Адольф фон Харнак

редактировать

Адольф фон Гарнак
Адольф Харнак.jpg
РодилсяКарл Густав Адольф Гарнак. 7 мая [OS 25 апреля] 1851. Дорпат, Крейс Дорпат, Ливонская губерния, Российская Империя. (ныне Тарту, Тартумаа, Эстония )
Умер10 июня 1930 (1930-06-10) (79 лет). Гейдельберг, Республика Баден, Веймарская республика
Национальностьбалтийский немец
Другие именаАдольф Гарнак
Род занятийтеолог и историк церкви
Супруг (и)Амалия Тирш (1858–1937)
ДетиАнна (20 мая 1881–1965). Маргарет (1882–90). Агнес ( 19 июня 1884 - 22 мая 1950). Карл Феодосий (19 января 1886 - 14 апреля 1922). Эрнст (15 июля 1888 - 5 марта 1945). Элизабет (1 января 1892 - 27 июля 1976 г.). Аксель (12 сентября 1895–1974)
Родитель (и)Феодосий Гарнак (3 января 1817 - 23 сентября 1889). Мари Харнак, урожденная Эверс (22 мая 1828 г. - 23 ноября 1857 г.)
РодственникиАнна (сестра; 1849 -?). Аксель (брат; 7 мая 1851 г. - 3 апреля 1888 г.). Эрих (брат; 10 октября 1852 г. - 23 мая 1915 г.). Отто (брат; 23 ноября 1857 г.) - 23 марта 1914). Арвид Гарнак (племянник)

Карл Густав Адольф фон Гарнак (родился Гарнак ; 7 мая 1851-10 июня 1930) был балтийский немец лютеранский богослов и выдающийся историк церкви. Он выпустил множество религиозных публикаций с 1873 по 1912 год (в которых он иногда упоминается как Адольф Гарнак ). Он был облагорожен (с добавлением фон к его имени) в 1914 году.

Гарнак проследил влияние эллинистической философии на раннехристианские сочинения и призвал христиан к ставят под сомнение подлинность доктрин, возникших в раннехристианской церкви. Он отверг историчность Евангелия от Иоанна в пользу синоптических Евангелий, критиковал Апостольский символ веры и продвигал Социальное Евангелие.

В 19 веке высшая критика процветала в Германии, установив историко-критический метод в качестве академического стандарта толкования Библии и понимания исторический Иисус (см. Тюбингенская школа ). Работа Гарнака является частью реакции на Тюбинген и представляет собой переоценку традиции.

Помимо богословской деятельности, Гарнак был выдающимся организатором науки. Он сыграл важную роль в основании Kaiser Wilhelm Gesellschaft и стал его первым президентом.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Богословие
  • 3 Библиография
    • 3.1 Избранные труды
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
Биография

Он родился в Дорпате (сегодня Тарту) в Ливонии (тогда провинция России, сейчас в Эстонии ), где его отец, Феодосий Гарнак, занимал должность профессора пастырского богословия.

. Он женился на Амалии Тирш 27 декабря 1879 года. Их дочь Агнес фон Зан-Харнак стала активисткой женского движения.

Гарнак училась в местном Императорском университете Дерпта (1869–72) и в университете Лейпцига, где получил ученую степень; вскоре после этого, в 1874 году, он начал читать лекции как приват-доцент. Эти лекции, посвященные таким специальным предметам, как гностицизм и Апокалипсис, привлекли большое внимание, и в 1876 году он был назначен экстраординарным профессором. В том же году он начал публикацию, совместно с Оскаром Леопольдом фон Гебхардтом и Теодором Заном, издания трудов апостольских отцов, Patrum apostolicorum opera, меньшее издание которой вышло в 1877 году.

В 1879 году он был призван в Университет Гиссена в качестве ординарного профессора церковной истории. Там он сотрудничал с Гебхардтом в Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Litteratur (1882 sqq.), Нерегулярном периодическом издании, содержащем только эссе из Нового Завета и святоотеческого поля. В 1881 году он опубликовал работу о монашестве, Das Mönchtum - seine Ideale und seine Geschichte (5-е изд., 1900; английский перевод, 1901), и стал совместным редактором с Эмилем Шюрером из theologische Literaturzeitung.

В 1885 году он опубликовал первый том своей Lehrbuch der Dogmengeschichte (3-е издание в трех томах, 1894–1898; английский перевод в семи томах, 1894–1899). В этой работе Гарнак проследил рост догмы, которую он понимал как авторитетную доктринальную систему церкви и ее развитие с 4 века до протестантской Реформации. Он считал, что с самого начала христианская вера и греческая философия были настолько тесно переплетены, что образовавшаяся система включала в себя множество верований и обычаев, которые не были подлинно христианскими. Следовательно, протестанты не только свободны, но и обязаны критиковать его; Протестантизм можно понимать как отказ от этой догмы и возврат к чистой вере, которая характеризовала первоначальную церковь. Сокращение этого слова появилось в 1889 году под названием Grundriss der Dogmengeschichte (3-е изд., 1898 г.).

В 1886 году Гарнак был призван в Марбургский университет, а в 1888 году, несмотря на насильственная оппозиция Берлину со стороны консервативных церковных властей. В 1890 году он стал членом Академии наук. В Берлине, несколько против его воли, он был вовлечен в полемику по Апостольскому Символу веры, в котором нашли выражение партийные противоречия внутри прусской церкви. Точка зрения Гарнака заключалась в том, что в кредо содержится и слишком много, и слишком мало, чтобы служить удовлетворительным тестом для кандидатов на рукоположение ; он предпочитал более краткое заявление о вере, которое могло быть строго применено ко всем (см. его Das Apostolische Glaubensbekenntnis. Ein geschichtlicher Bericht nebst einer Einleitung und einem Nachwort, 1892).

В Берлине Гарнак продолжал писать. В 1893 году он опубликовал историю ранней христианской литературы вплоть до Евсевия Кесарийского, Geschichte der altkirchlichen Literatur bis Eusebius (часть 2, том 5., 1897 г.)); и в его популярных лекциях Das Wesen des Christentums появился в 1900 году (5-е изд., 1901; английский перевод, What is Christianity? 1901). Одна из его более поздних исторических работ, Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten (1902; английский перевод, Миссия и распространение христианства в первые три века, в двух томах, 1904–1905), сопровождалась некоторыми важными Исследования Нового Завета (Beitrage zur Einleitung in das neue Testament, 1906 sqq.; англ. Пер.: Luke the Physician, 1907; The Sayings of Jesus, 1908).

Адольф фон Харнак (справа) рядом с кайзером Вильгельмом II по случаю открытия нового Kaiser-Wilhelm-Institut (1913).

Гарнак был одним из самых плодовитых и стимулирующих современных критиков ученых, и воспитал на своем «Семинаре» целое поколение учителей, которые несли его идеи и методы по всей Германии и за ее пределами.

С 1905 по 1921 год Гарнак был генеральным директором Королевская библиотека в Берлине (с 1918 г. - Прусская государственная библиотека).

Подобно многим либеральным профессорам в Германии, Гарнак приветствовал Первую мировую войну в 1914 году и подписал публичное заявление, одобряющее военные цели Германии (Манифест девяноста трех ). Именно это заявление с подписью его учителя Гарнака Карл Барт назвал главным стимулом для его отказа от либерального богословия.

Гарнак был одним из движущих сил в основании в 1911 году Kaiser Wilhelm Gesellschaft (KWG) и стал его первым президентом. Деятельность Общества была сильно ограничена Первой мировой войной, но в период Веймарской республики Гарнак руководил его деятельностью, чтобы она стала основным средством преодоления изоляции немецких ученых, которую почувствовали в результате войны и ее последствий. В его честь был назван главный конференц-центр общества в Берлине Дом Гарнака, открытый в 1929 году. После длительного периода в США Армия в руках после Второй мировой войны теперь вернулась к предназначенной Гарнаку роли центра международной интеллектуальной жизни в немецкой столице под руководством организации-преемника KWG, Макса. Planck Gesellschaft.

Богословие

Среди отличительных характеристик работы Гарнака было его настойчивое стремление к абсолютной свободе в изучении церковной истории и Нового Завета (т.е. не было запретных областей исследований, которые нельзя было бы критически исследовать.); его недоверие к православным или либеральным ; и его интерес к практическому христианству как к религиозной жизни, а не к системе теологии. Некоторые из его обращений по социальным вопросам были опубликованы под заголовком «Очерки социального евангелия» (1907).

Хотя четыре евангелия считались каноническими начиная с Иринея во II веке, Гарнак, как и более ранние немецкие ученые, отверг Евангелие от Иоанна как не имеющее исторической ценности относительно жизни Иисуса:

В частности, четвертое Евангелие, которое не исходит и не исповедует, что исходит от апостола Иоанна, не может считаться историческим авторитетом в обычном значении этого слова. Автор ее действовал с суверенной свободой, переносил события и представлял их в странном свете, сам составлял дискурсы и иллюстрировал великие мысли воображаемыми ситуациями. Хотя поэтому его работа не совсем лишена реального, хотя и едва узнаваемого, традиционного элемента, она вряд ли может претендовать на то, чтобы считаться авторитетом в истории Иисуса; только немногое из того, что он говорит, можно принять, и это немногое с осторожностью. С другой стороны, это первоклассный авторитет для ответа на вопрос: какие яркие взгляды на личность Иисуса, какой свет и тепло развеяло Евангелие? "

Гарнак отрицал возможность чудес, но утверждал что Иисус вполне мог совершить действия исцеления, которые казались чудесными: «Земля на своем пути остановилась; что ослица говорила; мы не верим, что шторм утихомирили словом, и мы никогда больше не поверим; но то, что хромой ходил, слепой видел и глухой слышал, не может быть сразу отвергнуто как иллюзия ».

Библиография
  • Курт Новак и др., (ред.), Адольф фон Харнак. Christentum, Wissenschaft und Gesellschaft, Göttingen: Vandenhoeck Ruprecht, 2003, ISBN 3-525-35854-7 - это лучшая недавняя оценка Гарнака и его влияния с различных точек зрения.

Избранные произведения

См. Также
Примечания
Ссылки
Дополнительная литература
  • Глик, Г. Уэйн. «Теологические и культурные влияния девятнадцатого века на Адольфа Гарнака. История церкви» (1959)) 28 # 2 157-182
  • Паук, Вильгельм. Гарнак и Трельч: Две истории теологи (Wipf and Stock Publishers, 2015)
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Адольф фон Харнак.
Викиисточник содержит оригинальные работы, написанные кем-либо или о:. Адольф фон Харнак
Последняя правка сделана 2021-06-10 01:29:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте