В греческой мифологии Адмет (; Древнегреческий : Ἄδμητος Адметос, «дикий», «неукротимый») был король Феры в Фессалии.
Адмет стал преемником своего отца Фереса, в честь которого был назван город. Его мать была идентифицирована как или Климена. Он был одним из аргонавтов и участвовал в охоте на калидонского кабана. Жена Адмета Алкестида предложила заменить его собственной смертью. Самым известным из детей Адмета был Эумел, который руководил отрядом из Феры для участия в Троянской войне. У него также была дочь Перимеле.
Адмет прославился его гостеприимство и справедливость. Когда Аполлона приговорили к году рабства у смертного в наказание за убийство Дельфина или, как гласит более поздняя традиция, циклопов, бог был послан в дом Адмета, чтобы служить его пастухом. Аполлон в качестве компенсации за лечение Адмета заставил всех коров родить близнецов, пока он был его пастухом.
Романтический характер их отношений был впервые описан Каллимахом из Александрии, который написал, что Аполлон был «воспламенен любовью» к Адмету. Плутарх перечисляет Адмета как одного из любовников Аполлона и говорит, что Аполлон служил Адмету, потому что он любил его. Латинский поэт Овидий в своей Ars Amatoria сказал, что, несмотря на то, что он был богом, Аполлон оставил свою гордость и остался в качестве слуги ради Адмета. Тибул описывает любовь Аполлона к царю как servitium amoris (рабство любви) и утверждает, что Аполлон стал его слугой не по принуждению, а по собственному желанию.
Позднее Аполлон помог Адмету завоевать руку Алкестиды, дочь Пелия, царя Иолка. У Алкестиды было так много женихов, что Пелий поставил перед женихами явно невыполнимую задачу - чтобы завоевать руку Алкестиды, они должны были запрячь кабана и льва в колесницу. Аполлон запрягал ярмо с животными, а Адмет повез колесницу к Пелию и женился на Алкестиде.
Адмет, однако, не позаботился принести жертву Артемиде, сестре Аполлона. Обиженная богиня наполнила брачный зал змеями, и снова Аполлон пришел на помощь Адмету. Аполлон посоветовал Адмету принести жертву Артемиде, и богиня удалила змей.
Величайшая помощь Аполлона Адмету уговаривал Судьбы отсрочить Адмету судьбоносный день его смерти. Согласно Эсхилу Аполлон напоил Судьбу, и Судьба согласилась помиловать Адмета, если он найдет кого-нибудь, кто умрет вместо него. Адметус изначально полагал, что один из его престарелых родителей с радостью займет место смерти их сына. Когда они не захотели, Алкестида умерла за Адмета.
Сцена смерти описана в пьесе Еврипида Алкестида, где Танатос, бог смерти, уносит Алкестиду в Подземный мир. Когда Алкестис спускается, Адмет обнаруживает, что на самом деле он не хочет жить:
Положение спас Геракл, который отдыхал в Фера на пути к людоедам Кобылы Диомеда. На Геракла произвело большое впечатление доброе отношение Адмета к нему как к гостю, и, когда ему рассказали о ситуации Адмета, он вошел в гробницу Алкестиды. Он отплатил за честь, оказанную ему Адметом, борясь с Танатосом, пока бог не согласился освободить Алкестиду, а затем вернул ее в мир смертных. Согласно другим источникам, Персефона, царица Подземного мира вместо этого вернула Алкестиду в верхний мир.
Сцены из мифа об Адмете и Алкестиде. Мрамор, саркофаг К. Юния Евфода и Метиллы Акте, 161–170 гг. Н. Э.
Прощание с Адметом и Алкестидой Джорджа Денниса (1848)
Пастухи Адмета Констанции Филлотт (около 1890 года)
«Смерть Алкестиды» Анжелики Кауфман.
Аполлон в гостях у Адмета. Автор Николас-Антуан Таунай (XIX век)
Адмет Бевейнт Алкесте, Иоганн Генрих Тишбейн (около 1780 г.)
Алкестис и Адмет, древнеримская фреска (45-79 гг. Трагический поэт, Помпеи, Италия
Алкестида и Адмет, древнеримская фреска (45-79 гг. До н.э.) Стефано Болоньини из Дома трагического поэта, Помпеи, Италия
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Адмет. |