Ачуар

редактировать
Ачуар
Кольцо на голову ачуар, NMAI, ок. 1925
Общая численность населения
18 500
Регионы со значительной численностью населения
Эквадор : 15 000, Перу : 3500, Испания : 1500
Языки
язык шуар, язык ачуар-шивиар
религия
шаманизм, анимизм

ачуарамазонское сообщество, насчитывающее около 18 500 человек, по обе стороны границы между Эквадором и Перу. В начале 1970-х годов ачуар были одной из последних групп дживаро, все еще не затронутых внешним контактом.

Имя Ачуар означает «народ пальмы агуахе ”.

Содержание

  • 1 Образ жизни
    • 1.1 Домохозяйства
    • 1.2 Задачи
  • 2 Язык
  • 3 Религия и космология
  • 4 Смерть
  • 5 История
  • 6 Влияние некоренных народов на ачуарский народ
  • 7 Известные ачуарские люди
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Образ жизни

Домохозяйства

Жизнь ачуар сосредоточена на домашнем хозяйстве, которое состоит из основной ячейки семьи, часто включающей в себя близких родственников. Хотя идеалом ачуар является автономия и независимость домохозяйств с точки зрения натурального хозяйства, обычно в обществе существует от десяти до пятнадцати домохозяйств, разбросанных по территории, но все еще находящихся на относительно близком расстоянии друг от друга. Каждая из этих групп имеет тенденцию быть уксорилокальной. Браки обычно полигинны, партнеры в какой-то мере связаны, или в некоторых случаях женщины забираются из близлежащих групп во время рейдов. Сожены часто бывают сестрами (см. сороральная полигиния ).

Стандартный дом ачуар расположен рядом с рекой или озером, но на некотором расстоянии от основных водных путей из-за комаров и для защиты семьи от набегов на каноэ. Он имеет форму большого овала, обычно без внешних стенок для вентиляции, с высокой крышей с прямыми сторонами. Крышу часто делают из пальмовых листьев, в то время как для балок дома используются два вида пальм. Временные стены делают из больших пальм, когда опасность кажется близкой. Большой двор и сады окружают дом снаружи. Размер дома играет ключевую роль в эго ачуарского человека. Чем больше дом для нескольких жен и детей, тем больше вероятность, что мужчину сочтут несовершеннолетним или «великим человеком».

Конфликты в обществе ачуар минимальны. Между соседними племенами идет постоянная борьба, и когда напряженность резко возрастает, ачуар находят убежище в больших защищенных домах, в которых проживает от шести до семи семей.

Задания

Мужчина-ачуар с духовым ружьем

Женщины и мужчины выполняют отдельные ежедневные задачи, которые полезны для выживания семьи. Женщины собираются и несут игру, иногда со своими детьми, а также готовят еду. У них также есть возможность ловить рыбу корзинами или леской, но в целом их роль связана с домашними обязанностями. Мужчины же работают в лесу и охотятся. Они также участвуют в создании инструментов, которые они используют для охоты, таких как духовые ружья и ловушки, и используют технику расчистки земли для расширения садов своих супругов.

Сады обслуживаются исключительно женщинами не реже трех дней в неделю. Они включают большое количество и разнообразие видов растений, но их ценность гораздо глубже, чем просто источник пищи. Женщины могут найти убежище в своих садах и выразить свое горе и страдания наедине, поскольку общественные эмоции отвергаются. Там женщины также рожают своих детей, демонстрируя важность садов в жизни ачуар.

Ачуар следуют астрономическому календарю сезонных ресурсов, таких как сезон рыбы, который делится на дни, луны и год.

Помимо повседневной рутины, еще остается время для отдыха. Тридцать пять процентов дня тратится на натуральное производство, а остальная часть дня остается открытой. У мужчин и мальчиков больше времени для отдыха по сравнению с женщинами, которым еще нужно выполнить работу по дому. До свадьбы мальчики целый день ничего не делают, а девочки-подростки работают в саду. В остальное время женатые мужчины пьют маниок пиво и разговаривают друг с другом, одновременно выполняя ручную работу, например, столярную.

Язык

Этническая группа ачуар является частью союза шуаров и образует одну из четырех диалектных групп, составляющих языковую семью шуаров (ачуар, шуар, агуаруна и хуамбиса).

Ачуар говорят на языке шуар и на ачуарско-шиварском языке, диалектах дживароских языков. Ачуар-чичам или ачуар связаны с другими языками, такими как шуар-чичам, но они сильно отличаются от языка аваджунт (за исключением некоторых слов и фраз). По этой причине некоторые исследователи считают, что они не из семьи Дживароана. В ачуарском языке всего четыре гласных: a, e, i, u. Буква «е» произносится иначе. Алфавит состоит из 21 буквы a, aa, ch, e, ee, i, ii, j, k, m, n, p, r, s, sh, t, ts, u, uu, w, y.

Религия и космология

Шаманизм присутствует в образе жизни ачуаров, и колдовство иногда практикуют как специалисты по ритуалам, так и миряне. Примером этого является институционализированная форма взаимного насилия, которая дает человеку право отменить любые вредные инциденты или материалы, отправленные другим человеком. Дживароанцы, к подгруппе которых относятся ачуары, приписывают особую форму панамазонского анимистического космологического феномена, известного как ',' в котором многие животные и растения обладают человеческими душами, хотя их внешний вид различен. Животные с человеческими душами важны для ачуаров, поскольку они представляют собой форму социализированной природы. Единственный способ добиться успеха для охотника - это жить в гармонии с дичью, на которую он охотится, и с ее духами-хранителями, известными как кунтиниу нукури (буквально: «матери дичи»). Отношения охотника как с добычей, так и с их «охотничьими матерями» носят личный характер и развиваются на протяжении всей жизни, и эти отношения в основном характеризуются как аффинальные. Он должен следовать этим двум правилам: относиться к этим животным умеренно и проявлять уважение к животным, которых он убивает. Оба эти правила охоты систематизированы в предостерегающих мифах.

Ачуар верят, что сущности, обладающие человеческими душами, обладают способностью общаться с помощью языка и знаков. Это иногда происходит во время путешествий души, известных как встречи арутам, которые представляют собой крайнее состояние самосознания и вызываются употреблением галлюциногенных напитков. Аяхуаска - ритуальное причастие в религии ачуар. Сны необходимы ачуарам, поскольку они не только открывают, но и могут предсказывать. Прежде чем вступать в какую-либо форму хищнического поведения, будь то война, охота или некоторые формы рыбалки, мужчины часто настаивают на том, чтобы увидеть сон.

Самоконтроль - фундаментальный аспект верований ачуар, которому учат в молодом возрасте. Мужчины проявляют дисциплину, чтобы продемонстрировать силу воли и силу, и лучшее место для демонстрации этого - собственный дом. Примеры самоконтроля: избегать обжорства, иметь возможность не спать и ничего не тратить зря. Кроме того, еще одной формой контроля будет их выражение лица и отношение, особенно перед посетителями. Ключевым моментом является уклонение от зрительного контакта, иначе может возникнуть чувство агрессии и прикрытие рта при разговоре. Слюна - единственный продукт нашего тела, который подвергается публичному воздействию. Это связано с тем, что женская слюна считается источником брожения маниокового пива, а мужская слюна социально включена в речь во время разговора.

Сады охраняет дух садов, Нункуи. Женщины поют аненты, волшебные песни, как средство общения со своими растениями, нункуи и другими объектами. Песни очень личные, поэтому их либо поют в голове, либо на инструменте, но всегда втайне. У каждого анента в основном одинаковая мелодическая структура, но разные тексты. Тем не менее, сады иногда могут быть опасными, особенно маниок, который, как считается, имеет черты вампиризма. Дети являются основной целью маниока, поэтому им не разрешается входить в сад без присмотра. Кровь драгоценна в глазах ачуаров, которые верят, что в каждом человеке есть конечное количество крови, и когда она потеряна, ее невозможно восстановить, что ускоряет смерть.

Смерть

Традиционная форма захоронения ачуаров - это помещение умершего в выдолбленное бревно, напоминающее каноэ. Во время похорон главы семьи каноэ закапывают в центре дома в память о постоянном присутствии покойной фигуры. Одно из духовных убеждений ачуаров относительно смерти - роль оставшихся частей тела мертвого тела. Эти конечности обретают собственную жизнь и принимают тела определенных животных.

История

Впервые об ачуарах написали западные люди в 1548 году; однако они избегали продолжительных контактов с Европой до 20 века. Христианские миссионеры не закрепились в обществе ачуар до 1940-х и 1950-х годов.

Влияние некоренного населения на ачуарский народ

Из-за развития тропических лесов Амазонки численность и средства к существованию ачуарского народа значительно снизились. снижается. Когда в 1964 году в Амазонии была обнаружена нефть, нефтяные компании начали претендовать на землю для разработки и получения прибыли. Такие претензии, их развитие и история насильственных атак на нефтяные инвестиционные объекты по всей Амазонии привели к тому, что ачуар был исключен из части эксплуатационных и буровых площадей на территории, на которую традиционно претендуют ачуар. Контакт с некоренными народами также стал свидетелем появления новых заболеваний (включая новые ЗППП) и конфликтов, связанных с загрязнением в результате разливов нефти, неправильной деловой практикой и насильственными взаимодействиями.

Во многих, но не во всех случаях, разливы нефти разной степени не устранялись простым захоронением. Крупные нефтепроводы проходят над реками, в которых Ачуар можно купаться и пить. Когда эти нефтепроводы разрываются, загрязнение может и произошло, тем самым деградируя ресурсы и ограничивая доступ Ачуар к их историческим источникам пресной (но неочищенной) воды. Между сотрудниками нефтяной компании и коренными ачуарами возникли жестокие конфликты с некоренным населением. Как и на большей части бассейна Амазонки, сексуальная практика коренных народов отличается от сексуальной практики некоренного населения, а современные методы «безопасного секса» распространяются очень плохо, что подвергает опасности их население и культуру. Как следствие, некоторые защитники утверждают, что контакты с некоренными людьми являются причиной большинства смертей коренных народов.

Известный народ ачуар

Примечания

Источники

  • Amazon Defense Coalition. «Племена на границе Перу-Колумбия-Эквадор боятся смерти от нефти»
  • Дескола, Филипп. 1994. В Обществе природы: местная экология в Амазонии, перевод с французского Норы Скотт. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. [1986]
  • Descola, Philippe. 1996. Копья сумерек: Жизнь и смерть в джунглях Амазонки, перевод с французского Джанет Ллойд. Лондон: Издательство Харпер Коллинз. [1993]
  • Тейлор, Энн Кристин. 1996. "Тело души и его состояния: амазонский взгляд на природу бытия человека". Журнал Королевского антропологического института », 2 (2): 201-215.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-08 21:22:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте