Адам Франтишек Коллар | |
---|---|
Адам Франтишек Коллар, 1779 | |
Родился | 17 апреля 1718. Терхова, Венгерское королевство (ныне Терхова, Словакия ) |
Умер | 10 июля 1783 г. (65 лет). Вена, Эрцгерцогство Австрии (ныне Австрия ) |
Другие имена | Адам Францискус Коллар. Адам Франц Коллар. Коллар Адам Ференц |
Образование | Венский университет |
Род занятий | Главный имп. - королевский библиотекарь. имп. - советник королевского двора |
Работодатель | Императрица Мария Тереза |
Известна для | Создал термин этнология. Вклад в соотношение образования 1777. Пропаганда Габсбургов Просвещенный централизм |
Название | Нобилис (высадился в 1775 году) |
Предшественник | Жерар ван Свитен |
Преемник | Джозеф фон Мартинес |
Дети | Тереза (1773–1774) |
Родитель ( s) | Матей Коларик. Регина Мысловска |
Адам Франти Шек Коллар де Керестен(немецкий : Адам Франц Коллар фон Керестен, венгерский : kereszténi Kollár Ádám Ferenc; 1718–1783) был словацким юристом, императорско-королевским придворным советником и главным императорско-королевским библиотекарем, членом Natio Hungarica в Королевстве Венгрия, историк, этнолог, влиятельный защитник просвещенной и централистской политики императрицы Марии Терезии. Его повышение статуса Марии Терезии в Венгерском королевстве в качестве его апостольского правителя в 1772 году было использовано в качестве аргумента в поддержку последующих Габсбургских аннексий Галиции и Далмации. Коллару также приписывают создание термина этнология и его первое определение в 1783 году. Некоторые авторы считают его одним из первых пророковских, прославянских и панславянских активистов в Монархия Габсбургов.
Коллар родился в семье низший дворянин, вероятно, за неделю до зарегистрированной даты его крещения в воскресенье, 17 апреля 1718 года, в Терхова, теперь в Словакии, затем Терхова в Королевство Венгрия. Источники часто указывают дату его крещения как дату его рождения. В некоторых более ранних источниках датой его рождения является 15 апреля, а в самых старых австрийских биографиях указан 1723 год. Его предок Ладислав (Ладислав) Коллар был возведен в дворянство в 1593 году. Адам Ф. Коллар умер 10 июля 1783 года в Вене, затем столица Габсбургской монархии. Источники также приводят другие даты его смерти - 13 и 15 числа того же месяца.
Хотя Коллар, вероятно, использовал Франтишек в качестве своего второго имени, когда говорил на своем родном словацком, он использовал латинское Franciscus (также Адамо Франциско) или немецкое Franz в качестве своего второго имени во всех своих работах, которые были опубликованы только на двух языках. Версия «Франтишек» не стала появляться как его второе имя в словацких и чешских публикациях до конца ХХ века. Венгерские тексты используют ференц. В английских текстах традиционно использовался Франц; более современная практика - Франтишек.
Родители Коллара переехали в Банска-Бистрица (Besztercebánya), где он учился в иезуитской средней школе. Позже он использовал латинское название города (Neosolium) в качестве приложения к своему имени в некоторых своих латинских публикациях - Pannonius Neosoliensis («паннонский из Besztercebánya»). Он продолжил свое образование в подготовительной средней школе (gymnázium ) в другом шахтерском городке Banská Štiavnica (Selmecbánya), окончил университетский город Trnava (Nagyszombat ) и присоединился к Обществу Иисуса. Он учился в иезуитском колледже Вены (Венский университет ), преподавал в подготовительной школе иезуитов в Липтовском Святом Микулаше (Liptószentmiklós, ныне Липтовски Микулаш ) и затем вернулся в Вену, чтобы продолжить учебу.
Его интерес к языкам проявился с самого начала. В его табеле успеваемости его родной словацкий и латинский языки были оценены как хорошо, а по немецкому - выше среднего. Он начал изучать богословие в Венском университете с двух лет изучения иврита и языков Ближнего Востока. По окончании учебы он покинул Общество Иисуса. Языками, на которых говорил Адам Франтишек Коллар, были словацкий, чешский, сербский, польский, русинский, русский, белорусский, украинский, словенский, хорватский, болгарский, венгерский, немецкий, латинский, греческий, иврит, турецкий, китайский, персидский, арабский, итальянский, румынский. , Французский, голландский, английский, испанский и микстекский.
Адам Ф. Коллар начал свою карьеру в Императорско-Королевской библиотеке в 1748 году в качестве писца и в конечном итоге стал ее главным библиотекарем и советником при дворе Габсбургов. Большинство его назначений было с готовностью одобрено императрицей Марией Терезией, перед которой он снискал расположение, чью политику он поддерживал своей стипендией и которая стала крестной матерью его единственного ребенка.
Обучившись турецкому, персидскому и классическим языкам, Адам Ф. Коллар смог редактировать и публиковать или переиздавать многочисленные рукописи и более ранние тома из собраний Императорско-Королевского Библиотека. Особое уважение получили его аннотированные издания текстов на языках Ближнего Востока. Как говорит Коллар во введении, он заново открыл турецкие и арабские шрифты, использованные Месниен-Менински в 1680 году, и использовал их для переиздания турецкой грамматики Месниен-Менински. Коллар добавил транскрипции, тексты различных договоров с Османской империей, перевел их на латынь и добавил арабскую и персидскую версии.
Редакционная работа Коллара с рукописями из разных культур и языков, в дополнение к его знакомству с языковым и культурным разнообразием его родного Королевства Венгрия, сделали его одним из первых учеников этнология и ученый, который фактически придумал и дал определение этого термина в Historiae jurisque publici... опубликованном в 1783 году. В отличие от более позднего, более общего определения Александра Сезара де Шаванна от 1787 года (иногда ошибочно принимаемого за первое появление этого понятия) кто видел в ней «историю народов, прогрессирующих к цивилизации», Коллар придумал и определил этнологию как:
науку о нациях и народах или то исследование ученых людей, в котором они исследуют происхождение, языки, обычаи, и институты различных наций, и, наконец, отечество и древние места, чтобы иметь возможность лучше судить нации и народы в их собственное время.
Адам Ф. Коллар, писавший в многоязычной многоэтнической Габсбургской монархии, расширил Посредством ограниченных взглядов Августа Людвига фон Шлёцера, эти двое прокомментировали работу друг друга народам (populis) и этническим группам - нациям (gens). Слово Коллара было быстро воспринято учеными Центральной Европы. Он был изучен в 1787 году немецким историком Иоганном Эрнстом Фабри в Геттингенском университете и Шаванном в Академии Лозанны. Он начал появляться на французском языке к 1820-м годам и на английском к 1830-м годам.
Адам Ф. Коллар был тесно связан с централистской политикой императрицы Мария Тереза . Некоторые из его публикаций были заказаны ее судом, хотя и не были отмечены как таковые, многие другие поддерживали его политику. Как уроженец Венгерского королевства, провинции Габсбургов, которая больше всего сопротивлялась централизации, он знал ее положение. Он посвятил свою работу 1764 года De Originibus et Usu perpetuo... (О происхождении и постоянном использовании законодательных полномочий апостольских королей Венгрии в вопросах церковных) аргументам в пользу превосходства правления Габсбургов над римско-католической иерархией. над традиционными законодательными полномочиями Сейма Королевства и, косвенно, над привилегиями его знати. Коллар поддержал свою позицию и позицию Габсбургов многочисленными ссылками на историю Королевства, его Historiaeiplomaticae... с 1762 года уже содержали большую часть документации. Среди прочего, Коллар предложил отменить безналоговый статус дворянства Королевства. De Originibus et Usu perpetuo... привели к самому взрывному событию в политической жизни Коллара. Книга вызвала возмущение во время сейма 1764–1765 годов, на котором присутствовала Мария Тереза , и никак не укрепила ее позицию. Она начала борьбу с ущербом с запрета на дальнейшее распространение книги Коллара в Венгерском Королевстве, что включало отзыв проданных копий, Габсбурги намекнули ему написать извинение, что он и сделал без особого энтузиазма в форме защиты, и Ватикан поместил книгу в свой index librorum prohibitorum, где она оставалась в течение следующих двух столетий.
Напряженность между Габсбургами и Венгерским королевством оставалась в значительной степени неразрешенной во время правления Коллара. жизнь и его позиция вызвали гнев его собратьев-дворян в провинции, но он не смягчился. Он жил в Вене, столице всей Габсбургской монархии, где его взгляды были не просто au courant среди ее жителей, но фактически исходили из центра власти. Публикация книги Коллара «De Originibus et Usu perpetuo...» (1764) соответствовала и, возможно, согласовывалась с целями Габсбургов, и он более чем сохранил свой статус любимого и влиятельного академического сторонника Марии Терезии. Он писал в пользу политики Габсбургов Просвещения, выступал против крепостного права и защищал религиозную свободу во всей монархии. Мария Тереза обратилась к нему с просьбой предоставить большое количество документов, имеющих отношение к ее политике. Его аргументы в Jurium Hungari in Russiam Minorem..., опубликованные на латинском и немецком языках в 1772 году, были вызваны Габсбургами в поддержку их последующих аннексий Галиции и Далмации.
С академическим интересом Адама Ф. Коллара к этническому разнообразию Центральной Европы связаны его периодические комментарии о развивающихся отношениях между ее народами. В тандеме с его усиливающейся поддержкой подавления самоуправления провинций Габсбургов в пользу абсолютистского правления Марии Терезии, он отошел от своего более тесного отождествления с Венгерским Королевством, что все еще проявляется в атрибут Hungarus Neosoliensis, который он дал себе в книге, которую он редактировал в 1756 году (авторы объясняют латинский Hungarus, используемый этническими не-венграми, такими как Коллар, как «субъект суверена Королевства», а не как лингвистически-этнический атрибут), менее явным атрибутировать Pannonius Neosoliensis ("Паннон из Банска-Бистрица ) с названием древнеримской провинции Паннония как символическая ссылка на территорию его родного Королевства (хотя территория, где он вырос, включая Банска-Бистрицу, никогда не была частью этой провинции), что не отражало ни ее настоящего названия, ни названия одной из крупнейших этнических групп. Он был одним из первых академических авторов, которые прокомментировали словаков и других славян Габсбургской монархии, а также языковой и культурной идентичности ее подданных в дополнение к их определению политическими границами. Наряду с его централистским габсбургско-монархическим национализмом авторы рассматривают его как одного из первых прославянских, прославянских и панславянских активистов Габсбургской монархии. Некоторые из аргументов Габсбургов в поддержку их аннексии частей Польши в 1772 году основывались на работах Коллара о русинах с протоэтно-националистической концепцией их совместного идентичность независимо от существующих политических границ.
Коллар повлиял на некоторые реформы императрицы Марии Терезии, в том числе ее постановление Ratio educationis в 1777 году, направленное на стандартизировать методы обучения, учебные планы и учебники. Габсбурги ценили его за пополнение коллекций своей научной библиотеки. Мария Тереза, однако, отложила на неопределенный срок его предложение в 1774 г. (возобновленное после аналогичных усилий Коллара в 1735 и 1762–1763 гг.) Об учреждении того, что должно было стать первым исследовательским институтом монархии Габсбургов, которое он и другие ее сторонники планировали. позвонить в Академию наук.
17 апреля 2013 года Google отпраздновал свое 295-летие, выпустив Google Doodle.
Источники дают противоречивые названия и годы публикации некоторых работ А.Ф. Коллара. Следующий список соответствует фактическим библиотечным фондам его книг с обычной транслитерацией латинских названий и скорректированным использованием заглавных букв в названиях, напечатанных заглавными буквами.