Адам Мюллер | |
---|---|
Адам Мюллер в молодости | |
Родился | Адам Генрих Мюллер. ( 1779-06-30) 30 июня 1779 года. Берлин, Бранденбург |
Умер | 17 января 1829 (1829-01-17) (49 лет). Вена, Австрия |
Профессия | Критик, теоретик, экономист |
Жанр | Экономический романтизм. Контрпросвещение |
Известные произведения | Elemente der Staatskunst |
Адам Генрих Мюллер (30 июня 1779 - 17 января 1829; после 1827 года Риттер фон Ниттердорф ), немецкий публицист, литературный критик, политический экономист, теоретик государства и предшественник экономического романтизма.
Мюллер родился в Берлине. Предполагалось, что он должен изучать протестантское богословие, но с 1798 года он посвятил себя в Геттингене изучению права, философии и естествознания. Он был учеником Густава Гюго. Вернувшись в Берлин, его друг Фридрих фон Генц уговорил его заняться политологией. Он рано установил близкие отношения с Генцем, его старше на 15 лет; и эта связь оказала важное влияние как на его материальные обстоятельства, так и на его умственное развитие в загробной жизни. Двое мужчин сильно различались по характеру и своим основным принципам, но согласились, по крайней мере, в более поздний период, в своих практических политических целях, и дружба была прекращена только смертью.
Мюллер какое-то время работал референдатором в Kurmärkische Kammer в Берлине. Отношения Мюллера с партией Юнкер и его сотрудничество с ними в их противодействии реформам Харденберга делали для него невозможным любое государственное трудоустройство в Пруссии. Он путешествовал по Швеции и Дании, провел около двух лет в Польше, а затем отправился в Вену, где был обращен в католическую веру 30 апреля 1805 года. Через Генца он познакомился. с Меттернихом, которому он был полезен при подготовке государственных бумаг.
С 1806 по 1809 год он жил в Дрездене, занимаясь политическим образованием принца Бернхарда Саксен-Веймарского и лектором Немецкая литература, драматическое искусство и политология. В 1808 году он вместе с Генрихом фон Клейстом редактировал журнал Phoebus. В 1809 году он вернулся в Берлин, а в 1811 году в Вену, где жил в доме эрцгерцога Австрийского Максимилиана-Эсте и стал другом Клеменса Марии Хофбауэр.
. он поступил на австрийскую службу и был назначен имперским комиссаром и майором стрелкового корпуса в Тироле. Он участвовал в войнах за свободу, а позже в качестве советника правительства в реорганизации страны. В 1815 году он был вызван в Вену и отправился в Париж с императорским штабом.
По заключении мира он стал генеральным консулом Австрии в Саксонии в Лейпциге и агентом Анхальта и Шварцбурга.. Он редактировал здесь периодические издания Deutscher Staatsanzeiger (1816–1818) и Unparteiischer Literatur- und Kirchenkorrespondent. Он присутствовал на министерских конференциях в Карловых Варах и Вене (1819–1820), где, будучи одним из главных литературных инструментов реакции, он принял участие в создании Карловых Вар. разрешения. В 1826 г. по просьбе принца фон Меттерниха он был возведен в дворянство Риттер фон Ниттерсдорф , был отозван в Вену (1827 г.), назначен имперским советником и нанят на службу канцелярия. Он умер в Вене в 1829 году в возрасте 49 лет.
Мюллер прославился как писатель не только по политике и экономике, но и по литературе и эстетике.
Его главная работа - Elemente der Staatskunst (Элементы государственного управления), берущая свое начало в лекциях, прочитанных до принца Саксен-Веймарского Бернхарда и собрания политиков и дипломатов в Дрездене зимой. 1808-09. Он рассматривает в шести книгах о государстве, праве, духе законодательства в древности и в Средние века, о деньгах и национальном богатстве, об экономических факторах государства и торговли, о соотношении между государством и религией.
Мюллер был консервативным писателем, чьим видением государства была абсолютная власть, в отличие от теоретиков, подчеркивавших права человека, таких как Монтескье и Руссо. Мюллер стремился понять связь между политической и социальной наукой и, используя исторический метод, основывать их на философии и религии. Вместе с Эдмундом Бёрком, Фридрихом фон Генцем, Йозефом де Местром и Карлом Людвигом фон Галлером его следует считать одними из главных противников революционных идей в политике.
В своей работе Von der Notwendigkeit einer theologischen Grundlage der gesamten Staatswissenschaften (О необходимости всеобъемлющего богословского основания политической науки, 1820 г.) Мюллер отвергает, как и Галлер (Restauration der Staatswissenschaften, 1816 г.) между конституционным и гражданским правом (общим правом), которое полностью основывается на идее всемогущества государства. Его идеал - средневековый феодализм, по образцу которого следует моделировать реорганизацию современных политических институтов.
В области литературы и эстетики Мюллер принадлежит к романтической школе. Он романтик даже в своей специальности, политике и политической экономии. Как пишет Эйхендорф в своей книге Geschichte der Poetischen Literatur Deutschlands (новая редакция В. Коша, Кемптен, 1906, стр. 352), Мюллер «обозначил свою собственную область применения Романтизм к социальным и политическим условиям жизни ». Карл Шмитт представил точку зрения, что «невозможно судить о теории государства Мюллера как о чем-либо, кроме как вопрос эстетики и стиля». Сам Мюллер заявляет: «Примирение науки и искусства и их благородных идей с серьезной политической жизнью было целью моих более крупных работ» (Vermischte Schriften, I, p. Iii).
Его позиция в политической экономии определяется его решительной оппозицией материалистической - либеральной системе Адама Смита 134>(так называемая классическая) политическая экономия или т.н. Он осуждает Смита как представляющего одностороннюю материальную и индивидуалистическую концепцию общества и как слишком чисто английского в своих взглядах. Таким образом, Мюллер также является противником свободной торговли. В отличие от экономического индивидуализма Адама Смита, он подчеркивает этический элемент в национальной экономике, обязанность государства по отношению к личности и религиозную основу, которая также необходима в этой области. Важность Мюллера в истории политической экономии признается даже противниками его религиозной и политической точки зрения. Его реакция на Адама Смита, говорит Рошер (Geschichte der National-Ökonomik, стр. 763), «не слепая или враждебная, но важна и часто действительно помогает». Некоторые из его идей, освобожденные от большей части их сплава, воспроизводятся в трудах исторической школы немецких экономистов.
реакционной и феодальной мысли в трудах Мюллера., который так мало соответствовал духу времени, не позволял его политическим идеям оказывать более заметное и продолжительное влияние на его возраст, в то время как их религиозный характер не позволял их справедливо оценить. Однако учение Мюллера имело долгосрочные последствия, поскольку они были снова подхвачены теоретиками 20 века корпоративизма и корпоративного государства, например Отмаром Спанном ( Der wahre Staat. Vorlesungen über Abbruch und Neubau der Gesellschaft, Вена, 1921).
Мюллер был человеком больших и разносторонних талантов, прекрасным оратором и многообещающим писателем. Некоторые из его работ были основаны на его собственных лекциях; наиболее важными (помимо упомянутых выше периодических изданий) являются:
A критический памфлет, написанный в 1817 году по случаю протестантского юбилея Реформации и озаглавленный Etwas, das Goethe gesagt hat. Beleuchtet von Adam Müller. Лейпциг, день 31 октября 1817 г. был напечатан, но не опубликован (переиздан в Вене, 1910 г.). Тем не менее ответ, озаглавленный Etwas, das Herr Adam Müller gesagt hat über etwas, das Goethe gesagt hat, und noch etwas, das Luther gesagt hat (Лейпциг, 1817 г.), вышел в двух изданиях.