Действие от 4 августа 1800 г.

редактировать

Действие от 4 августа 1800 года
Часть Французских революционных войн
Дата4 августа 1800 года
МестоположениеУ побережья Бразилии
РезультатПобеда Великобритании
Воюющие стороны
Великобритания Франция
Командиры и лидеры
Генри Меритон Жан Ландольф
Численность
1 линейный корабль. 7 торговых судов. 1 китобой3 фрегата
Жертвы и потери
Нет2 захваченных фрегата

Действие 4 августа 1800было весьма необычным военно-морским сражением, которое произошло у берегов Бразилии во время Французских революционных войн.. Французский фрегат, совершавший набеги на британскую торговлю в районе Западной Африки, подошел и попытался атаковать конвой ценных жителей Восточной Индии, больших и хорошо вооруженных торговых судов, идущих из Великобритании в Британская Индия и Китай, два корабля, идущие в Ботанический залив, и китобойный промысел в Южных морях для китового промысла. Небольшой британский линейный корабль HMS Belliqueux сопровождал конвой, которому в противном случае приходилось полагаться на индивидуальное вооружение кораблей для защиты от нападения. Из-за их большого размера жители Восточной Индии могли быть ошибочно приняты за линейные корабли на расстоянии, и французский командующий коммодор Жан-Франсуа Ландольф не нервничал, когда конвой сформировал линию битва. Предположив, что его целью является флот мощных военных кораблей, он повернулся, чтобы убежать, и британский командующий капитан Роули Бултил немедленно приказал преследовать его. Чтобы сохранить впечатление боевых кораблей, он также приказал четырем своим самым могущественным жителям Восточной Индии присоединиться к погоне.

Белликё быстро побежал за флагманом Ландольфа Конкорд, не оставив Ландольфу иного выхода, кроме как сдаться без какого-либо серьезного сопротивления. Остальная часть французской эскадры продолжала бежать ночью по отдельности, каждого преследовали два жителя Ост-Индии. После полуторачасового преследования и с наступлением темноты восточно-индийский корабль Exeter подошел к французскому Médée, создавая при свете огней впечатление, что это большой корабль линия. Полагая, что он превзошел себя по вооружению, капитан Жан-Даниэль Куден сдался, узнав истинную личность нападавшего только тогда, когда он поднялся на борт. Это единственный случай во время войны, когда британское торговое судно захватило большой французский военный корабль.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Битва
  • 3 Последствия
  • 4 Цитаты и ссылки
Справочная информация

К 1800 году британцы и французы находились в состоянии войны в течение семи лет и британцы доминировали на море после ряда значительных побед над французским, голландским и испанским флотами. У каждого французского порта большие эскадрильи британских линейных кораблей и фрегатов ожидали французских движений и по возможности перехватывали и уничтожали французские торговые суда и военные корабли. В то время как британские торговые корабли шли большими, хорошо вооруженными конвоями, французские корабли были вынуждены проскальзывать между гаванями, чтобы избежать британской блокады. Чтобы противостоять британскому контролю на море, французы периодически отправляли эскадры кораблей для набегов на британские торговые пути, особенно у побережья Западной Африки и в Южной Атлантике, где растянутый Королевский флот имел лишь минимальные силы

.

Большие конвои жителей Восточной Индии были одной из основных целей для любого французского рейдера. Эти огромные корабли шли из Великобритании с общим грузом или часто с военными припасами и войсками в Индию или другие порты Индийского океана, Юго-Восточной Азии или Китая. Там они продавали свои грузы и покупали специи, чай, шелк и другие предметы роскоши, прежде чем отправиться обратно в Британию. Путешествие туда и обратно заняло больше года, и житель Ост-Индии, плывущий в Великобританию, обычно перевозил товар на сотни тысяч фунтов; один большой конвой, вышедший из Кантон в январе 1804 года, стоил более 8 миллионов фунтов стерлингов. Жители Восточной Индии были хорошо защищены, имели до 30 орудий и обычно путешествовали большими конвоями, в которых корабли могли обеспечивать друг друга взаимной защитой. Такие конвои часто сопровождались эскортом Королевского флота, обычно включающим линейный корабль.

6 марта 1799 года французская эскадра отплыла из Рошфора. Состоящий из фрегатов «Конкорд» под командованием коммодора Жана-Франсуа Ландольфа, Меди под командованием капитана и Франшизы под командованием капитана Пьера Журьена, это была мощная сила, способные нанести значительный ущерб слабо защищенному торговому флоту. Ускользнув от блокадных сил Рошфора, эскадра плыла на юг, пока не достигла побережья Западной Африки. Там корабли Ландольфа начали расширенную операцию по налету на торговлю, нанеся серьезный ущерб торговле с Западной Африкой в ​​течение остальной части года. В конце концов напряженность службы в тропических водах сказалась на кораблях, и все трое были вынуждены пройти обширный ремонт на ближайших доступных верфях союзников, которые располагались на принадлежащей испанцам Ривер Плейт в Южной Америке. Ремонт продолжался шесть месяцев, пока Ландольф не посчитал, что эскадра снова готова к отплытию в начале лета 1800 года. Эскадра почти сразу захватила американскую шхуну, которую она оборудовала как тендер <107.>. В то время Франция и Соединенные Штаты в течение двух лет участвовали в Квази-войне.

Битве

Британский конвой состоял из жителей Восточной Индии Бомбейского замка, Эксетер, Дорсетшир, Куттс и Нептун, Ботани-Бэй корабли Royal Admiral и Anne и китобой Серингапатам. Единственным британским военным кораблем был Belliqueux. 4 августа они были недалеко от острова Тринидад у побережья Бразилии. Оттуда жители Восточной Индии поймают западные пассаты, которые перенесут их на остров Святой Елены, мыс Доброй Надежды и их пункты назначения.

В 07:00 4 августа, когда французская эскадра двигалась у берегов Бразилии, наблюдатели заметили паруса на горизонте. Неуверенные в идентификации странных кораблей, французы постепенно сокращали дистанцию ​​в течение утра. Ландольф увидел семь больших судов и три корабля поменьше, все несомненно британские. Однако он не мог сказать, были ли это военно-морские линейные корабли или жители Восточной Индии. Сначала он подумал, что это могут быть торговые корабли, но в полдень он заметил двойные ряды орудийных портов по бокам каждого корабля и отозвал атаку, отвернувшись и подав сигнал своей эскадре разделиться, полагая, что противник - это большие военные корабли, которые легко могут быть способны уничтожить его маленькую силу. Капитан Журиен опротестовал приказ Ландольфа, настаивая на том, что конвой состоял из торговых судов, а не военных кораблей, но Ландольф подавил протесты Жюриена. На самом деле Юриен был прав.

Когда французы были в полном бегстве, Балтил решил продолжить уловку, согласно которой его конвой состоял из военных кораблей. Пока он и Белликё преследовали Конкорд, он дал знак своим крупнейшим жителям Ост-Индии следовать за другими французскими кораблями, чтобы они не вернулись и не контратаковали конвой, пока Белликё был занят. Эксетер под командованием капитана Генри Меритона и Бомбейский замок под командованием капитана Джона Гамильтона должны были следовать за Меде, в то время как Куттс под командованием капитана Роберта Торина и Нептун под командованием капитана Натаниэля Спенса должны были следовать за Франшизой. Все четыре судна весили более 1200 тонн (bm ) и несли по 30 пушек каждое, но ни одно из них не имело на борту более 130 членов экипажа и не могло соревноваться в точности или скорострельности с 315 бойцами. на борту каждого из французских кораблей. В течение всего дня погоня продолжалась: «Белликё» неуклонно приближался к французскому флагману, а «Франшиза» в сопровождении американской шхуны наступала на своих преследователей. В 17:20 «Балтил» находился на большом расстоянии от корабля Ландольфа, который, когда это было возможно, открыл ответный огонь. Во время перестрелки ни одна из сторон не понесла повреждений или потерь, но линейный корабль явно обогнал фрегат, и в течение десяти минут Ландольф сдался, а не увидел, что его корабль уничтожен, а его люди убиты в неравном бою.

<49 К 19:00 Франшиза выбросила за борт свои спасательные шлюпки и большое количество оружия и припасов, облегчив корабль настолько, что она смогла далеко опередить преследователя. С наступлением ночи французский фрегат полностью ускользнул от британских войск. Однако Меди не сбежала. Хотя Бомбейский замок был на много миль позади и был виден лишь издали на горизонте, Эксетер мог внимательно следить за фрегатом. Меритон знал, что французский военный корабль был намного сильнее, чем его собственное торговое судно, но понимал, что, поскольку фрегат не предпринял никаких усилий для ведения боя, ее командир должен был поверить, что Эксетер был линейным кораблем. Чтобы усилить этот образ в стремительно приближающейся темноте, Меритон расположил фонари позади каждого оружейного порта, независимо от того, есть ли в нем пушка, создавая эффект, описываемый как «устрашающий злобный фонарик». Когда его корабль приблизился к французскому фрегату, Меритон окликнул палубу врага, призывая их сдаться. Напуганный этим большим и, казалось бы, могущественным противником, Куден решил, что его единственный выход - ударить по его флагу и подняться на борт британского корабля, чтобы официально сдаться. Прибыв на борт, он был удивлен, увидев гораздо меньше и меньших орудий, чем обычно имелся военный корабль. Когда Куден спросил, кому он сдался, Меритон, как говорят, ответил: «Торговцу». Встревоженный, Куден потребовал, чтобы ему разрешили вернуться на его корабль и провести официальное морское сражение, но Меритон отказался.

Последствия

В бою 4 августа 1800 г. ни одна из сторон не убила ни одного человека. или раненый; действия все же нанесли серьезное морское поражение мощным силам французского фрегата, положив конец его успешной рейдерской карьере. Хотя капитан Журиен из Franchise провел еще три недели у берегов Бразилии, прежде чем вернуться во Францию. 9 августа он столкнулся с торговцем Веллесли, который направлялся к мысу, но после около часа боя британскому кораблю удалось отогнать нападавшего. Джуриен следовал за Уэлсли два дня, но затем бросил погоню; Затем он не видел другого паруса, пока не покинул этот район.

Конвой Бултила продолжил свой путь, остановившись 12 августа в Рио-де-Жанейро для пополнения запасов. Затем жители Восточной Индии отправились на остров Святой Елены по пути в Азию. Два корабля Botany Bay отправились в Австралию, а китобойный Seringapatam - в Южные моря.

Захваченные фрегаты были ценными призами, но Королевский флот приобрел только Medée, который он принял на вооружение как HMS Medee, который никогда не вводился в эксплуатацию, а вместо этого использовался в качестве тюремного корабля в течение нескольких лет. перед тем, как продать ее в 1805 году. Фрегаты вошли в порт незадолго до Амьенского мира и, таким образом, считались излишками для нужд флота. Корабли, их запасы и оборудование продавались в частном порядке; выручка от продажи была выплачена в качестве призовых в феврале 1803 года. Британские экипажи также получили денежную награду за каждого французского моряка, захваченного во время сражения.

Bulteel и Meriton были отмечены наградами. Меритон должен был вести еще два морских сражения против французов, участвуя в успешной обороне Китайского флота в битве при Пуло Аура в феврале 1804 года. Он был тяжело ранен и захвачен эскадрой французских фрегатов после яростная защита от Действия 3 июля 1810 г..

Цитаты и ссылки

Цитаты

Ссылки

  • Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том IV. Chatham Publishing. ISBN 1-86176-013-2.
  • Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1996]. Нельсон против Наполеона. Издания Caxton. ISBN 1-86176-026-4.
  • Грант, Джеймс (1803) Повествование о путешествии за открытием: совершенное в 1800, 1801 и 1802 годах в Новый Южный Уэльс... (Эгертон).
  • Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1998]. Победа морской мощи. Издания Caxton. ISBN 1-84067-359-1.
  • Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, Том 3, 1800–1805 гг. Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-907-7.
  • Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, том 5, 1808–1811 гг. Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-909-3.
  • Миллер, Рассел (1988) [1980]. Жители Восточной Индии. Амстердам: Книги времени жизни. ISBN 0-7054-0635-0.
  • Уинфилд, Риф (2008). Британские военные корабли в эпоху паруса 1793–1817: дизайн, строительство, карьера и судьбы. Сифорт. ISBN 1-86176-246-1. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Вудман, Ричард (2001). Море Warriors. Constable Publishers. ISBN 1-84119-183-3.
Последняя правка сделана 2021-06-08 22:06:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте