, названная в его честь, а в 1920 году Колледж Джадсона, названный в его честь, был объединен с Колледжем Рангун, который с тех пор был переименован в Университет Янгона. Американский университет, названный в его честь, Университет Джадсона, был основан в Элгине, Иллинойс, в 1963 году, когда гуманитарный колледж Джадсона был отделен от Северной баптистской теологической семинарии, который переместился из Чикаго в Ломбард, Иллинойс. Этот американский колледж Джадсона стал университетом Джадсона в 2007 году и теперь также имеет кампус в Рокфорде, штат Иллинойс..

Изменение Джадсона на законность крещения верующих и последующая потребность в поддержке привели к основанию первой национальной баптистской организации в Соединенных Штатах, а затем и всех американских баптистских ассоциаций, включая южных баптистов, которые первыми отделились от национальной организации. Публикация писем его жены Анны об их миссии вдохновила многих американцев стать христианскими миссионерами или поддержать их. По меньшей мере 36 баптистских церквей в США названы в честь Джадсона, а также город Джадсония, Арканзас. Колледж Джадсона в Алабаме назван в честь его жены Энн, а общежитие в Баптистском университете Маранафа носит его имя, чтобы вдохновлять молодых служителей. Христианский союз владеет и управляет центром служения, названным в его честь, в его альма-матер, Брауновском университете. Его альма-матер семинарии, Теологическая семинария Андовера (ныне Теологическая школа Андовера Ньютона ), назвала свою престижную ежегодную награду премией Джадсона.

12 апреля Джадсон отмечен праздником в литургическом календаре Епископальной церкви (США).

Джадсон Хармон, a бывший губернатор Огайо был назван в его честь.

Во время Второй мировой войны корабль свободы Соединенных Штатов был назван в его честь.

Баптистский служитель Свободной Воли Девин Лайл Комински и его жена Виктория Линн Комински назвали в его честь своего первого сына Джадсона Делэнда Комински.

Опубликованные работы

  • Бирманская Библия, а также ее части, опубликованные до того, как был переведен весь текст
  • Бирманско-английский словарь (англо-бирманская часть завершена посмертно, см. Ниже)
  • Бирманская грамматика
  • Два гимна: Наш Отец, Бог, Сущий на Небесах и Приходящий Святой Дух, Голубь Божественный

См. Также

  • Портал биографии
  • flag Портал США
  • Портал Святых

Ссылки

Дополнительная литература

  • Андерсон, Кортни. К золотому берегу: Жизнь Адонирама Джадсона (Литтл, Браун, 1956), Стандартная биография
  • Брэкни, Уильям Х. «Наследие Адонирама Джадсона». Международный бюллетень миссионерских исследований 22.3 (1998): 122+ онлайн
  • Брэдшоу, Роберт И. «Жизнь и работа Адонирама Джадсона, миссионера в Бирме». (1992). онлайн
  • Климент, Джесси (1852 г.). Воспоминания Адонирама Джадсона. Оберн, Нью-Йорк: Дерби и Миллер. Проверено 21 октября, 2016.
  • Duessing, Jason G. 2012. Адонирам Джадсон: Двухсотлетняя благодарность первопроходцу американского миссионера. BH Academic.
  • Джеймс, Хелен. «Адонирам Джадсон и создание миссионерского дискурса в доколониальной Бирме». Журнал бирманских исследований 7.1 (2002): 1-28. онлайн
  • Джадсон, Эдвард. Жизнь Адонирама Джадсона (1883) онлайн.
  • Нил, Стивен. История христианских миссий (Penguin Books, 1986) стр. 293–95
  • Wayland, Francis. 1853. Мемуары о жизни и трудах преподобного Адонирама Джадсона
  • Торбет, Роберт. 1955. Venture of Faith: История Американского баптистского миссионерского общества
  • Леонард, Билл Дж., Редактор. 1994. Словарь баптистов в Америке
  • Энциклопедия южных баптистов, Норман У. Кокс, редактор
  • Бирманская энциклопедия: том 12, с-444, напечатано в 1966 году

Первичные источники

  • Ноулз, Джеймс Д. 1829. Мемуары миссис Энн Х. Джадсон, 252–259
  • Мейсон, Фрэнсис. 1843. Апостол Карен, или Воспоминания о Ко Тха Бью, Первом обращенном Карен
  • Х. П. Кокрейн, Среди бирманцев: отчет за пятнадцать лет
  • Джадсон, Эмили К. 1848. Мемуары Сары Бордман Джадсон, члена американской миссии в Бирме. Нью-Йорк: Шелдон, Лэмпорт и Блейкман.

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Адонирамом Джадсоном.
Викиисточник содержит оригинальные работы, написанные. Адонирамом или о них. Джадсон
Последняя правка сделана 2021-06-10 01:36:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте