Акт свободного выбора(индонезийский : Penentuan Pendapat Rakyat, PEPERA, Determination of the People's Opinion), иногда 2 августа 1969 года, пренебрежительно названные «Законом об отсутствии выбора», состоялись выборы, на которых единогласно проголосовали 1025 мужчин и женщин, выбранных индонезийскими вооруженными силами в Западной Новой Гвинее. в пользу Индонезийского контроля.
Событие было упомянуто Организацией Объединенных Наций в резолюции 2504 (XXIV) Генеральной Ассамблеи без указания мнения о том, соответствует ли оно разрешающим Нью-Йоркское соглашение, и не давая заключения, было ли это актом «самоопределения», как упоминается и описывается в резолюциях 1514 и 1541 (XV) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций соответственно.
Референдум и его поведение было указано в Нью-Йоркском соглашении ; Статья 17, в которой частично говорится:
Соглашение продолжается со статьей 18:
В соответствии со статьей 17 Нью-Йоркского соглашения плебисцит должен был состояться только через год после прибытие представителя ООН Фернандо Ортис-Санс (посол Боливии в ООН) на территорию 22 августа 1968 года.
В Нью-Йоркском соглашении указано, что все мужчины и женщины Папуа, не являющиеся иностранными гражданами, имеют право право голоса в Законе. Генерал Сарво Эдхи Вибово вместо этого выбрал 1025 меланезийских мужчин и женщин из предполагаемого населения в 800 000 в качестве представителей Западной Новой Гвинеи для голосования, которых попросили проголосовать, подняв руки или прочитав подготовленные сценарии, на дисплее для наблюдатели ООН. Они проголосовали публично и единогласно проголосовали за контроль Индонезии. Организация Объединенных Наций приняла к сведению результаты в резолюции 2504 Генеральной Ассамблеи . По словам Хью Ланна, журналиста Reuters, мужчин, выбранных для голосования, шантажировали, заставляя голосовать против независимости с угрозами насилия против их личности и семьи. Современные дипломатические телеграммы показали, что американские дипломаты подозревают, что Индонезия не могла выиграть справедливое голосование, а также подозревают, что голосование не было проведено свободно, но дипломаты считали это событие «предрешенным» и «второстепенным для Интересы США ". Ортис-Санс написал в своем отчете, что «акт свободного выбора был совершен в соответствии с практикой Индонезии», но не подтвердил, что он соответствовал международной практике, как того требовал Закон о свободном выборе.
«Акт о свободном выборе» иногда критиковался как «Акт без выбора», и многие активисты движения за независимость постоянно протестуют за новый референдум для каждого папуаса. После Падение Сухарто в 1998 году, знаменитый архиепископ Десмонд Туту и некоторые американские и европейские парламентарии просили секретаря ООН Кофи Аннана проанализировать роль Организации Объединенных Наций в голосовании и обоснованность Акта о свободном выборе. К Организации Объединенных Наций призывали провести собственный референдум с таким широким электоратом, как утверждают критики Нью-Йоркского соглашения, но Закон о свободе выбора Free Choice не выполнялся. Те, кто призывает к голосованию, также указывают на 30-летнюю лицензию, которую Indo Nesia была продана компании Freeport-McMoRan за права Папуа на добычу полезных ископаемых в 1967 году, а также в ответ индонезийских военных на референдум в Восточном Тиморе как поддержку дискредитации Акта о свободном выборе 1969 года. Позиция правительства Индонезии заключается в том, что признание результатов Организацией Объединенных Наций подтверждает правильность поведения и результатов.
Новый референдум поддерживают многие международные организации, включая Кампанию за освобождение Западного Папуа, которая работает с Западные папуасы, чтобы предоставить всем западным папуасам самоопределение и полную независимость от индонезийского правления.
Федеральная Республика Западное Папуа, образованная 19 октября 2011 года на Третьем Народном Конгрессе Западного Папуа, объявила Нью-Йоркское соглашение и Акт о свободном выборе недействительными и добивается признание Организацией Объединенных Наций в качестве независимого государства в соответствии с международным и обычным правом.